litceymos.ru 1



Развитие творческих способностей учащихся


Долматова Галина Петровна, заслуженный учитель России, учитель гимназии №2

г. Зарайска, Московской области


Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности.

Помните, как в сказке Шарля Перро «Спящая красавица» к маленькой принцессе слетелись феи и наградили ее разнообразными талантами: умением прекрасно петь, танцевать, музицировать. И не нужно было затрачивать никаких усилий. Но природа, в отличие от добрых волшебниц, не всегда бывает такой щедрой, не часто ее дары столь очевидны. Хотя и обижаться на нее грешно: пусть где-то глубоко спрятаны способности, но они несомненно, есть в каждом. Вот только как пробудить, распознать и развить их? Может ли учитель стать для ребенка той самой сказочной феей? Сумеет разбудить ребенка, помочь ему раскрыться.

Человек, как звезда, рождается. И только от нас, взрослых, зависит, чтобы ребенок… эта маленькая звездочка Вселенной засветила, заиграла всеми гранями.

Детей неинтересных в мире нет

Их судьбы – как истории планет

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Подлинное проявление индивидуальности ребенка связано, по моему убеждению, с участием в творческой деятельности, поэтому очень важно использовать на уроках задания не только репродуктивного, но и творческого характера.

Так возникла идея проведения уроков развития творческих способностей учащихся. Она пришла ко мне и из собственной практики, т.к. изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активного адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей.


Опыт, обращение к научной литературе, самообразование позволили мне подойти к программе, которую я составила по курсу «Развитие творческих способностей учащихся 5-6 классов». Приведу выдержку из программы по этому разделу.

I. Содержание курса

1). Задачи на развитие внимания

2). Задачи на развитие памяти

3). Задачи на развитие мышления

4). Задачи на развитие воображения

5). Составление ребусов

6). Сюжетно-логические задачи

7). Разрезание фигур на части

8). Поисковые задачи

9). Задачи на отыскивание закономерностей

10). Задачи на обобщение и классификацию

11). Решение задач на смекалку

12). Цифровые задачи

13). Конструирование

II. Цели уроков

1). Формирование познавательной активности учащихся

2) Развитие памяти, внимания, мышления воображения

3). Формирование личностных качеств учащихся


Примерное тематическое планирование





1 занятие

2 занятие

и т.д.

Развитие внимания

1).Интеллектуальная разминка

2).Чтение предложений с перевернутыми буквами

1).Интеллектуальная разминка

2). Работа с лабиринтами




Развитие воображения

Составить как можно больше слов, относящихся к слову «математика»

Конструирование предмета по данным геометрическим фигурам




Развитие памяти

Задания на развитие зрительной памяти (работа со словами)

Задания на развитие слуховой памяти (работа с текстом)




Развитие мышления

1). Поиск общего и исключение лишнего

2). Решение задач

1). Поиск предметов, обладающих сходными свойствами

2). Решение задач





Литература, которую я использую для подбора заданий на уроках:

Н. Винокурова: «Подумаем вместе» 6 частей

Ю.Г. Тамберг: «Развитие интеллекта ребенка», «Развитие творческого мышления ребенка»

Л. Тихомирова: «Развитие интеллектуальный способностей ребенка».


Предлагаю вашему вниманию урок, который был дан мною во время проведения методической недели:

Тема: Новогодний серпантин.

Цель: Выполнить задания на развитие внимания, воображения, мышления, двигательных функций рук.

Оборудование: Компьютер, доска, цветные карандаши, тетради, рисунки, индивидуальные задания.

I. Сообщение цели урока.

Скоро новый год, праздник, который любят все. В новогоднюю ночь Дед Мороз приносит подарки, но, чтобы сегодня их получить, необходимо выполнить задания на внимание, мышление.

II. Развитие устойчивости внимания.

Вам, ребята, надо сделать следующее: не водя рукой по схемам, а лишь отслеживая глазами линии, связывающие цифры вверху с нижними буквами, выпишите буквы по порядку, и вы прочитаете слова, которые образуют русскую загадку.

1


2

3

4

5




1

2

3

4

5

6




1

2

3

4

5











































































































М

Й

И

З

О

 

И

М

О

Е

Т

Л




Н

О

М

И

Д

3

5

2

1

4




1

6

5

3

4

2




3

1

5

4

2





























































































































1

2

3

4

5

6















































































































































М

Т

В

Ц

Е

О



































6

4

2

1

3

5





















Ответ: Зимой и летом одним цветом.

А что это? (Елка).

Ну какой Новый год без елки.


III. Развитие двигательных функций обеих рук.


  1. Возьмите в левую руку карандаш и нарисуйте елку, не отрывая руки от тетради. (Если ребенок «левша», то карандаш берется в правую руку).

  2. А теперь нарисуйте две елки обеими руками в параллельном изображении.

  3. Но елка должна быть красивой, поэтому раскрасьте ее.


IV. Развитие логического мышления.


В то время, когда ребята занимаются раскраской, я на доске вешаю рисунок с большой нарисованной елкой.

На нарисованных елочных рисунках готовлю задания.

  1. Обращаюсь к детям.

Новогоднюю елку надо украсить. Чтобы повесить игрушку, надо выполнить

следующее: сравнивая информацию в верхних клетках и в нижних, найдите в ней логическую связь. Это даст возможность заполнить пустую клетку (Фото №1)


Куранты

Бой

Сон

Изображаю в увеличенном масштабе

?

2


2


Ответ: «О» в словах «бой» и «сон» буква «о» вторая, а в первом слове ее нет.


Лыжи

Коньки

Санки

Л

О

?


Ответ: буква «н», в первом слове первая буква «л», во втором вторая буква «о», в третьем слове третья буква «н».


1

7

14

О

С

?


Ответ: «ч»; один; семь; четырнадцать.


Зима

Каникулы

Отдых

Е

М

?


Ответ: «е»; зима – единственное число, каникулы – множественное число, отдых - единственное число.


В процессе заполнения клеток вешаю игрушки на елку. В результате получается красивая, украшенная игрушками елка.
  1. А что хорошего в том, что наступили каникулы, и что плохого в том, что наступили каникулы. У ребят будут самые разнообразные ответы, некоторые надо проанализировать.


  2. Прочитайте анаграмму и исключите лишнее слово:


Бакан, сыкра, анул.


Ответ: кабан, крыса, луна. Лишнее слово «луна», т.к. кабан, крыса это животные.


  1. Подберите имена прилагательные к слову «луна».

(Ответы ребят).

Молодцы, дети.

  1. Итак, у вас каникулы, наступает новогодняя ночь, на небе луна и приходит кто? Прочитайте справа налево слова:


ЗОРОМ ДЕД (ответ: Дед Мороз).



  1. Но он не принесет подарков, если не решить задачу:


«Получилось так, что Витя и Саша повесили игрушку на один и тот же ярус елки. Витя: «Я всегда вешаю игрушку на пятый ярус от пола». Сама: «А я на пятый ярус от макушки». Сколько ярусов у елки?

Ответ: 9.


V. А вот и мешок с подарками. На каждого ребенка заготовлен бумажный сундучок, в нем лежит листок с заданием.


Задания я взяла из олимпиадных задач, повышенной сложности. Подбираю задачи в зависимости от уровня подготовленности. Готовые решения ребята приносят на следующий урок.

Приведу примеры индивидуальных заданий.

1. Пять мальчиков встретившись, обменялись рукопожатиями. Сколькими.

(Ответ: 5х4/2 = 10 (рукопожатий).


2. Что больше: 99 или 100 ?

100 101


Ответ: каждую из дробей дополним до 1.


99 + 1_ = 1 100 + 1_ = 1

100 100 101 101


99 = 1 - 1 _ 100 = 1 - _1_

100 100 101 101


1 > 1 , значит 99 < 100

100 101 100 101


3. Найти сумму всех нечетных чисел от 1 до 199.


Ответ: 10 000. 1+3+5+…+195+197+199=(1+199)+(3+197)+(99+101)= 200*50=10 000.

VI. Подведение итога урока.



Учитель, работающий с младшими школьниками, должен помнить, что именно в этом возрасте закладывается интерес, потребность и привычка к умственной деятельности, в старшем возрасте это сделать уже сложно.

Благодаря урокам РТС у детей возникло желание самим создать практический материал для проведения занятий. Под моим руководством дети приняли участие в выпуске сборника заданий для 5-6 классов «Школьникам от школьников. Развивающие упражнения».


На презентацию были приглашены гости, родители, учащиеся, администрация гимназии. На доске высказывание В.А. Сухомлинского «Знания становятся желанным достоянием маленького человека при условии, когда они – средство достижения творческих, трудовых целей»; организована выставка литературы.


Выступление учащихся:


Ньютон:

Как ныне сбираются

Ньютон и Лейбниц

Спор свой ученый вести

О том, кто больше

Из них в науку

Вклад свой сумел внести.

Лейбниц:

Вместе создали они

Матанализ

Но разное им привлекательно:

Ньютону физика ближе была,

Лейбницу – математика.

Ньютон:

Скажи – ка, Готфрид,

Ведь недаром

Я над задачей этой бьюсь,

Как скорость мне найти

Одним ударом,

Если известен путь?


Лейбниц:

Да, Исаак, нелегкая работа,

Но в математике еще трудней.

Касательную вот построил кто-то,

А угол находить придется мне.


Производная:

Как всегда вы молодцы,

Математики - отцы.

Про меня же все забыли,

Но ведь вряд ли бы дожили

До сегодняшнего дня,

Если б не было меня.

Ни один экономист,

Физик, химик, программист.

Вряд ли сможет рассчитать


Если не дифференцировать.

Я тружусь, а где награда?

Ньютон:

А тебе какую надо?

Званье, премию, медаль?

Может, титулы, как встарь?


Производная:

Чтобы чаще вспоминали,

В жизни чаще применяли,

Чтоб везде и стар, и мал

Производную уважал.

Чтобы песни сочиняли,

В сказках чтоб упоминали,

Чтоб потом из уст в уста

Передавалась бы она.

Лейбниц:

Это ты, дружок, загнула.

Не бывать такому чуду.

Мы трудились для профессионалов,

Не для школяров.

Ньютон:

Наши дифференциалы –

Не арифметики начала.

И любой, пардон, дурак.

Вряд ли их усвоит. Так!

Производная:

Так значит, что хотите вы сказать?

Мне не видать народного триумфа?

Опять лишь академиков седые бакенбарды.

Да строгие морщинистые лбы?

Обиделась на вас,

Пойду гулять по свету,

Где оскорбленному есть сердцу уголок.

Карету мне, карету…

Лейбниц:

Путь погуляет;

Куда кривая выведет, посмотрим.

Не девочка уже, ведь 300 лет.


Ньютон:

Нет, сердце все же не на месте..

Функция:

Присматривать я буду за сестрой,

Вдвоем мы разберемся что и как.

И истину, где надо, мы откроем.

Веди кривая! Мы не пропадем!

Постой де игрек по де икс.

Какая ты смешная!

Куда же без меня ты собралась?

Нельзя нам разлучаться, дорогая.

Мы по определению родня.

И далеко собралась прогуляться?

Везде границы, службы и посты,

Должны там документы предъявляться,

Заметная фигура слишком ты.


Производная:

Под псевдонимом буду я скрываться.

Закон не возражает, если вдруг

Прабабушки фамилию возьму я.

Я – флюксия. И не узнает даже друг.

Функция:

Куда держать нам путь?

Производная:

Я предлагаю в школу.

Посмотрим, вдруг и там.

Средь будущих светил

Уже флюекта с флюксией в почете.

Ведь, что дошло до детских до ушей,

В умах почтенных точно уж найдете.

Функция:

Начнем, пожалуй, с младшего звена

На мир глядеть они незамутненным

взором,

Справляются с задачками шутя,

И все им удается ладно, споро.

Производная:

А где мы их найдем?

Так вот: написано гимназия,

Так что… почти.

Поищем лучших школьников,

Послушаем их рассуждения.

И может быть, в условиях привычных

Покажут нам они свои творения.

Выходят ученики, которые приняли участие в выпуске сборника.

Ученица: А творение, вот оно.

«Развиваем творчество».

Мы ходили в такие дали,

Что не очень-то и дойдешь,

Математику изучали,

Не взирая на снег и дождь.

Математика – вот наука.

Развивает она умы.

Не страшна никакая скука.

Коль задачи все решены.

Каждый из них представил свои задания и прокомментировал их.