litceymos.ru 1

Тематическое планирование курса 9 класса

Всего 68ч

Таблица 5

Тема

Основное содержание по теме

Характеристика
деятельности учащихся


Раздел 1. Знания о физической культуре (1 ч)

Виды спорта, изучаемые в школе

Олимпийские виды спорта, изучаемые в школе. Цель занятий спортом в школе

Называть олимпийские виды спорта, изучаемые в школе;

раскрывать особенности занятий олимпийскими видами спорта в общеобразовательной школе

Основные направления физического воспитания в современном обществе

Особенности общего физического воспитания, физического воспитания с профессиональной направленностью, физического воспитания со спортивной направленностью

Определять понятие «физическое воспитание»;

называть и характеризовать виды физического воспитания в современном обществе

Раздел 2. Организация здорового образа жизни (3 ч)

Закаливание организма: банные процедуры

Банные процедуры. Виды бань и банные традиции в мировой истории. Особенности русской бани. Техника проведения банных процедур

Называть и сравнивать виды бань, существующие в современном мире; объяснять природу эффекта закаливания, наступающего во время банных процедур;

описывать технику парения веником; формулировать правила проведения банных процедур;

применять банные процедуры для закаливания


Массаж

Понятие «массаж». Приёмы массажа. Виды массажа

Формулировать понятие «массаж»; характеризовать основные приёмы массажа;

раскрывать особенности видов массажа;

выполнять основные приёмы массажа

Доврачебная помощь

Первая помощь. Правила оказания первой помощи. Первая помощь при разных видах кровотечений. Первая помощь при повреждениях суставов, мышц и сухожилий

Определять понятие «первая помощь»; называть и характеризовать главные правила оказания первой помощи; описывать признаки основных видов кровотечений и называть методы их остановки;

демонстрировать приёмы оказания первой помощи при разных видах кровотечений, при повреждениях суставов, мышц и сухожилий

Физическая культура и качества личности

Влияние физической культуры на характер и нравственные установки человека. Качества личности, корректируемые физическими упражнениями, и цели корректировки

Определять понятие «нравственность»;

раскрывать проблему относительности положительных и отрицательных качеств характера человека;

называть положительные качества личности, на которые можно повлиять занятиями физической культурой, и обосновывать своё мнение по этому вопросу;

объяснять значение высоких моральных установок личности для нормального существования человека в обществе и коллективе, с которым человек взаимодействует

Отношения между людьми противоположного пола

Вопросы морали в отношениях между юношей и девушкой

Описывать особенности наступления половой зрелости у человека по сравнению с другими представителями живого мира;

объяснять значение подросткового периода для формирования нормальной манеры общения с противоположным полом;

раскрывать представление об ответственности взрослого человека в половых отношениях


Допинг и честная конкуренция

в спорте

Вред здоровью от употребления допинга. Психическая зависимость от допинга. Антидопинговый контроль и ответственность за употребление допинга

Определять понятие «допинг»;
раскрывать понятие «антидопинговый контроль»;

характеризовать негативное влияние допинга на здоровье спортсмена;
называть сферу применения антидопингового контроля

Вредные привычки

Влияние алкоголя на жизнь человека. Причины возникновения привычки курить. Особенности следования привычке курить у подростков

Описывать последствия появления таких вредных привычек, как регулярное употребление алкоголя и наркотиков, для жизни человека;

объяснять причину, по которой в подростковый период человек легко приобретает вредные привычки;

описывать механизм привыкания человека к курению

Раздел 3. Наблюдение и контроль за состоянием организма (3 ч)

Оценка функциональных резервов организма

Функциональные резервы организма и функциональные пробы. Оценка функциональных резервов своего организма с помощью проб Штанге, Руфье, шестиминутной функциональной пробы

Объяснять назначение пробы Штанге, пробы Руфье, шестиминутной функциональной пробы;

описывать методику взятия функциональных проб;

проводить оценку собственных функциональных резервов организма

Оценка двигательных качеств


Двигательные тесты для оценки основных двигательных качеств. Взаимозависимость развития двигательных качеств человека

Определять основные двигательные качества человека;

характеризовать взаимозависимость развития двигательных качеств человека;

называть способы оценки быстроты, ловкости, выносливости, мышечной силы, гибкости;

проводить двигательные тесты для оценки развития собственных двигательных качеств и соотносить полученные результаты с нормативами

Ведение дневника самонаблюдений

Показатели для контроля в дневнике самонаблюдений

Называть и описывать показатели состояния организма, подлежащие мониторингу и контролю при физической подготовке;

объяснять значение ведения дневника самонаблюдений;

формулировать правила ведения записей в дневнике самонаблюдений;

вести дневник самонаблюдений

Выявление и устранение технических ошибок

Техника выполнения упражнений и технические ошибки. Способы оценки собственной техники бега, прыжков, метаний. Отработка техники движений

Раскрывать понятие «техническая ошибка»;

называть основные элементы техники бега, прыжка в длину, метаний малого мяча, требующие особого внимания; называть типичные технические ошибки при выполнении беговых, прыжковых упражнений и метаний малого мяча;

формулировать правила оценки техники спортивных движений;
анализировать собственную технику двигательных действий и технику своих сверстников, предупреждать и исправлять ошибки в процессе развития собственных спортивных навыков и умений

Раздел 4. Физкультурно-оздоровительная деятельность (3 ч)


Упражнения для развития двигательных качеств

Комплекс вольных упражнений и упражнений с набивным мячом для тренировки мышечной силы.
Комплексы упражнений с гантелями для тренировки мышечной силы.
Комплекс беговых упражнений для тренировки быстроты.
Упражнения со скакалкой и с мячом для тренировки быстроты.
Комплекс легкоатлетических упражнений для тренировки выносливости.
Комплекс упражнений с набивным мячом для тренировки выносливости.
Комплекс беговых упражнений для тренировки выносливости.
Комплекс упражнений с большой амплитудой движений для тренировки гибкости.
Упражнения для тренировки координации движений.
Упражнения для тренировки умения концентрировать внимание

Называть способы тренировки основных двигательных качеств;

составлять из предложенных упражнений и варьировать индивидуальные комплексы для развития основных двигательных качеств;

организовывать и проводить занятия по развитию собственных двигательных качеств в закрытом помещении и на открытом воздухе;

раскрывать значение внимания в жизни человека;

включать упражнения для тренировки внимания в комплексы физических упражнений для самостоятельных занятий

Оздоровительный бег

Организация занятий оздоровительным бегом. Режим тренировок

Объяснять значение оздоровительного бега для здоровья;

описывать нагрузку и состав занятия оздоровительным бегом;

применять оздоровительный бег для укрепления здоровья

Пешие туристические походы

Поход как форма активного отдыха. Подготовка к походу.
Правила укладывания рюкзака.
Правила поведения во время пешего туристического похода

Раскрывать понятие «туристический поход»;

характеризовать пеший туристический поход как эффективную форму активного отдыха;

описывать правила подготовки к походу, правила укладывания рюкзака; правила поведения во время пешего туристического похода;

организовывать собственное участие и участвовать в пеших туристических походах


Раздел 5. Спортивно-оздоровительная деятельность (58 ч)

Гимнастика с основами акробатики (15 ч)

Упражнения и комбинации на параллельных брусьях (наскоки в упор, упоры, соскоки, передвижения на руках, размахивания в упоре на предплечьях, переходы из одного положения в другое — переход из упора на предплечьях в положение сидя ноги врозь и из седа ноги врозь в упор на прямых руках; из седа ноги врозь, кувырок вперёд ноги врозь), на разновысоких брусьях (наскоки на нижнюю жердь и верхнюю жердь в вис, висы, упоры, размахивание изгибами в висе на верхней жерди, соскоки вправо из упора на нижнюю жердь махом назад), соскальзывания

Знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений и упражнений на спортивных снарядах;

описывать технику выполнения упражнений на параллельных и разновысоких брусьях;

анализировать технику выполнения кувырков и упражнений на брусьях; выполнять акробатические упражнения и упражнения на брусьях

Лёгкая атлетика

(15 ч)

Беговые упражнения (бег на короткие дистанции 70–100 м с низкого старта, бег на выносливость на дистанцию 1,5–2 км). Прыжковые упражнения (прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание», прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись»). Метание малого мяча с разбега по движущейся цели, на дальность с разбега

Знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых и прыжковых упражнений, метаний малого мяча;


выполнять беговые и прыжковые упражнения, метания малого мяча;

бегать на дистанцию 100 м с максимальной скоростью и на дистанцию 2 км (юноши) и 1,5 км (девушки) на время; метать малый мяч на дальность и на точность;

использовать бег, прыжки и метания малого мяча с разбега по движущейся мишени для развития собственных двигательных качеств


Лыжные гонки

(11 ч)

Передвижение по пересечённой местности различными ходами, переходы с хода на ход, подъёмы и спуски со склонов (повторение материала предыдущих лет обучения). Преодоление препятствий (преодоление канавы, преодоление бревна). Повороты на параллельных лыжах, поворот упором. Торможение разворотом, торможение упором, торможение падением

Соблюдать правила техники безопасности во время занятий на лыжах; описывать технику преодоления препятствий на лыжне, поворотов и торможения разворотом;

выполнять передвижение по ровной местности разными ходами, подъёмы и спуски, повороты и торможения;

преодолевать дистанцию 2 км (юноши)

и 1,5 км (девушки) на лыжах на время

Спортивные игры

(13 ч)

Волейбол. Правила игры, размеры игровой площадки и разметка, размеры волейбольной сетки, техника игры в волейбол — нижняя прямая и верхняя прямая подачи, способы приёма и передачи мяча двумя руками сверху и снизу, приём мяча с перекатом на спине и с перекатом в сторону, передача мяча назад, нападающий удар, блокирование мяча (повторение материала предыдущих лет обучения). Баскетбол. Правила игры в баскетбол, размеры игровой площадки и разметка, размеры оборудования для игры, техника игры в баскетбол. Ведение мяча левой и правой рукой; ловля и передача одной и двумя руками от груди, одной и двумя руками снизу; бросок одной и двумя руками от груди с места, двумя руками из-за головы, одной рукой от плеча с места, одной рукой от головы с места; бросок в движении; приём мяча двумя руками (повторение материала 7 класса), бросок одной рукой от плеча в движении, одной рукой от головы в прыжке, вырывание мяча, выбивание мяча, перехват мяча, накрывание мяча при броске


Выполнять правила техники безопасности во время игры в волейбол и баскетбол;

пересказывать правила игры в волейбол и баскетбол;

называть различные игровые действия в волейболе и баскетболе;

описывать технику элементов волейбола и баскетбола;

развивать знания, навыки и умения игры в волейбол и баскетбол; организовывать и проводить игры в волейбол и баскетбол среди сверстников и других учащихся основной школы, а также игры на основе волейбола (по упрощённым правилам) среди младших школьников;

использовать игру в волейбол и баскетбол для проведения досуга на открытом воздухе;

договариваться о правилах игры со сверстниками

Физическая подготовка с прикладной направленностью (4 ч)

Цели и значение физической подготовки с прикладной направленностью. Запрыгивание на опору и спрыгивание с грузом на плечах.

Спрыгивание на точность с сохранением равновесия.

Прыжки через препятствия с грузом на плечах. Подъём и спуск бегом с грузом на плечах. Преодоление препятствий прыжковым бегом. Переноска пострадавшего в зависимости от вида травмы


Раскрывать понятие «прикладная направленность»;

описывать цель физической подготовки с прикладной направленностью; определять место физической подготовки с прикладной направленностью в обычной жизни;

описывать способы переноски пострадавшего;

называть правила переноски пострадавшего в зависимости от вида травмы; выполнять упражнения прикладной подготовки;

договариваться со сверстниками во время занятий в парах и группах


Список литературы

Авторы:
доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич 6-е издание, Москва «Просвещение» 2009.

Учебники:

1. Авторы: М.А.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова, В.А.Соколкина, Г.А.Баландин, Н.Н.Назарова, Т.Н. Казакова, Н.С.Алёшина, З.В.Гребенщикова, А.Н.Крайнов


Физическая культура 5 -9 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.

2. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич

Физическая культура 5 –9 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха А.А.Зданевича

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.