litceymos.ru 1


Министерство просвещения ПМР

ГОУ «Приднестровский государственный институт развития образования»

Кафедра социокультурной деятельности


ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании УМС Проректор по УР

Протокол №_______ _______С.К. Турчак

«____»____________20___г. «___»______20___г.


ПРОГРАММА


Спецкурса «Эстетическое воспитание детей средствами искусства».

для слушателей курсов повышения квалификации

музыкальных руководителей ДОО.


РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании кафедры СКД

Протокол №______________

от «___»____________20____г.

И.О. Зав. кафедрой

____________________Н.Б. Усатая


Пояснительная записка.


Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие

способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Эстетическое воспитание способствует гармоническому развитию личности, воспитанию трудолюбия, общей культуры, развитию чувства красоты.

Совместные исследования педагогов и психологов показали, что в последние годы значительно повысился уровень умственной и эстетической деятельности, нравственно-волевых качеств детей, которые проявляются уже в раннем возрасте.

Задачи музыкально-эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка-дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Необходимо приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни, развивать художественно-творческие способности детей


   Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Впечатления детства человек проносит через всю жизнь. Первые годы жизни ребенка самые ответственные в этом отношении. Та атмосфера, в которой растет и развивается ребенок в первые дни, месяцы, годы, оказывает на него сильное психологическое воздействие, постепенно формирует его нравственно-эстетические потребности и вкусы. От того, как и какую музыку будет преимущественно слушать ребенок в этом возрасте и какие педагогические условия будут созданы для его музыкально-эстетического развития, зависит в будущем развитие его музыкальных способностей, музыкальных интересов, отношение к музыке, к конкретным музыкальным произведениям, а следовательно, формирование и развитие его личности в целом.

Опыт организации деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях требует от музыкального руководителя:

- повышения эффективности качества работы;

- использования новых инновационных подходов в работе с детьми.

Необходимым условием успешного развития музыкального образования детей является обеспечение высокого профессионального уровня кадрового потенциала и способности педагогических кадров к введению инноваций в систему своей работы.

Цель программы спецкурса:

-вооружить музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций такими знаниями, которые бы помогли им в музыкально-эстетическом воспитании

детей и, таким образом, сделать ещё один шаг в совершенствовании своего мастерства.

По окончанию обучения по данной программе музыкальный руководитель сможет разбираться в формах организации деятельности по музыкально-эстетическому развитию ребёнка; самостоятельно использовать их в практической деятельности: при составлении планов, осуществлении воспитательной и образовательной работы с детьми, в процессе повышения профессиональной компетенции.


Программа данного курса рассчитана на педагогов-музыкантов и может быть реализована в течении 40, 16, 8 часов во время прохождения КПК.

Задачи курса:

- раскрыть содержание музыкальной деятельности в дошкольных организациях;

- определить задачи музыкального воспитания;

Основные проблемы спецкурса:

- проблема модернизации содержания деятельности музыкального руководителя

ДОО;

- проблема развития новых форм методического сопровождения в музыкальном образовании детей.


Основные понятия:

- «музыкально-эстетическое воспитание» «формирование личности ребёнка» «развитие восприятия прекрасного» «формирование художественного вкуса» «развитие творческих способностей ребёнка» «сопереживание, сочувствие»

«творческая деятельность».

Ожидаемый результат:

Слушатели должны:

- усовершенствовать знания, умения по использованию форм организации музыкального воспитания детей;

- правильно использовать способности и задатки детей, развивать их с учётом возрастных особенностей ребёнка;

Особенности построения учебного курса:

- раскрытие теоретических основ музыкально-эстетического воспитания ребёнка;

- актуализация знаний и личного опыта слушателей по использованию их в музыкальном образовании детей;

- практическая работа со слушателями по разработке и использованию методов индивидуального подхода к ребёнку с учётом полученных знаний в области музыкальной психологии и педагогики.

Особенности форм организации учебного процесса:

- изучения теоретического материала: - лекции;

- изучения ППО – круглый стол, презентация;

- закрепление знаний – практикум, семинар-практикум.

Изучение материала по данной теме спецкурса практико-ориентированно: после изложения теоретического материала слушателям будет предложено решение практических задач, требующих применения полученных знаний на практике.



Использования технологий:


При изучении данного спецкурса предусмотрена самостоятельная работа за рамками программы в количестве 10 часов(40 ч.) , 6 часов (16ч.) и 4 часов (8 ч.).


Тематический план спецкурса (40 ч.)




п/п

Содержание

К-во часов

Сам. раб.

к-во час.

Примечан.

Т

П

всего

1

Задачи эстетического воспитания дошкольников


4

2

6

2




1.1

Средства и приёмы эстетического воспитания дошкольников ( музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества). Виды детской музыкально-эстетической деятельности в ДОО.

2




2







1.2

Музыкально - эстетическое воспитание как средство активизации познавательного развития дошкольников. Воздействие музыки на внутренний мир ребёнка.

2





2







1.3

Семинар-практикум: « Музыкально - эстетическое воспитание как средство активизации познавательного развития дошкольников. Воздействие музыки на внутренний мир ребёнка.»





2

2







1.4

Самостоятельная работа: «Составление сценария к праздничному мероприятию (вечеру отдыха, театрализованному мероприятию и т.д.) ».










2




2.

Виды детской музыкально-эстетической деятельности.

4




4

2




2.1

Театрализованная деятельность детей как средство развития коммуникативных качеств ребёнка.

2




2







2.2

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Организация детского оркестра.

2


2







2.3

Самостоятельная работа: «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОО»










2




3.

Республиканский компонент в эстетическом воспитании дошкольников

4




4

2




3.1

Республиканский компонент в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников

2




2







3.2

Музыкальный фольклор как средство нравственного воспитания детей. Возникновение детского фольклора.

2




2







3.3

Самостоятельная работа: «Интеграция музыкальной, изобразительной ( и других видов ) деятельности дошкольников»










2


4


Театрализованная деятельность

6

4

10

2




4.1

Музыкальное воспитание и образование как средство формирования эстетического вкуса ребёнка

2




2







4.2

Методика и организация театрализованной деятельности

детей дошкольного возраста (мюзикл, сказка, кукольный спектакль)

2




2







4.3

???

Театр, кино- действенное средство эстетического воспитания дошкольников.

2




2







4.4

Семинар-практикум « Значение музыкально-эстетического воспитания детей в формировании личности ребёнка»




4

4







4.5

Самостоятельная работа «Слушание - восприятие музыки.

Содержание и приёмы работы по слушанию музыки »











2




5

Программно-методическое обеспечение музыкально-эстетического воспитания дошкольников

6

4

10

2




5.1

Современные программы по музыкальному воспитанию дошкольников

1




1







5.2

Методические рекомендации по составлению программы.

1




1







5.3

Дидактическое обеспечение музыкально-воспитательного процесса в ДОО.

2




2







5.4

Планирование музыкально-воспитательного процесса в ДОО.

2




2







5.5

Практикум: «Методические основы организации и руководства творческой деятельностью на занятиях музыкой в ДОО»





4

4







5.6

Самостоятельная работа: «Психологическая адаптация детей к ситуации публичного выступления»










2




6

Особенности специфики музыкально-эстетической деятельности в ДОО.




6

6







6.1

Круглый стол « Приёмы (из опыта работы)».




2

2







6.2

Презентация проектов (из опыта работы).




4

4










Итого:

24

16

40

10




Тематический план спецкурса (16 ч.)




Содержание

К-во часов

Сам. раб.

Примеч.

Т

П

Всего

1

Задачи эстетического воспитания дошкольников


4

2

6

2




1.1

Средства музыкально-эстетического воспитания. Виды детской музыкальной деятельности.

2













1.2

Музыкально - эстетическое воспитание как средство активизации познавательного развития дошкольников. Воздействие музыки на внутренний мир ребёнка.

2













1.3

Семинар-практикум: « Музыкально-дидактическая игра как средство активизации музыкального восприятия у дошкольников»





2










1.4

Составление сценария к праздничному мероприятию (вечеру отдыха, театрализованному мероприятию и т.д.)










2




2

Виды детской музыкально-эстетической деятельности.

4

6

10

4




2.1

Театрализованная деятельность детей

как средство развития коммуникативных качеств ребёнка.

2













2.2

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Организация детского оркестра.

2













2.3

Практикум: «Республиканский компонент в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников»




4








2.4

Круглый стол: «Музыкальное воспитание и образование как средство формирования эстетического вкуса ребёнка»




2










2.5

Интеграция музыкальной, изобразительной ( и других видов) деятельности дошкольников.










2




2.6

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОО.










2







Итого

8

8

16

6






Тематический план спецкурса (8 ч.)





Содержание

К – во часов

Сам. раб.

Примечан.


Т

П

Всего







1

Музыкальный фольклор как средство нравственного воспитания детей. Возникновение детского фольклора.

2




2







2

Методика и организация театрализованной деятельности

детей дошкольного возраста (мюзикл, сказка, кукольный спектакль)

2




2







3

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Организация детского оркестра.

2




2







4

Слушание-восприятие музыки.

Содержание и приёмы работы по слушанию музыки .




2

2







5

Практикум: «Методы подготовки дошкольников к концертным выступлениям »








2




6

Круглый стол: « Значение музыкально-эстетического воспитания детей в формировании личности ребёнка»










2







Итого

6

2

8

4






Содержание программы спецкурса

« Эстетическое воспитание детей средствами искусства».


1. Теоретические аспекты проблемы эстетического воспитания детей.


Задачи эстетического воспитания дошкольников средствами искусства ( музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества). Воздействие эстетического воспитания на эмоциональный, внутренний мир ребёнка, на развитие и формирование эстетического вкуса.

Формирование у детей нравственных качеств, воспитание приоритетно важных качеств личности т.к. креативность, эмпатия, коммуникативность и др.


2. Значение эстетического воспитания средствами искусства.


Формировать основы художественной культуры, развивать интерес к искусству.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания, чувство красоты природы, окружающих людей, вещей, создать в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждать непосредственный интерес к жизни, обострять любознательность, развивать мышление, память, волю и другие психические процессы.



3. Содержание музыкально-эстетической деятельности в ДОО.


Пение и песенное творчество. Формирование основ музыкальной

культуры дошкольников.

Театрализованная деятельность детей как средство развития

коммуникативных качеств ребёнка.

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах.

Организация детского оркестра.

Слушание-восприятие музыки. Содержание и приёмы работы

по слушанию музыки.

Музыкально-ритмическая деятельность.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество.


4. Республиканский компонент в эстетическом воспитании дошкольников.


Республиканский компонент в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников:

- знакомство с творчеством композиторов-песенников и музыкантов нашей Республики;

- посещение художественной галереи и знакомство с работами художников и умельцев декоративно-прикладного творчества, живущих в нашей Республике;

- посещение концертов народных танцевальных ансамблей « Виорика»и « Ватра»;

-знакомство с новыми программами гос. цирка;

- посещение спектаклей драмтеатра

Музыкальный фольклор как средство нравственного воспитания детей. Возникновение детского фольклора.


5. Программно-методическое обеспечение музыкально-

эстетического воспитания дошкольников.


Современные программы по музыкальному воспитанию дошкольников.

Планирование музыкально-воспитательного процесса в ДОО.

Методические основы организации и руководства творческой деятельностью на занятиях музыкой в ДОО.

Дидактическое обеспечение музыкально-воспитательного процесса в ДОО.


Литература:


1. Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду» Москва, 1995г.

2. В.Г.Ражников «Диалоги о музыкальной педагогике» Москва,1989г.


3. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творч. дошкольников. М., 2006.

4. Г.М.Цыпин « Психология музыкальной деятельности» Москва, 1994г.

5. Н.В.Гончаров « Гений в искусстве» Москва,1991г.

6. К.Изарт «Эмоции человека» Москва,1980г.

7. В.И.Петрушин «Музыкальная психология» Москва, изд. Акад. проект, 2008 г.

8. Неменский Б.М.Мудрость красоты. Проблемы эстетич. восп. М., 1981.


  1. Разумный В.А. О художественном вкусе. М., 1969.

  2. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М., 1995.

11.Егорова А.Г. Проблемы эстетики. М., 1984.

12.Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда. М., 2005.

13.Под ред. Т.С. Комаровой. Народное искусство в воспитании детей. М., 2005.

14.Восприятие музыки. Сб. статей. М., 1980.

15.Интонация и музыкальный образ. Сб. статей /под ред. Б.М. Ярустовского. М.,1965.

16.Каган М.С. Морфология искусства. М., 1993.

17.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. М., 1972.

18.Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982.

19.Ройтерштейн М.И. Язык музыки. В кн. Книга о музыке. М., 1975.

20.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

21.Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975.

22.Серия рабочих тетрадей «Искусство детям» М., 2006 Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.Л., 1956.

23.Белобородова В.К. Музыкальное воспитание. М., 1975.

24.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1967.

25.Воспитание музыкой. Сб. статей /Ред.-сост. В. Максимов. М., 1980.

26.Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.,1976.

27.Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения. М., 1983.

28.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. М., 1983.


29.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие в детском саду. М., 1981.

30.Гродзенская Н.Л. Дети слушают музыку. М., 1989.

31.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 2005

32.Под ред. М.А. Васильевой. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 2006.

33.Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М., 2005.

34.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. М., 2005.

35.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. М., 2005.

36.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М., 2006.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ СПЕЦКУРСА

« Эстетическое воспитание детей средствами искусства».



  1. Эстетическое воспитание детей как средство духовного становления личности

ребёнка.

  1. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных

качеств дошкольников.

  1. Взаимосвязь различных видов искусств в эстетическом воспитании детей.

  2. Эстетическое воспитание - средство активизации познавательного развития дошкольников.

  3. Детский музыкальный фольклор в воспитании приоритетных качеств

личности ребенка.

  1. Музыкально-ритмическая и танцевально-игровая деятельность (хореография, гимнастика) и её влияние на здоровый образ жизни ребенка.

  2. Значение воспитания любви и уважения к традициям, музыкальной культуре народов проживающих в Приднестровье.

  3. Содержание музыкально-эстетической деятельности в ДОО.

  4. Программно-методическое обеспечение музыкально - эстетического

воспитания дошкольников.

10. Значение занятий по интеграции музыкальной и других видов

деятельности.


  1. Эстетическое образование как компонент культуры педагога.