litceymos.ru 1 2 3 4

муниципальное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Леснополянская начальная школа-детский сад им. К.Д.Ушинского


Пояснительная записка

к основной образовательной программе

начального общего образования


Базисный учебный план


Планируемые результаты

освоения обучающимися

основной образовательной программы

начального общего образования


Система оценки достижения

планируемых результатов освоения

основной образовательной программы

начального общего образования


Авторский коллектив:

Н.В. Лосева, Г.Б. Иванова, Л.Н. Суслова


I.    Пояснительная записка


Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Леснополянская начальная школа-детский сад им. К.Д. Ушинского является звеном системы образования Ярославского муниципального района. Обеспечивает единство воспитания и обучения на основе реализации идей народности (К.Д. Ушинский: «Школа должна стать делом народным»), с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного и духовно-нравственного воспитания детей; коррекционной работы с одаренными детьми и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а также имеющими речевые нарушения.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Леснополянская НШ-ДС им. К.Д.Ушинского разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет её содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.


Данная Образовательная программа формируется с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. При составлении программы учтены образовательные потребности и запросы всех участников образовательного процесса.

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:


  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости по содержанию;

      • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

      • принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

      • формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

      • изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

Назначение Образовательной программы – мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора учебно-методического комплекса, реализация педагогического наследия К.Д.Ушинского, решение проблемы восстановления ценностно-целевых приоритетов образования, возвращения его в соответствии с отечественной традицией к вопросам воспитания, их постановки как духовно-нравственных и национально-культурных ориентаций в развитии личности. Поэтому в основу фундамента построения учебно-воспитательного процесса положено наследие К.Д.Ушинского, утверждавшего необходимость народной школы и национальной педагогики.


Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Реализуя принцип народности, учреждение укрепляет связь с общественностью, с семьей, чтобы, как говорил К.Д.Ушинский,- школа сама стала "семейным делом" народа. Понимание духовно-нравственного воспитания включает в себя и религиозный смысл духовного начала в человеке через культурологический курс «Основы религиозных культур и светской этики». Через страницы Библии, отечественную литературу духовного содержания детям задаются общечеловеческие нормы нравственности, национальный идеал "должного и жданного" Человека (не переходя границы светской школы). Основанием для утверждения гуманистической, личносто-ориентированной направленности процесса образования младших школьников станет создание условий для получения учащимися качественного образования в соответствии с государственными стандартами и формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться; развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности. Именно этот аспект даст основание для утверждения гуманистической, личностно ориентированной направленности процесса образования младших школьников.

Смысл начального обучения видится нами не столько в предметном образовании, сколько в формировании образа человеческого с предпочтением широкого по характеру интегрированного подхода к обучению.

Первоочередное внимание коллектив школы уделяет среди учебных дисциплин родному языку как "предмету главному, центральному, входящему во все другие предметы и собирающему в себе их результаты".


В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на достижение цели и основного результата образования;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значении видов деятельности, форм общения;

обеспечение преемственности всех ступеней образования;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, граждан-ской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:
• пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
базисный учебный план образовательного учреждения;
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, проектную деятельность, деятельность детской общественной организации «Русичи» и т. д.

При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные маршруты, реализация которых сопровождается поддержкой психологической службы образовательного учреждения.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.
Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает:
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной проектной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагога-психолога и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.
Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;
• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной програм


II. Базисный учебный план

Базисный учебный (образовательный) план МОУ Леснополянская НШ-ДС им. К. Д. Ушинского является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.

Базисный учебный (образовательный) план МОУ Леснополянская НШ-ДС им. К. Д. Ушинского соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Базисный учебный (образовательный) план МОУ Леснополянская НШ-ДС им. К. Д. Ушинского выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его усвоению, при определении требований к организации образовательного процесса и в качестве одного из основных механизмов его реализации.


Базисный учебный (образовательный) план МОУ Леснополянская НШ-ДС им. К. Д. Ушинского состоит из двух частей: инвариантной части, вариативной части, включающей внеурочную деятельность.

Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает социальный запрос родителей, особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

Базисный учебный (образовательный) план МОУ Леснополянская НШ-ДС им. К. Д. Ушинского является нормативно-правовой основой, в которой отражены: все учебные предметы, недельное распределение часов по предметам, предельно допустимая аудиторная нагрузка, а также подробно расписан раздел «Внеурочная деятельность» по направлениям, определенным основной образовательной программой образовательного учреждения.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету (математика, окружающий мир, родной язык).


Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Образовательное учреждение по своему усмотрению может использовать резервные часы инвариантной части на различные виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии и т.д.).

Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения обучающихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка.Обучающиеся овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.

Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности обучающихся (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств обучающихся, способного к творческой деятельности. Изучение родной литературы призвано формировать читательскую деятельность обучающихся, интерес к чтению и книге, читательский кругозор. Обучающиеся знакомятся с образцами фольклора родного языка, с лучшими произведениями детской национальной литературы.


Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение обучающихся; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.

Особое место должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности обучающихся.

Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у обучающихся здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.

Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности обучающегося; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у обучающихся.


Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающегося. Возможно использовать на этот предмет дополнительные часы за счет раздела «Внеурочная деятельность».


В 1 классе в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует.

Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия образовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, диспутов, КВНов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, «семейных» встреч и т.д.

Занятия могут проводиться не только учителями образовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

При проведении занятий по иностранному языку (2–4 кл.) осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек. При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью. Учебный курс «Информатика» в начальной школе изучается во 2–4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебных предметов «Математика» и «Технология».


Образовательное учреждение работает в режиме 5-дневной учебной недели. При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать максимальную учебную нагрузку, определенную базисным учебным (образовательным) планом.

Продолжительность урока в начальной школе:


  • в 1 классе — 35 минут;

  • во 2–4 классах — не превышает 45 минут.

Продолжительность учебного года:

  • в 1 классе — 33 учебные недели;

  • во 2–4 классах — 34 учебные недели.




Базисный учебный (образовательный) план


МОУ Леснополянская НШ-ДС им. К. Д. Ушинского

Начальное общее образование

Вариант 1

Учебные

предметы


Классы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Инвариантная часть




Русский язык

5

5


5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

– 

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Музыка

1

1

1

1

4

Художественный труд

2

2

2

2

8

Физическая культура

2

2

2

2

8


Итого:

20

22

22

22

86

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

20

22

22

22

86

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*

10

10

10

10

40

Всего к финансированию

30

32

32

32

126




Внеурочная деятельность

Направления


Классы

I

II

III

IV

Всего

Спортивно-оздоровительное

3

3

3

3


12

Художественно-эстетическое

3

3

3

3

12

Научно-познавательное

2

2

2

2

8

Проектная деятельность

2

2

2

2

8

Итого

10

10

10

10

40




следующая страница >>