litceymos.ru 1

Физическое развитие детей с нарушениями зрения


Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Дошкольники с нарушениями зрения, как правило, характеризуются меньшей подвиж­ностью, нечеткостью координации движе­ний, снижением их быстроты, ловкости, ритмичности, точности. Кроме того, они чаще подвержены простудным заболевани­ям, а показатели их физического развития на 5—14 % ниже, чем у нормально видя­щих сверстников.

Большинство детей со зрительной патоло­гией испытывают трудности при ориентиров­ке в пространстве, выполнении движений на равновесие и т. д. Формирование основных движений (ходьбы, бега, прыжков, лазания) у них осложнено, что снижает двигатель­ную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движениях.

В специализированных дошкольных уч­реждениях для детей с косоглазием и амблиопией ежедневно значительное количе­ство времени затрачивается на лечебно-восстановительную работу, а так как лече­ние проходит в условиях неподвижности, то и это в некоторой степени способствует снижению двигательной активности.

В связи с этим большое значение при­обретает вопрос охраны нервной системы детей, создание и постоянное поддержива­ние положительных эмоций, развитие по­требностей в движении. Иными словами, необходимо правильно организовать двига­тельный режим для детей с нарушением зрения, обеспечивать в полном объеме со­держание знаний по развитию движений в сочетании их с другими видами детской дея­тельности (конструированием, рисованием, играми) и лечебно-восстановительными мероприятиями, а также с учетом особенностей двигательных возможностей детей, т. е. важно правильно определить норму физической нагрузки. При этом необходимо учитывать:


1. Общее количество времени для актив­ных движений в режиме дня.

2. Время двигательной активности в каж­дом режимном отрезке.

3. Интерес и доступность для детей раз­ных видов движений.

4. Дозировку двигательных упражнений в зависимости от состояния зрения и дви­гательной подготовленности детей.

5. Чередование общеукрепляющих и коррекционных упражнений.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает, для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.

Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир.


Инструктор по физической культуре

Опарина Г. Н.