litceymos.ru 1

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

Учитель химии МОУ « Лицей№1» Елисеева Л.А.


Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю.

Гете

При характеристике познавательных возможностей учащихся, выделяются следующие понятия: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-

либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность- высшая степень развития таланта. Таланты рождаются не часто, а гении тем более, их вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Поэтому нам приходится в основном иметь дело с проблемой раннего выявления и развития способностей учащихся. Поэтому, говоря о работе с одаренными детьми, мы имеем в виду максимальное развитие умений, навыков, познавательных способностей. Как сказал французский философ-гуманист Монтень-« Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.» Это касается не только учащихся, но и нас педагогов. Для того, чтобы эта работа прошла успешно прежде всего необходимо постоянно повышать уровень своих знаний.

Так как наши способные дети обучаются в классах вместе с другими учащимися, то решающую роль выполняет внеурочная работа это: факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и в конкурсах вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Составляя программу работы с одаренными детьми, следуя своим наблюдениям, главной задачей является: формирование системы интеллектуальных умений, как своеобразных рычагов умственного развития человека. Очень важно установить сложность учебного материала. Простой по содержанию учебный материал, равно как и очень сложный, не способствует формированию интеллектуальных умений. А материал достаточно сложный, но в разумных пределах, активизирует мыслительную деятельность, и в дальнейшем учащиеся смогут самостоятельно усваивать новую для них информацию.


Планируя работу с одаренными детьми для себя выделяю прежде всего темы, которые вызывают наибольшие затруднения: такие как составление окислительно-восстановительных реакций, электролиз, расчетные задачи, схемы превращений с неизвестными промежуточными продуктами. К сожалению, в школьных учебниках заданий подобного рода в несколько раз меньше, чем схем превращений с известными промежуточными продуктами. К тому же в школьных учебниках не встречаются методики по выполнению таких схем. Однако как подсказывает практика, особые затруднения у учащихся вызывают именно схемы превращений неизвестными промежуточными превращениями.

Учащимся предлагаются задания, содержащие комплексные схемы превращений, с подробным анализом и алгоритмом выполнения.

Такие задания, пути их решения и примеры применения алгоритма в осуществлении

различных конкретных схем превращений позволяют в значительной степени сформировать и развить у учащихся необходимые умения по выбору способа действия, умения применить приобретенные теоретические знания в конкретной ситуации, а также подготовить их к решению более сложных классических схем с неизвестными промежуточными продуктами.

Для работы с одаренными учащимися 10-11 классов мною составлена программа: «Решение задач повышенной сложности «. Здесь представлены типы расчетных задач, рассматриваемых на базе 8 и 9 классов, а также задачи, которые не рассматриваются в курсе химии. Программа разделена на 4 блока: общая химия, неорганическая химия, органическая химия, решение комбинированных задач. В базовом курсе для 9-х классов эти темы представлены на элементарном уровне, что недостаточно для успешного выполнения заданий ЕГЭ.

В данном курсе дополнительно рассматриваются такие вопросы, как закон действующих масс, константа скорости химической реакции, принцип Ле Шателье, В четвертом разделе программы представлены комбинированные задачи, требующие умения связать знания органической и неорганической химии, В каждом разделе предусмотрено рассмотрение задач повышенной сложности.


Работа с одаренными детьми предусматривает индивидуальную работу по подготовке к олимпиаде. Для целенаправленной подготовки учащихся к химической олимпиаде, в первую очередь необходимо систематически работать над развитием у них познавательного интереса, расширения химического кругозора. Однако опыт подсказывает, что этих общих условий еще не достаточно для достижения успеха. Необходима также специальная система ознакомления учащихся с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые являются элементами многих олимпиадных заданий. Олимпиадные задачи можно классифицировать по структуре, точнее по форме построения самой задачи. Это необходимо для того, чтобы учащиеся не терялись в многообразии олимпиадных задач, не имея никаких начальных ориентиров, а в итоге оказываются не в состоянии решить даже такие задачи, которые являются для них вполне посильными.

Таким образом можно выделить следующие типы задач:


  1. Задачи и вопросы тестового характера.

Это задачи и вопросы общего характера, призванные, с одной стороны, проверить базовые знания Учащихся, а с другой стороны культуру химического мышления, умения анализировать и обобщать в рамках более или менее стандартной ситуации.

  1. Расчетные задачи с « неполным условием».

По своей сути задачи с неполным условием аналогичны стандартным, для которых есть известный алгоритм решения. Но условие их таково, что в нем не хватает одного или нескольких элементов, которые свели бы задачу к типичной, стандартной.

  1. Задачи-головоломки.

Это задачи, в которых предлагается установить вещество или группу веществ по описанию их превращений, сделанному в частично или полностью зашифрованном виде.

  1. Задачи-ловушки.

Эти задачи построены таким образом, что из самого условия вытекает решение или путь к решению, которые в итоге оказываются ложными. В условии задачи ставится ловушка, в которую легко попасть, если поверхностно проанализировать его или перенести ранее накопленные знания в новую ситуацию


  1. Задачи-кроссворды.

В таких задачах предлагается подобрать вещества, составить уравнения реакций, удовлетворяющие определенным требованиям.

6. Творческие задачи.

К ним можно отнести те, которые не имеют строго определенного однозначного решения, задачи, при решении которых учащиеся должны проявить не только глубокие знания, но и фантазию, воображение.

Мною собраны такие типы задач из различных сборников повышенной сложности, журнальных публикаций.

Подход к работе с одаренными детьми у каждого из нас индивидуальный, но результат должен быть один, это высокие баллы по ЕГЭ, победы в олимпиадах и конкурсах, успешное обучение в ВУЗах.