litceymos.ru 1

7 ЛЕКЦИЯ (21.10.06)

Понятие перераспределения.

Деятельность государства всегда связана с принудительным перераспределением ресурсов, что обычно приводит к разнонаправленным изменениям в уровне благосостояния индивидов.

Формы перераспределения:


      • Трансфертные платежи – без возможности передачи части дохода или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Трансферт не обязательно принимает денежную форму, хотя она и доминирует.

      • Перераспределение экономических возможностей, происходит вследствие государственного регулирования заработной платы, цен, таможенных тарифов, следовательно, одни члены получают преимущество в получении доходов, для других возможность получения доходов снижается.

      • Внешние эффекты – сопровождающие создание общественных благ.

Перераспределение имеет место тогда, когда одни и те же действия государства приводят к повышению благосостояния одних индивидов и снижению уровня благосостояния других индивидов, при этом не всегда наблюдается принудительное перераспределение каких либо материальных объектов или денежных сумм.

Последствия каждого действия государства, как правило, многоаспектны и противоречивы, их делят на 3 компонента:

  1. Изменения, отвечающие общественным интересам.

  2. Перераспределение в виде перераспределения доходов.

  3. Затраты на осуществление перераспределительной деятельности.

Оценка каждого действия государства делится на 3 основных критерия:

  1. Имеется ли для этого необходимость для всех.

  2. Какие суммарные издержки потребуются для осуществления действия.

  3. Что принесет конкретному лицу данное действие государства.

Процессы перераспределения имеют определенные издержки, поскольку часть ресурсов и экономических возможностей утрачиваются в процессе перераспределения. Перераспределительные акции, таким образом, требуют, образования издержек на свое осуществление, во-вторых, оказывают долговременное воздействие на эффективность производства, так как влияют на локацию ресурсов и мотивы экономической деятельности.


При анализе этого влияния экономисты предлагают в качестве исходных составляющих конкурентное равновесие, при котором доходы определяются перед изготовлением соответствующих факторов. В такой ситуации перераспределение считается нежелательным с позиции экономической результативности, хотя может быть оправдано с точки зрения этических требований.

При интенсификации перераспределительного процесса их издержки могут расти быстрее, чем их масштаб. В то же время нельзя утверждать, что перераспределительный процесс негативно сказывается на росте производства. Проблема состоит в том, каково исходное состояние по отношению, к которому осуществляется перераспределение.

Политическая практика базируется на предположении, что общество в целом может выиграть, хотя отдельные его члены могут проиграть от перераспределения.

Анализ политического практического перераспределения базирующегося на принципе компенсации.

Он гасит переход от одного состава экономики к другому, представляя собой, улучшение положения общества, если те его члены, благосостояние которых повысилось, могут компенсировать потери понесенные другими индивидами и при этом сохранить уровень благосостояния, по крайней мере, равным исходному.

Принцип компенсации производственного разграничивания. Проблематика экономической эффективности и перераспределения наращивания экономической потенции всего общества признается самостоятельной ценностью, поскольку оно в принципе расширяет возможности потенции (Парето-улучшения).

Принцип компенсации близок по значению к максимизации ВНП, однако показатель ВНП не учитывает изменения индивидуальных функций благосостояния, он призван учитывать все изменения.

Практика компенсирования предлагает следующую схему анализа деятельности государства:

  • Определение суммарного экономического эффекта действий государства. Общество предстает как единый общественный субъект и внутренние конфликты интересов при этом не учитываются.


  • Рассмотрение вариантов распределения полученной выгоды. Классический эффект по критерию Калдера-Хикса. Служат процессы огораживания в Англии, в результате которых наблюдается гигантский рост производства и укрепления экономического потенциала всей страны, в данном случае сравнение условий производства соответствует разным историческим периодам. В этом случае не ставится вопрос об изменении положения отдельных индивидов. Из всех возможных мероприятий эффективных по Калдеру-Хиксу обществом осуществляются такие, какие согласуются с имеющимся в нем мнении о справедливости.

При этом понятие о справедливости находится вне рамок экономической науки, следовательно, фактически распределение между индивидами того выигрыша, который общество получает от экономического эффекта изменений, предопределяется конкретными институционными особенностями этих изменений.

Представление о справедливости выступает с одной стороны в роли ограничителя при определенном экономическом эффекте алокации ресурсов, с другой стороны выполняет роль критериев, по которым осуществляется политическое перераспределение. Поскольку требования справедливости ограничены масштабом экономических эффектов, постольку существует выбор между эффектом и справедливостью.

Если в обществе принято полное равенство в потреблении, то в нем неприемлемы любые изменения предполагающие стимулирование индивидуального производства.

Если общество допускает неравенство, но отвергает перераспределение исходных экономических возможностей, оно будет одобрять стимулирование индивидуальных усилий, но будет блокировать любые изменения типа огораживаний.

Вывод: каждое общество вынуждено искать некоторый баланс между разными аспектами справедливости. Имея ввиду с одной стороны право на разработок и доход, с другой стороны солидарность с нуждающимися. В той мере в коей реализуется сложность в общественных представлениях о справедливости, требуется отклонение предельных доходов индивидов от ресурсов производства, принадлежности или факторов производства, возникает конфликт между экономической эффективностью и справедливостью.