litceymos.ru 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

И НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Цель и задачи выполнения курсовой работы

Курсовые работы являются одной из разновидностей научно-практической работы. Подготовка курсовой работы есть составная часть учебного процесса, одна из основных форм самостоятельной работы слушателя курсов КПК.

Выполнение курсовой работы способствует закреплению полученных теоретических знаний по учебным дисциплинам, дальнейшему развитию способности к углубленному анализу и критическому осмыслению учебной и научной литературы, и педагогической практики.

Целью подготовки курсовых работ является закрепление теоретических знаний, умения работать с источниками и литературой, анализировать педагогический опыт.

Курсовая работа помогает развитию мышления, умения свободно оперировать научными знаниями применительно к избранной сфере профессиональной деятельности.

Основными задачами выполнения курсовой работы выступают, прежде всего:

1. Систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний.

2. Развитие навыков применения теоретических положений для анализа и оценки педагогической практики, выявления и использования положительного опыта.

3. Определение уровня теоретических и практических знаний авторов, а также умения применять их для решения конкретных практических задач в области педагогики.

Успешное выполнение курсовой работы является показателем:

– усвоения слушателем КПК изученного материала,

– умения работы с литературными источниками (монографической, учебной, общей и специальной литературой),

– способности к самостоятельному анализу проблемных вопросов теории и практики,

– умения письменно излагать результаты своей работы.

В соответствии с поставленными целью и задачами слушатель КПК в процессе выполнения курсовой работы должен:


– изучить учебную, справочную и научную литературу, статистические материалы по избранной теме;

– провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации;

– четко и ясно сформулировать собственные выводы и предложения по вопросам теории и практики педагогики,

– оформить курсовую работу в соответствии с методическими рекомендациями к оформлению курсовых работ.


Этапы выполнения курсовой работы


1. Выбор темы курсовой работы и ее утверждение

При выборе темы курсовой работы следует руководствоваться актуальностью проблемы, относительной теоретической новизной и практической значимостью, возможностью получения количественной и качественной (содержательной) информации, наличием специальной научной литературы, личным интересом к той или иной проблеме.

Выбор темы, не значащейся в перечне утвержденных кафедрой тем, допускается только при условии консультирования с преподавателем кафедры и дальнейшего разрешения руководства кафедры.

Курсовая работа, как правило, является теоретическим исследованием выбранной темы. Допускается подготовка курсовой работы на основе практических разработок, проведенных с участием автора или выполненных им самостоятельно.

Сведения об избранной теме курсовой работы подаются строго в установленные сроки. Тема курсовой работы утверждается решением кафедры, каждому слушателю КПК назначается руководитель.


2. Составление плана курсовой работы

Подготовка плана курсовой работы – первый этап работы над ней, т.к. удачно составленный план курсовой работы – залог успешного ее написания. Предварительное составление плана является необходимым условием выполнения работы, так как содействует последовательному и систематизированному изложению содержания работы, помогает избежать повторов. Цель плана – помочь найти основные направления в освещении тех вопросов, которые необходимо раскрыть в работе. План работы позволяет найти необходимый материал, сгруппировать его по вопросам плана, выделить по множества вопросов темы, наиболее важные, которые требуют изучения. Также на этом этапе выполнения курсовой работы необходимо обращать внимание на современные формы изложения материала в курсовой работе, приемы использования различных источников, цитирования работ других авторов и т. п.


Конечно, в процессе написания работы первоначальный план может изменяться, дополняться, корректироваться, вопросы размещаться в другом порядке, но тема должна быть раскрыта по сути. План курсовой работы должен предусматривать не только основные пункты, но и подпункты, детализирующие отдельные вопросы.

По завершению выполнения работы должен быть оформлен окончательный план работы.


3. Подбор и изучение литературы, источников и

других материалов, составление библиографии

Подбор литературы по избранной теме рекомендуется осуществлять, работая с предметными и систематическими каталогами библиотек. Подбор литературы в библиотечных фондах осуществляется самостоятельно, в некоторых случаях — по рекомендациям преподавателя.

Большую помощь окажут справочники, обзоры и иные библиографические издания. Можно воспользоваться сносками и списками источников, которые содержатся в монографических исследованиях и журнальных стать-ях, а также в иных публикациях.

Отобранная литература по избранной теме должна быть отражена в библиографии работы, в которой обязательно указываются полные реквизиты

– литературного источника (фамилия, инициалы автора, название работы, место издания, издательство, год издания, общее количество страниц. Эта информация, как правило, указывается в книге на той странице, что и аннотация);

– нормативно-правового акта (название, вид акта, орган, который издал, дата принятия, где опубликован);

Допустимо использования возможностей сети Интернет с обязательным наличием ссылки на электронный адрес сайта. Изучение источника должно быть направлено на глубокое исследование его содержания, на выявление проблемных и дискуссионных вопросов. Данная работа должна носить творческий характер, что достигается путем критического анализа изучаемой информации, сопоставлением различных взглядов на тему исследования, выявлением сильных и слабых сторон в позициях различных авторов.


Сбор материала протекает одновременно к каждой главе и параграфу. Для этого автор конспектирует, ксерокопирует либо выписывает отдельные необходимые для написания работы мысли ученых из научной и учебной литературы. В конспекте на полях целесообразно оставлять пометки, отражающие собственное отношение к написанному в первоисточниках, подчеркивать главную мысль в изучаемом тексте, в литературные источники закладывать листы, указывая в них главы и параграфы предстоящей курсовой работы, в которых предполагается использовать данный материал. Собранная информация систематизируется по блокам для дальнейшего ее анализа.


4. Требования к структуре курсовой работы

Курсовая работа состоит из:

– титульного листа;

– оглавления (содержания, плана) курсовой работы;

– введения, в котором обосновывается актуальность темы, ее цель и задачи, методы научного исследования, теоретическая и практическая значимость темы, структура работы;

– основной части работы, в которой могут быть выделены главы и параграфы в последовательности: изложение истории вопроса, уровня разработки проблемы в теории и практике, описание собственного опыта педагогической деятельности;

– заключения, в котором содержатся конкретные выводы по курсовой работе о значимости темы и даются рекомендации;

– списка нормативно-правовых материалов и литературы, использованных при написании курсовой работы, и оформленных в соответствии с требованиями ГОСТ;

– библиографии;

– приложений.

Примечание: титульный лист и содержание не нумеруются. Нумерация страниц работы должна быть сквозная; нумерация приложений должна идти отдельно от основной работы, страницы приложения не входят в общее количество страниц курсовой работы Название глав, разделов, иных частей работы должно быть отделено от основного текста в 2 интервала. Тот же интервал соблюдается между заголовками главы и параграфа.



Краткое содержание составных частей курсовой работы

Содержание должно включать введение, наименование всех глав либо разделов, подразделов, пунктов и параграфов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала, но без слова «страница».

Введение (объем: 2–3 страницы) курсовой работы обязательно должно объединять в себе следующие подразделы: актуальность темы курсовой работы, его цель и задачи, основные положения и документы, лежащие в основе разрабатываемой проблематики, методы исследования, практическая значимость. Также рекомендуется дать ответ на вопрос: почему внимание автора привлекла именно данная тема, кратко охарактеризовать современное состояние вопроса и возможные пути решения проблем, выявленных в ходе исследования вопроса.

Основную часть работы, раскрывающую выбранную для исследования тему, рекомендуется разбивать на главы, параграфы и пункты. В работе обязательно должны присутствовать как теоретические основы вопросов, включенных в тему курсовой работы, так и практические аспекты изучаемой проблематики. Исследование целесообразно начать с подробной характеристики ее предмета. Затем, по возможности, оценить степень изученности исследуемой проблемы и высказать свою точку зрения по этому вопросу. Дальше следует осветить изменения изучаемой проблемы и особенностей ее развития. Схема ответов на вопросы, изложенных в форме плана курсовой работы, определяется их содержанием.

Если при написании текста использовались выдержки из источников, то обязательно следует делать на них ссылки.

В основной части курсовой работы автор должен проявить умение анализировать, систематизировать отработанный материал, применять различные методы исследования, умение критически оценивать имеющиеся в литературе мнения и суждения и педагогическую практику, а также способность к аргументированному обоснованию своей позиции. В конце каждого раздела автор должен представить выводы по содержанию выполненной работы.


Изложение материала в курсовой работе. Теоретические вопросы темы следует тесно увязывать с практическими вопросами, практические вопросы – с теоретическими. И те, и другие должны основываться на анализе законодательства и практики его применения. По ходу написания курсовой работы нельзя упускать из виду взгляды ученых по различным аспектам темы, в том числе и спорные, не совпадающие между собой, требующие дополнительной проработки и более углубленного анализа, новых подходов и суждений, более обстоятельных выводов и рекомендаций.

Наряду с изучением точек зрения на исследуемые вопросы в научной и учебной литературе, автор должен сформулировать и обосновать собственную точку зрения по рассматриваемым вопросам.

Использование таблиц, схем, диаграмм допускается как по ходу рукописи, так и в приложениях к основному тексту. Каждая новая мысль автора работы начинается с красной строки. Абзацы и предложения не должны быть громоздкими.

При написании курсовой работы в целях обеспечения ее компактности можно применять сокращение слов и словосочетаний. Однако следует избегать сложных словосочетаний. Необходимо как можно реже обращаться к условным сокращениям и аббревиатурам. При этом главным условием сокращения слов является однозначность их понимания и обеспечение расшифровки сокращенных слов. Не следует сокращать слова в тех случаях, когда это может исказить или сделать неясным смысл текста описания, затруднить его понимание. Унифицированные формы сокращений, применяемые в отдельных положениях, приводят на русском языке. Например, «и другие – и др.»; «и так далее – и т. д.»; «то есть – т. е.». При использовании же таковых обязательно дайте их расшифровку в начале курсовой работы. Обратите особое внимание на отражение цитат и заимствованных мыслей с указанием конкретных страниц первоисточников. После оформления цитат необходимо дать ссылку прямо в тексте. Например: [Тихомиров 2007, с. 65] или [Тихомиров 2005].

Каждый последующий абзац текста должен логично вытекать из вышеизложенного материала. Каждую следующую главу, равно как введение и заключение, следует начинать с новой страницы. Одним из составляющих элементов качественной курсовой работы является ее надлежащее оформление.

Также при написании курсовой работы должны соблюдаться следующие основные правила цитирования:

– приведение чужих текстов без кавычек и ссылок недопустимо;

– цитаты не должны превышать 25% объема работы;

– нельзя начинать абзацы с цитаты, равно как нельзя помещать одну цитату за другой;

– обязательны сноски на используемую литературу, нормативные акты, другую литературу. Сокращение в цитатах следует показать многоточием, напечатанное жирным шрифтом в цитате – подчеркивать сплошной линией, курсивом – волнистой, в разрядку – пунктирной.

В заключение курсовой работы следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования, кратко аргументировать полноту освещения темы, логичности изложения материала.

Автор обязательно должен изложить свои обоснованные выводы, сделанные по работе, в результате изучения литературных источников, педагогической практики.

Содержание заключения должно подчеркивать внутреннюю логику содержания, строения работы, компоновки всего письменного материала. Объем заключения должен составлять 5 % от общего объема курсовой работы.

Приложения к курсовой работе и список литературы. Как иллюстративный материал автор может приложить к работе образцы документов, таблицы, схемы и т.д., которые должны быть связаны с вопросами, изложенными в работе. Размещаются приложения в конце работы (после списка литературы) в порядке упоминания их в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа и нумеруется. В правом верхнем углу пишется «Приложение №__». В тексте делаются соответствующие ссылки. Приложения могут иметь тематические заголовки и нумероваться арабскими цифрами.


В приложение не включают библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются элементами справочно-сопроводительного аппарата, помогающим пользоваться основным текстом курсовой работы.

В конце работы следует привести список использованной литературы, расположив содержащийся в нем материал в следующей последовательности:

1. Документальные материалы.

2. Специальная литература:

– книги (или монографии),

– брошюры, сборники статей,

– статьи в периодической печати, тезисы докладов,

– авторефераты диссертаций (и др.).

Список монографий, статей, учебных пособий, авторефератов располагается в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора. При включении в список статей из журналов или сборников необходимо указывать название журнала, год, номер.

Желательно, чтобы в этом списке были указаны только те источники, на которые есть ссылка в тексте работы.


5. Требования к оформлению курсовой работы

Курсовая работа выполняется в объеме не менее 25 страниц на листах стандартного образца А4 только на одной стороне листа. Текстовый материал курсовой работы может быть набран на компьютере в 1,5 межстрочных интервала и оформляется шрифтом в 14 пунктов.

Титульный лист и текстовую часть курсовой работы необходимо выполнять, соблюдая следующие правила: расстояние от кромки листа до границ текста следует оставлять: сверху – не менее 20 мм, снизу – не менее 25 мм, слева – не менее 25 мм, справа – не менее 10 мм (приложение № 2).

Нумерация страниц работы должна быть сквозная; титульный лист и содержание не нумеруются. Нумерация приложений должна идти отдельно от основной работы, страницы приложения не входят в общее количество страниц курсовой работы Название глав, разделов, иных частей работы должно быть отделено от основного текста в 2 интервала. Тот же интервал соблюдается между заголовками главы и параграфа.


Если в курсовой работе содержатся рисунки, схемы, таблицы, которые располагаются на отдельных страницах, то их необходимо включать в общую нумерацию.

Титульный лист курсовой работы оформляется согласно приложению № 1.

Вторым листом курсовой работы является Содержание работы с указанием страниц каждого раздела и подраздела.

Абзацный отступ должен быть равен трем–пяти знакам от начала строки (компьютерный вариант – отступ = 0,7 см), но одинаковым по всему тексту.

Все заголовки печатаются прописными буквами. Рубрики, заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу в два интервала.

Все страницы курсовой работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений, кавычек, дефисов и буквенных дополнений. Первой страницей считается титульный лист, второй – план работы, на которых цифры «1» и «2» не ставятся. Третья страница начинается с введения, на которой ставится цифра «3» и далее по порядку. Порядковый номер ставится в середине верхнего или нижнего полей страницы арабскими цифрами.

В соответствии с общими требованиями к данному виду научных работ тексты в содержании, введении, каждой главе (параграфе), заключении, библиографии, начинаются с отдельной страницы, а оканчивается на странице объемом не менее двух третей от всего листа. В тексте воспроизводятся названия глав, параграфов (вопросов). Нумерация глав ставится римскими цифрами, нумерация параграфов и вопросов исполняется арабскими цифрами.

Представление курсовой работы для проверки и рецензирования

Курсовая работа регистрируется. Затем она передается научному руководителю для проверки и рецензирования в установленные сроки. В рецензии на курсовую работу преподаватель, курирующий написание курсовой работы, кратко анализирует представленный к рецензированию материал, оценивает полноту изложения, в какой степени раскрыта исследуемая тема, аргументированность, научную содержательность работы, соблюдение правил оформления научно-справочного аппарата, соответствие оформления работы настоящим методическим указаниям, а также отмечает достоинства и недостатки работы.


Завершается написание рецензии выводом о целесообразности и практической значимости курсовой работы.

Проверив работу, преподаватель пишет краткую рецензию.


ОБРАЗЕЦ ПРИЛОЖЕНИЕ 1


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР


Приднестровский государственный институт развития образования

Кафедра общеобразовательных дисциплин


КУРСОВАЯ РАБОТА

наименование темы






Выполнена слушателем курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы (дата курсов), учителем русского языка и литературы (категория), место работы (полностью),

ФИО (полностью)





Консультант

ФИО (полностью), должность,

звание, место работы.



Тирасполь, 20__г