litceymos.ru 1 2 ... 5 6


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Переславль-Залесский


Богачёва Ольга Алексеевна

Русский язык и литература


Реферат по литературе как форма

учебно-исследовательской деятельности учащихся


Ярославская область


2009

Содержание


Содержание 2

ВВЕДЕНИЕ 4


Цели и задачи работы 5

2.1. Какой ученик может заниматься реферативной работой? 9

2.2. Особенности консультативной работы учителя 9

Руководители несут ответственность за качество и содержание исследовательской работы ученика. 10

2.3. Структура реферата 10

2.4 Система работы над рефератом 12

2.4.2. Что должен предусмотреть учитель, формулируя тему реферата? 12

2.4.7. Продолжительность работы над рефератом 16

2.5. Процедура защиты. 17

2.6. Оценка реферата 19

20

Фамилия, имя защищающегося. 20

Критерии оценки реферата 20

Соответствие работы критериям 20

Полностью соответствует 20

Частично соответствует 20

Не соответствует 20

Знания и умения на уровне стандарта образовательной области 20

Широта кругозора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению 20

Глубина проникновения в тему 20

Владение основами исследовательской деятельности 20

Способность проявлять самостоятельные оценочные суждения по существу исследовательской проблемы 20

Способность кратко и грамотно изложить суть работы 20


Свободное владение материалом, способность вести диалог, аргументировано отвечать на вопросы 20

Проявление творческих способностей при решении задач исследования 20

Культура оформления материалов 20

Примечание 20

2.7. Применение опыта исследовательской работы на уроках литературы 21

2.8. Формирование ключевых компетентностей при работе над рефератом 22

2.9.Результативность работы 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

Информационные источники 25

Приложения 27

Приложение 1 27

Памятка для учащегося по разработке реферата 27

Приложение 2 28

Общие требования и правила оформления текстов 28

Приложение 3 29

Темы рефератов, апробированные в ходе учебной деятельности 29

Отзыв руководителя о выпускной учебно-исследовательской работе. 31

Отзыв руководителя 31

о учебно-исследовательской работе 31

Отзыв руководителя 32

на экзаменационный реферат 32

Отзыв руководителя 33

на экзаменационный реферат 33

ВВЕДЕНИЕ



Как одна из форм работы над текстом литературного произведения реферат используется в методической практике достаточно давно. Но особое значение он начинает приобретать с 1992 года, когда вводится как одна из форм итоговой аттестации выпускников средней школы по ряду предметов (в том числе и по русскому языку и литературе). К этому времени относится и мой первый опыт по работе над экзаменационными рефератами.

Всего на моём счету семь выпусков, и ни один из них не обходился без этой формы сдачи экзамена по литературе. В свою очередь, работая с учащимися над подобной формой исследовательской деятельности, я как педагог всё более убеждаюсь в её актуальности и с точки зрения развития предусмотренных Государственным Стандартом образования компетентностями, и с точки зрения необходимости данных умений и навыков для дальнейшего обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.


И в настоящее время реферат не утрачивает свою значимость. Переход на независимую форму аттестации — ЕГЭ по литературе – не умаляет его значения как формы исследовательской работы, позволяющей формировать у учащихся те умения и навыки, которые заявлены как приоритетные в Стандартах нового поколения. Особое внимание к развитию учебно-исследовательской деятельности и познавательной самостоятельности школьников обусловлено и пересмотром «предметоцентристской» ориентации общеобразовательной школы. Сейчас уже ясно, что усвоение содержания образования является не конечной целью, а лишь средством развития личности. Учебно-исследовательская деятельность школьников является сегодня одним из способов преодоления «предметоцентризма», изолированности отдельных наук. Она позволяет не только учесть реальные интересы и образовательные потребности ученика, выходящие подчас за рамки программы того или иного курса, но и ориентирует на освоение путей и способов расширения новых знаний, на освоение методологии самостоятельного научного исследования.

Как уже было сказано, реферат остаётся такой формой исследовательской работы, которая обеспечивает развитие у обучающихся многих предусмотренных Государственным Стандартом компетентностей. Недаром всё чаще на уровне области и региона проводятся многочисленные ученические конференции, основанные на реферативной исследовательской работе.

Ещё хотелось бы отметить, что претерпевает изменения и форма защиты реферата: интерактивная поддержка её в виде компьютерной презентации интересна учащимся и делает саму защиту современной.

Реферат также позволяет сформировать новый стиль взаимоотношений педагога и ученика, готовит старшеклассника к внеурочному сотрудничеству с научным руководителем, что становится одним из компонентов личностно-ориентированного подхода в достижении общекультурной компетенции выпускников школы. При написании реферата автор работы и научные руководители выступают как единый исследовательский и творческий коллектив, представляющий результаты своей деятельности компетентным экспертам. А это, в свою очередь, способствует развитию нового качества образовательной мотивации школьников, которая основывается на четырёх основных компонентах: возможности выбора, развитии познавательного интереса, возможности заниматься исследованием научной проблемы. Эти компоненты образовательной мотивации учеников, несомненно, очень актуальны, и реферат как форма учебной деятельности, конечно, останется важной составляющей учебного процесса. Поэтому считаю, что мой опыт работы над ученическим рефератом на сегодня актуален и будет интересен моим коллегам.


следующая страница >>