litceymos.ru 1

Анализ

работы НОУ

в 2005-2006 учебном году

Основная цель работы НОУ: создание творческой образовательной среды для педагогов и учеников.

Основные задачи:

 Продолжить выявление учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью.

 Прививать навыки научного исследования.

 Формировать у учащихся представление о целостной картине мира.

 Пропагандировать научные знания об окружающем мире.

 Участвовать в школьных, районных, республиканских олимпиадах, конкурсах, научно-практических семинарах и конференциях.

В 2005-2006 году НОУ учащихся насчитывало в своих рядах 45 человек. Планировалось вести работу в трех структурных подразделениях: «Почемучки» (3-4 классы), «Юные исследователи» (5-7 классы), «Эврика» (8-11 классы)

По результатам анкетирования большее число учащихся, замотивированных на исследовательскую работу вошло в подразделение «Эврика» (22 человека), учащихся 5-7 классов – 15 человек, 3-4 классов – 8 человек.

В начальных классах исследовательский метод реализовался только в рамках классно-урочной системы. Исследовательская деятельность младших школьников заключалась в подборке материалов, на интересующую тему из различных источников, в подготовке докладов, оформлении рубрики «Это интересно» на сменных стендах в рекреациях и кабинете природоведения.

Основной объем исследовательской деятельности был осуществлен в старшем подразделении «Эврика».

Здесь работа проводилась в двух направлениях.

Первое направление – индивидуальная работа, предусматривающая исследовательскую деятельность одного ученика и руководителя. В этом году проводилось 9 работ индивидуального направления. (См. приложение)

Второе направление – групповая работа. Она включала работу над совместным исследовательским проектом. К категории групповых работ можно отнести 4 исследования, два из которых использовали информацию из разных предметных областей, например, биология и экология, биология, экология, география, химия. В рамках деятельности общества был разработан проект, рассчитанный на три года. Подразделение «Эврика» состояла в прошедшем году из 6 секций: иностранных языков (немецкий, английский), филологической, естественных наук, физико-математической, общественных наук, технологической.


Результаты работы.

На гимназическую НПК было заявлено 13 работ. Из них 11 были рекомендованы на районную НПК. Две работы получили рекомендации для доработки.

В районной НПК было представлено 11 работ, 8 из которых были удостоены дипломов: первой степени - 2 работы, второй степени – 4 работы и третьей степени – 2 работы.

Выводы.

Работа в научном обществе имеет для учащихся гимназии практическое значение. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы; во-вторых, у них появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати; в-третьих, они могут представить работы для участия в областных и международных конференциях и семинарах, в-четвертых, ребята имеют возможность более верного выбора своего профессионального пути.

Недостатки в работе НОУ:


  • Низкий уровень самоуправления.

  • Часто недостаточный уровень самостоятельности учащихся в выполнении работ.

  • Авральный характер оформления научных отчетов.

  • Отсутствие сплоченности среди членов НОУ.

Предложения:

  • Отработать систему самоуправления внутри НОУ.

  • Создать Экспертный совет НОУ.

  • Вести систематические семинары – практикумы по ознакомлению учащихся с технологической цепочкой исследовательской работы.

  • Учить детей составлению и соблюдению плана-графика написания научного отчета.

  • «Вживлять» исследовательскую форму деятельности в начальную и среднюю ступень гимназии.

  • Вести работу в НОУ и в третьем направлении – массовая работа. В ходе нее организовывать встречи с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры.
  • Использовать работы учащихся в урочной деятельности.

  • Систематизировать пропаганду жизнедеятельности НОУ школы.