litceymos.ru 1

Межпредметная интеграция в начальной школе.


Интеграция содержания (в обучении) – это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности ребенка.

Различают три уровня интеграции содержания материала: внутрипредметная, транспредметная, межпредметная.

Межпредметная интеграция – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин.

Процесс интеграции требует выполнения определенных условий:

- объекты исследования совпадают либо достаточно близки;

- в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

- они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.

Конкретно для проведения интегрированных уроков в начальной школе Н.С.Сердюкова выдвигает следующие условия: близость содержания ведущих тем предметов; логическая взаимосвязь предметов. Ю.М.Колягин также отмечает, что «не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока».

Интеграция на уроках волнует учёных уже очень давно. Идея интеграции в обучении имеет глубокие корни. Первым заговорил об этом классик мировой педагогики Я.А.Коменский «Всё, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи». Ещё в Х1Х веке известный русский педагог К.Д.Ушинский высказал мысль о том, что обособленные знания приводят к омертвению идей и понятий. В советской педагогической науке теория интеграции была разработана П.П.Блонским. Идея П.П. Блонского о построении обучения на основе «познавательных тем» получила широкое распространение в зарубежной педагогике. В нашей стране до середины 80-х годов педагоги шли по пути установления межпредметных связей, и только последние годы стал возрождаться интерес к интеграции. Основателем интегрированного обучения считается американский учёный и педагог Д.Дьюи, который разрабатывал эту программу в начале ХХ века. В 20-х годах идеи интегрированного обучения внедряются в практику российских школ. За эти годы школы прошли следующие этапы в развитии идей интеграции: первый этап – комплексное обучение (20-е, начало 30-х годов), второй этап - это этап межпредметных связей (50-70-е годы), третий – собственно интеграция (с начала 80-х годов). И, по мнению ученых, в третьем тысячелетии наступит четвертый этап – интегральное образовательное пространство. Сегодня во всём мире образование в третьем тысячелетии связывают с интегрированным обучением. Это то, что касается теории.


А что касается практики... Любой урок требует от учителя знания методики, компетентности, а интегрированный урок - это творчество учителя, умение соединить знания из разных предметных областей в одно целое.

Работая в сельской малочисленной школе, я давно уже провожу уроки с несколькими классами одновременно. На таких занятиях дети из разных классов чаще всего работают независимо друг от друга. В своей работе я стараюсь организовать совместную деятельность учащихся разного возраста. Считаю, что в таких условиях интеграция вполне допустима и реальна и дает младшим школьникам большие потенциальные возможности для интеллектуального развития.

На мой взгляд, интегрированный урок даёт детям дополнительные возможности переключения внимания с одного объекта на другие и применения знаний в новых условиях. А это достаточно высокий уровень работы для учащихся начальной школы. Необходимо учитывать реальные возможности интегрируемого материала для развития детей и в то же время планировать глубокое изучение этого материала.

При интегрированном обучении урок не должен быть разорванным на мелкие темы, не связанные друг с другом, а похожим на мозаику: из разных кусочков складывается единая увлекательная картинка.

Практика подтверждает хорошую интеграцию литературного чтения и русского языка, литературного чтения и музыки, математики и трудового обучения, окружающего мира и изобразительного искусства или технологии.

Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами,

предъявляемыми к школе.

Интегрированные занятия в разновозрастных группах ценны тем, что позволяют детям перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимному изучению.

При организации такого обучения с учетом возрастных особенностей детей появляется возможность показать мир во всем его многообразии, привлекая научные знания, литературу, музыку и живопись.


На интегрированных уроках повышается уровень знаний по предмету, изменяется уровень интеллектуальной деятельности, растет познавательный интерес школьников.

Привлечение музыки, живописи и литературы способствуют эмоциональному развитию детей. Они охотно включаются в творческую деятельность: пишут стихи, рисуют и выполняют интересные аппликации.

Уважаемые коллеги!

Пусть ваши уроки не будут скучными и серыми. Экспериментируйте, пробуйте и фантазируйте. Дарите детям радость через интегрированные уроки. Успехов вам.