litceymos.ru 1

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основании Базисного учебного плана (переходного) курсов повышения квалификации руководителей, педагогов и специалистов организаций и учреждений системы Просвещения в Приднестровском государственном институте развития образования на период 2009-2011гг. В основу программы положен принцип единства теории и практики, который является необходимым условием повышения квалификации специалиста - слушателя.

Цель программы расширить систему теоретических знаний и прикладных умений, повысить уровень профессиональной компетентности специалиста-слушателя.

Задачи:

- отразить основные приемы формирования образного мышления, художественно-эстетического сознания учащегося через научно-обоснованную организацию общеобразовательного процесса;

- усовершенствовать приемлемые методы, приемы и формы обучения изобразительному искусству;

- осветить передовые методы и частные технологии художественного образования с учетом (специфики) республиканского компонента.

Программа «Теория и методика профессиональной деятельности» состоит из инвариантной и вариативной части. В инвариантную часть входят семь модулей. Задачи каждого модуля состоят в том, чтобы предоставить системные знания, а также отработать конкретные умения и навыки пользования конкретными психодиагностическими тестами и методиками. Вариативная часть представлена спецкурсами (спецсеминарами), тематика которых может обновляться и дополняться.

При составлении программы учитывался уровень профессиональной компетентности специалистов и специфика формирования учебной группы для прохождения курсов повышения квалификации.

На изучение учебного блока отводится:


  • на четырехнедельных курсах - 102 часа;

  • на двухнедельных курсах - 44 часа;

  • на однонедельных курсах - 20 часов.

При разработке программы КПК учитывалось личностно-ориентированное включение слушателя в групповую работу путем создания условий, побуждающих слушателя к проявлению активности, творческому самовыражению, осознанию им своих потребностей и возможностей саморазвития.


В учебном процессе на курсах повышения квалификации используются следующие формы работы: лекции, практические занятия, спецкурсы, тренинги, мастер-классы, круглые столы по обмену позитивным опытом.

Требования, предъявляемые слушателям КПК:


  • расширить профессиональное самосознание в процессе обучения;

  • ориентироваться в современных педагогических методиках и технологиях;

  • применять в своей профессиональной деятельности инновационные технологии:

- приобщиться к научно-исследовательской деятельности на основе доступных современных методик;

  • проявить активность в своем самообразовании, самовоспитании, самоконтроле;

  • стать компетентным в своей профессиональной деятельности;

Слушатель курсов повышения квалификации должен знать:

  • современные тенденции развития системы дополнительного художественного образования;

  • содержание и специфику организации профессиональной деятельности преподавателя ДХШ и ДШИ;

  • технологии дидактического сопровождения учебно-воспитательного процесса;

  • ориентироваться в многообразии учебных программ, знать основные требования к составлению учебной программы ДХШ и ДШИ;

- пути совершенствования педагогической деятельности;

  • и применять на практике современные педагогические методики и технологии;

  • иметь представление о применении современных информационных технологий в учебном процессе.

Слушатель должен уметь:

- использовать в своей профессиональной деятельности конкретные педагогические и художественные методики и технологии.

Формы контроля:

  • в/к, 1, 2 квалификационная категория: - курсовая работа, творческая работа, квалификационная аттестация;
  • б/к - контрольная работа, зачёт, квалификационная аттестация.


По окончании курса и получения аттестационной оценки слушатель получает (удостоверение).


УЧЕБНЫЙ ПЛАН




п/п

Модуль

Категория курсов

4-х недельные

2-х недельные

однонедельные

Лекц.

Практ.

Форма контроля

Лекц.

Практ.

Форма контроля

Лекц.

Практ.

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

7


8

9

10

11

Инвариантная часть

1

Основные направления модернизации системы просвещения

2







Квалификационный экзамен

2




Курсовая работа

Квалификационный экзамен







Творческая работа

Квалификационный экзамен

2

Стандартизация в системе просвещения на современном этапе

2















3


Актуальные проблемы теории профессиональной деятельности

12




2




8




4

Методическое обеспечение просвещенческой деятельности

8

2

контр. работа

2










5

Современные методики и частные технологии

22

12

4

2







6

Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности

8





8





6




7

Изучение позитивного опыта




18




8




6

Вариативная часть




Спецкурсы (спецсеминары)

16




зачет




16



















ИТОГО:

70

32




34

10





14

6






Учебный план двухнедельных курсов повышения квалификации (80 часов)


Учебные блоки

Модули учебных блоков

Количество часов

Контроль

Всего

Лекции

Практ.

1. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности – 14 ч

1. Современные общие и специфические тенденции развития психолого-педагогических наук.

2

2

-

курсовая, творческая работа

2. Современные образовательные технологии.

4

2

2

3. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности.


8

6

2

2. Теория и методика профессиональной деятельности – 44 ч

I. Инвариантная часть

28

16

10

1. Основные направления модернизации системы просвещения. Стандартизация в системе просвещения на современном этапе.

2

2

-

2. Актуальные проблемы теории профессиональной деятельности.

2

2

-

3. Учебно-методическое обеспечение отрасли

2

-

2

4. Современные методики и частные технологии

6

4

2

5. Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности

8

8


-

6. Изучение позитивного опыта

8

-

8

II. Вариативная часть

16

16

-

Спецкурсы (спецсеминары)

16

16

-

3. Основы компьютерной грамотности – 8 ч

1. Аппаратные средства и программное обеспечение компьютера.

2

-

2

2. Операционная система «Windows» и ее применение.

2

-

2

3. Практическая работа на компьютере.

4

-

4

4. Правовые основы профессиональной деятельности – 6 ч


1. Конституционные и законодательные основы профессиональной деятельности.

2

2

-




2. Правовые основы формирования правового статуса организаций и учреждений просвещения.

2

2

-

3. Нормативные документы по функционированию организаций и учреждений просвещения и профессиональной деятельности специалистов

2

-

2

5. Аттестация

(25 × 0,33 = 8 часов)




8

-

8




ИТОГО:

80

48

32






Содержание программы

к блоку «Теория и методика профессиональной деятельности»

для КПК преподавателей ДХШ и ДШИ.



I.Инвариантная часть

Модуль 1. Основные направления модернизации системы общего образования республики. Стандартизация в системе просвещения на современном этапе.

Тема 1.1 Система дополнительного образования ПМР: ДХШ И ДШИ. Основные документы, регламентирующие и регулирующие образовательный процесс в ДХШ и ДШИ.

Модуль 2. Актуальные проблемы теории профессиональной деятельности.

Тема 2.1 Педагогическая деятельность преподавателя ДХШ и ДШИ. Развитие и воспитание учащегося в процессе обучения. Методы, приемы и средства обучения. Совершенствование педагогических условий построения учебно-воспитательной среды.

Модуль 3. Учебно-методическое обеспечение просветительской деятельности.

Тема 3.1 Методическая деятельность в ДХШ и ДШИ. Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей. Функции методической службы. Методологические подходы в методической деятельности учреждений дополнительного образования детей. Методические рекомендации по составлению программы.

Модуль 4. Современные методики и частные технологии.

Тема 4.1 Дизайн.

Дизайн из природного материала. Актуальность темы. Дизайн как новое перспективное направление в художественном образовании. Разнообразие видов дизайна. Применение дизайна в различных сферах деятельности. Дизайн из природного материала на высоком профессиональном уровне одно из интереснейших направлений дизайна.

Тема 4.2 Цветоведение.

Цвет в рисовании яркое художественно-выразительное средство. Эстетические функции цвета. Художественные качества цвета.

Тема 4.3 Декоративно - прикладное искусство.

Республиканский компонент. Украинское, молдавское искусство во всем многообразии. Виды декоративно-прикладного искусства. Орнамент, игрушка, одежда, ткачество, вышивка и т.д. Обычаи и обряды в художественном творчестве.


Тема 4.4 Методические рекомендации преподавания живописи в ДХШ и ДШИ. Методика преподавания живописи как учебной дисциплины. Основные вопросы живописной грамоты (цвет в живописи, цветовые отношения, цельность зрительного восприятия). Процесс живописи с натуры.

Тема 4.5 Скульптура в ДХШ и ДШИ.

Цели и задачи преподавания скульптуры в ДХШ, ДШИ. Материалы и выразительные средства. Традиции и инновации в преподавании скульптуры. Положительный опыт.

Тема 4.6 Методические рекомендации при изучении пластической анатомии человека.

Методика изучения пластической анатомии человека. Закономерности, особенности и последовательность построения фигуры человека и изображения головы.

Тема 4.7 Методика преподавания композиции как учебной дисциплины.

Понятие «композиция». Элементы композиции. Точка зрения в композиции. Композиционный центр. Ритм композиции. Светотень и цвет в композиции.

Тема 4.8 Педагогическое рисование - действенное средство обучения.

Роль наглядности в преподавании изобразительной деятельности. Разработка наглядных пособий по рисунку, живописи, ДПИ. Художественный фонд работ учащихся.

Тема 4.9 Рисунок как основа изобразительного искусства.

Задачи и процесс рисования с натуры. Линия, тон, силуэт, пятно, пространство. Форма и пропорции. Композиция рисунка и её виды.

Тема 4.10 Воспитательно - развивающие аспекты художественного образования. Эстетическое воспитание. Экологическое воспитание. Патриотическое воспитание. Республиканский компонент в изобразительном, декоративном искусстве.

Тема 4.11 История искусств в ДХШ, ДШИ.

Аспекты, вопросы, проблемы изучения предмета «История искусств». Сокровища русского искусства. Искусство народов мира.

Модуль 5. Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности.


Тема 5.1 Программное обеспечение в профессиональной деятельности. Виды компьютерных технологий. Особенности применения в образовательном процессе Интернета, дидактические свойства Интернета. Санитарно-гигиенические требования использования компьютерных технологий.

Тема 5.2 Современные компьютерные технологии. Персональный компьютер как современное ТСО.

Средства новых технологий как важнейший фактор информации образования. Компьютерные технологии в дополнительном образовании. Компоненты персонального компьютера.

Тема 5.3 Демонстрация компакт-дисков и их применение.

Демонстрация компакт-дисков как эффективное средство интеллектуального развития учащегося. Возможности использования компакт-дисков для реализации задач воспитательно-образовательного процесса.

Модуль 6. Изучение позитивного педагогического опыта.

Тема 6.1 Практические виды профессиональной деятельности: педагогическая практика, мастер-классы, семинар-практикум.

П.Вариативная часть.

Спецкурсы:

1. Инновационные формы организации художественно-практической деятельности - «АванАРТ»

1.1 «АванАРТ» как звено художественного процесса.

1.2 Что такое «АванАРТ».

1.3 Прикосновение ко всему, что окружает нас.

1.4 Изучение формы.

1.5 Материалы творчества.

1.6 Различные технические приёмы.

1.7 Прикосновение к проектным работам.

1.8 Самостоятельные творческие композиции.

2. Психолого-педагогическое сопровождение художественного творчества. Психология художественного творчества.


  1. Понятие художественного творчества. Природа творчества.

  2. Основы психологии художественного творчества.

2.3 Художник и фантазирование. Личность художника.

2.4. Развитие творческих способностей путём освоения видов декоративно-прикладного творчества

2.5 Развитие художественного творчества в различных видах искусства.

2.6 Творчество художников ПМР.


Вопросы квалификационной аттестации


1. Художественные материалы и техники в художественно- практической деятельности.


  1. Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании учащихся.

  2. Рисование с натуры, по памяти и по представлению.

  3. Учебные и творческие задачи при работе над натюрмортом.

  4. Формирование художественно-творческой активности учащихся на уроках в ДХШ, ДШИ.

  5. Педагогические технологии и методики обучения изобразительному искусству. Определения понятий.

  6. Последовательность ведения учебной постановки в живописи.

  7. Композиция как учебная дисциплина.

  8. Выразительные средства рисунка.

  9. Рисунок как учебная дисциплина. Цели и задачи.

  10. Республиканский компонент в ДПИ.

  11. Дизайн, как перспективное направление в художественном образовании.

  12. Новые техники и технологии в ДХШ, ДШИ.

  13. Педагогический рисунок, как особый вид наглядности.

15. Взаимосвязь предметов изучаемых на занятиях в ДХШ.

  1. Роль пленэра в изобразительной деятельности учащихся ДХШ и ДШИ.

  2. Предметно - развивающая среда как условие реализации образовательной программы.

18. Современные понятия «педагогические технологии». Классификация педагогических технологий.

19. Личностный и профессиональный рост, культура самосовершенствования педагога.

  1. Общение. Основные уровни общения.

  2. Социализация. Основные институты социализации.


Тематика творческих работ


  1. Работа над композицией и развитие творческой активности школьников.

  2. Дизайн. Методические рекомендации преподавания дизайна в ДХШ.

  3. Применение современных информационных технических средств в обучении и повышении качества образования в ДХШ и ДШИ.

  4. Методика преподавания композиции в ДХШ и ДШИ.

  5. Дифференцированный подход к работе над домашними заданиями в ДХШ.

  6. Гобелен. Методика преподавания гобелена.

  7. Декоративный натюрморт.

  8. Оборудование кабинета скульптуры. Предметно - развивающая среда.

  9. Восприятие и анализ произведения искусства.




  1. Методика ведения натюрморта в акварельной живописи.

  2. Методика преподавания филиграни на занятиях по выбору в ДШИ.

  3. Декоративно - прикладная деятельность в ДШИ. Украинская вытынанка.

  4. Художники Приднестровья.

  5. Оригами - вид прикладного искусства.

  6. Роль истории искусства в эстетическом воспитании и восприятии многообразия художественной культуры.

  7. Роль упражнений в развитии пространственных представлений учащихся.

  8. Графика. Методика преподавания дисциплины «Графика» в ДХШ.

  9. Стилизация в декоративной композиции. Орнамент.

  10. Развитие творческих способностей учащихся детских художественных школ.

  11. Методическая последовательность в работе над набросками и зарисовками птиц и животных.

  12. Педагогическое рисование. Задачи и особенности педагогического рисования.

  13. Пейзаж на уроках станковой композиции в ДХШ и ДШИ.

  1. Преподавание станковой композиции в технике графики.

  2. Декоративная стилизация натюрморта.
  3. Методика преподавания занятий по дисциплине «Скульптура» в ДХШ.


  4. Декоративно - прикладная композиция: Витраж.

  5. Батик - один из видов декоративно - прикладного искусства.

28. Орнаментальная композиция.

  1. Цветоведение - как основа художественной деятельности.

  2. Акварельная живопись. Методические рекомендации.

  3. Пленэрные работы в ДХШ и ДШИ.

  4. Рисунок головы человека. Последовательность работы над рисунком.

  5. История искусств в ДХШ, ДШИ. Методические рекомендации.



ЛИТЕРАТУРА.

. 1. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в

школе. -М, 1980.

2. Якобсон П. Я. Психология художественного творчества. - М., 1971.

З.Кашекова И.Э. Язык пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура. - М.: Просвещение, 2003

4.Беда Г.В. Живопись, - М: Академия художеств, 1986.

5.Богоявленская Д.Б. Психология творчества. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2001.

б.Михайлов СМ. История дизайна: Учеб. для вузов: В 2 т. М.: Союз

дизайнеров России, 2003.

7.Соловьева А.В. Рисунок, живопись, скульптура: Методич. пособие. М.,

2005.

  1. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. М.: Академический Проект, 2003.

  2. Арнхеймер Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Искусство, 1994.

10. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока Изд-во Учитель, 2003.

  1. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977.

  2. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1984.

13.Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании. Под. редак. Кабаевой Е.П.М; Просвещение 2009.

  1. ЛогвиненккоГ.М. Декоративная композиция: Учебное пособие. М.,2005.
  2. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством.- М.; Просвещение, 1975.


  3. Шпикалова Т.Я. Декоративное искусство школьников и художественные промыслы.М.; Просвещение, 1973.

  4. Декоративно - прикладное искусство Молдавии. Кишинёв; Штиинца, 1980.

  5. Яшухин А.П. «Живопись».М.; Просвещение, 1985.

  6. Пучков А.С., Триселев А.Б. Методика работы над натюрмортом. М.; Просвещение, 1982.

  7. Мелик - Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребёнке: Цели и методы художественного образования. М.; Просвещение,2008.

  8. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. Академический проект. Гаудеамус.2006.



ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ СЛУШАТЕЛЯМ КПК ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДХШ И ДШИ.

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991.

  2. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.

  3. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей: 2-е изд. -М., 1961.

  4. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

  5. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисования. -М.: Просвещение, 1981.

  6. Дети и изобразительное искусство/Под ред. Б. П. Юсова. - М., 1982.

7.Личностные достижения учащихся как результат деятельности учителя

изобразительного искусства: Сборник текстов /Сост. И.Л. Морозкина, В.М.

Дрофа.- Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.

8.Чадина Т. А. Чем и как работают художники. - Оренбург: Изд-во ОГПУ,

2005.

9.Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время. Арт -родник 2005.

  1. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М., 1977

  2. Алексеева В.В. Что такое искусство? Вып.1,2 М., 1973, 1979

  3. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М., 1993

  4. Павлова М. Б. Питт Дж., М.И. Гуревич, И.А.Сасов. Метод проектов в технологичном образовании школьников: Пособие для учителя. Под редакцией И.А. Сасовой. М.: Вента-Граф,2003.


14. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек. Цвет. Пространство. М.; Стройизд. 1973.

  1. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков.1996.

  2. Трофимова Т.И., Тарабарина Т.И. И учёба, и игра: Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.

  3. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практическое пособие.- М.; Высшая школа, 1992.

  4. Борисов В.П. Как оформить выставку в городе.- М.; Просвещение, 1976.

  5. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей.- Владос,2004.

  6. Волкодуб И. Т. Основы художественного конструирования: Учебник для худож. Учебных заведений. К., Выща шк. 1988.

  7. Всеобщая история искусств. М.; Просвещение, 1972.