litceymos.ru 1


Самооценка по вопросу №3 за 2011-2012 учебный год.


Каково отношение к обучающимся? Как развивают их персональные качества? Оцените:



Очень мало

1

2

3

4

Превосходно







+







Взаимоотношения между участниками образовательного процесса в учреждении характеризуются как субъект субъектные. Положительную направленность в создании комфортного микроклимата в учреждении создают члены педагогического коллектива, они являются примером для формирования взаимоотношений воспитанников друг с другом и окружающим миром. Отсутствует противоборство между классами. Жизнедеятельность детского коллектива определена локальными актами Правилами поведения для учащихся и их родителей, Правилами школьного этикета, Инструкциями, связанными с круглосуточным пребыванием детей в учреждении, что способствует созданию правового поля взаимоотношений участников образовательного, воспитательного и лечебного процессов, предъявлению единых требований к учащимся, созданию благоприятного микроклимата в учреждении.

Работа проводилась по 4 направлениям:

- традиционные общешкольные дела;

- оздоровление организма детей;

- нравственно – правовое воспитание;

-быт.

В этом году главным направлением воспитательной работы стало воспитание социальной ответственности.


Школа-интернат имела статус инновационной муниципальной площадки по реализации проекта «Воспитание социальной ответственности обучающихся санаторной школы-интерната( в условиях реализации ФГОС).

Приоритетным направлением в работе стало воспитание социальной ответственности. Все мероприятия, комплекс педагогических воздействий был направлен на воспитание социальной ответственности коллектива.

В сентябре и в мае были проведены диагностические срезы по социальной ответственности у обучающихся.







На последней гистограмме представлена динамика общего уровня социальной ответственности в разных классах. Можно смело говорить, что она положительная во всех классах. Повысить уровень ответственности удалось у всех, но в разных классах за счет различных компонентов и с разной степенью эффективности.


Традиционно, как наиболее эффективные формы воспитания детей, были проведены праздники к красным датам календаря:


  • День Знаний. Урок России «Чтобы не случилось на свете- за все мы с вами в ответе»;

  • День Учителя;

  • Праздники Осени и Нового года;

  • Конкурс «Ученик года»

  • Гражданско- патриотический проект « Кому поклонится Россия»

  • Большой фестиваль детского творчества;

  • Концерт к 8 Марта;

  • Конкурс военной песни ко дню Победы;

  • Итоговый сбор школы;

  • Последний звонок.

Каждый праздник, мероприятие, проект способствовал созданию позитивного настроения, развивал эмоционально – чувственную сферу учащихся, прививал навыки культуры поведения и общения, способствовал усвоению мировоззренческих и эстетических знаний, дисциплинировал, формировал межличностные взаимоотношения, индивидуальную позицию каждого ребенка, помогал становлению его собственного «Я».


В подготовке и проведении праздников участвовали все дети, остающиеся на круглосуточном пребывании.

Появилась проблема уходящих домой детей. Понизилась их активность в участии в общешкольных мероприятиях. По результатам отслеживания УВЛ они имеют более низкие показатели развития интергративных качеств личности по сравнению с детьми круглосуточного пребывания.

Развитию творческих способностей, проявлению нравственно – волевых и духовных качеств, формированию коллективизма и товарищества, навыков толерантного взаимодействия с окружающим миром, самоутверждению и проявлению личностных талантов помогали общешкольные мероприятия.

Одним из главных мероприятий года стал гражданско- патриотический проект - « Кому поклонится Россия» , посредством которого решались задачи

по воспитанию у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине, по расширению знаний по истории Отечества, по активизации творческого и познавательного потенциала обучающихся. В рамках этого КТД были проведены познавательно-развивающие часы:

- День Знаний . Урок России «Чтобы не случилось на свете-за все мы с вами в ответе»;

-« История географических открытий» - о выдающемся русском путешественнике Миклухо- Маклае;

-« Сыны Отечества- защитники земли русской»- к юбилею Победы войска Александра Невского на Чудском озере;

-«Сила России в единстве народа»- об истории праздника 4 ноября;

-«Минин и Пожарский» об история возникновения Дня единства и примирения.

Эмоционально ярко прошла встреча с ветеранами-интернационалистами афганской войны .

Студенты ЯГПУ им. К.Д.Ушинского стали организаторами спортивно-познавательной игры-путешествия « Патриот», где на разных станциях решались задачи по военно-патриотическому воспитанию подростков и расширению знаний по истории отечества; по развитию инициативы и самостоятельности учащихся на основе игровой деятельности; воспитанию социальной ответственности; по укреплению здоровья.


Серьезное внимание уделялось патриотическому воспитанию, воспитанию любви и уважения к своей малой родине, к Ярославлю, к людям, живущим на этой земле, к ветеранам Великой Отечественной войны, воинам-защитникам России.

На базе школьного краеведческого музея проводились экскурсии о Норской слободе, событиях Великой Отечественной войны. Кружковцы оказывали шефскую помощь ветерану войны Бедову Юрию Михайловичу.

Итоговым ко дню Победы стал песенный фестиваль –конкурс « Пусть песни расскажут какими мы были».

Формированию правовой гражданской позиции способствовало изучение основ Конституции РФ, символики государства, Конвенции о правах ребенка, проведение инструктажей детей и их родителей по правилам внутреннего распорядка, положений Устава учреждения. Эта работа способствовала снятию многих конфликтных ситуаций, созданию некоего правового поля в школе для общения взрослых и детей.

Продолжением темы патриотизма, воспитания чувства любви к своему Отечеству, национальному русскому языку стало КТД «Мы россияне - и язык наш русский». Темы мероприятий говорят сами об их содержательном наполнении. Проведены познавательно-развивающие часы :« История славянской письменности» , «День святого Наума Грамотника», «История книги», «Твоя речь.», «Слово лечит- слово ранит».Сквернословие», «Увлекательная грамматика» — игра для среднего звена, игра по книгам— к Юбилею К.И. Чуковского.

С целью формирования осознанной мотивации учебной деятельности, повышения качества знаний, развития интереса учащихся к учёбе, развития познавательной активности, поиска путей наиболее полного использования возможностей школы для раскрытия способностей учащихся и реализации их творческого потенциала, выявления одарённых детей, воспитания активной жизненной позиции обучающихся в этом году в школе четвертый год проводился конкурс «Ученик года» среди учащихся начальной школы и среднего звена. Конкурс состоял из трех этапов.


1 этап- -рейтинг итоговых оценок учащихся по четвертям,

2 этап – игровая программа по выявлению знаний учащихся по школьным предметам,

3 этап – учебная конференция -защита индивидуальных проектов и презентаций «История простых вещей».

Впервые была использована новая форма -защита индивидуальных проектов, которая показала, что ребята умеют составлять презентации, находить интересный материал, доносить его до слушателей.

Ребята смогли показать как свои знания по учебным предметам, так и личностные творческие качества. Призёры и участники конкурса были отмечены дипломами и ценными подарками.

Вопросы экологического воспитания и воспитания социальной ответственности тесно взаимосвязаны. В апреле-мае 2012 педагогический коллектив занимался углублением экологических знаний обучающихся, развитием познавательного интереса, воспитанием гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.

С целью воспитания у учащихся бережного отношения к воде через расширение знаний о значении воды в природе, о проблемах реки Волги проводилось общешкольное мероприятие « Вода- источник жизни».

В игровой форме на познавательно-развивающем часе вершили « Суд над мусором». Воспитание чувства ответственности за судьбу Родины, формирование у учащихся гражданской позиции решалось через привлечение внимания обучающихся к проблеме загрязнения окружающей среды .

Акция « Чистый берег»- уборка берега реки Волги и установка природоохранных знаков стала элементом социальной практики ребят 7-9 классов.

Защита и реализация проектов «Моя клумба» стала настоящим КТД для всей школы. Каждый класс спроектировал, создал и засадил декоративными растениями свою клумбу, запланировав и летний уход за ней.

К работе над клумбами начальной школы удалось привлечь и наиболее активных и ответственных родителей.


Эмоционально ярко, интересно для всех детей прошел Большой общешкольный фестиваль детского творчества : «Я, ты он , она- вместе дружная семья», направленный на воспитание толерантности и гражданско-правовой позиции детей.

Подготовительным этапом к нему стали

- ко Дню толерантности игровая программа: « Про мальчиков и девочек»(КТД)

- конкурс стихов и сочинений: « Слово дружба.Что о дружбе знаю я...»

- музыкально- литературная программа : « Когда мы едины- мы

непобедимы»

Познавательно-развивающие часы: « Сила России в единстве народа»,

«Нет друга-ищи, нашёл береги!»,« Жить по совести- что это значит?»

Итогом стали новогодние спектакли «Что за прелесть эти сказки».

Каждый класс ставил свои спектакли. Все классные коллективы отнеслись ответственно к своим постановкам: тщательно подбирали костюмы, декорации, учили тексты, движения, отрабатывали выразительность речи. В результате все показали хороший уровень подготовки. Положительным является массовость участия, привлечение всех к общему делу, желание ребят играть на сцене, помогать друг другу. Финалом стали новогодние елки и классные огоньки с подарками и чаепитиями.

Театральный фестиваль стал отражением положительной динамики в воспитательной работе за I полугодие.

Умение видеть и создавать прекрасное развивали выставки: осенних букетов, выставки поделок из природных материалов, оформление уголков творчества в классах.

Приоритетным в воспитательной работе остается направление –

оздоровление организма детей.

В соответствии с областной целевой программой «Трезвое поколение»

(2006-2007г.г.) в воспитательную работу школы-интерната введены элементы

дополнительной образовательной программы «За здоровый образ жизни»,


рекомендованной Департаментом Ярославской области.

Проводилась работа по профилактике употребления психотропно активных

веществ: использовалась программа А.Г. Макеевой и М.М. Безруких

«Все цвета кроме черного» со 2 по 9 класс с комплектом методического

сопровождения. В бытовых и классных комнатах были оформлены

профилактические уголки.

Врач -фтизиатр Кочнева Н.С. выступала на тематических линейках

о воспитании ЗОЖ для учащихся 1- 9 классов:

-Клуб юных почемучек ( 20 вопросов- 20 ответов)

-О профилактике клещевого энцефалита.

- Закаляй здоровье летом.

Воспитатель Чеснокова М.В. со 2 и 9 классом рассказали о пользе молочной

продукции « Пьём молоко: зачем и почему?».

Работа велась в тесном контакте с медицинским персоналом и родителями.

Жизнь ребят подчинена строгим рамкам режима дня. Важное место занимает воспитание и приучение к навыкам личной гигиены, это является объектом постоянного контроля воспитателей.

Дети ходили чистые, опрятные, с прибранными волосами. Начальные классы всегда в форме (белый верх, черный низ).

Ежедневно проводилась утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, игры. Ежемесячно генеральная уборка. В спальном корпусе стало уютнее, в рекреациях появились детские работы, репродукции картин.

На каждого ребенка ведется паспорт здоровья. Ребята под руководством педагогов отслеживали динамику своего физического развития. Работа воспитателей с паспортами здоровья стала иметь творческий, методически правильно построенный характер индивидуального воздействия на детей с целью привития осознанного ЗОЖ. В 1,4, 9 классах

По всем классам для более детального изучения физического, психического, нравственного здоровья учащихся, их социально-бытовых условий и окружения были проведены медико-педагогические совещания – консилиумы .


Воспитанию трудолюбия способствовали уроки ОПТ, уборка школьного двора, дежурство по классу, столовой, хозяйственной, уроки технологии.

По профессиональной направленности велась предпрофильная подготовка.

С выпускниками работали школьный психолог Кубасова Н.Ф., учителя

Ильина А.А., Куделина Е.К. Были организованы посещения дней открытых дверей учебных учреждений города. Учащиеся 9 класса посетили ЯМЗ, Норский керамический завод, где познакомились с основными рабочими специальностями и технологическим процессом предприятий.

Значимой составляющей для организации целенаправленного, содержательного досуга детей стали кружки: хор, информатика, музыкальный, краеведческий, резьбы по дереву, спортивный, танцевальный , брейк-данс, прикладного творчества, театральный, вокального пения, игры на музыкальных инструментах, выразительного чтения, этики. В первом классе введены 10 часов внеурочной кружковой работы.

По итогам года 310% учащихся занимались в бесплатных кружках на базе учреждения.

Любимым местом для всех стала игротека. У педагога-организатора Малышевой Н.Н. в игротеке находили дело по душе все от малышей до старшеклассников, даже педагоги: пели караоке, играли в настольные игры, репетировали, находили информацию в интернете, составляли презентации, просто общались.

Одной из основных задач воспитательной работы школы является повышение интеллектуально - познавательного уровня учащихся, мотивация на учебную деятельность.

С этой целью каждую пятницу в школе проводились познавательно-развивающие тематические часы, посвящённые памятным календарным датам, наиболее значимым событиям и именам выдающихся личностей. В подготовке и проведении данного мероприятия принимали участие педагоги и учащиеся класса: вместе подбирали интересный материал, выбирали форму наиболее эффективного изложения и вместе выступали в течение 20 минут на линейке. Учащиеся не только получают новые знания, но и развивают свою речь, память, учатся выступать перед аудиторией. Информация, полученная на линейках, используется при проведении интеллектуальных игр, конкурсов и блицтурниров, является интересной и развивающей.


Работал Клуб интересных встреч. Встречались с выпускником школы-интерната С.Ю. Родионом-военным летчиком, которому посвящена экспозиция в школьном музее; с ветеранами- афганцами.

Второй год проводятся музыкальные часы под руководством учителя музыки Фещенко Н.Г . Состоялись два концерта классической музыки учащихся училища (колледжа) имени Собинова; интерактивный урок, знакомивший с простейшими музыкальными инструментами,

музыкальный час «В вихре Вальса ».

Была организована Школа этикета, проводились занятия- практикумы:


  • Правила поведения в школе.

  • Культура внешнего вида ( внешний вид и внутреннее содержание)

-«Умей сказать « Спасибо» от души»,

-просмотр тематических выпусков журнала «Ералаш».

В течении года решалась задача по расширению взаимодействия с внешкольными центрами по работе с детьми, объектами культуры и образования, социальными учреждениями. Мы тесно сотрудничали с Муниципальным Учреждением Социального обслуживания Подростков и Молодежи «Красный Перевал – 1», с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Дзержинского района г. Ярославля, с инспекторами ОВД

г. Ярославля, музеями города и области, Городским центром развития образования, ЯГПУ им К.Д.Ушинского , ДК «Магистраль», библиотекой им. Ярослава Мудрого и др. учреждениями города.

Педагоги школы Куделина Е.К., Дубова И.Д., Рубцова А.Л., Колосова Е.В., Малышева Н.Н., Кириллова Е.В., Прохорова Е.А., Скробина П.В. со своими воспитанниками принимали участие в городских и областных конкурсах и выставках.

Участвовали:


  • Перевозчиков Иван, Горбунов Андрей в Международном конкурсе-выставке рисунков в г. Стокгольм «Твои права».Отмечены подарками и Дипломами участников выставки
  • Спиридонова Вика 4 класс, вокал в Городском фестивале-конкурсе певческого мастерства «Поющая осень», диплом участника


  • Кочетова Виктория, 7 класс в областном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Радуга», диплом 2 степени

  • Кондратьева Анастасия, 9 класс в конкурсе-выставке «Новогодний и рождественский сувенир» , диплом участника

  • Феденко Анастасия, 8 класс в городском конкурсе исследовательских и творческих работ обучающихся, посвящённых 70-летию начала блокады Ленинграда «Голос памяти». Диплом 2 степени.

  • Участвовали в спортивных соревнованиях куста и Дзержинского района по настольному тенису, шашкам и шахматам. По итогам награждены за призовые места.

Отслеживая особенности индивидуального развития в 1,4, 9 классах ведется накопительные папки -портфолио.

Большинство учителей удовлетворены работой в данном коллективе, идентифицируют себя с коллективом, хотят продолжать работать в этой школе. Доказательством служит отсутствие текучести кадров, многолетний труд большинства педагогов в учреждении.

Рассматривая отношение родителей к образовательному учреждению, следует отметить положительную установку родителей относительно школы.

В качестве позитивного момента хотелось бы подчеркнуть, что родители выразили свое желание сотрудничать со школой, все заявили о продолжении обучения своего ребенка в учреждении в следующем учебном году. Наблюдается позитивное отношение к учреждению родителей и детей, сравнивая три последних учебных года в диаграмме №1.




Реализация оздоровления и обучения не возможна без тесного сотрудничества с родителями. Для этого проводятся индивидуальные встречи с родителями (и лицами их заменяющими), педагогов, медицинских работников, для информирования об оздоровлении и обучении ребенка в школе. Практикуется посещение учащихся на дому с целью изучения микроклимата семьи, оказания психолого-педагогической помощи, определения пути взаимодействия школы и семьи для успешного обучения детей, проводятся медико-педагогические консилиумы по изучению личностных особенностей обучающихся. Подобная система работы обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход к каждому воспитаннику и их семьям.


Минипедагогические коллективы отслеживают уровень воспитанности учащихся и классных коллективов в целом. Это позволяет целенаправленно работать над формированием интергративных качеств личности детей, определяет направленность воспитательного воздействия.





На диаграмме №2 видна позитивная положительная динамика в развитии личностных качеств воспитанников .

Среди учащихся остается низкий уровень мотивации обучения, низкий культурный уровень, есть проблемы с честностью и дисциплинированностью. Результаты по этим качествам остаются проблемными и на следующий учебный год, хотя в этом году есть прирост в оценках, за исключением культурного уровня.

Показатели в диаграмме № 3 с оценкой по пятибалльной системе.





С целью коррекции «западающих» качеств в систему воспитательной работы включены общешкольные еженедельные тематические линейки, конкурс «Лучший ученик года», имеющие познавательно-развивающую направленность.

Высокий процент посещения родительских собраний, на которых решаются вопросы, связанные с обучением, воспитанием, досугом детей. Классные руководители составляют тематику родительских собраний, приглашают специалистов медицины, социально-психологической службы. Чаще всего ведется просвещение о психологических особенностях определенного возраста, отклоняющегося поведения учащихся, вопросы по формированию здорового образа жизни в семье. Уровень активного участия родителей в мероприятия школы-интерната иеет плавающую динамику.

Диаграмма № 4.




Вся воспитательная работа способствует улучшению микроклимата в школе-интернате, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих школьных повседневных проблем.


Анализ уровня асоциального поведения (нарушения Устава школы-интерната, пропуски занятий без уважительной причины, дисциплина, административные правонарушения и т. п.) за последние три года представлен на диаграмме № 5.





Наблюдается динамика снижения уровня асоциального поведения учащихся: положительно снижается количество обучающихся, стоящих на внутришкольном и учете в КДН, пропусков учебных занятий по неуважительной причине меньше стало. Для снижения этих показателей социально-психологической службой школы проводится работа по предупреждению и профилактике асоциального поведения обучающихся, седьмой год работает Совет по профилактике правонарушений, тесное сотрудничество с представителями правопорядка ОВД Дзержинского района, целенаправленное сотрудничество МУСОПиМ « Красный Перевал -1».

Уже не первый год в школе существует органы ученического самоуправления: Совет старост; Совет дела. В этом году был малоактивный 9 класс, соответственно и процент учащихся, вовлеченных в органы ученического самоуправления остался на прежнем уровне.

В состав органов самоуправления входят старосты, избранные детьми от каждого класса и их помощники. Совет дела формируется как временный орган коллективных творческих дел. Показатели вовлеченности воспитанников показан на диаграмме № 6.




Участие в досуговых и внеурочных видах деятельности позволяет воспитанникам расширять и развивать свои умения, способствует развитию навыков установления конструктивных контактов с людьми, умению убеждать, выступать на публике, искать союзников и единомышленников для осуществления конкретных задач.

Приоритетными направлениями деятельности классных руководителей является воспитание социальной ответственности, привитие здорового образа жизни, развитие моральных и нравственных позиций обучающихся, формирование гражданской позиции, повышение культурного уровня учащихся. Вся это работа отражается в тематике классных часов и планировании внеклассной деятельности.


Объективная информация о воспитанниках дает возможность правильно оценить цели и задачи воспитательной работы в школе и классных коллективах, согласовать все элементы и звенья воспитательного процесса.



Наиболее сильные аспекты

Какие факторы влияют на результат

1.Организована работа городской инновационной площадки по проекту « Воспитание социальной ответственности обучающихся ( в условиях реализации ФГОС)


2. Внеурочная воспитательная работа

  • взаимодествие со специалистами кафедры социальной педагогики ЯГПУ им. К,Д,Ушинского и специалистами ГЦРО.

  • Работа проектно-методического совета

  • Цикл обучающих семинаров для педагогов учреждения

  • Обобщение опыта педагогической деятельности в рамках педмарафона 2012.



- обоснованность целей и тщательное планирование воспитательной работы школы, на основании социального заказа;

-эффективная работа классных руководителей и воспитателей;

- эффективное взаимодействие с обучающимися и их родителями;

- расширение сотрудничества с социальными партнерами;

- соблюдение и развитие традиций школы.

- создание в учреждении правового поля взаимоотношений участников воспитательного и образовательного процессов.

2. Работа с родителями

- заинтересованность родителей в оздоровлении и обучении детей;

- тщательное изучение особенностей семей воспитанников;

- подробное инструктирование родителей по всем вопросам школьной жизни.

3. Работа социально-психологической службы


- системность в работе;

- тесное сотрудничество с администрацией, классными руководителями, воспитателями, родителями и учащимися школы, представителями ОВД;

- повышение профессиональной компетентности.




Что нуждается в улучшении?

Какие действия для этого необходимо предпринять?

1.Развивать сферу дополнительного образования на базе школы

-привлекать к сотрудничеству специалистов дополнительного образования

2. Развивать систему ученического самоуправления

-усилить работу классных руководителей по формированию и развитию детского самоуправления в классных коллективах

-систематизировать работу по ученическому самоуправлению.

3.Улучшение материальной базы для воспитательной работы.

-по мере финансирования оборудовать вторую игротеку для учащихся начального звена;

-приобрести для проведения мероприятий ноутбук;

  • обновить радиомикрофоны,

  • установить стационарный медиа-проектор.

  • Оформить сцену: сделать кулисы.

  • Софиты для освещения сцены.

4.Активизировать участие родителей в мероприятиях школы-интерната.

-усилить работу минипедколлективов по привлечению родителей к участию в классных мероприятиях.

5.Решать проблему кадрового омоложения педагогического состава.

-постепенное привлечение новых кадров.