litceymos.ru 1




Районная конференция туристско-краеведческого

движения учащихся России «Отечество»


Творческая работа


История села Нестерово


Автор: краеведческий кружок

Научные руководители:

Опалева Г.В. директор МОУ Смоленской ООШ

Спасская И.Н. учитель МОУ Смоленской ООШ


г. Переславль – Залесский

2004


Содержание


I. Введение


II. Основная часть


II.1. Из глубины веков

II.2. Село Нестерово – вотчина князей Урусовых

II.3. Церкви села Нестерово

II.4. Жизнь крестьян (XVIII – XX в.в.)

II.5. Лагерь заключенных около села Нестерово

II.6. Годы войны (1941 – 1945 г.г.)


III. Заключение


IV. Библиография


V. Приложение


I. Введение


В Переславском муниципальном округе есть село Нестерово. Недалеко от этого села находится мой дом. Каждый день, идя в школу, я прохожу мимо села Нестерово. Познакомившись в школьном краеведческом музее МОУ Смоленской основной общеобразовательной школы с материалами об этом селе, собранными краеведческим кружком, я решил изучить, дополнить эти исследования, систематизировать их, оформить экспозицию в музее.


Были использованы следующие методы краеведческой работы:


  • поисковая экспедиция (встреча с людьми, запись воспоминаний, сбор экспонатов для музея, фотографирование)




  • архивная работа (Ростовский Государственный архив). План села Нестерово 1873 г.




  • сотрудничество с Переславским краеведческим музеем




  • работа с исторической и краеведческой литературой




  • прослушивание магнитофонных записей воспоминаний старожилов села Нестерово



II. Основная часть


II.1. Из глубины веков


Все дома села очень красивые, высокие, просторные. (Приложение № 12). Наличники, фронтоны изукрашены резьбой. На некоторых домах – резные инициалы хозяев. А один дом в низинке около оврага невзрачный, серый. Но именно он привлек мое внимание своим необычным украшением: на его фронтоне я увидел деревянные стрелы, направленные острием вверх. Я решил узнать к какому времени относится этот элемент украшения дома и что он означает. В школьном музее я попросил копию дневника поисковой экспедиции Переславского историко-архитектурного музея 1964 года. В этом дневнике я увидел фотографию заинтересовавшего меня дома. Я сразу узнал этот дом. По прошествии 40 лет его украшение мало чем изменилось, лишь несколько стрел поломалось. Под фотографией была надпись: «Село Нестерово. Сочетание мерянских стрел с советской звездой…». (Приложение №5). Из курса истории я вспомнил, что меряне – древний народ, принадлежавший к финно–угорской языковой группе племен, и проживавший в наших местах в IX - X веках. Я предполагаю, что эти стрелы на доме в те далекие времена означали военный чин или положение хозяина в поселении.

Около села есть высокий холм, который старожилы села называют «Ульчище». Просмотрев словари, я не нашел слова с похожим названием, но мне подсказал учитель истории. Оказывается, «ульчи» - татарское слово и в переводе означает «тысяча». Вероятно, на этом месте стоял монголо-татарский отряд численностью тысяча воинов. Мое предположение подтвердили старожилы. До сих пор сохранились легенды, связанные с этим местом. Они передаются из поколения в поколение. В роду старейшего жителя села Скотникова А.Н. рассказывают историю: «…возле села на самом высоком холме было место стоянки татарского войска, предводителя их звали «Ульчи». Его дозоры стояли на высоких холмах. А под этой высоткой татары сделали плотину, где купали коней. Ниже камушки. Это могилки казнённых татарами»


По рассказам старожилов удалось выяснить и о приблизительном времени появления села. Это конец XIII – начало XIV века. Село Нестерово было построено жителями разоренных татарами сел Большие Сники и Малые Сники, которые находились по дороге в деревню Шушково. (Приложение №7).


II.2. Село Нестерово – вотчина князей Урусовых


В книге «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» 1895 г. в главе Нестеровский приход читаю: «По писцовым книгам 1628 – 29 гг. село Нестерово – Телешово тоже - значится за двумя вотчинниками – княгиней Анисьей Урусовой и братьями Полозовыми».1 (Приложение №8).

Меня заинтересовала фамилия «Урусова». Из статьи Дмитрия Жукова «Боярыня Морозова» 2 я узнал, что Евдокия Урусова – родная сестра боярыни Феодосьи Морозовой. Какая связь с Анисьей Урусовой, владелицей села Нестерово? Ответ мне помогли найти волонтеры из Москвы Сергей и Марина Чусовы, которые в течение лета жили и работали в нашей школе. Поработав в библиотеках Москвы, они составили и передали музею школы подборку литературы о роде Урусовых. Изучив эти материалы, я сделал следующие выводы. Так как в роду Урусовых не было найдено записей о княгине Анисье, то, возможно, это Анна Григорьевна Годунова, выданная замуж в 1601г. за ногайского князя Петра Араслана Урусова. Интересна история его жизни. Он был внуком Ураз -Магмета Касимовского царя и так же как дед служил Лжедмитрию. Царь Касимовский, спустя некоторое время, решает отсоединиться от Дмитрия и уехать в Москву. Узнав об этом, Лжедмитрий «без всякого исследования, велел палачам своим Михайлу Бутурлину и Михневу умертвить несчастного Ураз – Магмета и кинуть в Оку».3

«Когда об этом жестоком убийстве узнал татарский князь Петр Урусов, он сильно рассердился на Димитрия… Этот Урусов решил подкараулить его и убить»4. Это случилось в 1610 г. Выехав с лжецарем на охоту, в уединенном месте Урусов убивает его со словами: «Я научу тебя топить ханов!»5. После этого он бежал из Русского государства в Ногайскую орду, а своим злодейским убийством прославился как освободитель России от злодея.


Вероятно, село Нестерово после измены П. А. Урусова было изъято в казну, а потом вновь передано его жене Анне, а после ее смерти - другой ветви Урусовых, Никите Семеновичу Урусову (Приложение № 10).


II.3. Церкви села Нестерово


В конце XVIII начале XIX века село переходит во владение помещикам Свиньиным, которые строят здесь два каменных храма, освященных в честь Преображенья Господня и Святителя Николая. (Приложение №5). Церковь Преображенья была очень красивая и богатая. Житель села Нестерово Анатолий Николаевич Скотников вспоминает: «В церкви были звонкие колокола. На стене видел надпись «1778 ». (Приложение № 6). С её колокольни были видны огни Переславля. На её золотом кресте было написано: «На пожертвования королевы голландской». К сожалению, этот храм был разрушен во время «Второй Мировой» войны, так как служил ориентиром немецким бомбардировщикам». Одну из икон храма «Илья Пророк в пустыне» удалось спасти местной жительнице Анастасии Прохоровне Скотниковой. В 2003 г. её сын передал икону восстанавливающемуся храму в селе Смоленском. (Приложение № 9).


II.4. Жизнь крестьян


В XVIII веке крестьяне села Нестерово занимались земледелием. Выращивали горох, бобы, коноплю. Держали домашний скот. Землю обрабатывали деревянными сохами, боронами, изготовленными здесь же в селе. На ночь село запиралось, были свои сторожа. Зимой мужчины уезжали на заработки в Москву, а те, кто оставался, занимались ремеслами: изготовлением сельхозинвентаря, ткацких станов, гребней, наличников, валенок и т.д. Жительница села Лидия Иванова Акимова вспоминала: «В селе было пять молотилок. Их делали мастера Сазковы (Орловы)». (Приложение №13).

После революции в селе был организован колхоз имени Ворошилова. Жители села Нестерово избежали страшного бремени раскулачивания, потому что жили дружно, без зависти и видели друг друга, кто как работал. В школу – семилетку (бывшую церковно-приходскую) ходили учиться со всех окрестных деревень. Построили ее в 1932 г. из дома зажиточных крестьян Марковых из села Скрипицына, и она просуществовала как семилетка до 1939 г. В Нестерове был большой молокозавод, на котором варили сыры. Старожилы вспоминают по-доброму довоенное время, несмотря на то, что приходилось много и тяжело работать.



II.5. Лагерь заключенных около села Нестерово


В 30-е г. недалеко от села в местечке Горицы находился лагерь для заключенных, где добывали гранит для строительства метрополитена и канала Москва-Волга. В селе для заключенных была открыта больница. Умерших хоронили на местном кладбище в глубоком котловане. На этом месте установлен крест в память о всех погибших. Теперь то место, где была тюрьма, называют «Зона», и до сих пор здесь сохранились насыпь узкоколейки, колодцы, шахты. В музее хранятся найденные там патронтаж охранника, блок от барака, колючая проволока. (Приложение № 3,4,11)


II.6. Годы войны (1941 – 1945 г.г.)


Война нарушила мирное течение жизни в селе. Началась мобилизация. Всех молодых парней, мужчин призвали в действующую армию, а вернулись с фронта единицы. Фронт приближался к Москве. Молодые девушки из села копали окопы за селом Нагорье. Засылались диверсанты, которые заставляли «морозить» картошку, чтобы её нельзя было есть. Немецкие самолеты все чаще пролетали над селом в сторону Ярославля. На самой высокой колокольне церкви Преображения Господня было организовано наблюдение за небом, не появятся ли парашютисты. В этих наблюдениях принимала участие Лидия Ивановна Акимова, позже она вспоминала: «Советские истребители вступали в бой с немецкими самолетами. Один истребитель был подбит и упал недалеко от села в лесу «Бакуны». (Приложение №13).

В послевоенные годы произошло преобразование колхозов в совхозы, и Нестерово стало отделением племсовхоза «Успенская ферма».


III. Заключение


В 90-х г. земли около Нестерова были переданы фермерам. А в селе большая часть домов принадлежит дачникам. Коренных жителей осталось очень мало. Очень важно нам, подрастающему поколению сохранить историю своей малой родины.

По результатам исследовательской работы составлен рассказ о селе Нестерово, разработана экскурсия по селу и его окрестностям. Составлена инсценизация о ткачестве начала XIX века, которая была представлена на районной краеведческой конференции в 2002 г. и используется в работе школьного музея.


Я познакомился с интересными людьми: Акимовой Лидией Ивановной, которая помнила историю своего рода с XVIII века, Скотниковым Анатолием Николаевичем, очевидцем многих исторических событий, происходивших в селе, участником Великой Отечественной войны, писателем и журналистом, Колесниковым Александром Яковлевичем, заслуженным деятелем искусств России, ткачом и другими.

По собранным материалам был снят сюжет передачи «Эх, дороги…» Ярославским телевидением.

Работа на этом не закончена, я собираюсь летом устроить поисковые работы в «Зоне» и лесу Грачки (курганы – могильники татар). Возможно, организовать среди ребят поисковый отряд. А все интересные находки отдать краеведческому музею Смоленской основной общеобразовательной школы села Смоленского.


Библиография



  1. Алексеев Ю. Г. Аграрная и социальная история Северо-Восточной Руси XV-XVI вв. Переяславский уезд. М.-Л., 1966 г.

  2. Буссов К. Московская хроника //Смута в Московском государстве. М.,1989

  3. Жуков Д. «Боярыня Морозова»//Сельская новь. 1996.№3 – с. 25.

  4. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» 1895 г.

  5. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.IX – XII. Калуга., 1993

  6. Московский некрополь. Т. З. СПб., 1908 г.

  7. Повесть о некой брани // Смута в Московском государстве. М., 1989 г. с. 71-72.

  8. Смирнов М. И. Переславль-Залесский уезд. Краткий краеведческий очерк. Переславль-Залесский, 1922 г.




Сатый-мурза

Андрей

(Касим-мурза)

Семён

Другие сыновья

Никита

Фёдор

Яков

Семён



1 «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» 1895 г., с. 162.

2 Жуков Д. «Боярыня Морозова»//Сельская новь. 1996.№3 – с. 25.


3 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.IX – XII. Калуга., 1993

4 Буссов К. Московская хроника //Смута в Московском государстве. М.,1989


5 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.IX – XII. Калуга., 1993