litceymos.ru 1

4 ЛЕКЦИЯ (30.09.06)

Общественные блага.

Результат деятельности общественного сектора воплощаются в общественных благах. Общественные блага в экономической теории определяются через 2 свойства:


  1. Не соперничество в потреблении (не конкурентность), когда изменение количества потребителей не влечет за собой снижения полезности, получаемой каждым из них.

Не соперничество – предельный случай положительного внешнего эффекта когда количество пользователей может расти при стабильном уровне потребления блага:

* Маяк его полезность возрастает от того скольким кораблям он помог. Но из-за уменьшения количества кораблей маяк не работает по другому. Это отличает общественные блага от частных.

Частные:


Общественные: y=yi i=1,…,s

  1. Это неисключаемость, когда ограничение доставки потребителей к данному благу практически невозможно. Это ситуация, когда производитель не имеет реального выбора предоставлять ли благо тем кто платит или всем желающим.

*Оборона страны. Охрана страны и территорий предоставляется и тем, кто платит налоги и тем, кто нет.

Предоставляется сообществу людей, когда производитель не в состоянии обособить свои отношения с каждым из потребителей.

Блага, не обладающие этими свойствами называются частными благами.

То, что сфера общественных благ обладает свойством неисключаемости говорит о том, что сфера функционирования общественной собственности, т.е. общественного блага, призвана удовлетворить общественные потребности, посредством своего распредмечивания.


Чистые и смешанные общественные блага.

Чистые – блага, у которых оба свойства выражены в высокой степени. К ним относятся: Оборона страны, охрана общественного правопорядка, фундаментальная наука.


Смешанные – это, когда вышеуказанные свойства выражены в умеренной степени, и которые по этому могут быть частично объектом рыночного товарооборота. К ним относятся: здравоохранение, образование, общественный транспорт.


Сфера чистых общественных благ.

Соответственно минимально возможным границам общественного сектора. Схема общественных благ является ареной конкурентной борьбы между частным и общественным секторами. Эта сфера образуется за счет того, что некоторые блага, бывшие ранее частными начинают востребоваться обществом как общественные в связи с необходимостью повышения трудовой потенции каждого члена общества.

Чистые общественные блага реализуются свойствами соперничества связано с реализацией свойства неделимости блага в потреблении, которое означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага.

Реализация свойства не исключает связи либо с физической невозможностью отстранить кого-либо от потребления данного блага. Либо с чрезвычайно высокими затратами на исключение в среде возможной выгоды продавца.

Чистое общественное благо, как и частное, является теоретической конструкцией, подавляющее большинство благ – смешанное.


Смешанные общественные блага.

Исходя из 2 свойств подразделяются на 2 вида:


  1. Переполненные (перегруженные) общественные блага, – у которых свойство несоперничества выражено до определенного момента (порог переполнения).

Общественный транспорт: 1 порог – сидячие места, 2 порог – стоячие места, 3 порог – висячие места, 4 порог – дополнительные автобусы.



  1. Исключение общественного блага – те у которых не выполняется свойство неисключаемости и которые имеют, поэтому порог исключения.

Блага имеющие порог исключения – клубные блага, после преодоления порога исключения благо становится для пользователей неисключаемым.



Границы предоставления общественных благ

Территориальные границы:


  1. Международные – либо жителям всей планеты, либо предоставляется жителям определенного региона земли. Борьба с озоновой дырой, борьба с загрязнением окружающей среды.

К экономике международных благ – стандартное сокращение т.а.и. в том числе меры длинны, веса, денежные системы.

  1. Общегосударственные общественные блага – национальная оборона, поддержка общественного правопорядка, деятельность федеральной, законодательной, исполнительной и судебной властей и т.д.

  2. Местные (локальные) – любые общественные товары или услуги доступ к которым имеет не все население страны, а лишь какая-либо географическая часть (регион, город, район).

Теория достойных благ.

В случае общественных благ вмешательство государства необходимо, чтобы исправить изъяны рынка в соответствии с данными индивидуальных предпочтений, в случае с достойными благами индивидуальное предпринимательство не считается более заданным, а является объектом корректировки.

Достойные блага – блага, потребление которых считается нужным в поддержке и потребление которых у индивидов не сформировалось должным образом, как следствие индивид выбирает меньший объем потребления данного блага.

*Образование, культура, спорт.

Недостаточные блага – это блага, потребление которых общество считает нужным ограничить.

Потребление достойных благ направлено на формирование потребностей индивида.

Особенности достойных благ:

  1. Обладание свойствами общественных благ.

  2. При определенных условиях информации часть человек должна влиять на решение других индивидов.

  3. Идеал суверенности потребностей кроме доставки благ может нарастать из-за агрессивной рекламы и других способов воздействия на потребителя.