litceymos.ru 1

Нунчаки (www.surikeni.doskamo.ru)

Нунчаки (образовано от яп. Нунтя́ку; кит. Эрцзегунь - двух звенный, шао-цзе-гунь с короткой палкой на шесте, сань-цзе-гунь - трёхзвенный) — восточное холодное оружие ударно-раздробляющего и удушающего действия, представляющее собой две короткие палки, соединённые шнуром или цепью.

Китайский вариант отличается от окинавского длиной палок, и представляет собой либо короткую палку на длинном шесте, либо две или три почти метровые палки одинаковой длины. Причём вариант из трёх палок одинаковой длины более известен, чем из двух. В то время как в окинавском палки значительно короче и допускают скрытое ношение.

Прототип оружия — цеп для обмолота риса. Существуют версии, что оно появилось в китае и было модифицировано на острове окинава. Различия относятся в основном к длине соединительного звена (у китайских — 20—30 см, у окинавских — ширина ладони владельца). Причиной такой перемены функции были, во-первых, законодательный запрет на ношение какого-либо оружия крестьянам, во-вторых, нунчаки при ударе любой силы не давали отдачи в держащую их руку, что намного удобнее обычной палки.

Техника боевого применения в основном заключается в создании защиты путём непрерывного вращения и перехватов нунчаков или атаки на тех же принципах. Сама техника ведения боя нунчаками изобилует перехватами, что обуславливается несколькими фактами: первый, при непрерывных перехватах оружие отобрать практически невозможно; второе, опять же, из-за перехватов очень часто меняется угол движения, что при вращательном движении нунчак многократно увеличивает силу удара. Техника боя предусматривает различные приемы обезоруживания человека с мечом, ножом, палкой, трубой, копьем, пистолетом и т.д. Так же в технике нунчаку изобилуют различные зажимы, удушения, удержания, бросковая техника и т.п.

В боевых искусствах используется довольно широко (в основном различные стили каратэ, ушу и айкидо) как предмет развития мышц предплечья и запястья, координации движения и как оружие. Нунчаки используются как в процессе обособленной работы с предметами, так и в ката (кит. Таолу). Техника владения нунчаку, как и у любого составного оружия, невероятно сложна, но в руках мастера они являются невероятно грозным оружием.


Традиционное нунчаку практикуется обычно в рамках традиционных школ японских и окинавских боевых искусств, иногда как отдельная дисциплина, но чаще как часть кобудо. Ученик в первую очередь оттачивает базовую технику (кихон). Затем наступает очередь досконального изучения ката. Параллельно с отработкой ката тренируется сила удара и точность движений. Лишь после того, как ученик демонстрирует хорошее владение ката (а на это может уйти и несколько лет), его допускают к рензоку-бункай - работе в парах, когда фрагменты ката отрабатываются уже не на воздухе, а с реальным партнёром, нападающим с каким-то оружием, обычно с шестом. На последнем этапе обучения ученики, помимо ката и бункай, практикуют также кумитэ - свободный поединок, причём оружие партнёра меняется от случая к случаю (хотя чаще всего это опять же бывает шест). К поединку допускаются лишь ученики, способные хорошо контролировать своё оружие, так как ошибка даже в один сантиметр может стать роковой. В некоторых школах изучается также метание нунчаку.

В традиционном обучении технике нунчаку особое внимание обращается на изучение перемещений (тай-сабаки) и блоков, что совершенно правильно - когда человека бьют по голове палкой, умение красиво вращать нунчаку не поможет, необходимо либо блокировать удар, либо уклоняться от него. Вообще, традиционные техники нунчаку отличаются довольно высокой эффективностью - разработанные для боя и практикуемые в реалистичной манере техники позволяют бойцу уверенно противостоять нападающему, вооружённому ножом или палкой. К недостаткам традиционного метода обучения следует, на мой взгляд, отнести прежде всего ограничение, зашоривание ученика, имеющее место во многих школах - традиция нередко воспринимается как религиозная догма и любое отклонение от канона или попытка добавить что-то новое от себя считаются неприемлимыми; во-вторых, длительный период обучения рассчитан на воспитание мастера, но при этом в первые месяцы (а порой и годы) тренировок ученик не получает реальных боевых навыков, что снижает ценность системы для тех, кто изучает её для самообороны.  

Нунчаки в полиции


В начале 80-х годов сержант американской полиции кевин оркатт, обладатель чёрного пояса по дзюкадо, разработал систему opn (orcutt police nunchaku), предназначенную для полиции. Система предполагает использование специально сконструированных пластиковых нунчаку вместо обычной полицейской дубинки или pr-24 (тонфа, дубинки с боковой ручкой) в качестве основного средства защиты и контроля для тех случаев, когда применение пистолета ещё не оправданно. Среди аргументов в пользу нунчаку называют небольшой размер и вытекающие из него незаметность и удобство в ношении (несомненно, гораздо удобнее ходить, сидеть или бегать с 30-сантиметровыми нунчаку, чем с 60-сантиметровой pr-24 с торчащей ручкой), простоту в обращении и возможность использовать разнообразные нетравмирующие, но при этом эффективные техники контроля при аресте. Попытки адаптировать технику нунчаку для нужд полиции предпринимались и ранее, но opn стала первой системой, делающей ставку не на удары, а на техники контроля. Как сообщает кевин оркатт, более двухсот правоохранительных и исправительных учреждений в сша используют его систему.

Как и другие полицейские системы, система opn включает в себя ограниченное количество довольно простых техник, которые могут быть изучены в достаточно короткий срок. В рамках системы opn нунчаку используются главным образом как средство контроля при аресте или как средство самообороны против безоружного противника - против вооружённого нападающего, представляющего угрозу жизни полицейского, применяется пистолет. Техники opn включают в себя различные приёмы для ареста, удержания и контроля, включающие болевые захваты, сбивания с ног, техники типа "пойдём-со-мной", приёмы для надевания наручников и т.п., блоки против ударов рукой и ногой (в т.ч. Переходящие в захват и технику контроля) и, наконец, несколько ударов, использование которых разрешено лишь в качестве крайнего средства - предполагается, что если ситуация требует применения нунчаку как ударного оружия, то та же ситуация уже допускает применение пистолета. Основным недостатком этой системы, на мой взгляд, является низкий уровень подготовки полицейских - инструктор проходит 32-часовой (!) Курс, после чего преподаёт 16-часовой курс рядовому составу.


Трудно сравнивать opn с другими школами нунчаку, так как это узкоспециальная система, однако тот факт, что она почти двадцать лет применяется в реальных боевых ситуациях, говорит о её эффективности. Если вас интересует дополнительная информация по opn, вы можете посетить страничку orcutt police defensive systems, inc.

Другой вариант полицейских нунчаку был разработан брюсом хевиттом. Это оружие было названо "дубинкой для ареста" ("tactical restraint baton") или tr-22. В базовом варианте tr-22 мало чем отличается от opn, но хевитт разработал два улучшенных варианта. Первый из них - tr-22 o.c. - имеет встроенный в рукоять баллончик со слезоточивым "перцовым" газом o.c. (oleoresin capsicum). Второй вариант - tr-22 n.s. "non-striking" или "небьющая" дубинка (которая также может иметь опцию o.c.) - представляет собой уникальное, защищённое патентом решение для штатов, в которых ношение нунчаку запрещено законом - это оружие имеет сдерживающий ремень, не позволяющий использовать tr-22 n.s. для нанесения ударов (так что это оружие не подпадает под определение нунчаку или ударно-дробящего оружия вообще), его можно применять только для выполнения приёмов захвата и болевого контроля. Ещё одним достоинством tr-22 n.s. является то, что если преступник сумеет завладеть этим оружием, он не будет способен применить его против полицейского, поскольку не будет знать, как использовать такое оружие.

Нунчаки на экране

В 70-х годах легендарный брюс ли в своих фильмах "кулак ярости", "появляется дракон", "возвращение дракона" и "смертельная игра" впервые продемонстрировал западной публике нунчаку. Миллионы зрителей по всему миру наблюдали, затаив дыхание, как брюс с помощью нунчаку расправляется с десятками противников - как безоружных, так и вооружённых ножами, дубинками, шестами, мечами и даже пистолетами. Именно тогда родился миф, утверждающий, что нунчаку являются самым эффективным оружием в мире, позволяющим одержать верх над противником с любым другим оружием (на самом деле, конечно же, это не так - подробнее об этом говорится в разделе "история нунчаку"). С тех пор нунчаку стали, пожалуй, самым популярным оружием боевых искусств и прочно заняли место на кино- и телеэкране.


Нунчаку вооружаются как положительные, так и отрицательные герои всевозможных фильмов (и даже мультфильмов), имеющих хоть какое-то отношение к боевым искусствам - достаточно вспомнить, например, знаменитую черепашку-ниндзя микеланджело. Об исторической достоверности сценаристы обычно не заботятся: нунчаку размахивают как персонажи, которые действительно могли использовать это оружие (например, шаолиньские монахи, которые и впрямь тренировались с боевыми цепами эрцзегун, китайским аналогом нунчаку), так и люди, которые на самом деле никогда не использовали нунчаку - самураи, ниндзя и даже... Американские индейцы.

В кино используют главным образом самые примитивные, но в то же время довольно эффектно выглядящие приёмы с нунчаку - вращения по кругам и восьмёркам, рубящие удары и перехваты из руки в руку, когда исполнитель изображает из себя "грузовой вертолёт на холостом ходу". Зачастую этот процесс сопровождается пронзительными воплями, напоминающими жалобы кошки, которой наступили на хвост. Реальная боевая техника почти не появляется на экране. Блоки демонстрируются крайне редко, а болевые захваты или броски - практически никогда. Из того, что мне довелось видеть, наиболее правдоподобную технику демонстрирует брюс ли в фильме "возвращение дракона". Однако его же бой с вооружённым мечом японцем из фильма "кулак ярости" и знаменитый поединок с даном иносанто - нунчаку против нунчаку - из фильма "смертельная игра" произвели на меня удручающее впечатление: они весьма зрелищны, но при этом совершенно нелепы и нереалистичны. Если бы эти бои происходили в реальной жизни, первый противник, используя более длинный меч, довольно быстро нарезал бы брюса на тонкие ломтики, как салями, а во втором бою, если бы нунчаку были деревянными, а не поролоновыми, пропущенный брюсом удар по голове убил бы его на месте (или, по меньшей мере, надолго отправил бы в больницу с проломанным черепом и тяжёлым сотрясением мозга).

Забавно, что в фильмах практически никогда не демонстрируется защита от нунчаку голыми руками - даже актёры, вступающие на экране безоружными в бой с десятком противников с мечами, при столкновении с персонажем, использующим нунчаку, применяют против него как минимум пистолет.


(взято с  http://www.nunchaku-do.com/today_r.htm)

Сюрикены (www.surikeni.doskamo.ru)







Криминалистика

Сюрикены - металлическое плоское метательное холодное оружие, предназначенное для поражения человека, путем поражения его жизненно важных органов расположенных в непосредственной близости от поверхности тела в пяти областях: шеи, горла, висков, лба, глаз. Большие сюрикены используются и для поражения органов расположенных в брюшной и грудной полостях.

Устройство сюрикенов


Сюрикены состоят из оснований с отверстием или без него, зубцов с остриём как правило с односторонней заточкой.

Особенностью устройства сюрикенов является их плоская поверхность, обеспечивающая эффект "крыла" в полёте при броске с закруткой, что делает возможным его метание на большое расстояние. Наличие многочисленных зубцов, обеспечивающих практически 100% поражение в отличии от одноклинкового метательного холодного оружия. Относительная округлость в целом и симметрия элементов обеспечивает стабильность полёта гарантируя при наличии навыков в технике метания прицельность.

Классификация сюрикенов


Сюрикены (звёздочки) классифицируются по следующим основаниям:

  • по устройству в целом: цельные (цельнолитые) и складные состоящие из нескольких сборных элементов, приводящихся в боевое положение с помощью кнопочного пружинного механизма; с отверстием в основании и без них;

  • по конструкции: с классически выраженным основанием и зубцами и с невыраженным основанием и зубцами, где основание является прямым продолжением зубцов и наоборот без выраженной между ними границы;

  • по размеру: малые - до 6см в диаметре, средние - свыше 6см до 8см, большие - свыше 8см в диаметре до 12см и более;

  • по количеству зубцов: трехзубчатые, пятизубчатые, четырехзубчатые, шестизубчатые, восьмизубчатые;

  • по форме зубцов: треугольные, многоугольные, фигурные, серповидные;

  • по виду зубцов: игольчатые, клиновидные, ромбовидные, стреловидные;

  • по форме оснований зубцов: прямые, изогнутые влево (вправо);

  • по наличию заточки: односторонняя и двусторонняя;

  • по наличию лезвий: однолезвенные зубцы и двухлезвенные зубцы.

Устройство некоторых видов и типов сюрикенов


  • цельнолитые сюрикены

  • складные сюрикены

Методика исследования сюрикенов

Методика исследования сюрикенов аналогична обшей методике исследования холодного оружия, однако имеет ряд своих специфических особенностей, обусловленных конструкцией и способом управления, и действия. В связи с этим для признания сюрикенов холодным оружием необходимо наличие в них следующих условий:


  1. Вес малых, сюрикенов должен быть не менее 60 г. С увеличением диаметра сюрикена на 1 см прямо пропорционально должен увеличиваться и вес на 10 г.

  2. Они должны быть плоскими с ровной поверхностью, а его элементы симметричными обеспечивающими прямолинейно-поступательное, вращательное движение в полёте при броске с закруткой, то есть обеспечивать дальность и стабильность полёта, а также прицельность метания при использовании по назначению.

  3. Они должны быть изготовлены из прочного (твёрдого и жесткого) металла, не деформироваться и не разрушаться при испытании на прочность с приложение силы равной силе взрослого мужчины. С этой целью сюрикен испытывается на излом и изгиб двумя способами. При первом левая половина сюрикена зажимается в кисти левой руки а правая половина в кисти правой руки. На каждую из половинок одновременно и левой и правой рукой прилагается усилие противоположное друг другу. При этом если правая рука прилагает усилие снизу вверх, то левая рука прикладывает усилие сверху вниз. При втором, сюрикен фиксируется в руках аналогичным образом, но правая рука прилагает усилие справа на лево, а левая рука одновременно слева на право. Наряду с этим, сюрикен не должен деформироваться и не разрушаться при встрече с относительно жесткой преградой (заменителем биоматериала, сухой сосновой доской и т.п.) При его броске с максимальным усилием взрослого мужчины с расстояния 3-4 метров. Если в ходе вышеуказанных испытаний деформаций и разрушении сюрикена как в целом, так и отдельных его зубцов не происходит он признаётся достаточно прочным для надёжного использования по назначению...
  4. Зубцы сюрикенов должны иметь не менее чем одно лезвие с не менее чем односторонней, заточкой концы быть острыми обеспечивающими при броске с закруткой с расстояния 3-4 метров внедрение в преграду (мишень, доску) на глубину не менее 5мм.


  5. Складные сюрикены должны иметь исправный механизм, надёжно фиксирующий его элементы в боевом (развёрнутом) положении.

  6. Наличие или отсутствие навыков техники метания сюрикенов у лиц, у которых они изымаются, не является криминалистическим критерием оценки и не может быть положено в основу выводов о принадлежности или не принадлежности их к холодному орудию.

Эку гувд санкт-петербурга и области

 

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-фз
"об оружии", статья 6. Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия


На территории российской федерации запрещаются:

  1. оборот в качестве гражданского и служебного оружия:

  • огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, имеющего длину ствола или длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет сделать его длину менее 800 мм и при этом не теряется возможность производства выстрела;

  • огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;

  • огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом;

  1. кистеней, кастетов, сюрикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов.

История сюрикенов

Что такое сюрикен?

Слово сюрикен, составленное из иероглифов "сю", "ри" и "кен", буквально переводится как "лезвие скрытое в руке". Существует расхожее неверное представление, что эти иероглифы означают "рука бросающая лезвие", но иероглиф "ри" составлен морфемой (смысловой компонент) "и" как в слове одежда, в смысле покрытия чего-либо, также как и фонема (звуковой составляющей) "ли", вместе представляющих идею "перемены, движения назад, или быть охваченными". Ри также читается в кун йоми как ура, что людям, имеющим отношение к боевым искусствам, знакомо по выражениям типа "ура ваза" в противоположность "омотэ ваза". В комбинации с первым иероглифом, "сю-ри" означает "скрытый в руке, или в ладони". "кен" означает лезвие, и пишется тем же самым иероглифом как в словах бокен, или синкен, следовательно, получается "лезвие скрытое в руке".


Существуют два основных типа сюрикенов: бо сюрикены, которые являются длинными, тонкими цилиндрическими стержнями, различной формы и толщины, и сякены, которые сделаны из плоских металлических дисков. Сякены далее классифицируются как хира сюрикены, многолучевой, звездообразной формы, и сенбан сюрикены, которые являются прямоугольной или квадратной формы лезвиями, делавшимися из металлических пластин подкладывавшихся под шляпку гвоздя при строительстве традиционных японских зданий. Существует также 3-ий тип, называемый тепан, который является более крупной версией сенбан, некоторые до 20 см по ширине, делавшиеся также из пластин подкладывавшихся под гвоздь, но можно ли их классифицировать, как сякены вызывает в настоящее время большое сомнение.

Основные техники метания сюрикенов несколько различаются в разных школах, главные образом из-за формы их лезвий и методов использования.

Происхождение.


Метание предметов без сомнения было обычной практикой для людей в течение тысяч лет, и с тех пор как древний человек узнал, что он может защищать себя и получать еду, бросая камни в живых существ, получили развитие идеи о технике броска. Изучение развития метания предметов на протяжении всей истории человечества было бы делом почти невозможным, поэтому в этой статье внимание главным образом будет уделено тщательно отточенной традиционной японской технике метания оружия цилиндрической формы.

Самый ранний японский трактат, кодзики (около 600 г. Н.э.), содержит упоминание о том, как принц ямато-такеру бросает цилиндрический овощ в глаз белого оленя, чтобы его убить. Нихон соки (также около 600 г н.э.) Упоминает бросающее камни оружие называемое исихаджики, но возможно это была праща. Другой древний трактат, мануеси, описывает метание стрел. Осака гунки (военные записи осаки) содержат отрывок, в котором говорится: "тадамаса защитился от противника, тем, что выхватил свой вакидзаси и метнул его, как будто это был сюрикен." рассказывается, что позже тадамаса создал первый стиль сюрикен-дзютсу - танто-гато, получивший свое название от короткого меча.

Ган рю, или ганритсу рю.


Не вызывающее сомнений раннее упоминание о метании лезвий можно обнаружить в документах ганритсу рю, школы основанной матсубаяси хеньюсай, профессиональным фехтовальщиком состоявшем на службе у 18-ого дайме матсухиро в каней, около 1624 года. Эта школа стала основой катоно, или изу рю, созданной самураем из сендай, по имени фудзита хирохидэ катоно, также известным как катоно изу, который был учеником матсубаяси. Он стал пионером в использовании метательных игл (около 10 см в длину и весивших порядка 20 граммов), некоторые из которых он носил в своих волосах. Иглы зажимались между средним и указательным пальцами и бросались подобно современной стрелке в глаза нападавшего. Рассказывалось, что он мог бросить две иглы одновременно в изображение коня, поражая соответственно каждое из копыт. Весьма возможно, что эта техника была скопирована или привезена из китая, поскольку она похожа на технику метания китайской стрелки называемой "пию".

Влияние китая не следует отрицать, поскольку искусство китайского кунг фу также имеет долгую традицию метания оружия. Помимо "пию", бывших в употреблении во время династии сонг (960-1127 гг. Н.э.), также существовала техника ло хан ц'ин, техника метания монет ("ц'ин" – монета). Эти монеты затачивались и использовались в качестве метательного оружия с очень ранних времен, и они вполне могли быть предшественниками сенбан сюрикен.

Энмей рю.


Считается, что известный мастер фехтования миямото мусаси также был основателем этой школы, которая использует метание 40 сантиметрового лезвия, по всей видимости, танто, или ножа. Существует история поединка между мусаси и сисидо, мастером кусари-гама, серпа и цепи, предназначавшихся специально для того, чтобы противостоять мечу самурая. Как только сисидо бросил свою цепь, мусаси метнул кинжал и нанес ему смертельный удар в грудь.

Сираи рю.

Сираи рю была основана сираи тору йосиканэ, родившемся в 1783 году в окаяма. Когда ему было 8 лет он начал изучать фехтование под руководством ида симпатсиро из кидзи-рю, а в 14 лет переехал в токио и ежедневно обучался у наканиси в школе меча итто рю, и начал преподавание в окаяма в возрасте 23 лет. В течение девяти лет его известность росла, и он тренировал более 300 учеников, но, тем не менее, продолжал сомневаться в своих способностях. В дальнейшем он неоднократно возвращался в эдо, чтобы обучаться у своих наставников, пока в конечном итоге не достиг в каком-то роде просветления и не примирился со своей техникой. После этого, он добавил слово тенсин к названию своей школы, таким образом, ставшей известной как тенсин итто рю. Техника метания лезвия, которую он преподавал, стала известна как сираи рю. Согласно сатоси сайто сэнсею, сегодняшнему главе школы негиси рю, искусство сираи рю было утеряно, и никого занимавшегося им не осталось в живых, и поэтому после тщательного изучения ему пришлось его восстановить. Теперь техники сираи рю преподаются сайто сэнсеем как часть обучения негиси рю.


Сюрикен сираи рю - металлический прут от 15cm до 25 см длинной и около 5-6 мм в диаметре. Он заострен с одного конца и закруглен с другого.

Негиси рю.


Негиси рю была основана негиси нобунори сореи, вассалом дзосю аннака в последние годы сегуната токугава. Негиси стал учеником кайхо ханпеи, второго главы школы фехтования хокусин итто рю, после многообещающего показа использования синаи будучи еще ребенком. Он изучал и другие школы фехтования мечом типа араки рю и копьем осима рю. В конечном счете, он стал главой кайхо рю, и позже преподавал в течение нескольких лет. Когда после реставрации мейдзи ношение мечей было запрещено, он стал фермером, и скончался в 1904 году.

Основная форма лезвий в негиси рю – цилиндрический стержень, имеющий утолщенную головку и хвост, подобно авиационной бомбе (см. Рис. 5). Они весят около 50 граммов, и иногда имеют кисточку из волос или хлопка, привязанную к хвосту, чтобы обеспечить прямой полет.

Другие стили и типы сюрикенов.


Существуют другие менее известные стили сюрикен-дзютсу, и огромное разнообразие форм лезвий. Вот еще несколько примеров.

Мейфу синкаге рю сюрикен-дзютсу.


Я не знаю ничто об этом стиле, но в настоящее время пытаюсь его исследовать. Подозреваю что сведения о нем можно найти в одной из школ вышеупомянутого синкаге рю дзю дзюдзютсу... Существует видеофильм об этом стиле боевого искусства.

Тенсин сёдэн катори синто рю.


Этот стиль - один из наиболее известных в боевых искусствах японии, с долгой и выдающейся историей. Это - сложное искусство, использующее кроме меча многие другие виды оружия, включая сюрикен. Как и во многих других школах, сюрикен-дзютсу преподавалось здесь как часть техник фехтования. Существует описание двух различных лезвий. Одно из них - хаси, в форме "лезвия топора", квадратный в сечении стержень, заостренный с одного конца и утолщенный с другого.

Татсуми рю.

Эта школа – всеобъемлющее боевое искусство, основанное татсуми санкё примерно в середине 15 века, и все еще существующая сегодня. В ней представлен полный набор оружия, включая сюрикен, а также тактика и стратегия военных действий. Сведения относительно сюрикен-дзютсу в этой рю в настоящее время недостаточны, хотя я подозреваю, что обучение метанию сюрикенов было включено в это искусство достаточно поздно.

Отсуки рю.


Ясуда дзендзиро, глава отсуки рю кендзютсу из хиросимы считает, что его учитель, окамото мунисигэ, самурай из области айзу использовал сюрикен в ряде случаев во время своей службы в силах безопасности сегуната. По рассказам он постоянно носил с собой около 12 лезвий спрятанных в различных местах, включая косита, заднюю спинку хакама.

Кукисиндэн тэнсин хюхо.


Кукисин рю - другое древнее и всеобъемлющее боевое искусство, создание которого относится к 13 веку, и включающее обучение владению различными видами оружия и техникам борьбы без него. В этой школе используются заостренные квадратные металлические пластины шириной 7,5 см, называемые "теппан", которые, как считают, использовались против воинов в доспехах. Они имеют вогнутую форму граней и квадратное отверстием в центре, как это показано ниже на рис. 16. В некоторых документах кукисин рю имеется упоминание о таких пластинах, достигающих 12 см в диаметре. Кроме того, в ней используют "козука" или вспомогательный нож фехтовальщика, а также обычные "бо-сюрикены".

Иккю рю.


Иккю рю - название относительно молодого стиля, созданного современным мастером сюрикен-дзютсу и главой школы сираками иккю-кен. Он был учеником мастера нарусэ кандзи (умер в 1948), который обучался в ямамото рю, и написал книгу по фехтованию японским мечом, после участия в войне с китаем в начале столетия. Мастер нарусэ был учеником йонегава магороку, который в свою очередь обучался у вышеупомянутого основателя сираи рю, сираи тору. У своего преподавателя, сираками изучал и сираи рю и негиси рю, и объединил лезвие из сираи рю со стилем метания негиси рю, сформировав новый метод, который использует лезвие заостренное с обоих концов , этот метод решает проблему правильного расположения лезвия в руке перед броском, предоставляя большую гибкость в выборе дистанции.

Когаи, японская декоративная шпилька.

Существует известная история, которая описывает поединок между сосецу и сэкигучи хаято, которые встретились лицом к лицу в поединке на мечах. Когда сосецу бросился на сэкигучи, последний вытащил из своих волос когаи и метнул ее, пригвоздив хакама сосецу к деревянному полу. Думается, что сэкигучи использовал когаи специально сделанную так, чтобы напомнить шпильку для волос.


Разнообразие прямые лезвия для метания - это интересное собрание лезвий показывает большое разнообразие их форм, использовавшихся различными школами. Большое лезвие с длинным шнуром, и второе слева, в верхнем ряду, называются учин, и фактически представляют собой копья. Они держатся и бросаются во многом подобно современному копью . Длинный шнур использовался, чтобы вернуть учин, а также танто-гата сразу же после броска, так чтобы их можно было быстро бросить снова. Меньший учин использует кисточку, которая предназначена для того, чтобы стабилизировать полет, гарантируя прямое попадание. Козука, маленький вспомогательный нож, который вставляется в ножны катана, длинного меча. Имеются несколько лезвий, характерных для ниндзютсу, типа плоских лопатовидных лезвий или итакен сюрикен, а также несколько лезвий в форме наконечника стрелы из негиси рю и сираи рю. В какой-то момент истории, техника негиси рю стала использоваться различными школами и кланами ниндзютсу.

Ношение сюрикенов.


Тактическими преимуществами сюрикена являются его небольшие размеры, возможность скрытого ношения и быстрого выхватывания одной рукой, что позволяет использовать неожиданность в атаке. При постоянных тренировках может быть достигнута большая точность попадания, и это еще больше увеличивает его тактическое преимущество. Если даже на мгновение вывести из строя нападающего, находящегося на расстоянии от 3 до 15 шагов, это может дать драгоценное время, чтобы собраться с мыслями и занять выгодную позицию для отражения нападения.

Чтобы лучше использовать эти преимущества, необходимо понимание того, что то, как сюрикены носятся, может или помогать или препятствовать вашей способности эффективно ответить на нападение. Традиционно, в сираи и негиси рю, в качестве мест для ношения сюрикенов использовалось множество точек вокруг бедер, и каждая позиция имеет некоторые преимущества в сравнении с другими, в зависимости от положения руки, угла по отношению к противнику, и положения лезвия, когда оно приходит в руку.


В практике ниндзютсу, их хира сюрикены носились по 8-10 штук, подобно стопке монет, завернутые в хлопчатобумажную ткань, разложенные или спрятанные в любом количестве кармашков одежды, специально предназначенных для этой цели.

Как уже упоминалось выше, сюрикены также носились как шпильки для волос.
Здесь необходимо заметить, что существуют законы об оружии, которые регламентируют владение и использование сюрикенов, так что если кто-то собирается начать тренировки, купив или сделав их самостоятельно, он должен проверить законы той местности, в которой он живет.

Сюрикен в современном мире.


В наши дни властям трудно оправдать владение и использование сюрикенов, особенно в связи с высоким уровнем тяжких преступлений в сегодняшнем обществе. Нарушения, касающиеся колющего, скрытно носимого и метательного оружия сейчас весьма обычны, и запрещение на такое оружие - логичное и легкое решение. Все же, тем не менее, проблема насилия остается, поскольку ее корни находятся глубоко внутри самого общества. Бесполезно продолжать издавать бесконечные запреты на различные предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, потому что, если насилие и ненависть все еще остаются реальностью, преступления продолжат совершаться. Это одна из областей, где боевые искусства могут оказать скорее позитивное, чем отрицательное влияние, и это часто упускается из виду. Я полагаю, что имеется большой смысл в занятиях боевыми искусствами, особенно традиционными искусствами, которое делают большой акцент на моральные ценности, такие как уважение, смирение, честь и честность, также как и на изучение техник самообороны.

Искусства, которые нацелены на развитие навыков борьбы, полезны только для военных целей, и остаются просто дзютсу, или техниками. Искусства, которые следуют принципам японского будо, являются более глубокими, они становятся образом жизни, и их моральные принципы оказывают огромное влияние на учеников, для которых искусство становится "путем". Обучение и совершенствование в боевых искусствах требуют многих лет терпения, настойчивости, преданности и смирения, и такой вид тренировки может иметь только положительное влияние на ученика. По этой причине, я полагаю, что соответствующее изучение сюрикен-дзютсу может и должно иметь место в современном мире. Мастерство в метании лезвия состоит в том, чтобы оно всегда совершенно точно попадало в цель, в этом и заключается опасность оружия, но достижение такого мастерства требует спокойного и расслабленного умственного состояния, свободного от отвлекающих переживаний и чувства эгоцентризма. Такое умственное состояние может быть достигнуто только годами преданного и вдумчивого изучения, что делает это непривлекательным для людей с больным сознанием, которые желают преднамеренно причинять боль другим.


Глава школы сюрикен-дзютсу сираками иккю-кен в своих воспоминаниях приводит историю как один из его учеников, имевший проблемы с обучением в средней школе, изменил свою жизнь после изучения искусства сюрикен-дзютсу. Ученик бросал нож в классную доску в компании своих друзей, когда в комнату зашел сираками. Он очень рассердился и отругал мальчика, а затем сказал ему, что, если уж он взялся бросать нож, он должен делать это как следует. Сираками взял нож и бросил его, воткнув глубоко в стену. Это настолько впечатлило мальчика, что он пришел попросить, чтобы сираками научил его, на что сираками ответил, что сильный, но нечестный и ленивый человек не сможет научиться бросать лезвие правильно, так что он не станет его учить. Мальчик был разочарован, и стал тренироваться самостоятельно, мечтая удивить своего преподавателя, но у него ничего не получилось. Он пришел к своему учителю и попросил его снова, на сей раз, обещая трудиться упорно и искренне. Сираками согласился и показал ему основное базовое движение. Как оказалось, мальчик тренировался старательно, и его родители заметили перемену в своем сыне. Через какое-то время, мальчик начал посвящать больше времени тренировкам, чем шалостям со своими друзьями. В конечном счете, он снова заработал уважение своих преподавателей, и его оценки начали улучшаться. Впоследствии этот ученик поступил в университет.

Эта история служит хорошим примером того, как боевые искусства могут помочь тем кто заблудился, найти правильную дорогу в жизни.

В заключение в этой вводной части, хочу отметить тот интересный факт, что некоторые американские специальные силы и другие военные подразделения заинтересовались сюрикен-дзютсу, потому что, кроме своих боевых характеристик, потенциально возможно применение сюрикена для выживания там, где существует потребность охотиться, чтобы обеспечить себя пищей.

Основные принципы

Способы броска.

Сюрикен может бросаться в цель тремя различными способами, в зависимости от школы, хвата, и техники броска. В первом способе - "прямом броске", дзикидахо или чоку-да, лезвие бросается острием в направлении цели. Этот метод используется в негиси рю, а также как бросок с короткой дистанции в сираи, дзикисин и других рю. (см. Рис. Ниже)


Второй способ, при котором лезвие переворачивается, "бросок с поворотом", называется ханттендахо, или иккайтэн-да, и представляет собой бросок лезвия при хвате, когда его острие направлено к центру ладони. Во время движения к цели, лезвие переворачивается на 180 градусов, или 1 поворот. Этот метод используется сираи и другим рю, но не негиси рю, однако я уверен, что в настоящее время ученики негиси рю, также изучают броски других школ, включая сираи.

При третьем способе, технике "вращения", или дакайтэн-да, лезвие при своем движении к цели поворачивается на 360 градусов или больше. Эта техника используется при метании хира сюрикен, вращающееся лезвие которого в форме звезды имеет множество точек соприкосновения с целью при броске с любой дистанции. Эта техника также используется в сираи рю при броске на длинной дистанции (до 18 шагов).

взято с http://sogubudo.narod.ru/13/s1.htm

Сюрикены (www.citigosun.ru)


Если разобраться, то в жизни нас сплошь и рядом окружают мифы. Одним из них является принадлежность одного из наиболее известных видов японского метательного оружия, тонких стальных пластинок сюрикенов, похожих на своеобразные фрезы, исключительно легендарным ниндзя. Источником дезинформации явились многочисленные боевики, в которых люди в масках, не задумываясь, пускают это оружие в ход. На самом деле все было далеко не так. Сюрикены активно применялись и самыми низшими слоями японского общества, к которым относились ниндзя и самураи.

Существует еще одно заблуждение относительно качества их изготовления. В некоторых изданиях можно прочитать об их феноменальной прочности и балансировке. Может быть, в отношении какого-либо особого, подарочного, варианта это высказывание и верно, но никак не в связи с массовой продукцией. А это была именно массовая продукция, точно так же, как стрелы или свинцовые пули для мушкетов. Правда, иногда после применения сюрикены возвращались обратно владельцам, но это никак не могло восполнить их потребность.


В любом случае качественное изготовление метательного оружия в больших количествах требовало более высокой организации труда, нежели та, которая существовала в средневековой японии. Раз так, то обильный спрос удовлетворялся за счет качества продукции. Это вовсе не означает, что метательные звездочки делались кое-как, но методика их изготовления была гораздо проще, чем та, по которой ковались мечи. Так что результаты попадания целиком зависели от владельца оружия.

Как и большинство других видов оружия, относящихся к метательному типу, сюрикены носились сразу по несколько штук. Чаще всего их было девять, так как это число считалось священным и приносящим удачу. По количеству же разнообразных форм они уступают только стрелам, которые различаются по форме оперения и наконечника и насчитывают более полутора сотен типов.

Во внешнем виде сюрикенов также проявилась тяга японцев к эзотерике и мистическому символизму. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить их форму с любым из многочисленных изданий, посвященных оккультным наукам, в котором показаны соответствующие символы. Помимо информации, заключенной в самой форме, мистические знаки наносились иногда на поверхность оружия. В этом нет никакой бравады, и делалось это не для красоты, ибо люди, изготовлявшие оружие и использовавшие его, свято верили в то, что с их помощью можно привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы.

В отличие от кино, на практике дистанция эффективного поражения сюрикеном была не так велика. В основном она зависела от физических кондиций и мастерства воина и только отчасти - от конструкции и веса самого оружия. В любом случае, она составляла не более двадцати метров. Да и на таком расстоянии он был эффективен, только если противник был без доспехов и не видел броска.

Сюрикен просто идеально создан для метания, поэтому сделать это не так сложно, как, например, при броске ножа. Его конструкция такова, что он легко втыкается. Главное - научиться попадать туда, куда необходимо. Существует несколько способов метания. Наиболее распространенный - в вертикальной плоскости, от плеча с замахом от уха. При необходимости же это можно было делать в любой плоскости, любым способом, лишь бы попасть в цель.


Очень близким по форме и способам применения является сякен. В отличие от сюрикена, острые, иглообразные концы сякена торчат в разные стороны. Благодаря такой конструкции, это оружие не только метали в противника, но и разбрасывали на земле, осложняя преследование и маневрирование пеших и конных противников. Правда, эта же особенность несколько затрудняет ношение стальных «колючек», что, впрочем, не мешает активно применять их и самураям, и ниндзя.

Вообще, класс метательного оружия включает в себя довольно большое количество разнообразных видов, отличающихся между собой по форме, конструкции, способу применения и т. Д. Большинство из них не имеет ярко выраженной социальной окраски, но некоторые все-таки, хотя и с определенной натяжкой, могут быть отнесены к конкретному классу.

Особенностью устройства сюрикенов является их плоская поверхность, обеспечивающая эффект "крыла" в полёте при броске с закруткой, что делает возможным его метание на большое расстояние. Наличие многочисленных зубцов, обеспечивающих практически 100% поражение в отличии от одноклинкового метательного холодного оружия. Относительная округлость в целом и симметрия элементов обеспечивает стабильность полёта гарантируя при наличии навыков в технике метания прицельность.

Еще на http://pics.druzya.org/war/sword/alt/.view-suriken.jpg.html

Сюрикены с других сайтов


Где взять сюрикены


Метро авиамоторная. Самый дальний выход из посленднего подъема на улицу из перехода (который послендний налево, именно к книжному магазину).

Или на вднх