litceymos.ru 1

Номинация 5: «За внедрение новых методик повышения квалификации врачей и провизоров»

Попов Владимир Викторович

1. Описание высокой (новой) технологии (методики) обучения.

Названия «Подготовка наставников для внедрения системы непрерывного последипломного развития врачей общей практики (семейных врачей) Архангельской и Мурманской областей на основе принципов проблемно-ориентированного обучения и дистанционных образовательных технологий».

В основу технологии положена норвежская модель последипломной подготовки начинающих врачей общей практики (семейных врачей) под руководством наставников.

Технология внедряется при поддержке российско-норвежского проекта «Поморская программа обучения специалистов общей практики в Архангельске и Мурманске». В течение 2009-2011 гг. совместно с норвежскими коллегами (Йон Оувинд Одланд – профессор кафедры международного здоровья Университета г. Тромсе (Норвегия), Свейн Стернарт – национальный центр сельской медицины, Университет г. Тромсе (Норвегия), Хассе Мелби – профессор Университета г. Тромсе (Норвегия) - руководитель научного проекта по применению СРБ-теста при инфекциях нижних дыхательных путей, Мей-Брид Лунд – врач общей практики (семейный врач) (провинция Тромс, Норвегия) - наставник для врачей общей практики из Архангельской области, Антон Гивер – врач общей практики (семейный врач) (провинция Тромс, Норвегия) - наставник для врачей общей практики из Мурманской области) на кафедре семейной медицины и внутренних болезней Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) реализуется 2-летняя программа обучения врачей общей практики (будущих наставников для последипломной подготовки начинающих врачей общей практики (семейных врачей). Совместно с норвежскими коллегами определена 2-х летняя программа подготовки и принципы ее реализации. Ежемесячно проводятся обучающие семинары для группы будущих наставников из различных районов Архангельской и Мурманской областей, которые строятся на принципах проблемно-ориентированного обучения, реализуемого в университете г. Тромсе (Норвегия). Проводя подготовку к семинару слушателя путем дистанционного общения между собой и с норвежскими коллегами определят свой исходный уровень знаний и умений по данной теме, выбирают ответственных за подготовку к семинару, распределяют темы и задания, сопоставляют уровень компетенции по данному вопросу у российских врачей общей практики (семейных врачей) и норвежских коллег. Каждый наставник в течение 2009-2011 гг. участвует в научных проектах кафедры семейной медицины и внутренних болезней, поддерживаемых грантами министерства здравоохранения Норвегии и должен по условиям проекта принять участие в работе 16 скандинавского конгресса врачей общей практики (семейных врачей), который состоится в г. Тромсе (Норвегия) 15-18 мая 2011 г. В повестку конгресса включен 1 доклад на пленарном заседании и ряд постерных докладов врачей-наставников. На следующем этапе начиная с сентября 2011 г. каждый подготовленный наставник набирает группу врачей общей практики (семейных врачей), а также участковых терапевтов и участковых педиатров для самостоятельной реализации 2-х летней программы подготовки.



2. Новизна технологии (методики) обучения, авторский вклад.


При использовании данной технологии последипломной подготовки врачей с помощью наставников принципиально меняется роль ВУЗа, преподавателей кафедры последипломного обучения, а также самих слушателей в процессе непрерывного последипломного развития. Сотрудниками кафедры семейной медицины и внутренних болезней во главе с заведующим кафедрой профессором В.В. Поповым адаптирована к российским условиям норвежская модель последипломной подготовки врачей общей практики (семейных врачей), использованы принципы проблемно-ориентированного обучения, дистанционные образовательные технологии.


3. Значимость, воспроизводимость, возможность применения технологии (методики) обучения в других предметных областях.

Профессиональная последипломная подготовка врачей под руководством наставников с использованием дистанционных образовательных технологий и принципов проблемно-ориентированного обучения позволяют повысить эффективность и качество подготовки, может быть использованного при подготовке врачей разных специальностей.


4. Степень внедрения технологии (методики) обучения / Результаты внутренней оценки эффективности технологии (методики) обучения.

Технология внедрена в работу кафедры семейной медицины и внутренних болезней Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск), получила высокую оценку как обучающихся, так и при проведении внутреннего аудита комиссией университета.


5. Распространение технологии (методики) обучения (патенты, публикации, мастер-классы и т.д.).

Использование дистанционных образовательных технологий внедрено в образовательный процесс на 3 кафедрах университета, результаты докладывались на российских и международных конференция.

6. Общественное признание технологии (методики) обучения (победы в конкурсах, дипломы и т.д.).

Технология получила высокую оценку внутри Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) и специалистов университета г. Тромсе (Норвегия), благодаря ее инновационности она была поддержана грантом министерства здравоохранения Норвегии, в июне 2011 г. планируется выступление о результатах подготовки наставников на 17 скандинавском конгрессе врачей общей практики в г. Тромсе (Норвегия), в дальнейшем планируется дальнейшая популяризация технологии и ее внедрение.