litceymos.ru 1



С.Л. Паладьев


Интеграционные процессы в ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ как условие для развития lиндивидуальности обучающегося


Понятие «интеграция», прежде всего, связано с понятием «система». Система как «упорядоченное множество взаимодействующих элементов» (Ф.Ф. Королев) характеризуется, прежде всего, целостностью, которая предполагает появление в ней таких интегративных качеств, которые не свойственны отдельным ее элементам.

К целостности система приходит через интеграцию. Обычно ее понимают как «состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию» (Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980 С. 501.). Таким образом, интеграцию можно рассматривать, по крайней мере, в двух аспектах: во-первых, как состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей между элементами; во-вторых, как процесс, приводящий к такому состоянию. Кроме того, интеграция – важный показатель эффективности системы, так как ведет к ее целостности.

В исследовании интеграционных процессов в сфере образования сущностным является трактовка понятия системы образовательного учреждения. При этом мы исходим из концепции воспитательной системы школы (В.А. Караковский, А.Т. Куракин, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), выстраивающей свои позиции исходя из понимания воспитания как наиболее широкого педагогического понятия и принимающую позицию Х.Й. Лийметса, утверждавшего, что воспитание есть процесс управления развитием личности.

Воспитательная система ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ представляет собой единство дидактической подсистемы и подсистемы воспитательной работы, по сути, учебной и внеучебной деятельности. В нашем понимании, воспитательная система – это педагогическая сущность образовательного учреждения. Главная задача, которую решает воспитательная система – создание среды, в которой живет и учится ребенок, и, таким образом, характер воспитательной системы, степень ее развитости могут в большей или меньшей степени влиять на его развитие.


Важнейшим условием для решения этой задачи является становление обучащегося субъектом воспитательной системы. В этом случае он, с одной стороны, активно участвует в школьной жизни, развивает ее воспитательную систему, с другой стороны, создаваемая при его активном участии система способствует его развитию.

В воспитательной системе всегда присутствуют два взаимоисключающих друг друга процесса: интеграции и дезинтеграции. Интеграция есть стремление к упорядоченности, целостности системы, она придает ей стабильность, уравновешенность, создает своеобразную защитную среду для субъектов («это мой коллектив, здесь мне все знакомо, здесь меня примут таким, какой я есть, здесь всегда мне помогут»). Дезинтеграционные процессы ведут к разрушению системы. В то же время они помогают ее субъектам проявить активность, нестандартность, «отдохнуть от системы». Если интеграционные процессы организуются специально, то дезинтеграционные возникают стихийно. Разрешение противоречия между интеграцией и дезинтеграцией есть источник развития системы.

Интеграция и дезинтеграция по-разному влияют на развитие личности. Интеграционные процессы создают условия для социальной адаптации человека, дезинтеграционные – для его социальной автономизации. Процесс разрешения противоречия между интеграцией и дезинтеграцией, таким образом, есть источник для социализации ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, и воспитательную систему можно рассматривать как средство социализации ДЕТЕЙ.

Мы убедились также в том, что эти процессы по-разному влияют и на развитие индивидуальности ОБУЧАЮЩЕГОСЯ. Если в ходе интеграции – специально организованной деятельности – РЕБЁНОК преднамеренно, при помощи специальных педагогических действий ставится в субъектную позицию с целью привлечения его к работе по улучшению школьной жизни, и это лишь создает соответствующую среду для развития индивидуальности, то дезинтеграционные процессы, возникающие стихийно, сами по себе, позволяют человеку занять автономную позицию, проявить свою нестандартность, отличие от других, непосредственно развить свою непохожесть, индивидуальность. Таким образом, интеграционные и дезинтеграционные явления, всегда присутствующие в развивающейся воспитательной системе, одинаково важны для развития личности ее субъектов.