litceymos.ru 1

Тема семинара№2

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

Разработали: Андреевских Т.В., заместитель директора по учебной работе, I квалификационная категория, Митькина Т.Г., заведующая библиотекой, I квалификационная категория, Шевалдина Л.Н., учитель географии, II квалификационная категория

Плохой учитель преподносить истину,

Хороший – учит ее находить.

А.Дистервег

Цель:
расширить представление о проектном обучении как технологии развития исследовательской компетенции учителя и учащихся.

Участники: педагоги.

Регламент: 1час

Форма проведения: методический семинар-практикум с использованием групповой работы.

Обеспечение: информационные материалы по теме семина­ра; проектор, эк­ран для демонстрации презентаций.

Ход семинара

Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как часть современных педагогических технологий. Введение в педагогическую практику элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

Для многих эта технология не новая. Давайте определим, что мы знаем по теме, исходя из личного опыта, и что бы хотели узнать.

Заполняют в таблице 1, 2 столбик. Обсуждение.


Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)









Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы. Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим продуктом, в определенной степени неповторимым и уникальным.

Цели проектного обучения:


  1. Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

  1. Развивать исследовательские умения учащихся, их творческие способности и коммуникативную компетенцию.

  2. Совершенствовать способности к самообразованию.

Требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения;

  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад о демографическом состоянии района, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.);

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

  5. Использование исследовательских методов:

    • Проблемно – поисковый:

    • Научный метод;

    • Анализ информации;

    • Мозговой штурм;

    • Наблюдение;

    • Опрос;

    • Изучение литературы

    • Работа в сети Internet;

    • Эксперимент и др.

Типология проектов



  1. По доминирующей в проекте деятельности:


- Исследовательские. Требуют обоснования актуальности и социальной значимости темы, выдвижения гипотезы с последующей проверкой, хорошо продуманной структуры работы, её целей и задач, методов исследования, анализа результатов.

- Творческие. Не имеют, как правило, детально проработанной структуры, которая только намечена и развивается по ходу работы. Результатами проектов могут быть видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом и др.

- Информационные. Представляют собой обобщенно – аналитический материал о каком-либо объекте или явлении, предназначенный для широкой аудитории.

- Практико – ориентированные. Содержат четко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников.

- Ролево – игровой. Участники проекта берут на себя социальные роли или роли литературных, исторических персонажей с целью создания ситуации социальных или деловых отношений.

2. По предметно – содержательной области:

- Монопроекты – в рамках одной области, на материале одного предмета.

а) Литературные. Исследуется творчество писателей, сопоставляются различные точки зрения на литературные произведения, жанровые сочинения, собственные литературные произведения.

б) Лингвистические. Затрагивают проблемы изучения русского языка.

в) Культурологические. Связаны с историей, культурой, искусством и традициями народов разных стран.

г) Исторические. В них исследуются разнообразные исторические проблемы и факты, прогнозируется развитие политических событий, анализируется прошлое.

- Межпредметные – на стыке различных предметных областей, интегрируется смежная тематика нескольких предметов.

-Надпредметные - затрагиваются личные, не связанные ни с каким конкретным предметом, темы.


3. По количеству участников проекта:

- индивидуальные (личностные);

- парные;

- групповые;

- коллективные;

- массовые.

4. По продолжительности выполнения:

- краткосрочные (несколько уроков) – для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы;

- средней продолжительности (от недели до месяца);


    • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).


Общая структура проекта

Для того чтобы начать работать над проектом, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать, тему проекта. Важно, чтобы каждый участник перед началом проекта был в состоянии ответить на вопрос: «Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?»

Древнегреческое слово «проблема» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача любого исследователя — найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения

Определить цель — значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя.

Методика проведения исследования – это способы получения информации.

Подведение итогов, оформление результатов.

Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, приведены эксперименты, нужно кратко изложить на бумаге самое главное: что нового мы узнали в ходе проекта?


Презентация результатов .

Презентация исследования — это его публичная зашита, которая может проходить в форме доклада на конференции, защиты на специальном заседании, рекламы журнала и т.п


Работа в группах. Организация проектной работы. (Приложение 1)


В таблице выделены этапы работы над проектом, деятельность учащихся. Нужно определить роль учителя на каждом этапе.

С введением проектной деятельности роль учителя кардинально меняется. Из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Учитель становиться специалистом, обладающим знаниями и умениями в нескольких областях, вдохновляющим и мотивирующим учащихся на достижение поставленной цели. Овладение этой ролью требует глубокой внутренней психологической перестройки учителя, нового взгляда на образовательный процесс и свое место в нем.

Оценка проекта. (Приложение 2)

Очень важным является момент оценки проекта. С критериями оценки необходимо познакомить учащихся в самом начале проекта.

Группам предлагается несколько вариантов оценок проекта. Задача: выделить достоинства и недостатки.

Итоги.

Безусловно, метод проектов – метод нового времени. Он меняет роли ученика и учителя. Не стоит каждому с завтрашнего дня начинать работу над проектами, но готовить себя к внедрению нового метода необходимо.

Возвращение к листам самоконтроля. Нужно заполнить последнюю колонку в таблице.

Листы рефлексии в группах: готовы ли Вы внедрять в своей практике метод проектов?

Источники:

    1. Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения / автор – составитель Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель,2007


    2. Журналы «Практика административной работы в школе», «Справочник заместителя директора школы», «Управление начальной школой».

    3. Материалы сайтов Internet

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Этапы подготовки и реализации проекта


Этапы

Виды деятельности учащихся

Роль учителя

Внедрение метода проектов

Учащиеся могут подойти к учителю с предложением заняться проектной деятельностью по интересующей их теме (крайне редко).

При планировании обучения на год учителю необходимо выделить темы (разделы), которые будут «вынесены на проектирование». Нужно сформулировать несколько тем (как индивидуальных, так и групповых, разных по степени сложности)

В одних случаях учителя определя­ют тематику с учетом учебной ситу­ации по своему предмету, естествен­ных профессиональных интересов, а также интересов и способностей уча­щихся. В других — тематика проектов может быть предложена самими уча­щимися, которые при этом ориентиру­ются на свои собственные интересы.

Мотивация потенциальных разработчиков проектов на выбор тем.

Подготовительный

(погружение в проект)

    • выбор темы и её конкретизация;

    • обоснование актуальности;

    • определение цели и конкретизация задач;

    • выбор формы конечного результата;

    • поиск источников информации, составление списка литературы
    • при выборе темы направляет ученика таким образом, чтобы он использовал не только все, что уже знал по теме, но и открыл для себя что-то новое;


    • помогает определить проблемный вопрос проекта;

    • выдает рекомендации (требования, сроки, графики консультаций и т.д.)

    • тщательно продумывает, разрабатывает, и прогнозирует несколько вариантов решения проблемы;




Поисково – исследовательский этап

    • обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации;

    • самостоятельная работа учащихся над задачами;

    • промежуточное обсуждение результатов;

    • привлекает специалистов;

    • является источником информации;

    • консультирует в случаях затруднений.

Оформление проекта


А) Письменная работа

    • Написание основной части работы, ее введения и заключения:

    • Сдача эксперту для получения рецензии.

Б) Работа творческого характера

- сценарий постановки, видеофильм, журнал и др.

    • помогает разрешить затруднения в вопросах использования языковых средств;

    • привлекает экспертов для оценки;

    • оказывает консультативную помощь при возникновении проблем;

Презентация результатов проекта

    • Подготовка текста публичной выступления;

    • Подготовка презентации;

    • Предзащита проекта;

    • Публичная презентация проекта.

    • Помогает в подготовке и презентации конечного продукта;



Оценивание проекта


    • Оценивание реферата;

    • Оценивание выступления;

    • Самооценка, рефлексия




ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Экспертиза исследовательского проекта

Автор, (коллектив авторов) _________________________________________________________

Тема работы______________________________________________________________________


Критерии

Показатели

Балл

1.Оценка качества работы

1.1.Обоснование актуальности темы




Достаточное обоснование актуальности

2

Показана только общественная или только личностная значимость работы

1

Актуальность не представлена в тексте

0

1.2.Постановка проблемы




Проблема представлена полно, ее значимость обоснованна

2

Проблема и ее значимость представлены неполно или недостаточно обоснованно

1

Постановка проблемы и обоснование ее значимости отсутствуют

0

1.3. Постановка цели и задач проекта





Цели и задачи четко сформулированы

2

Цели и задачи нечеткие

1

Цели и задачи не сформулированы

0

1.4.Выдержанность структуры проекта




В работе представлены все части проекта

2

Структура проекта выдержанна не полностью

1

Структура не прослеживается

0

1.4. Выводы, обобщения




Выводы системны, корректны, обоснованны, соответствуют заявленной проблеме и содержат варианты ее решения

2

Выводы носят абстрактный характер, не охватывая проблему в полном объеме

1

Выводы отсутствуют

0

1.5.Методы исследования




Заявленные методы исследования использованы корректно

2

Отдельные методы использованы некорректно, нецелесообразны

1

Заявленные методы не использованы


0

ИТОГО (максимальное количество баллов 10):




2.Оценка оформления работы

2.1. Высокое качество оформления, аккуратность

2

2.2.Работа оформлена некачественно, встречаются ошибки, исправления

1

2.3.Оформление работы не соответствует нормам

0

ИТОГО (максимальное количество баллов 2):




3.Защита работы

3.1.Соответствие содержания доклада содержанию работы




3.2.Выделение основной мысли работы




3.3.Общая логика вступления, способность четко сформулировать цели и задачи работы, охарактеризовать этапы и методы исследования




3.4.Владение терминологией в рамках темы исследования




3.5.Аргументированность представления и защиты материала




3.6.Четкие ответы на вопросы




3.7.Речевая компетенция



3.8.Общая эрудиция, умение заявлять и отстаивать собственную позицию








Примечание: защита работы оценивается в баллах от 0 до 2

ИТОГО (максимальное количество баллов16):

ИТОГО по всей работе (максимальное количество баллов 28):