litceymos.ru 1

Организация активной познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.


Выступление учителя истории Щавелевой Т.Н. на РМО учителей истории 30 марта 2011г.


Требования учить каждого и учить хорошо приводят к необходимости искать реальные пути для успешного овладения уч-ся системы знаний, умений, навы - ков, развитие и воспитание уч-ся. Это особенно важно сегодня, когда резко сни- зилась мотивация получения знаний уч-ся, упал интеллектуальный уровень уч-ся.

Поэтому выбор методов, приёмов, темпа обучения и дозы помощи уч-ся должен осуществляться с учётом их реальных учебных возможностей, соответ- ствовать уровню их знаний, развитию и особенностям мышления, интересу к предмету.

Педагогика сотрудничества предполагает строить сотрудничество с учени - ком по принципу: не с предметом к детям, а с детьми к предмету. Это значит, что на каждом уроке должен быть дух творчества, самостоятельного добывания знаний под руководством учителя, активизация познавательной деятельности уч-ся.

В практику моего преподавания истории и обществознания вошла организа- ция исследовательской деятельности уч-ся. Ввести элементы исследования в ход урока позволяет применение познавательных задач. Они составляются на основе фрагментов исторических источников: мемуаров, официальных документов,

статистических данных. Основу знаний уч-ся в этом случае составят сведения, полученные в ходе поиска, самостоятельного разрешения проблемных ситуа - ций. Такая деятельность активна, она повышает интерес школьников к изучае- мому материалу, позволяет углубить и сделать более прочными их знания.

Использование познавательных задач приносит пользу лишь тогда, когда они доступны для уч-ся по содержанию и по форме. Наиболее целесообразно использование познавательных задач при изучении сложных, насыщенных тео- ретическим материалом разделов курса.

К таким темам относится тема «Сельское хозяйство пореформенной России». Организую работу уч-ся по группам. Первая группа получает документы о тяжё- лом положении пореформенной деревни, неизбежности обнищания крестьян. Вторая группа – документы о сущности отработочной системы. Итог рассужде- ний – кабальная сущность отработок. Третья группа уч-ся анализирует докумен- ты о неоднородности путей развития капитализма в деревне в разных регионах России ( черноземье и нечерноземье). Журнал «Преподавание истории в школе» №3 1989г.


Другой пример: в 6 классе при рассмотрении вопроса о первопечатнике Ива- не Фёдорове предлагаю уч-ся задачу: «Однажды в мастерскую Ивана Фёдорова пришел знатный боярин Басманов. Первопечатник только что выхватил из горна большую металлическую ложку с расплавленной смесью свинца и сурьмы:

- Посторонись, боярин, обжечь ненароком могу! Разлил жидкий металл по фор -мочкам, вытер пот со лба и только тогда подошёл к Басманову.

- Прости, боярин, литве – дело срочное, промедления не терпит.

- Ловко работаешь, Фёдоров, тебе бы не буковки, а пушки лить.

- Может, и такое время придёт, боярин. Только то, что буковки по миру разне- сут, ток ни пушками, ни саблями не убьёшь».

Вопрос: какие качества были присущи Ивану Фёдорову? Подтвердите своё мне- ние текстом.

Эта познавательная задача активизирует мыслительную деятельность учеников при объяснении нового материала.

В курсе истории средних веков использую следующие познавательные задачи:

«Купцу, провозившему товары по Луаре, приходилось уплачивать пошлины в 74 марки. Посмотрите на карту средневековой Франции и сделайте вывод из этого факта». Привести другие примеры.

Осуществляя индивидуальный подход к уч-ся, использую разноуровневые

карточки с заданиями. Уч-ся предлагаются карточки с целью проверки домаш-него задания на «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Ученику предо -ставляется право выбирать любую карточку и показать свои знания. Как прави-ло, уч-ся выбирают II и III варианты. Иногда ученик справляется с карточкой на «удовлетворительно» и просит попробовать ответить на «хорошо». Я никогда не закрываю для ученика такой возможности. Такие карточки есть по всем курсам истории, например, в 6 классе – по теме «Могущество католической церкви», в 10кл. – на повторительно-обобщающем уроке «Киевская Русь в IХ-ХI в.в.», ра- бота с понятиями в 9 кл. и т.д. На каждом уроке стремлюсь не просто изложить материал, дать его в готовом виде, а побуждаю их к добыванию знаний. В этой связи особое место занимает проблемное изложение материала. Изложение яв -ляется проблемным, если оно всем своим содержанием ставит какой-то вопрос, требующий решения, побуждает ученика искать ответ.


- В чём заключалась главная задача при изучении пройденной темы? Таким вопросом начинаю урок в 9 кл. по теме «Начало иностранной интервенции и гражданской войны». Уч-ся отвечают: главная задача состояла в том, чтобы по- нять основные причины гражданской войны и иностранной интервенции, отве -тить на вопрос, почему внутренняя контрреволюция объединилась с интервента- ми. Так можно начинать и другие уроки. Постановка таких вопросов классу пе -ред повторением изученного материала активизирует мыслительную деятель -ность уч-ся, мобилизует внимание класса на знание и повторение ими главных вопросов темы.

Но логические задания можно использовать перед началом объяснения новой темы, например: при изучении темы «Разгром империи Наполеона I. Венский конгресс» ставлю перед уч-ся вопрос: «Особенности войны 1813-1814 г.г., кото- рую вели европейские страны против Наполеона, К.Маркс определил так: «Всем войнам за независимость, которые велись против Франции, свойственно сочета -ние духа возрождения с духом реакционности». Как вы понимаете эту оценку войн 1813-1814г.г.?

Логическая цепочка « Возникновение монополий» - Новая история 8 кл. – уч-ся составляют её по ходу объяснения материала учителем.

В конце каждого объяснения нового материала стараюсь вместе с уч-ся сде -лать вывод, учу их делать это и после ответа у доски.

Способствуют созданию обстановки творчества и поиски на уроках так назы-ваемые «сквозные вопросы по целой теме, например, «Этапы закрепощения крестьян в России» (8, 10 кл), «Как изменялось содержание лозунга «Вся власть Советам!» в 1917г.».

Обычно внимание уч-ся ослабевает, когда учитель вызывает для ответов от -дельных учеников при повторении пройденного материала. Чтобы не оставлять класс без внимания, обычно даю классу задание: подумать над ответом ученика и дать оценку ответа. Этим приёмом активизируется мыслительная деятельность уч-ся на данном этапе урока, заставляет их критически подойти к ответу своего товарища. Класс внимательно следит за ответом. Надо оценить, что отвечающий говорил правильно, что неправильно, что упустил, что надо добавить. Конечно, не все уч-ся умеют давать характеристики ответов своих товарищей. Но их надо учить это делать. И начинать это надо с младших классов.


Вот пример устной оценки на ответы: отвечал чётко, последовательно. Речь правильная. Ответ мне понравился. Или: ответ на вопрос дан правильно. Но я хотел бы добавить… Если в ответе ученика допущена некоторая неточность и она осталась незамеченной классом, учитель должен добиться от уч-ся воспол –нения пробела постановкой вопроса, например: «Согласны ли вы полностью с первой частью ответа?» Этого порой бывает достаточно, чтобы уч-ся внесли поправку в ответ. Данный пример служит подтверждением умелого руководства классом, мобилизации мыслительной деятельности уч-ся на этапах повторения домашнего задания.

А как организовать изучение нового материала, чтобы не упало внимание уч-ся, чтобы они все продолжали активно работать? Об одном из приёмов – поста- новка логических заданий – я уже рассказала. А есть и другие приёмы активиза-ции мыслительной деятельности уч-ся перед объяснением нового материала. Вот пример: на доске написана тема урока: «Как происходило объединение Франции». Уч-ся предлагается по ходу рассказа учителя по вопросу: «Кто был заинтересован в объединении страны» - составить план. Уч-ся сами делают вы- вод, что это были горожане, крестьяне, мелкие и средние феодалы, торговцы и купцы. Это можно записать в тетрадь. Так уч-ся добывают знания вместе с учи- телем.

В ходе изложения нового материала иногда организую работу уч-ся с учебником, картиной, схемой и т.д.

Иногда в ходе объяснения нового материала обращаюсь к уч-ся за справками. Например: тема «Вторая война Рима с Карфагеном» говорю: «Армия Ганнибала подступила к высочайшим горам. Как они называются?»

Такое обращение к уч-ся в ходе объяснения нового материала побуждает их быть внимательными, вспоминать ранее изученный материал.

История, как известно, невозможна без знания дат. Поэтому провожу хроноло- гические диктанты , когда нужно быстро назвать дату события или наоборот по названному учителем написать дату.

Большую работу на уроках истории и обществознания веду над понятиями, ра- боту начинаю в 5 классе и заканчиваю в 11. Примеры. Особенно хочется сказать о групповой работе уч-ся на уроках. Так на повторительно-обобщающем уроке по теме «Основы гражданского права» делю класс на три группы и каждой группе даю задание: Iгр. – определить, к какому виду договоров относятся следующие факты… (карточка с фактами дана);


II гр. – изложить порядок наследования по закону и по завещанию;

III гр.- определить, какие из приведённых примеров общественных отношений регулирует отрасль гражданского права (карточка с примерами дана).

Преимущество такой формы работы: уч-ся разбиваются на группы не по ус- пешности обучения, а в основном это сидящие за соседними партами, так, чтобы были и сильные уч-ся и не обидеть слабоуспевающих. Уч-ся работают коллек -тивно. Каждый имеет возможность высказать своё мнение, а затем каждая груп - па выделяет представителя для ответа. Уч-ся других групп имеют возможность уточнить ответы, сделать дополнение, исправить неточность. Каждый может высказать своё мнение, учится слушать и понимать мысль товарищей, защитить свою точку зрения.

Важное место в расширении знаний уч-ся , их обобщения и систематизации имеют межпредметные связи. А таких уроков в курсе истории и обществознания много: это связь с математикой, физикой, географией, биологией, когда изучаем культуру той или иной страны и встречаем фамилии учёных, говорим об их от -крытиях. При изучении темы «Экологические проблемы современности» опира- юсь на знания уч-ся, полученные на уроках биологии, географии, химии. По те –ме «Научное познание» 10 кл. обществознание – прошу привести законы физии- ки, иллюстрирующие эмпирический уровень познания и т.д.

Мои уч-ся пишут рефераты, исследовательские работы, некоторые из них

удостоены звания лауреата районных конференций творческих работ.

Реферат активно приобщает старшеклассников к самообразовательной деятель ности, умению работать с научной литературой, с первоисточниками, историчес кими документами. Овладеть такими навыками нелегко.

В этом учебном году я впервые работаю с уч-ся 10 кл. по профильному учебни ку истории России. Уч-ся должны написать и защитить проект по одной из изу -чаемых тем. Таких проектов выбрано много, некоторые из них уже защищены. Активизации познавательной деятельности уч-ся, расширению и углублению их знаний способствуют полемические споры, диспуты, дискуссии. Сегодня это представляется особенно важным, так как многие вопросы истории пересматри- ваются, на многие проблемы исторического развития существуют различные точки зрения. Уч-ся должны знать, что мнение, позиция автора учебника или ав- торского коллектива не всегда совпадает с точкой зрения других учёных. Разу - меется, необходимо учитывать уровень подготовленности, знаний уч-ся. Следу -ет предлагать уч-ся дискуссию только по тем проблемам, которые им посильны, по которым они в состоянии подобрать доказательства самостоятельно, по доступным им источникам. На таких уроках важно не навязывать уч-ся свою точку зрения, хотя, конечно, я её имею. Уч-ся не должны бояться высказывать своё мнение, а учитель должен с уважением относиться к их точке зрения.


Элементы дискуссии можно использовать по теме «Образование централизо-ванного государства». Одни учёные считают, что процесс образования централизованного государства завершился в XVв., а другие в XVIв.

В качестве доказательства первой точки зрения приводят следующие аргументы:

1.Основная территория северо-восточных земель уже подчинялась Москве;

2.Появилось общерусское войско;

3.в 1947г. издаётся общерусский государственный судебник, вводятся единые административные и судебные порядки на всей территории государства;

4.Чеканится единая монета, раньше удельные князья имели свою монету;

5.Появились единые государственные органы исполнительной власти – приказы.

Противники этой точки зрения говорят, что этих фактов недостаточно. Да, большая часть российской территории сложилась, но не XVв, а в XV1 (Рязань, Казанское, Астраханское ханства, Западная Сибирь, Псков).

Судебник 1550г.

Вопрос уч-ся: чья точка зрения показалась вам более убедительной? Чем? Объясните своё мнение.

В новом учебнике по истории России для профильных классов таких дискуссионных вопросов много:

Дискуссия о характере опричнины: Карамзин Н.М., Сталин, группа советских учёных: Зимин А.А. « Опричнина Ивана Грозного» (М.1962г.) раскрывает бессмысленный и безрезультатный характер опричных репрессий, а Р.Г.Скрынников в работах «Начало опричнины» (Л.1966г.), « Опричный террор» (л 1969г.), напротив, полагал, что опричнина основательно выкорчевала корни крупного землевладения, явилась важным шагом на пути централизации государственной власти в России. В последнее время появилась ещё одна точка зрения на причины появления опричнины. Историк С.А. Нефёдов высказал предположение, что опричная политика Ивана IV была навеяна моделями Османского мусульманского гос-ва, где государственная идея провозглашалась господствующей по отношению к обществу, а государственная собственность-преобладающей формой собственности. Как и в Турции, вся земля была поделена в период опричнины на две части. (С.А.Нефёдов «Реформы Ивана III и Ивана IV: Османское влияние» ж. « Вопросы истории», 2002г.№11,стр.30-53).


Дискуссия учёных о XVII в.

Учёные Л.В.Черепнин, А.А.Зимин, А.А.Преображенский, Ю.А.Тихонов доказывают, что капиталистический уклад начал формироваться в России в XVII в., продолжал своё развитие в XVIII в. И I пол. XIX в. Но победил как общественный строй лишь после реформ 60-70х г.г. XIX в.

Другие учёные (Н.И.Павленко, И.Д. Ковальченко и др.) не соглашаются со столь ранним возникновением капитализма в России, а, значит, и наступлением нового периода русской истории. (Лишь во II половине XVIIIв)

Учёный А.Б.Каменский считает, что лишь в XVIII в. со времен Петра I в России начало медленно и неуверенно разрушаться Средневековье и лишь к концу XVIII в. стали проявляться некоторые, признаки капитализма. По его мнению, допетровский период это традиционное время, период с XVIII в. до I половины XIX в.- раннее Новое время и лишь с 1861г. считать наступление в России Нового времени, и то с большими оговорками.

Сегодня неоднозначно трактуются события Октября 1917г.-что это: Великая Октябрьская социалистическая революция или переворот, совершённый небольшой группой революционеров?

События августа 1968г. в Чехословакии и ввод в эту страну войск ОВД-что это: вмешательство в дела Чехословакии или подавление восстания тех, кто не хотел социализма в Чехословакии?


Дискуссия о Белом движении.

Изучение истории и обществознания в старших классах невозможно без знания уч-ся современной жизни страны, её проблем. К сожалению, сегодня семьи редко выписывают журналы и газеты, а, о жизни страны узнают из средств массовой информации (радио, телевидения, интернета). Тем не менее, стараюсь обсуждать с уч-ся острые проблемы.

В январе приступила к изучению темы «Основы Конституционного строя» по праву. I статья конституции гласит: «Россия…» Вспоминаем, что такое правовое гос-во. Является наша страна сегодня таковым гос-вом? Уч-ся говорят о том, что это только декларация, пожелание. В доказательство приводят события в станице Кущевской, Гусь-Хрустальном, когда органы правозащиты напрямую связаны с преступными группировками.


Стараюсь объяснить уч-ся, что становление правового гос-ва - длительный процесс. Но сердцем понимаю, что у гос-ва не хватает политической воли для борьбы с коррупцией, с ОПГ.

Одной из острых проблем является сегодня молодёжная. Поэтому нашла время обсудить с уч-ся события декабря 2010г. на Манежной площади. Я предложила им прочитать статьи Михаила Ростовского и Юлии Калининой в «МК» от 23 декабря 2010г. о встрече ВВП с фанатами футбола после смерти болельщика Свиридова и трёх причинах протеста. (см.газету от 23декабря 2010г.)

Знания уч-ся тогда будут прочными и глубокими, когда они проходят через душу и сердце ученика. Сегодня, когда многие страницы истории пересматриваются, очень важно удержать себя и учеников от стремления «судить» своих предков, поколения, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя – перенести школьников в изучаемую эпоху, добиться её глубокого понимания. Сопереживание и сострадание человеку прошлого необходимы на уроке. Нужно разрушить стену равнодушия, обратиться к чувствам, побудить уч-ся пережить чужую боль. К сожалению, делать это становится всё труднее. Но я стараюсь это делать. При изучении истории России 1907-1912г.г. такие переживания вызывает чтение письма – протеста Л.Н. Толстого «Не могу молчать». Упоминание о столыпинских галстуках мало трогает воображение уч-ся, страстный же протест великого гуманства против казни больше доходит до сердца ребёнка. Тема «Великая Отечественная война». Стихи О.Берггольц, К.Симонова, воспоминания о блокадных днях Ленинграда М.М. Прагер, к сожалению уже ушедшей из жизни, и другие материалы позволяют мне создать на этих уроках высокую степень эмоционального воздействия на уч-ся.

К сожалению, на тему «Великая Отечественная война» и в 9х, и в 11х кл. отводится очень мало времени. Поэтому недостаток времени на эту тему компенсирую и во внеклассной работе. В прошлом учебном году провела для уч-ся 9х классов внеклассное мероприятие «Песни военных лет», на котором уч-ся рассказывали об истории создания наиболее популярных песен и слушали их. Материал для этого я взяла из библиотечного журнала «Читаем. Учимся, играем». №2 2003г. «Песни огненных лет» В этом же журнале есть разработка по теме: «Фронтовые поэты…Ваши жизни война рифмовала» №1 2002г.


11 апреля отмечается Международный день узников концлагерей. К этому дню подготовила с уч-ся урок-память «Непокорённый», посвящённый Д.М.Карбышеву. В презентации был показан лагерь смерти Маутхаузен и его камеры пыток. Уч-ся читали отрывки из поэмы Васильева «Достоинство». Главная цель мероприятия - рассказать уч-ся правду о фашизме как о человеконенавистнической идеологии. Это тем более актуально сегодня, потому что часть нашей молодёжи состоит в националистических организациях, нашивает фашистскую свастику, исповедует фашистскую идеологию.

И последнее: чтобы уч-ся любили предмет, шли на уроки с желанием стараюсь создавать «ситуацию успеха», т.е. всегда даю ученику возможность поверить в свои силы, не спешу ставить плохую оценку, помогаю преодолеть робость, застенчивость, даю возможность что-то подучить, поработать с понятиями, датами, картой. И как приятно видеть благодарные глаза ученика, преодолевшего самого себя.

Все мы знаем, как трудно сегодня работать в школе. Но есть ученики, которым наши знания нужны, и это удерживает нас в школе. И нет выше счастья для учителя, когда твои бывшие ученики приходят со словами благодарности за те знания, которые ты им дала. Ко мне такие ученики приходят.