litceymos.ru 1

Особенности христианского
мировоззрения


 

(Из книги: Приглашение в философию. Христианство. СПб., 2003)

 

Вячеслав Вольнов

 

Как и философия, христианство тоже создает картину мира, но эта картина религиозная, а не философская. Особенность религиозной картины в том, что в ней главную роль играют боги или Бог, причем эти боги или Бог наделены важнейшими чертами личности (желанием и нежеланием, гневом и милосердием) и обладают свободой воли.

1                      

Бог, который лишен черт личности и свободы воли, называется «философским Богом» и принадлежит философии, а не религии. У философского и религиозного Бога общее только название. Философский Бог не может поступать так, как ему вздумается, не может делать то, что желает. Более того, он вообще не может желать и уж тем более произвольно (т.е. по воле) следовать своему желанию.

2                      

Как следствие, философский Бог не подлежит культу. Культ предполагает, что на Бога можно воздействовать (жертвоприношениями, молитвами, другими обрядами), а на безличного Бога воздействовать нельзя. Культ философского Бога бессмыслен: какой смысл молиться и просить у Бога прощения, если он все равно не услышит, если он вообще не может слышать и откликаться на наши мольбы? В античности философскими были Бог Аристотеля и Бог Плотина.

3                      

В отличие от античной философии христианство не может похвастаться многообразием. За всю свою историю оно создало одну-единственную картину мира, хотя и нельзя сказать, что эта картина у всех христианских мыслителей одинакова. Да и недостатком единственность христианской картины конечно же не является. Христианство – религия, а не философия, и было бы смешно, если бы оно меняло свои картины как перчатки.


4                      

Христианское вероучение – плод длительного исторического развития. Даже если согласиться с тем, что оно уже содержится в священных книгах христиан (Священном Писании), потребовалось немало сил и времени, прежде чем оно было извлечено на свет и обрело более или менее стройную форму. Причем многочисленность христианских ересей доказывает, что Священное Писание допускает разные и зачастую противоречащие друг другу толкования, и поэтому нельзя сказать, что христианское учение вытекает из своих первоисточников однозначно.

5                      

Священное Писание называется также Библией (в перев. с греч. – Книги) и состоит из книг Ветхого и Нового Заветов. Книги Ветхого Завета христиане унаследовали от иудеев, книги Нового написали самостоятельно. Главное содержание Ветхого Завета – сотворение мира и история еврейского народа, главное содержание Нового Завета – жизнь и учение Иисуса Христа. В наиболее полном виде жизнь и учение Христа изложены в книгах, которые называются Евангелия (в перев. с греч. – Благая весть). Состав Нового Завета сложился далеко не сразу, а в ходе длительного и тщательного отбора, завершившегося лишь к концу II в. Книги, вошедшие в Новый Завет, называются «каноническими» (от греч. «канон» – правило, образец), все остальные сочинения ранних христиан – «апокрифическими» (от греч. «апокрифос» – тайный).

6                      

Сформировавшись, христианское учение утвердило себя в Символе Веры. Так называется свод христианских догматов (основных положений веры), которые были провозглашены непререкаемо истинными и обязательными для каждого христианина. Символ Веры состоит из двенадцати догматов и был утвержден на Первом и Втором Вселенских Соборах (Никейском в 325 г. и Константинопольском в 381 г.).


7                      

Начало мира

 

Вслед за античной философией христианство тоже отвечает на вопрос «в чем начало мира?», причем нетрудно догадаться как: начало мира – Бог. В развернутом виде это утверждение означает: Бог сотворил мир из ничего силой своего Слова. Замечу, что я не случайно написал слово «Слова» с большой буквы. В христианстве Слово – имя собственное, и нам еще предстоит узнать, к кому оно относится.

8                      

Слово «начало» необычайно многозначно и в общем случае означает «то, что первее». Отсюда начало мира – то, что первее мира, а в христианстве первее мира только его создатель Бог. Вместе с тем Бог есть начало совсем в ином смысле, чем скажем вода Фалеса. У Фалеса вода первее мира потому, что все вещи из нее происходят (путем перехода воды в различные состояния). Однако про воду нельзя сказать, что она все вещи творит. В крайнем случае – порождает.

9                      

Учение, в котором мир возникает путем творения, называется креационизмом (от лат. creatio – созидание). Противоположность креационизма – эволюционизм (от лат. evolutio – развертывание), который учит о возникновении мира путем развития. Эволюционистами были древнегреческие натурфилософы: Фалес, Гераклит, Эмпедокл. После Дарвина, создавшего учение о развитии живых организмов (так называемая «теория эволюции»), постепенно эволюционной становится и наука. Впрочем, не следует думать, будто креационизм и эволюционизм несовместимы. Можно верить в сотворение мира Богом и одновременно – в развитие мира из первозданной (т.е. созданной Богом) материи. Да и само развитие можно мыслить так, как если бы оно происходило не без участия Бога.


10                   

Сегодня даже трудно представить, что когда-то наука была начисто лишена идеи развития. Считалось, что мир всегда есть и будет ровно таким же, каким он был с момента сотворения, и как повелел Бог планетам вращаться вокруг Солнца, так они вращаются до сих пор и будут вращаться до бесконечности. Подобным же образом живые существа обречены на вечное размножение «по роду своему», так что большим прегрешением казалось даже такое невинное на наш взгляд допущение, как возможность появления новых видов путем скрещивания. Напомню, что Дарвин опубликовал «Происхождение видов путем естественного отбора» в 1859 г.

11                   

В античной философии креационистом был Платон. Он учил, что космос сотворен Умом-демиургом из хоры по образу и подобию идей. Сразу видно отличие христианского креационизма от платоновского: не из хоры, не из чего-то, а из ничего. Правда, христианство тоже учит, что конкретные вещи были сотворены из первозданной материи, однако сама эта материя появилась на свет из ничего. В способности творить из ничего христиане видят проявление божественного всемогущества. Никто из людей не может создать что-либо из ничего (разве что в сказке про скатерть-самобранку). Бог может. Потому что может всё.

12                   

Бог не только творец, но и промыслитель мира. Под промыслом христиане понимают действия Бога в мире, вмешательство Бога в мир. Промысел Бога выражается трояким образом: в сохранении, управлении, помощи. В первом случае Бог сохраняет твари в бытии, во втором – направляет к предназначенным целям, в третьем – помогает творить добро. Первые два действия касаются всех тварей, третье – только разумных, но не всех, а лишь тех, кто свободно избрал добро. Избравшим и творящим зло Бог не помогает, а попустительствует. В целом без промысла Божьего мир не мог бы ни существовать, ни находиться в порядке. Следовательно, по отношению к миру Бог не только начало бытия, но и начало порядка.


13                   

Святая Троица

 

Вторая особенность христианского мировоззрения – единобожие, монотеизм (от греч. «монос» – один, «теос» – бог). Выйдя из иудаизма, христианство унаследовало идею единого Бога, однако христианское единобожие отличается от иудейского. В иудаизме Бог просто един, един без всяких оговорок. В христианстве – триедин, т.е. един, но имеет три Лица: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух-Святой. Вместе Лица единого Бога образуют Святую Троицу, которая провозглашается единосущной и нераздельной.

14                   

Единосущность означает, что все три Лица имеют одну и ту же божественную сущность (одни и те же свойства, ум и волю) и различаются лишь по способу бытия: Отец – Бог-нерожденный, Сын – Бог-рожденный, Дух – Бог-исходящий. Иными словами, каждое из Лиц Троицы имеет свое собственное (личное) бытие, но не имеет своей собственной (личной) сущности. Сущность у Лиц Троицы строго одна, и именно поэтому каждое из них есть Бог.

15                   

Нераздельность Троицы означает, что всякое действие Бога есть совместное действие всех трех Лиц. Всякое действие исходит от Отца, совершается через Сына и в Духе (освящается Духом). Следовательно, нельзя мыслить христианского Бога так, как если бы творцом мира был только Бог-Отец. Сын и Дух тоже принимают участие в творении, а не сидят без дела или делают что-либо иное. Личное бытие Лиц Троицы вовсе не означает бытие раздельное, самостоятельное, независимое. И наоборот, хотя люди тоже едины в том, что имеют одну и ту же человеческую сущность, они различаются куда более сильным образом: у каждого человека не только личное, но и самостоятельное, независимое бытие. Именно по этой причине людей много, а христианский Бог всего один.


16                   

* * *

 

От кого рождается Сын и от кого исходит Дух? Сын – от Отца, Дух – зависит от вероисповедания: в православии – от Отца, в католичестве – «и от Сына». Когда священник-католик читает при богослужении Символ Веры, он, говоря о Духе («Верую… и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца…»), добавляет «и от Сына». Это добавление стало в XI в. одной из причин церковного раскола, который положил конец единству христианской церкви и привел к образованию двух самостоятельных церквей: на Востоке – православной (правоверной), на Западе – католической (вселенской). Подробнее об этом расколе мы поговорим позднее, однако надеюсь, читатель уже сейчас догадывается о том, что «и от Сына» далеко не самое важное различие между православием и католичеством.

17                   

Но если Сын рождается от Отца, то как быть с Девой Марией и Святым Духом, от которых, как уверяют Евангелия, тоже родился Сын Божий? Как связаны между собой Сын, рождающийся от Отца, и Сын, родившийся от Девы Марии? Если никак, то рождение какого из Сынов празднуют христиане в канун Нового года? Если это один и тот же Сын, то как возможно, чтобы у него было два рождения?

18                   

На эти вопросы мы тоже ответим позднее, равно как увидим, что вопрос о происхождении Сына был решен христианством далеко не сразу. Пока же обратим внимание на то, что христианское учение о Боге противоречиво: как можно утверждать, что Бог один, и одновременно называть Богом и Отца, и Сына, и Святого Духа? С точки зрения разума такое невозможно (единица не может равняться трем), и это означает, что христианство содержит скрытое многобожие. Многие христиане осознавали это многобожие (кто смутно, кто ясно) и по мере сил пытались его преодолеть. Как – разговор впереди, однако в любом случае напрашивается вопрос: почему христианский Бог стал триединым? что помешало ему остаться таким же безукоризненно единым, как Бог иудейский? Ведь исторически христианство возникло из иудаизма и поэтому должны были быть очень веские основания для того, чтобы отказаться от единства в пользу триединства. Какие?


19                   

Грехопадение

 

Как и весь остальной мир, человек был создан Богом (подразумеваются первые люди, Адам и Ева), причем поначалу был безгрешен и бессмертен. Он жил в раю (под названием Эдем) и не знал ни в чем нужды. Но случилось так, что человек нарушил заповедь Бога (не ешь с дерева познания добра и зла) и тем самым пал в грех. Этот грех называется «первородным», и он роковым образом сказался на судьбе человека: после грехопадения человек стал смертным и обреченным на вечные муки. Бог изгнал человека из рая, и с тех пор люди стали умирать, мужчины добывать хлеб в поте лица, а женщины рожать в муках. Но и после смерти мучения человека не прекращались: умирая телом, он продолжал жить душой, попадая в ад на вечные муки.

20                   

Грехопадению человека предшествовало падение дьявола. Среди сотворенных Богом разумных существ одни телесны, другие бестелесны. Телесные – это люди, бестелесные – ангелы. Ангелы – это чистые умы, которые пребывают на небе и заняты тем, что поют хвалу Богу и служат его воле. В зависимости от близости к Богу ангелы делятся на три чина: первый – престолы, херувимы, серафимы; второй – власти, господства, силы; третий – ангелы, архангелы, начала. Существуют также ангелы-хранители людей (но только у крещеных).

21                   

По природе ангелы не злы, но случилось так, что один из ангелов возгордился и пошел против воли Бога. Первого из падших ангелов называют «дьяволом» (или «сатаной», «вельзевулом», «князем мира сего»), а тех, кого он за собой увлек, – «демонами» или «бесами». Грехопадение человека не обошлось без участия дьявола. Дьявол подослал Еве змия, который стал искушать ее плодами с дерева познания добра и зла. Однако участие дьявола не следует преувеличивать: главное в грехопадении – неповиновение Богу, причем вся ответственность за неповиновение лежит на человеке и только человеке.


22                   

Спасение

 

Если идея грехопадения тоже унаследована христианством от иудаизма, то идея спасения сугубо христианская. Точнее, сугубо христианским является христианское толкование спасения. Это толкование отличает христианство не только от иудаизма, но и от любой другой религии мира. В нем сердце христианства и его тайна. В нем жизнь его и его сила.

23                   

Христианство учит, что Сын Божий Иисус Христос спас людей от вечной смерти и вечных мук. Он взял на себя весь грех человеческий (включая первородный) и искупил его своею смертью. Он принес себя в жертву ради спасения людей, был распят на кресте, умер и на третий день воскрес. С тех пор первородный грех перестал довлеть над человеком: рождаясь, он уже не обречен на вечную смерть и вечные муки.

24                   

Спасение от вечной смерти означает, что отныне, после первого пришествия Христа, смерть из вечной превратилась во временную. Люди не перестали умирать, но умирают не навечно, а на время. В будущем, во время второго пришествия Христа, состоится всеобщее воскрешение из мертвых. Все воскреснут и будут жить вечно, хотя и не все будут жить в блаженстве. При этом под смертью и воскрешением христианство понимает смерть и воскрешение тел, а не душ, поскольку души изначально бессмертны. Каждому человеку в момент его рождения Бог творит личную душу, и эта душа (в отличие от тела) не умирает.

25                   

Спасение от вечных мук означает, что отныне, после первого пришествия Христа, человек умирая вовсе не обязательно попадает в ад. До Христа так оно и было: в ад после смерти отправлялись как души грешников, так и души праведников, как душа Каина, так и душа Авеля. После Христа в ад попадают лишь души грешников. Христианство выражает эту мысль следующим образом: во время своей трехдневной смерти Иисус (душою) спустился в ад и вывел оттуда души праведников.


26                   

Обратим внимание, что если от вечной смерти Христос спас всех людей – всех без исключения, в том числе грешников, – то от вечных мук исключительно праведников. Все воскреснут и будут жить вечно, но не все будут жить в блаженстве. Кому-то придется вечно мучиться.

27                   

Имя «Иисус Христос» состоит из греческих слов, которые означают: Иисус – Спаситель, Христос – Помазанник. Первое образовано от еврейского имени Иешуа, второе соответствует еврейскому слову «Мессия». В Ветхом Завете помазанниками назывались пророки, первосвященники и цари, которых при вступлении в должность помазывали елеем.

28                   

Учение о спасении называется сотериологией (от греч. «сотерия» – спасение). Многие религии учат о спасении, но понимают это спасение не одинаково. Например, если христианство учит о спасении людей от смерти, то буддизм – от жизни.

29                   

* * *

 

Но кто такие грешники и кто такие праведники? Грешники – это преступники, но не перед людьми, а перед Богом. Грех – это нарушение божественного закона (заповедей Бога), подобно тому как преступление – нарушение закона человеческого. Следовательно, разделение людей на грешников и праведников зависит от того, какие из законов мы признаем божественными. Например, если закон «не убий» считать сугубо человеческим, то убийцы – преступники, но не грешники. Если же это божественный закон (а в христианстве именно так), то убийцы – грешники.

30                   

Спасение от вечной смерти не следует понимать так, как если бы оно еще только предстояло человеку. Мы уже спасены, а не еще только будем спасены. Мы уже умираем не навечно, а не еще только будем умирать не навечно. Иное в случае спасения от вечных мук. Уже мы спасены лишь от обреченности на вечные муки, а не от самих вечных мук. А вот спасемся ли мы от них на самом деле – вопрос сложный и не имеет в христианстве единого решения (православие решает его одним образом, католичество – другим, протестантство – третьим).


31                   

В переводе с греческого «евангелие» означает «благая весть». Что это за весть и почему она благая? Это весть о том, что мы спасены, что умирая мы воскреснем и не обречены на вечные муки. Впрочем, для грешников эта весть не такая уж и благая. Одно дело умереть и мучиться в аду душою (к тому же заодно с праведниками), другое дело умереть, воскреснуть и мучиться в аду душой и телом. Конечно, для иного человека душевные муки куда тяжелее телесных, но для обычного грешника вряд ли (подумаешь «муки совести», эка невидаль). Так что для грешника лучше было бы и не воскресать, а самое лучшее – умереть и телом и душою (так сказать «с концами»).

32                   

Много раз на лекциях я спрашивал студентов «от чего Иисус спас людей?» и ни разу не получил вразумительного ответа. Даже когда доносилось «от смерти», на вопрос «в каком смысле?» толкового ответа все равно не было. Чаще всего студенты отвечают «от греха», реже – «от дьявола». Но опять же теряются и не могут ответить на вопрос «в каком смысле?». И действительно: если от греха, то неужто после Христа люди перестали грешить? Если от дьявола, то неужто после Христа дьявол перестал овладевать человеком?

33                   

И тем не менее ответы «от греха» и «от дьявола» по сути правильные, если истолковать их надлежащим образом. От греха означает от последствий греха (первородного), от дьявола – от власти дьявола (если понимать под таковой обреченность на вечную смерть и вечные муки). Но все же самым точным будет такой ответ: Иисус Христос спас людей от вечной смерти, а праведников еще и от вечных мук.

34                   

Конец мира

 


У мира есть не только начало (во времени), но и конец, называемый чаще «концом света». Когда он наступит, неизвестно, но более или менее известно, что ждет в конце света людей. Умершие воскреснут и вместе с неумершими предстанут перед Страшным Судом. На Суде Бог (в Лице Сына) отделит праведников от грешников и воздаст каждому по заслугам: праведники отправятся в рай на вечную жизнь в блаженстве, грешники – в ад на вечную жизнь в муках. Тем самым свершится высшая справедливость и наступит вечное Царствие Божие (другое название – Царствие Небесное). Концу света будет предшествовать появление антихриста – ставшего слугой дьявола человека, который будет выдавать себя за Бога, обольщать людей ложным учением и чудесами и который погибнет при втором пришествии Иисуса Христа.

35                   

Учение о конце мира называется эсхатологией (от греч. «эсхатос» – последний). Греческие натурфилософы тоже учили о конце мира (Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, стоики), но толковали этот конец более последовательно: конец так конец и значит все существующее исчезнет (за исключением первоначал мира, разумеется). Кроме того, некоторые из них учили о будущем возрождении мира и повторении «круга времен» до бесконечности (Эмпедокл, стоики). Христианство толкует конец мира совсем иначе: существующее никуда не исчезнет (а лишь преобразится) и даже наоборот – исчезнувшие (умершие) воскреснут. И тогда где ж он, конец мира? Следовательно, в христианстве конец мира (конец света) – понятие этическое: исчезнет не мир, а мировая несправедливость, исчезнут бедствия и страдания праведников.

36                   

Иными словами, осуществится один из идеалов человечества – справедливость. Мир до конца света – бытие в несправедливости, после – в справедливости. Тем самым становится ясной одна из причин притягательности христианства: справедливость – важнейшая из человеческих ценностей, и значит учение, которое ее убедительно обещает, заведомо предпочтительнее учения, которое ее не обещает или обещает неубедительно. Вспомним коммунизм, который тоже дал обещание осуществить справедливость и увлек за собой немалую часть человечества. Разница лишь в том, что христианство обосновывало веру в торжество справедливости религиозно, тогда как коммунизм – светски.


37                   

Отсюда урок: учение, которое борется за умы и претендует на победу, не может относиться к справедливости безразлично. Оно может крайне своеобразно эту справедливость толковать (например: справедливость в том, чтобы мой народ господствовал над всеми остальными), но пренебрегать ею – значит заранее обрекать себя на поражение. Похоже первым это понял Платон, в идеальном государстве которого торжествует справедливость, при том что само это государство – тоталитарное.

38

 

 См.: Вольнов В. Приглашение в философию. Античность. СПб., 2001. Отмечу также, что всякий раз, когда в тексте упоминается кто-либо из античных философов, подразумевается, что соответствующие сведения о его учении читатель найдет в указанной только что книге (хотя и не только в ней).

 Во избежание недоразумений несколько слов о принятых в тексте правилах пунктуации. С некоторых пор я намеренно не ставлю запятые вокруг вводных слов и в некоторых других случаях. Русский язык перегружен запятыми, о которые постоянно спотыкаешься и которые непонятно зачем расчленяют живое тело речи на безжизненные части. Правило, которому я следую при расстановке знаков препинания, – наибольшее приближение к устной речи (которая не делает препинаний вокруг вводных слов и в некоторых других предусмотренных правилами грамматики случаях).