litceymos.ru 1

Тема: «Сила слова»


... Дар слова, если он достался в удел порочному человеку, надлежит почитать злом, поскольку сделает его еще худшим.

Марк Фабий Квинтилиан

С какого возраста нужно воспи­тывать у ребенка понимание того, что слово - это не только сред­ство общения, но и орудие в его руках, которым он может восполь­зоваться сообразно своим намере­ниям, добрым или недобрым, своим нравственным принципам, ведь «нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Тол­стой).

Как только ребенок начинает говорить, взрослые обращают его внимание на то, «что такое хорошо и что такое плохо». Однако малыш пока поступает должным образом, еще не осознавая этических норм: становление морального сознания личности - процесс длительный.

Глубокое осознание моральных принципов, постепенно превра­щающееся во внутреннюю потреб­ность, наступает, как правило, в подростковом возрасте, а вот про­цесс общения ребенка с взрослым начинается рано.

Современные дошкольники, всту­пившие в новое тысячелетие, испы­тывают недостаток в доброже­лательном и теплом отношении со стороны близких, у которых, к сожалению, не хватает времени на общение с ними. Нельзя не учи­тывать также и то, что есть немало неблагополучных семей, где дети вовсе обделены лаской родных. Дошкольники воспринимают взрос­лого как некий образец, эталон и подражают ему во всем. Нередко, наблюдая за игрой детей, мы мо­жем догадаться, как общаются ре­бенок и его родители в домашней обстановке. Эмоции детей в этот период особенно обострены, они испытывают потребность в уважи­тельном отношении к себе со сто­роны взрослых.

Однако, несмотря на то, что взрос­лый, читая книгу или рассказывая что-либо детям, уделяет внимание этическим оценкам поведения того или иного героя, формируя таким об­разом представления и первичные понятия о нравственных качествах человека, дошкольники в большин­стве своем, к сожалению, не соотно­сят поступки героев с реальностью: для них это всего лишь частный случай. Именно поэтому ребенок, рас­суждая о том, что «обзываться нехо­рошо», в реальной жизни все-таки произносит обидные слова. Подоб­ное несоответствие не случайно: с одной стороны, взрослые твердят, как следует поступать и говорить, а, с другой стороны, сами поступают и говорят, нарушая правила общения. Повседневное поведение окружаю­щих как дома, так и в детском саду оказывает огромное влияние на то, какие нравственные качества будут сформированы у ребенка и какие речевые средства он будет исполь­зовать.


Как показывает практика, мно­гие дети затрудняются вербально выразить свои чувства в ситуации одобрения, сочувствия, несогла­сия, похвалы и др. Поэтому в зада­чу родителей входит знакомство дошкольников с различными рече­выми средствами, которыми дети смогут воспользоваться в опреде­ленной ситуации общения.

Приведем лишь некоторые во­просы, которые можно обсуждать вместе с малышом.


  1. О каком слове ты будешь жа­леть, если его не удастся вернуть?

  2. Вспомни, не обидел ли ты кого-нибудь. Не стесняйся прине­сти извинение! Что ты почувство­вал после того, как извинился? Попробуй представить свое настро­ение до и после извинения в цвете или с помощью линий.

  3. Какие вежливые слова ты бу­дешь использовать, обращаясь к кому-нибудь с просьбой?

  4. Подари кому-нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?

Можно рассматривать и разы­грывать с детьми разные ситуации общения, которые помогают им вы­брать оптимальные речевые сред­ства для приветствия, прощания, поздравления, благодарности, из­винения, просьбы и пр. Серьезное внимание необходимо уделять не­вербальным средствам общения. Очень важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловес­ную информацию, отличать близ­кие, но не тождественные эмоцио­нальные состояния собеседника. Известно, что 65 процентов инфор­мации передается с помощью не­вербальных средств общения.

Детей необходимо учить «управ­лять» своим голосом, объясняя, что уровень громкости, темп, тон голо­са всегда соотносятся с конкрет­ной коммуникативной ситуацией и видом общения. Еще Цицерон говорил: голос человека является показателем его эмоционально­го состояния; изменений голоса столько, сколько изменений состо­яния души.

Целесообразно также проведе­ние специальных речевых разми­нок, которые включают дыхатель­ные, артикуляционные. Необходимо воспитывать в детях такое важное умение, как умение слушать, помо­гать осознавать, что слушание - это тоже труд, что слушатель должен быть внимательным и вежливым.


Работа по формированию при­вычки, потребности соблюдать нор­мы литературного языка, правила речевого этикета, бережно отно­ситься к каждому произнесенному слову должна вестись постоянно, целенаправленно, методично. На подобных занятиях взрослые лишь определяют ту или иную нравствен­ную проблему, в процессе игры знакомятся с речевыми средства­ми, разыгрывают и анализируют ситуации общения. Потребность же будет формироваться вне занятий, именно поэтому на взрослых воз­лагается огромная ответствен­ность за собственное речевое по­ведение.