litceymos.ru 1

Коллективный способ обучения на уроках математики.


Из опыта работы учителя математики Березка Валентины Анатольевны.


Опыт преподавания, основанный на учёте индивидуальных особенностей интереса школьников, позволяет утверждать, что для реализации дифференцированного подхода к учащимся на этапе мотивации не обойтись без сочетания индивидуальной и коллективной форм работы.

Необходимость в этих формах деятельности учащихся на уроке математики следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся с целью максимального его развития.

Реально в каждом классе выделяются четыре группы учащихся:

1. учащиеся, знающие « сверхпрограммы »;

2. учащиеся с хорошими знаний и умений;

3. учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений;

4. учащиеся не достигших минимального уровня.

Использование КСО на уроках математики позволяет реализовать следующие цели:

1. расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности.

2. развитие умения самостоятельно работать.

3. создание условий для повторения, ликвидации пробелов, актуализация

знаний для успешного изучения новой темы.

4. формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать

над заданием.

5. ликвидация пробелов в знаниях и умениях.

6. развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных ситуациях.

7. доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.

Известно, что в основе коллективного способа обучения лежат следующие принципы:

- ориентация на высокие конечные результаты;

- непрерывная передача друг другу полученных знаний;

- сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

- дифференцированный подход: каждый работает согласно своим


возможностям и способностям.

На уроках я реализую коллективный способ обучения, применяя методику взаимообмена заданий, взаимотренаж.

Методику взаимообмена заданий я использую при отработке умений и навыков выполнения упражнений и заданий по разным темам курса. заранее готовлю карточки с двумя однотипными заданиями.

Предварительно разбиваю класс на группы по четыре человека примерно одинакового уровня подготовки. Поскольку группы получаются разного уровня, по каждой теме составляю как минимум два блока карточек.






№1

Решить неравенство:







№3

Решить неравенство:

25-6 5+50


2 4-5 2+2≤0































№2

Решить неравенство:

9









№4

Решить неравенство:

2 +2+214


5+5+5155



№5

РЕШИТЬ НЕРАВЕНСТВО:





№6

РЕШИТЬ НЕРАВЕНСТВО:

416




№7

РЕШИТЬ НЕРАВЕНСТВО:



49

№8

РЕШИТЬ НЕРАВЕНСТВО

2


3




Перед началом работы учащиеся знакомятся с алгоритмом работы по методике ВОЗ. Но работать по этой методике учащиеся приступают после того как учитель объяснил всему классу новый материал и провёл первоначальное формирование умений по данной теме, только после этого следует перейти к закреплению умений, доведения их до навыков.




Алгоритм работы по методике « Взаимообмен заданиями».


1. Получи карточку и поставь точку в листе учёта.

2. Выполни задание первой части карточки с помощью учителя.

3. Научись объяснять это задание, выучи наизусть правило из учебника.

4. Выполни задание из второй части самостоятельно. Проверь задание второй части у учителя.


5. В листе учёта точку замени на «+».

6. Найди напарника в своём отряде.

7. Сядьте рядом. Объясни напарнику задание первой части карточки и запиши решение в его тетрадь. Ответь на его вопросы. Задай напарнику контрольные вопросы.

8. Выслушай объяснение товарища первой части его карточки. Проверь, как товарищ сделал записи в твоей тетради.

9. Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки.

10. Сверьте вторые задания. Если задания выполнены одинаково, то поблагодарите друг друга. В листе учёта обведи кружочком « +» напротив той карточки, которую ты передал напарнику.

11. Если задания выполнены неодинаково, то проверьте их друг у друга, найдите и исправьте ошибку.

12. Проверь в листе учёта: напротив твоей фамилии должен стоять «+» в графе с номером той карточки, которую тебе передал напарник.

13. Найди нового напарника и работай, как описано, начиная с пункта№7.



По проводимой рефлексии учащиеся отмечают результативность уроков, проведённых по методике взаимообмен заданиями. Они отмечают, что лучше усваивают способы решения и запоминают алгоритмы выполнения заданий разных типов. Им нравится, когда появляется возможность проявить самостоятельность и более тесно общаться друг с другом.


«Четырёхтактный урок»


Четырёхтактный урок строится следующим образом:

1. Учитель объясняет новый материал всему классу и проводит первоначальное формирование умений по данной теме.


2. Учащиеся закрепляют этот материал используя методику взаимотренажа.

Здесь проходит работа в парах постоянного состава.


3. Учащиеся для более глубокого освоения учебным материалом работают по методике взаимообмена заданий.

Здесь происходит коллективная форма обучения.



4. Индивидуальная работа по выполнению заданий по теме урока.


Методики КСО позволяют:

1. Значительно улучшить чёткость в организации работы класса.

2. Так как каждый ученик работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознаёт свои ближайшие цели и задачи.

3. Так как, работая на определённом уровне трудности, ученик видит, как работают другие, его самооценка становится более реальной.

4. Чёткость в работе даёт возможность постоянно контролировать знания, умения и навыки.