litceymos.ru 1


МОУ СОШ №6

г. Гаврилов – Ям


Утверждена

Директор школы:

\ Меледина И.Ю.\

Приказ №188от 26.08.2010


Программа курса

« Кто курит табак, тот себе враг »

для учащихся 7-8-х классов


Составитель:

Морозова М.Р.



2010- 2011 учебный год


Пояснительная записка


Модульный курс « Кто курит табак, тот себе враг » предназначена для учащихся 7 -8 классов.

Актуальность курса заключается в том, что его посещение поможет ученику получить опыт ведения ЗОЖ (здорового образа жизни). Занятия по здоровому образу жизни несут, прежде всего, профилактическую функцию.

Ключевым моментом модульного курса являются: предоставление полной информации о вреде курения на организм человека; показ механизмов влияния сверстников, родителей на распространенность курения; моделирование ситуаций и ролевых игр с целью избавления от вредной привычки.

Цель курса – формирование у школьников социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психологическое здоровье, активную деятельную жизнь.

Задачи курса:


  • формировать отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как важнейшей социальной ценности;

  • выработать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

  • приобщать к разумной физической активности;

  • развивать умения противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;

К концу курса учащиеся смогут:

  • сформировать навык здорового образа жизни;

  • приобщиться к спорту;

  • использовать различные стратегии для сохранения и укрепления здоровья.

Структура и содержание курса


Программа модульного курса рассчитана на 2 года (6 часов) по 3 часа в год. Курс состоит из шести занятий:

1- 2 Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни.

3. Анатомические и физиологические аспекты курения.

4. Физиологические последствия курения.

5. Курение как угроза здоровью.

6. Кратковременные и длительные последствия курения.


1 – 2 занятия. Принятие на тебя ответственности за собственный образ жизни. (2 часа)

Цель: дать информацию об общих принципах, на которых основано уважение к себе и другим.

Основные понятия:

агрессивное поведение, оскорбление, пассивное поведение, самоутверждение, самоуважение, ответственность, образ жизни, уважение к другим.

Исследовательские задания:


  1. Отношения человека к самому себе и окружающим.

  2. Попробуйте продолжить фразы: «Ответственность – это …», «Образ жизни – это …»,

Обобщение ответов учащихся.


3 занятие. Анатомические и физиологические аспекты курения. ( 1 час)

Цель: объяснить влияние табачной смолы на дыхательную систему человека.

Основные понятия:

дыхательная система, респираторные инфекции, никотин, смола, бронхит, эмфизема, рак, реснички респираторного эпителия.

Исследовательские задания:

Анкета «Что вы знаете о вреде курения».


  1. занятие. Физиологические последствия курения. (1 час)


Цель: добиваться от учащихся понимания физиологических последствий курения и влияния табачной смолы на живую ткань.

Основные понятия:

никотин, дыхательные пути, головной мозг, последствия курения для организма.

Материалы:

прозрачная пластиковая бутылка с колпачком, труппка длиной 5 – 7 см, шарики из ваты, пластилин, сигарета без фильтра, спички.

Исследовательские задания:


  1. Приготовьте прибор для демонстрации процесса курения: в крышке банки проделайте отверстие размером с диаметр трубки. Вставьте трубку и замажьте отверстие пластилином.

  2. Необходимо продемонстрировать учащимся проникновение смолистых веществ в легкие.



5.занятие. Курение как угроза здоровью. (1 час)

Цель: научить учащихся подробно охарактеризовать хотя бы одно из заболеваний, вызываемых курением.

Основные понятия:

пневмония, бронхит, рак легких, сердечный приступ, респираторные заболевания, язва желудка, диабет.

Исследовательские задания:

  1. Ознакомьтесь в библиотеке с информацией об одном из вызываемых курением заболеваний.

  2. Обсудите полученную информацию.



6 занятие. Кратковременные и длительные последствия курения. (1 час.)


Цель: убедить учащихся в однозначности отрицательного влияния курения.

Основные понятия:

кратковременные последствия, длительные последствия.

Материалы: бумага, карандаши.

Исследовательские задания:

  1. Разделите класс на четыре группы. Капитан каждой группы записывает ответы команды.

1-я группа – перечислить все отрицательные кратковременные последствия курения.

2-я группа – перечислить все возможные отрицательные длительные последствия курения.

3-я группа – перечислить положительные кратковременные последствия курения.

4-я группа - перечислить положительные долгосрочные последствия курения.


Каждой группе дается 10-15 минут.


  1. Проанализируйте ответы по степени важности.

  2. Обсудите результаты работы.



Методический инструментарий модульного курса


Курс базируется на принципе индивидуальной ответственности личности за себя как члена общества. Ответственное поведение по отношению к себе и другим является важной составной частью процесса формирования члена общества. Курс « Кто курит табак, тот себе враг» содержит занятия и виды работ, рассчитанные на то, чтобы помочь учащимся осознать, что они являются важной частью общества и что социально ответственное поведение означает отказ от курения и стремление достичь высокого уровня здоровья как своего личного, так и общества в целом.

Курс уделяет особое внимание таким общепризнанным ценностям, как умение видеть цель, принимать решения, а также умение сказать «нет» в ответ на попытки отрицательного влияния со стороны сверстников.


Форма работы:


- фронтальная

- групповая

- индивидуальная

- тесты

- игра


Требования к результатам курса

По окончании курса учащиеся должны знать:

  • общие принципы, на которых основано уважение к себе и другим;

  • совместимы ли спорт и курение;

  • о влиянии табачной смолы на дыхательную систему человека;

  • о физиологических последствиях курения и влияния табачной смолы на живую ткань;

  • о заболеваниях, вызываемых курением.

По окончании курса учащиеся должны уметь:



  • сформировать навык здорового образа жизни;

  • противостоять негативному воздействию социума;

  • использовать различные стратегии для сохранения и укрепления здоровья.


Список рекомендуемой литературы


1. А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович Модульный курс профилактики курения. Москва. «ВАКО» 2008

2. А.Н. Маюров, Я..А. Маюров Здоровье в твоих руках. Ярославль, 2007

3. А.Н. Маюров, Я.А. Маюров Расти здоровым . Ярославль, 2007