litceymos.ru 1

Переподготовка и повышение квалификации педагогов: требования к минимуму содержания образовательных программ.

Утверждены федеральные гостребования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню такой переподготовки.

Освоение программ предполагает освоение ряда компетенций. Прошедшие их педагоги должны в организации образовательного процесса следовать реализации приоритетных направлений госполитики в сфере образования, оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профдеятельности. Необходимо организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области. Нужно проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий. Также педагоги должны планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.

Программа должна включать базовую и профильную части. Первая содержит 2 раздела: нормативно-правовой и психолого-педагогический, вторая - только один: предметная деятельность.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 марта 2013 г. Регистрационный № 27609.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 января 2013 г. N 10 "О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 марта 2013 г.

Регистрационный N 27609

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об


образовании" от 10 июня 1992 г. N 3266-1 (Ведомости Съезда народных

депутатов Российской Федерации и Верховного Съезда Российской Федерации,

1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации,

1996, N 3, ст. 150; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 26, ст. 2517; 2004,

N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 838; N 30, ст. 3808; 2010,

N 31, ст. 4184; 2011, N 1, ст. 51) приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к

минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных

программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации

педагогических работников, а также к уровню профессиональной

переподготовки педагогических работников.
Министр Д. Ливанов


Приложение
Федеральные государственные требования к минимуму содержания

дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной

переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а

также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников
1. Настоящие федеральные государственные требования к минимуму

содержания дополнительных профессиональных образовательных программ

профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических

работников, а также к уровню профессиональной переподготовки

педагогических работников (далее - Требования) определяют цели и

структуру дополнительных профессиональных образовательных программ (далее

- ДПОП) профессиональной переподготовки и повышения квалификации

педагогических работников, реализуемых в образовательных учреждениях,

имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по ДПОП

(далее - организация), а также требования к уровню профессиональной

переподготовки педагогических работников.


2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

педагогических работников осуществляются в целях, определенных в Типовом

положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального

образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденном

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г.

N 610 (далее - Типовое положение).*

3. К уровню профессиональной переподготовки педагогических

работников устанавливаются следующие требования.

Лица, завершившие освоение ДПОП профессиональной переподготовки,

должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

следовать в организации образовательного процесса реализации

приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в

соответствии с законодательством Российской Федерации;

оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в

профессиональной деятельности;

организовывать образовательную деятельность на основе современных

достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в

конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;

проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные

занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и

компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов,

средств и технологий;

планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать

в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие

оценочные средства.

4. ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников

должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 1):

базовая часть:

учебный раздел Р.1 "Нормативно-правовой";

учебный раздел Р.2 "Психолого-педагогический";


профильная часть:

учебный раздел Р.2 "Предметная деятельность".
Таблица 1
Структура ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников
+-----------------------------------------------------------------------+

|N Учебного| Наименование учебных разделов и требования к результатам их |

| раздела | освоения |

|-----------------------------------------------------------------------|

| Базовая часть |

|-----------------------------------------------------------------------|

| Р.1 | Нормативно-правовой |

|----------+------------------------------------------------------------|

| |В результате освоения раздела обучающийся должен: |

| |знать: государственные программы (проекты), направленные на |

| |развитие образования и отдельных отраслей науки и экономики |

| |(связанных с предметной деятельностью обучающегося); |

| |нормативное правовое регулирование в сфере образования; |

| |развитие кадрового потенциала системы образования; систему |

| |независимой оценки качества образования; инновационные |

| |процессы в образовании; |

| |уметь: проектировать свою профессиональную деятельность в |

| |соответствии с законодательством Российской Федерации и |

| |ориентацией на современные социальные реалии и перспективы |

| |развития системы образования. |

|----------+------------------------------------------------------------|

| | Вариативная составляющая |

|----------+------------------------------------------------------------|

| Р.2 | Психолого-педагогический |

| |------------------------------------------------------------|

| |В результате освоения раздела обучающийся должен: |

| |знать: традиционное и инновационное содержание теории и |

| |практики обучения, воспитания, развития личности и |


| |управления образовательным процессом; методические подходы к|

| |проектированию, осуществлению образовательного процесса и |

| |оцениванию планируемых результатов на основе |

| |системно-деятельностного, компетентностного подходов; |

| |уметь: ставить проверяемые цели как планируемые результаты |

| |деятельности и адекватно выбирать содержание, формы, методы |

| |и средства обучения, а также системы, методы и |

| |инструментарий оценивания; организовывать профессиональную |

| |деятельность с опорой на современные достижения |

| |психолого-педагогической науки и практики, технологий в |

| |конкретной отрасли знания (науки) и предметной области; |

| |обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной |

| |мотивации, а также самомотивирования обучающихся; |

| |разрабатывать программы учебных предметов, курсов, |

| |методические и дидактические материалы, выбирать учебную и |

| |учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся |

| |дополнительные источники информации, в том числе |

| |интернет-ресурсы; управлять учебно-исследовательской и |

| |проектной деятельностью обучающихся, выполнением |

| |индивидуального проекта при организации образовательного |

| |процесса; реализовывать педагогическое оценивание |

| |деятельности обучающихся, включая: осуществление комплексной|

| |оценки способности обучающихся решать учебно-практические и |

| |учебно-познавательные задачи; использование |

| |стандартизированных и нестандартизированных работ; |

| |проведение интерпретации результатов достижений обучающихся.|

|----------+------------------------------------------------------------|

| | Вариативная составляющая |

|------------------------------------------------------------------------+


| Профильная часть |

|------------------------------------------------------------------------|

| Р.3 | Предметная деятельность |

| | |

| |В результате освоения раздела обучающийся должен: |

| |знать: цели, задачи, структуру и основные понятия предметной |

| |области: современное состояние, перспективы и направления |

| |развития конкретной отрасли знания (науки), производственной |

| |сферы и предметной области, в рамках которой осуществляется |

| |профессиональная деятельность; назначение, сущность и |

| |структуру современных технологий в рамках предметной области |

| |(включая информационные технологии), традиционные и |

| |инновационные методы, особенности их применения, основные |

| |ожидаемые результаты; особенности применения и ожидаемые |

| |результаты при использовании современных технологий в |

| |конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, в |

| |рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; |

| |уметь: включать в реализуемое содержание образования |

| |современные достижения науки в конкретной предметной области;|

| |использовать современные педагогические технологии, в том |

| |числе информационные и технологии конкретной предметной |

| |области; осуществлять самостоятельный поиск и анализ |

| |предметной информации с помощью современных |

| |информационно-поисковых технологий; использовать возможности |

| |информационно-коммуникативных технологий, работать с |

| |содержанием предметной области. |

|----------+-------------------------------------------------------------|

| | Вариативная составляющая |

|----------+-------------------------------------------------------------|

| | Государственная (итоговая) аттестация |


+------------------------------------------------------------------------+
5. ДПОП повышения квалификации педагогических работников должна

предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 2):

базовая часть:

учебный раздел Р.1 "Основы законодательства Российской Федерации в

области образования";

профильная часть:

учебный раздел Р.2 "Предметно-методическая деятельность".
Таблица 2
Структура ДПОП повышения квалификации педагогических работников
+-----------------------------------------------------------------------+

|N Учебного| Наименование учебных разделов и требования к результатам их |

| раздела | освоения |

|----------+------------------------------------------------------------|

| | Базовая часть |

|----------+------------------------------------------------------------|

| Р.1 | Основы законодательства Российской Федерации в области |

| | образования |

|----------+------------------------------------------------------------|

| |В результате освоения раздела обучающийся должен: |

| |знать: изменения законодательства Российской Федерации в |

| |области образования; |

| |уметь: актуализировать свою профессиональную деятельность в |

| |соответствии с изменениями законодательства Российской |

| |Федерации в области образования. |

|----------+------------------------------------------------------------|

| | Вариативная составляющая |

|-----------------------------------------------------------------------|

| Профильная часть |

|-----------------------------------------------------------------------|

| Р.2 | Предметно-методическая деятельность |

|----------+------------------------------------------------------------|

| |В результате освоения раздела обучающийся должен: |


| |знать: цели, задачи, структуру и основные понятия предметной|

| |области; современные тенденции развития предметной области; |

| |современные методики и технологии обучения, обеспечивающие |

| |эффективную организацию учебного процесса в рамках |

| |конкретной предметной области; особенности применения и |

| |ожидаемые результаты при использовании современных |

| |технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной |

| |области, в рамках которой осуществляется профессиональная |

| |деятельность; |

| |уметь: разрабатывать программы учебных предметов, курсов, |

| |методические и дидактические материалы, выбирать учебную и |

| |учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся |

| |дополнительные источники информации, в том числе |

| |интернет-ресурсы с учетом современных достижений науки в |

| |конкретной предметной области; организовывать |

| |образовательный процесс, обеспечивающий достижение |

| |планируемых результатов конкретной предметной области. |

|----------+------------------------------------------------------------|

| | Вариативная составляющая |

|----------+------------------------------------------------------------|

| | Государственная (итоговая) аттестация |

+-----------------------------------------------------------------------+
6. В целях реализации Требований организация:

разрабатывает и утверждает ДПОП профессиональной переподготовки и

повышения квалификации педагогических работников, которые включают в себя

рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также

другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся и

реализацию соответствующей образовательной технологии;

выбирает образовательную технологию, обеспечивающую требуемое


качество подготовки обучающихся.

7. Организация определяет трудоемкость учебных курсов, предметов,

дисциплин (модулей), включая аудиторную и самостоятельную работу

обучающихся, текущую, промежуточную и государственную (итоговую)

аттестацию.

Каждый учебный раздел базовой и профильной частей ДПОП

профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических

работников включает в себя обязательную и вариативную составляющие.

Вариативная составляющая учебного раздела устанавливается организацией в

целях расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и

компетенций, определяемых содержанием обязательной части учебного

раздела.

8. Освоение ДПОП профессиональной переподготовки и повышения

квалификации педагогических работников завершается обязательной

государственной (итоговой) аттестацией, форма проведения которой

определяется организацией самостоятельно.

По результатам проведения государственной (итоговой) аттестации

педагогическим работникам, успешно освоившим ДПОП профессиональной

переподготовки и повышения квалификации, выдаются документы

государственного образца, предусмотренные пунктом 28 Типового положения.