litceymos.ru 1

О вреде и пользе компьютера и телевизора.

Распространение телевидения, видео игр для приставок, персональных компьютеров достигло апогея. В современных семьях, живущих в мегаполисе, нередко есть несколько телевизоров и компьютеров.

Разумеется, занятия на компьютере, просмотр телевизионных программ лучше свести к минимуму, но в тоже время отрицать развивающий и обучающий потенциал специальных детских программ глупо.

Дети всех возрастов ежедневно проводят много часов у телевизоров, компьютеров и за видеоиграми. Это, увы, факт. Теоретически компьютер и телевизор являются источниками стимуляции мозга через глаза. Но многие часы, проводимые перед телевизором и компьютером, буквально «перезагружают» мозг ребенка, переводят его в режим пассивного визуального обучения. Следовательно, этот «заново перезагруженный» мозг не научится использовать активную мультисенсорную модель обучения, которая интегрирует зрение, слух, тактильное чувство, вкус, движение и равновесие.

Часто возникает аргумент: «Можно смотреть телевизор, поскольку ребенок не имеет проблем с обучением и концентрацией внимания». Но современные программы телевидения и реклама сильно отличаются от тех, что были в прошедшие десятилетия. Их цвет и яркость интенсивнее, изображение динамичнее, звуки более громкие и быстрые. Реклама занимает много времени и энергии. Она целиком направлена на удержание внимания. В ее создании принимают участие ученые - нейрофрозиологи.

Как это влияет на обучение в школе? Мозг ребенка перепрограммирован на использование очень быстрых образов и изменяющихся звуков. Как следствие, ребенок не может перестроиться на восприятие медленных образов, которые часто сопровождаются единственным звуком – голосом учителя. Ребенок уже не может сидеть в классе часами каждый день, с одной и той же доминирующей зрительной точкой, слушать одного человека, если его мозг постоянно работает совершенно в другом ритме.



Доступные меры борьбы с вредоносными факторами.

1. Борьба с гиподинамией. Установите прямую связь между временем, проведенным перед телевизором или за компьютером, и физической нагрузкой ребенка. Например, ребенок «зарабатывает» каждые 15 минут перед экраном выполнением комплекса физических упражнений, по интенсивности приближающихся к пределу возможностей ребенка. Например, если вы знаете, что ребенок максимально может присесть 20 раз, то попросите его присесть 30 раз за два подхода. Плюс отжаться от пола 15 раз (за сколько угодно подходов) при максимально возможном для ребенка количестве 5 раз за один подход. Очень хорошо, если ребенок выполнит несколько заданий на растяжку (достать до пола кулаком, при этом стоя на прямых ногах и т.п.). Большая амплитуда упражнений также приветствуется. Наклоны. Перемена исходного положения упражнения на горизонтальное (отжимание от пола, «лодочка», «ласточка») помогают бороться с венозным застоем.

2. Нарушение осанки. Следите за удобством мебели и правильностью посадки ребенка (без искривлений, опор на одну руку, не полулежа и т.п.). Уместно посадить ребенка на жесткий стул со спинкой и контролировать его осанку в течение часа. Проблемы (если они есть) быстро себя проявят.

3. Ухудшение зрения. При просмотре телевизора расстояние от экрана должно быть удобно при текущем состоянии зрения.

Ребенок:

- Сидеть напротив экрана, а не сбоку от него;

- Держать голову прямо, без наклона вперед или в стороны;

- Регулярно моргать;

- Глубоко дышать, но при этом не доходить до гипервентиляции, потери сознания;

- Перемещать глаза по всему экрану, не задерживаясь на одном месте.

Время от времени просите ребенка закрыть глаза (мягко, не жмурясь), чтобы дать им отдохнуть.


При работе на компьютере монитор следует располагать немного выше вашего уровня глаз, рабочее место должно быть хорошо освещено, но свет не должен бить в глаза.

НЕОБХОДИМО ПРОВОДИТЬ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ, например:

Чередуем зажмуривание с широким открытием глаз.

Вращение глаз без поворота головы: сначала в одном, а потом в другом направлении.

Учащенное моргание в течение 30-60 сек.

Массаж век круговыми движениями пальцев 30-60 сек.


4. Ускорение параметров восприятия информации. Необходимо выбирать для детей программы, соответствующие их возрасту, выполнять простые комплексы упражнений, способных задействовать чувство равновесия и вестибулярный аппарат. В процессе применения «вестибулярных упражнений» мозг и тело ребенка учатся воспринимать медленную информацию через координированные физические упражнения. Умение воспринимать разную по скорости (насыщенности) мультисенсорную информацию.

Категорически запрещается маленьким детям смотреть «взрослую» рекламу!