litceymos.ru 1

Деловая игра по первичной профилактике алкоголизма

«Трезвый взгляд»

Тимошенко Г.В., заместитель

директора ГУ РЦКСОДМ

«Молодёжь плюс»,. г. Саратова


Цель: пропаганда здорового образа жизни, профилактика алкоголизма.

Участники: учащиеся 7- 8 классов

Вступительное слово ведущего

Мы собрались здесь с вами, чтобы обсудить причины появления и развития алкоголизма. Сейчас много говорится о том, что потребление алкоголя на душу населения в России выше мировой нормы. И как всегда бывает, вокруг проблемы существует много мифов. Я предлагаю, сегодня рассмотреть вопросы и сформулировать свою точку зрения. Когда человека можно назвать пьющим? Чем отличается алкоголизм от пьянства? Что такое употребление алкоголя, когда выпить много и выпить мало, пить часто и пить редко, какой вред приносит алкоголь здоровью человека.

Детский алкоголизм в России давно уже не новость, он распространяется быстрыми темпами, и никого не удивляет. Возраст потребления алкоголя несовершеннолетними неуклонно снижается. В Саратовской области в наркологической клинике лечатся 12 летние подростки, не только с психологической, но и с физиологической зависимостью. Врачи фиксируют случаи белой горячки у подростков.

Всё большие масштабы приобретает увлечение подростков пивом и баночными коктейлями.

Информация об алкоголе

Упражнение «Причины употребления».

Цель: выяснить, почему некоторые подростки начинают пробовать алкоголь?

На доске записаны утверждения:

Пить Не пить

Подросткам предлагается заполнить методом мозгового штурма сначала одно утверждение, затем другое.

( Подсказка для ведущего: утверждений не «не пить» должно быть больше)

Комментарий ведущего. Существует больше причин, чтобы не пробовать алкоголь.


85 % подростков осуждает употребление алкоголя своими сверстниками.

Подросткам выдаются листочки, на которых они пишут, по каким причинам я не буду употреблять алкоголь?

Зачитать, кто хочет. Каждый человек имеет свои причины не употреблять алкоголь.

Упражнение «Общественность против алкоголя»

Цель: рассмотреть разные точки зрения вреда алкоголя для общества.

Класс делится на 4 группы: врачи, милиционеры, актёры, художники, каждой группе выдаётся задание.

Врачи готовят сообщение о последствиях алкоголя на организм человека.

Милиционеры готовят сообщения о поведении подростков в нетрезвом состоянии. Уголовная ответственность.

Актёры Снимают клип о вреде алкоголя.

Художники готовят плакат о вреде алкоголя.

После выполнения задания группы докладывают о проделанной работе.

Упражнение «Незаконченное предложение»

Цель: осознание последствий употребления алкоголя.

Участникам раздаются анкеты, просьба заполнить, общее обсуждение после заполнения

- Когда я вижу пьяного, я чувствую…

- Алкоголик – это…


  • Человек с алкогольными проблемами – это…

  • Общаясь с пьющим человеком, мне труднее бывает…

  • Когда я наблюдаю, поведение алкоголика, я понимаю…

  • Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…

Ученики зачитывают свои утверждения, отвечают на вопрос: «Из этой анкеты я понял».
Упражнение «Додумай историю»

Цель: способствовать формированию ответственного отношения за свои поступки.

Разделить участников на четыре группы, каждой группе вручить свою историю. Распределить роли в группе: один читает историю. Другой руководит дискуссией. Третий запишет главные проблемы. Четвёртый доложит о них по окончании дискуссии. Записать 5 важных последствий алкоголизма, озвученных в ходе дискуссии. Заслушать всех докладчиков, не комментируя, поблагодарить за работу. Ответить на вопросы, записанные на доске:


Я понял…

Я хочу сказать…

Я надеюсь….

Сколько из известных вам несчастных случаев сочетались с употреблением алкоголя?

Обернулось бы всё иначе, если участники событий не пили?

Как действует на организм алкоголь?

Почему некоторые подростки выпивают, собираясь на свидание?

Чего они этим достигают?

Что говорит о них и их чувствах факт употребления алкоголя?

Упражнение «Мне в жизни повезло».

Цель: снятие эмоционального напряжения и осознания позитивных моментов собственной жизни, психологическая поддержка. Это упражнение помогает посмотреть на свою жизнь с оптимистической точки зрения. Формирует способность выделять главное и ценное.

Ведущий предлагает по очереди сказать фразу, начинающуюся со слов: «Мне в жизни повезло..» Например, ведущий начинает с себя и говорит: «Мне в жизни повезло, у меня есть друзья, родители…. При этом каждый участник обращается со своим высказыванием к следующему или ко всей группе.

История про Мишу


Миша был единственным и долгожданным ребёнком в семье. В детстве ему прощалось всё. Миша был весёлым и компанейским парнем, родители постоянно давали ему деньги, которые он с удовольствием тратил с друзьями на пиво.

После школы Миша поступил на коммерческое отделение престижного ВУЗа, и родители купили ему машину. Миша водил плохо, но очень любил одну рискованную игру, резко тормозить перед зазевавшимися прохожими.

Однажды со своими друзьями, напившись пива, они бесцельно катались по городу. Дорогу переходила молодая женщина с девочкой. Миша, как всегда, решил пошутить…


История про Диму

Однажды Дима позвал одноклассников к себе на день рождения. Когда родители оставили подростков, Дима предложил всем выпить водки и вина. Выпили. Потом ребята прихватили пачку сигарет, купили ещё пива и джин-тоника и пошли гулять.


Погода была тёплая, все сели около воды на железобетонные плиты, стали выпивать и болтать ни о чём. Вдруг Ире стало плохо. Она потеряла сознание. Все испугались. Дима вскочил, чтобы принести воды, но не удержался, упал на плиты и скатился в воду. Ребята запаниковали, они не знали, что делать, кому помочь…

История про Пашу

В старшем отряде большим шиком считалось выпивать. Днём собирались деньги, и кто-то бежал в посёлок за пивом. Молодые вожатые обычно ничего не замечали. В этот раз всё шло как обычно, только выпивки было больше, так как прошёл родительский день, и мальчики попросили денег на «фотографии».

Паша отличался бесшабашностью и был заводилой в отряде. В этот вечер он много выпил, громче всех смеялся и дурачился. Вскоре ребята почувствовали себя плохо, их стало тошнить, они отравились алкоголем. Паше было хуже всех, он позеленел и стал терять сознание. Ребята пытались ему помочь, но у них ничего не получалось. Они испугались, отнесли Пашу в комнату, положили на кровать и закидали одеялами, думая, что он протрезвеет...

История про Леночку

Леночка училась в медицинском училище на медсестру. У неё был парень, с которым она встречалась. Часто она с подружками и парнями пили пиво на Набережной или в кафе. Так случилось и в этот раз. Леночка получила стипендию, родители прислали денег, и они все пошли в кафе. Вечер был весёлый, денег у всех было много. Леночка выпила больше обычного. Вдруг ей показалась, что её парень ухаживает за подругой. Завязалась ссора. Леночка обиделась и пошла одна домой. Неожиданно перед ней затормозила машина, и незнакомый парень предложил её подвезти.


Когда я вижу пьяного, я чувствую…


  • Алкоголик – это…



  • Человек с алкогольными проблемами – это…



  • Общаясь с пьющим человеком, мне труднее бывает…

  • Когда я наблюдаю, поведение алкоголика, я понимаю…




-Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…


Когда я вижу пьяного, я чувствую…

  • Алкоголик – это…



  • Человек с алкогольными проблемами – это…



  • Общаясь с пьющим человеком, мне труднее бывает…



  • Когда я наблюдаю, поведение алкоголика, я понимаю…



-Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…


Когда я вижу пьяного, я чувствую…

  • Алкоголик – это…



  • Человек с алкогольными проблемами – это…



  • Общаясь с пьющим человеком, мне труднее бывает…



  • Когда я наблюдаю, поведение алкоголика, я понимаю…



-Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…


Когда я вижу пьяного, я чувствую…

  • Алкоголик – это…



  • Человек с алкогольными проблемами – это…



  • Общаясь с пьющим человеком, мне труднее бывает…



  • Когда я наблюдаю, поведение алкоголика, я понимаю…



-Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…

Я отказываюсь от употребления алкоголя, потому что

------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------

Я отказываюсь от алкоголя, потому что

------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------


Я отказываюсь от алкоголя, потому что


------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------

Я отказываюсь от алкоголя, потому что


------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------

Я отказываюсь от алкоголя, потому что

------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------

Теория

Связь между употреблением алкоголя и преступления общеизвестна. Примерно три четверти всех преступлений связано с употреблением алкоголя.

Употребление алкоголя до 16 лет является предвестником криминального будущего человека.

Прекращение употребления алкоголя совпадает с сокращением количества преступлений.

Пьяные мужья –убийцы -89%; пьяные женщины – убийцы – 50%

Пьяные жертвы мужчины 70%; пьяные женщины жертвы 43%

По статистике, сегодня в России 33% мальчиков и 20 % девочек пьют каждый день.

По данным Всемирной организации здравоохранения только 40% российских выпускников 2009 года доживут до пенсии.

В некоторых широко рекламируемых алкогольных коктейлях и энергетиках содержится 50 грамм водки и кофеина, идентичного 4 чашкам крепкого кофе.

Около 65% самоубийств совершаются под воздействием спиртного.

Деловая игра

«Свободное дыхание »

Цель игры: профилактика курения в подростковой среде.

Задачи игры:

  • Повышение информированности подростков о вреде курения

  • Выработка активной позиции по отношению к проблеме курения
  • Осознание проблемы через проживание в игровой ситуации


  • Обучение навыкам уверенного поведения

Целевая группа: Игра рассчитана на подростков в возрасте от 11 до 13 лет.

Время игры: игра рассчитана на 1 час.

Основное содержание: отношение к курению у большинства людей не определено. С одной стороны, все знают о вреде курения, но с другой стороны, треть населения земли курит- 47% мужчин и 12% женщин ( по данным Всемирной организации здравоохранения)

Информирование людей о вреде курения для здоровья в привычных объёмах малоэффективно. Такая профилактика не затрагивает конкретной личности. Наша игра устраняет пассивность, задействует мышление, пробуждает эмоции. Наша модель профилактики курения основана не на устрашении, а на любви и уважении человека к самому себе. В игре использованы методы мозгового штурма, элементы ролевой игры, групповая дискуссия.

Описание игры

Ведущий игры делит класс на несколько групп, в зависимости от количества учащихся. Каждая группа придумывает себе название, связанное со здоровым образом жизни.

Первое задание:

Команда придумывает кричалку, направленную на профилактику табакокурения. (Если хочешь долго жить, сигареты брось курить.

Коль у мамы не дурак, срочно брось курить табак. )

Второе задание:

Конкурс антирекламы

Каждой группе выдаются ватман, фломастеры, краски, и группа придумывает и защищает свою антирекламу на тему «Дыши свободно».



Третье задание:

«Нобелевский лауреат»

Каждая группа готовит доклад для защиты на Нобелевскую премию «Как победить табакокурение во всём мире». Чтение доклада.

Четвёртое задание:

Упражнение «Скажи» Нет»

Каждой группе предлагается ситуация, в которой участник подвергается провокации или давлению со стороны других. Участники в группах обсуждают ситуацию, разыгрывают её и пытаются найти выход для героев.


Возможные ситуации.


  1. Старшие друзья на дискотеке предлагают закурить, ты в классе одна не куришь.

  2. Вы собрались на день рождения одноклассника, он неожиданно достал сигареты и предложил закурить.

  3. Летом вы гуляли во дворе, делать было нечего, твой друг предложил тебе закурить.

Обсуждение

Как чувствовал себя человек в ситуации давления?

Какой вариант отказа более эффективный (мнение группы или главного героя)

Что можно было сделать, чтобы отказ был более убедительным?

Лёгко ли было подбирать достойные отказы?

Какие из вариантов были самыми эффективными и почему?

Как чувствовали себя участники в роли уговаривающего и отказывающего?

Какие ещё формы отказа существуют?

Пятое задание:

Письмо от группы.

Каждый из участников группы пишет три причины, по которым он не будет курить. Группа обсуждает высказывания участников и выбирает свои три причины не курить и зачитывает их перед классом.

Шестое задание: Ролевая игра

Предварительные вопросы.

Были ли ситуации, когда вы волновались за своих близких?

Как вы себя чувствуете, когда волнуетесь?
Ситуация

Каждый вечер, возвращаясь с работы, мама видит дворовую компанию у себя в подъезде. Ребята громко смеются, курят, иногда пьют пиво. Однажды мама неожиданно среди ребят увидела свою дочь Машу. Маша курила, громко смеялась.
Разыгрывается ситуация (Подход жизненных ситуаций в профилактике табачных, алкогольных и наркотических проблем»/ под редакцией Андреевой Т.И., Красовского К.С. Казань: ИнТех, 2002-52с.)

После ситуации проходит обсуждение:

Вопросы маме

Что вы почувствовали, когда увидели компанию ребят?

Что вы почувствовали, когда среди них увидели Машу?


Что оказалось для Вас самым сложным?

Вопросы Маше

Что такое плохая компания?

Что Вас привлекает в этой компании?

Что Вы ждёте от этих ребят?

Как Вы думаете, какие были основания у мамы для беспокойства?

Вопросы всем ребятам

Что можно сказать маме, чтобы уменьшить ёе тревогу?

В чём суть конфликта?

Что для мамы значат алкоголь и табак?

Если бы Ваши родители оказались в подобной ситуации, как бы они поступили?

Вопросы ребятам, которые играли роли

Что было для вас самым трудным?

Что вы чувствовали?

Что было самым интересным в игре?

Что может измениться в ваших взаимоотношениях?

Общее обсуждение деловой игры «Свободное дыхание».

Что для вас было самым важным и интересным? Какое задание вам понравилось больше всего? Какие новые знания вы получили в процессе игры?