litceymos.ru 1

Урок – турнир


Тема:
Обобщение темы «Тепловые явления»


Класс:
8


Тип урока:
5й тип (проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся)


Цели: Обучающая: закрепление учащихся навыков решения задач, расчётных качественных и экспериментальных.

Воспитательная: формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.

Развивающая: научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять окружающие явления.


Оборудование:


  1. кубик с записью формул.

  2. Листы с формулами для эстафеты.

  3. карточки с задачами.

  4. Карточки с графиками.

  5. Заготовки для кроссвордов.

  6. Текст для кроссворда, «найди ошибку».

  7. Приборы: термометр, ДВС; паровая турбина, теплоприёмник; прибор по теплопроводности; термос.


Ход урока

  1. Организационный:

Ведущий: Про теплоту начнём рассказ

Всё вспомним, обобщим сейчас

Энергия! Работа до кипенья!

Чтоб сразу наблюдалось испаренье.

Мозги не доведём мы до плавленья

Их тренируем до изнеможенья


В учение проявим мы старание

Идей научных в виде обаяния.

Задачу мы любую одолеем

И другу мы помочь всегда сумеем!!!

И проявляем мы себя в труде

Как двигатель с высоким КПД,

Но как же жизнь бывает не проста,

С то дамой, что зовётся теплота.


Ребят разделить на 2 команды примерно равные по силам. Сообщается, что на уроке будет учитываться активность каждого и все команды в целом. Составляется ведомость, в которую вносятся оценки за каждый ответ каждому учащемуся.

  1. Проведение конкурсов:



1 конкурс:

«Знаешь ли ты формулы?»


1 этап: кубик



2 этап: эстафета
















Ведущий: Представитель команд выходят и бросаю кубик; выпавшую формулу записывает на доске, поясняют её назначение, физический смысл каждой входящей в неё величины. Команда-соперница задаёт вопросы, относящиеся к этой формуле. В эстафете учащиеся поочерёдно записывают пропущенные величины в формулах, связанные в общую цепочку.

2 конкурс:


«Смекалистых»



Ведущий: Этот конкурс посвящается решению задач. Представители команд получают карточки с задачами. И члены команды решают эти задачи.


Задача для 1й команды

Задача для 2й команды

Сколько спирта надо сжечь, что бы изменить температуру воды, массой 2 кг. от 14 градусов до 50 градусов, если вся теплота, выделяемая спиртом, пойдёт на нагревание воды? (≈ 11 г.)

Сколько энергии израсходовано на нагревание воды массой 0.75 кг. от 20 градусов до 100 градусов и последующее образование пара массой 250 грамм? (827 кДж)




3 конкурс:

«Любители кроссвордов»

Ведущий: В выделенном столбце получится название прибора в котором нельзя изучать тепловые явления.


  1. Как называется хаотическое движение молекул в теле?

  2. Вид теплопередачи?

  3. Тепловой двигатель, в котором пар или газ вращает вал без помощи поршня, шатуна и кривошипа?

  4. Сосуд хранящий пищу горячей?

  5. Вид теплопередачи, в котором энергия переносится струями газа или жидкости?

  6. Прибор, состоящий из 2х сосудов, разделённых воздушным промежутком?

  7. Вид теплопередачи, осуществимый в вакууме?

  8. Энергия, определимая движением и взаимодействием молекул в теле?

  9. Процесс обратный плавлению?



















Т

Е

П

Л

О

В

О


Е


































Т

Е

П

Л

О

П

Р

О

В

О

Д

Н

О

С

Т

Ь










Т

У

Р

Б

И

Н

А



































Т

Е

Р

М

О

С

















































К

О

Н

В

Е

К

Ц

И

Я





































М

О


Н

О

М

Е

Т

Р






















И

З

Л

У

Ч

Е

Н

И

Е








































В

Н

У

Т

Р

Е

Н

Н

Я

Я



































К

Р

И

С

Т

А

Л

Л

И

З

А

Ц

И

Я








4 конкурс:

«Понимаешь ли ты график»

Ведущий: учащимся каждой команды раздаются графики. По графику нужно ответить на вопросы:




  1. Какой процесс изображён на графике?

  2. Для какого вещества?

  3. Что происходит на участках?


5 конкурс

«Найди ошибку»

Ведущий: Необходимо найти в тексте как можно больше ошибок.

Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что на восемь утра договорился с Толей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне хорошо были видны поле за окраиной города. Там снег уже весь стаял, и только на крышах домов он ещё лежал мохнатыми шапками. Включив электрочайник, и не вытираясь глубоко вдохнул – по всему телу разлилось тепло. Покушав, я выбежал на улицу. Толя был уже там. «Вот погода сегодня – нёс он. – Солнце-то такое, а температура с утра минус 2 градуса по Цельсию». «Нет, минус 4», - возразил я. Мы заспорили, потом Толя сообразил, в чём дело». «У меня термометр на ветру висит, - сказал он, - а у тебя – в укромном месте, поэтому и показывает большое».



6 конкурс

«Знаешь ли ты физические приборы?»

Ведущий: членом команд необходимо рассказать название, применение каждого прибора.


Выставляются приборы:


  1. Термометр;

  2. Двигатель внутреннего сгорания;

  3. Паровая турбина;

  4. Термос;

  5. Теплоприёмник;

  6. Прибор по теплопроводности.



3. Подведение итогов конкурсов.


Обобщение изучённого материала.

Составление итоговой таблицы.





1 кон

2 кон

3 кон

4 кон

5 кон

6 кон

Общее количество баллов

1 команда






















2 команда