litceymos.ru 1

Филиал

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа

Р
«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________

/Исаева Л.В./

Ф.И.О.

Протокол № _____ от

«_____» _______________ 2012 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР филиала МОУ «Ерышовская СОШ»

__________ /Бузин А.А./

Ф.И.О.

«_____» _______________ 2012 г.


«Утверждено»

Директор МОУ «Ерышовская СОШ»

__________ /__Березкина Л.А../

Ф.И.О.

Приказ № _____ от

«_____» _______________ 2012 г.


тищевского района Саратовской области» в с. Крутец



Рабочая программа

по учебному курсу

«Основы проектной деятельности»

8 класс


учителя II категории

Ненаховой Натальи Ивановны


Принято на заседании

педагогического совета школы


Протокол № от « » августа 2012г.


2012-2013 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе учебного пособия «Основы проектной деятельности», авторы- Г.Б. Голуб, Е.А.Перелыгина,В.Чуракова, под ред. проф. Е.Я. Когана.- Самара: Изд-во «Учебная лит-ра», проектной деятельности школьника» (авторы – Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, 2006.- 224 с.) и методическихрекомендаций к нему.

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.


Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:


  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;

  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

  • обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;

  • отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;

  • ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;

  • субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в 21 веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

То есть речь идёт о формировании современных компетенций:


  • общенаучной;

  • информационной;

  • познавательной;

  • коммуникативной;

  • ценностно-смысловой;

  • социальной;

  • компетенции личностного самосовершенствования.

А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, является проектное обучение.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Не случайно в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий».

Курс «Основы проектной деятельности» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. В рамках занятий учащиеся делают проектную разработку.

Данная программа предназначена для способных и одарённых детей, учащихся 8-го класса, и рассчитана на 35 часов.

Цель данной программы – научить учащихся основам проектной деятельности и создать для этого все условия.

Задачи:


Образовательные:


  1. Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.
  2. Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.


  3. Научить работать с различными источниками информации.

  4. Научить способам первичной обработки информации.

  5. Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.

  6. Научить работать в группе, команде.

  7. Научить оценивать свои и чужие результаты.

  8. Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности.


Воспитательные, развивающие:


  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

  2. Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

  3. Развивать исследовательские умения.


При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:

    • определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;

    • выдвижение гипотезы их решения;

    • обсуждение методов исследования;

    • оформление конечных результатов;

    • анализ полученных данных;

    • подведение итогов;

    • корректировка;

    • получение выводов


В результате прохождения курса «От проблемы к цели» учащиеся получат опыт:

  • анализа проблемы;

  • анализа способов решения проблемы;


учащиеся научатся:

  • описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема4

  • определять противоречия, лежащие в основе проблемы;

  • формулировать проблему;

  • формулировать цель на основании проблемы;

  • обосновывать достижимость цели;

  • ставить задачи, адекватные цели;
  • выстраивать в хронологической последовательности шаги (действия);


  • рассчитывать время, необходимое для их выполнения.



Учебно-тематический план




Наименование тем, занятий

К-во

часов

Дата

Формы


работы

Формы контроля




Модуль «От проблемы к цели»

17

План.

Факт.







1.

Описание ситуации. Постановка проблемы.

1.1.Описание ситуации.

1.2.Определение признаков ситуации.

1.3.Описание и анализ ситуаций в рамках текущего проекта.

1.4.Формулировка проблемы.

1.5.Анализ проблемы.

5








Работа в группах.

Создание «дерева проблем».

Создание презентаций.

Рефлексия.



Презентации групповой

работы



2.

От проблемы к цели.

2.1.Способы решения проблемы.

2.2.Анализ способов решения проблемы.

2.3.Постановка цели.

2.4.Свидетельство достижения цели.

2.5.Способ убедиться в достижении цели.


5








Работа в группах.

Выполнение упражнений.

Создание пар «проблема-цель».

Рефлексия.



Презентации групповой работы

3.

Планирование деятельности.

3.1.Постановка задач.

3.2.Разбиение задачи на шаги.

3.3.Составление плана деятельности.

3.4.Планирование деятельности в рамках текущего проекта.

3.5.Работа над проектом.

3.6.Работа над проектом.

3.7. Защита проекта.

7








Работа над проектом.


Защита проектов.



Проверка корректности выполнения заданий.




Модуль «Как работать в команде»

7













1.

Что такое команда?

1.1.Что такое команда?

1.2.Зона личного комфорта.


2







Тренинг.




2.

Роли участников группового взаимодействия.

2.1.Процедура принятия командного решения.

2.2.Командные роли.


2







Работа над проектом.

Проверка корректности выполнения заданий

3.

Виды взаимодействия в группе.


1













4.

Искусство разрешения конфликта.

4.1.Роль конфликта в общении.

4.2.Способы разрешения конфликтов.

2







Работа над проектом.

Презентации групповой работы




Модуль «Регулирование конфликтов»

10













1.

Моя картина конфликта.

Восприятие конфликтов.

Общее и уникальное в людях

1







Интерактивные упражнения




2.

Оценка личностного потенциала участников конфликта.

1.1.Самопонимание и самооценка.

1.2.Соотнесение собственной оценки и оценки других.


2







Работа над проектом.

Проверка корректности выполнения заданий

3.

Формы общения.

1







Тренинг.




4.

Барьеры общения.

4.1.Предрассудки. Стереотипы. Дискриминация.

4.2.Положительная роль конфликтов.

2







Групповые упражнения

Презентации групповой работы

5.

Стратегия разрешения конфликтов.

5.1.Физические реакции в конфликтной ситуации.

5.2.Чувства, мысли и глубинные интересы.

5.3.Ступени урегулирования конфликтов.

5.4.Договор об урегулировании конфликта.

4







Интерактивные упражнения

Презентации групповой работы


Поскольку целью курса является обучение основам проектной деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; мозговой штурм; обсуждение; самостоятельная работа.

В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (простейшая презентация).



Содержание программы


Описание реальной ситуации, не устраивающей субъекта. Определение признаков ситуации. Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Деление реальной ситуации на признаки. Описание ситуации в рамках проекта.

Разработка проекта. Выбор темы проекта. Начало работы над проектом. Поиск информации. Нахождение признаков, находящихся в противоречии. Анализ информационного материала.

Формулирование проблемы. Обсуждение сформулированной проблемы. Корректность формулировки проблемы. Экспертиза проблем.

Анализ проблемы. Определение причин и последствий существования проблемы. Создание «дерева проблем».

Способы деятельности по целеполаганию. Анализ разных способов разрешения проблемы. Анализ способов решения проблемы. Постановка цели на материале собственного проекта. Экспертиза работы групп. Определение достижимости цели. Выполнение упражнений. Выбор оптимального варианта достижения целей. Обсуждение предложенных учащимися способов. Ответы на вопросы. Способы убедиться в достижении цели. Постановка задач. Работа по выполнению упражнений. Разбиение задач на шаги. Освоение способов деятельности по выстраиванию шагов в хронологической последовательности. Планирование точки текущего контроля. Работа над проектом. Экспертиза по отношению к работе других групп. Подготовка к защите проекта. Работа над презентацией проектов. Защита проектов. Ответы на вопросы.