litceymos.ru 1


Районная конференция проектно-исследовательских работ

обучающихся 1-4 классов «УМКА»


ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ


(исследовательский проект озеленения

школьной клумбы)


Работу выполнила:

Коматовская Александра Александровна

обучающаяся 4 класса

МОУ Ширинской СОШ

Руководители:

Репникова Лариса Николаевна,

учитель начальных классов

Орлова Светлана Владимировна,

учитель географии и биологии


г. Ярославль

2012 г.


Содержание


  1. Введение………………………………………………………………………3 стр.

  2. Варианты эскизов оформления и озеленения школьной клумбы………...4 стр.

  3. Технология изготовления скульптуры «Лебедь»…………………………..5 стр.

  4. Цветочное разнообразие……………………………………………………..5 стр.

  5. Заключение…………………………………………………………………....6 стр.

  6. Список источников……………………………………………………………7 стр.

  7. Приложение

1) Ксерокопия фотографии. Ширинская школа. 21 августа 2011 года.

2) Эскиз №1 «Лебединая верность»

3) Эскиз №2 «Гость из леса»

4) Эскиз №3 «Колеблющиеся волны»

5) Этапы изготовления скульптуры «Лебедь»

6) Каталог сортов цветочных растений

7) Расчет посадочного материала, необходимого для оформления школьной

клумбы

8) Ксерокопия фотографии. Клумба осенью. 5 сентября 2011 года.


Введение


Подобно тому, как из отдельных музыкальных звуков рождается совершенная мелодия, так из правильно оформленных элементов пришкольной территории создаются оригинальные композиции.

Я обучаюсь в сельской школе, на территории которой расположен учебно-опытный участок. С ранней весны до поздней осени все ученики школы своими руками выращивают овощи, фрукты, ягоды и цветы. Выполняя несложные опыты с растениями мы закрепляем знания, полученные на уроках окружающего мира и технологии, познаём жизнь растительных организмов, овладеваем методами управления их ростом и развитием, приобретаем умения в выращивании растений.


Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства.

Второй год я занимаюсь в кружке «Юный цветовод». Во время занятий на кружке мы знакомимся с цветочно–декоративными растениями, с изменениями, происходящими в природе. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах, рождают не только интерес к окружающему миру, но и способствуют формированию у ребят таких черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к своему и чужому труду, ответственность за растения, которые посадил и вырастил сам.

В нашей школе очень любят цветы. Ими заботливо украшают каждый свободный кусочек школьной территории. (См. Приложение №1)

У нас можно увидеть разнообразные по форме и площади цветочные клумбы, небольшие цветники, альпийскую горку.

Ежегодно в школе проводится конкурс эскизов на лучшее оформение школьной клумбы. Я разработала несколько вариантов эскизов оформления клумбы. Эта работа меня увлекла и заинтересовала. Мне захотелось узнать подробнее о сортах растений, о построении цветочных композиций и об использовании скульптур малых форм в них.

Цель работы: создать цветочную композицию на школьной клумбе.

Задачи:

1.Разработать несколько эскизов оформления клумбы

2.Выбрать лучший вариант

3.Изучить необходимую литературу о разнообразии сортов цветочно-декоративных растений

4.Изготовить скульптуры лебедей с помощью родителей

5.Принять участие в оформлении цветочной композиции

Методы:

1. Изучение литературы по теме

2.Знакомство с сортами цветочно-декоративных растений

3.Консультации с научными руководителями


Варианты эскизов оформления и озеленения школьной клумбы

Сердцем любого цветника является клумба. Ведь именно на ней можно разместить огромное разнообразие цветов, которые дополняя и оттеняя друг друга создают по истине художественный шедевр.


При входе на территорию нашей школы расположена клумба овальной формы, площадью 60 квадратных метров. Ежегодно на неё высаживают более 10 однолетних цветочно-декоративных культур. Оформление клумбы бывает разнообразное.

В 2011 году для озеленения школьной клумбы я нарисовала три варианта эскизов: «Лебединая верность», «Гость из леса», «Колеблющиеся волны». Мои одноклассники, учителя и родители помогли выбрать наиболее удачный вариант для оформления школьной клумбы.

В эскизе №1 «Лебединая верность» центральное место композиции занимают две скульптуры птиц, которые расположены на противоположных берегах небольшого водоёма. (См. Приложение №2) Скульптуры птиц изготовлены из старых автомобильных покрышек, а водоём – из детского бассейна с берегами из камней. По обеим сторонам от лебедей раскинулось символичное море из растений сине-голубых оттенков: астр, цинерарий и петуний. Зелёные и красные агератумы возвышаясь над голубым фоном напоминают заросли рогоза и камыша. Бархатцы разнообразных оттенков и размеров создают видимость небольших островков суши.

Преимуществами данного варианта оформления и озеленения клумбы являются:

1. Дешевизна скульптур, так как они изготовлены из старых автомобильных покрышек.

2. Прочность и долговечность лебедей, которые могут быть использованы не один год.

3. В композиции используются долгоцветущие и неприхотливые растения.

Недостатки:

1. Сложность изготовления скульптуры своими руками без помощи взрослых.

В эскизе №2 «Гость из леса» центральное место композиции занимает часть ствола старого дерева, на котором сидит плющевый медведь. (См. Приложение №3) Рядом с ним на пне стоит кузовок. На стволе дерева разрослись опята, сделанные из темных пластиковых бутылок. Вокруг растут астры, бархатцы и петунии.

Преимуществами данного варианта оформления и озеленения клумбы являются:

1. Быстрота озеленения, так как в композиции используется минимальное количество сортов цветочных культур.


2. Использование старой игрушки.

Недостатки:

1. Большой ствол дерева тяжело переносить с места на место.

2. Дерево и пень занимает много места на клумбе.

3. Плющевый мишка во время дождя быстро намокнет и потеряет форму.

В эскизе №3 «Колеблющиеся волны » вся клумба занята цветами. (См. Приложение №4) В построении данной ландшафтной композизии был использован принцип контраста, где низкое противопоставляется высокому, темное – светлому, малое – большому. Для озеленения клумбы необходимо 13 видов цветочно-декоративных культур.

Преимуществами данного варианта оформления и озеленения клумбы являются:

1. Разнообразие цветовых оттенков.

2. Долговременное цветение растений.

Недостатки:

1. Отсутствие сказочных героев

2. Сложность в расположении сортов растений на клумбе.

Наиболее удачным вариантом для оформления клумбы был выбран эскиз №1 «Лебединая верность».

Весной, во время посадки рассады цветов, были внесены изменения в мой вариант эскиза: к амарантам, символизирующим береговую растительность были добавлены бальзамины, а голубые агератумы внесли своеобразный оттенок в водную гладь.

Технология изготовления скульптуры «Лебедь»


Для изготовления скульптуры «Лебедь» я обратилась за помощью к папе. Вместе с ним мы нашли информацию на сайте (см. ссылку)1, затем приступили к работе (См. Приложение №5). Из старого автомодильного колеса надо вынуть металлический диск. Затем на покрышку нанести разметку будущих частей тела птицы: головы, шеи, хвоста и крыльев. Далее необходимо по линиям разметки сделать разрезы ножом. Из средней части покрышки надо сформировать шею, голову и хвост. Боковые части покрышки необходимо развернуть в стороны и придать им форму крыльев. Получившуюся фигуру покрасить белой краской и на голове выделить глаза и клюв

Цветочное разнообразие


Цветочно-декораптивное растения открытого грунта многообразны. Они принадлежат ко многим ботаническим семействам, родам, видам и разновидностям. В открытом грунте выращивают и используют для посадки на клумбах однолетние, двулетние и многолетние растения.

Для озеленения школьной клумбы мы использовали однолетние растения, так как внешний вид клумбы меняется каждый год.

Цветочные растения, которые за один вегетационный период достигают своей полной декоративной ценности и образуют семена, называются однолетниками. По красоте форм, яркости окраски цветков и особенно по продолжительности цветения летники значительно богаче других групп цветочных растений. В зависимости от срока цветения летники делятся на раннецветущие (бархатцы, маки), зацветающие в середине лета (агератумы, цинии) и поздноцветущие (астры).

На нашу клумбу мы посадили растения разных сроков цветения, чтобы они радовали людей яркими красками всё лето и осень.

В средней полосе России в течение короткого лета летники в открытом грунте не всегда успевают развиться от семени до семени. Поэтому их начинают выращивать рано весной в теплице.

В нашей школе есть теплица, где выращивается рассада цветочно-декоративных растений. С наступлением тёплой погоды мы рассаду высаживаем в открытый грунт. Для лучшей приживаемости рассаду следует высаживать в конце дня и сразу же обильно поливать. В дальнейшем мы её поливаем ранним утром или вечером после захода солнца, так как при поливе в жаркий полдень вода быстро испаряется с поверхности почвы и не успевает полностью использоваться растениями. Кроме того, при таком поливе растения могут получить солнечные ожоги. Частые рыхления почвы обеспечивают хорошую проницаемость воздуха и воды к корням растений.

Для того чтобы школьная клумба была более яркой и привлекательной, я ознакомилась с особенностями выращивания и сроками цветения разных сортов растений и выбрала 12 сортов цветочных культур. Составила каталог сортов цветочных растений (См. Приложение №6), перед посадкой рассчитала, сколько необходимо рассады для оформления школьной клумбы (См. Приложение №7). Всего на клумбе высажено две тысячи восемьдесят растений.


Заключение


Осталось позади жаркое лето. Наступила осень, а вместе с ней самый главный праздник школьников – 1 сентября. При входе на пришкольную территорию все гости обращали внимание на яркую клумбу (См. Приложение №8). В центре клумбы два белоснежных лебедя любовались друг другом на фоне морской глади из голубых агератумов, цинерарий, петуний и астр. Вдали за птицами возвышались заросли амарантов зелёного и красного цвета и ярко пестрели георгины. Отдельностоящие бальзамины удивляли своими розовыми цветами необычной формы. Разросшиеся побеги сиреневой петунии плавно завершали цветочную композицию.

Я считаю, что цель моей работы была достигнута. Школьная клумба была оформлена красиво и необычно. Впервые среди цветов возник сказочный сюжет.

Начатая работа по созданию цветочных композиций мне понравилась. Вместе с другими ребятами я своими руками создавала красоту около школы. В этом году я собираюсь продолжить озеленение школьной территории и рисую эскизы альпийской горки.


Список источников


1. Денисова Г.А. Удивительный мир растений.- М.: «Просвещение», 1981.

2. Лавренюк Б. Встреча с цветами.-М.: Московский рабочий, 1977.

3. Стороженко Л.Н. Как вырастить цветы.- М.: «Просвещение», 1978.

4. Цветник в саду.- М.: ЭКСМО-Пресс, Лик Пресс, 2001.

5. www.freeseller.ru

6. board.sever-sk.org.ru

7. www.freeseller.ru


Приложение №1



Ксерокопия фотографии. Ширинская школа. 21 августа 2011 года. Фото Орловой С.В.











Приложение №5


Этапы изготовления скульптуры «Лебедь»





Старая автомобильная покрышка


1 этап Разметка автомобильной покрышки








2 этап Формирование головы, шеи, хвоста и крыльев





3 этап Покрытие фигуры краской









Приложение №6


Каталог сортов цветочных растений


Георгины однолетние «Веселые ребята»





Популярное, долго цветущее растение, формирующее компактный кустик высотой до 50 см. Крупные, разнообразые по окраске соцветия достигают 8 см. Цветут обильно и продолжительно. Растения очень теплолюбивы и им опасны даже незначительные заморозки. Сверолюбивы, незасухоустойчивые. Предпочитают рыхлые, плодородные почвы. Всходы выращивают посевом семян в грунт или рассадой.



Амаранты красные





Амаранты зеленые





Однолетние растения, мощные сильноветвистые с прямостоящими соцветиями, собранными из очень мелких цветков. Цветут обильно и продолжительно. Некоторые формы декоративны и до цветения из-за ярко окрашенных листьев. Срезанные соцветия можно засушить и использовать в зимних букетах.


Астры высокие «Марсельеза»





В период цветения высокие кусты, сплошь покрыты густомахровыми цветками, очаровательными как на стадии раскрытия, так и в полном роспуске. Яркие помпоны соцвений расставят в цветнике красочные акценты. Астры предпочитают солнечное, защищённое от ветра место, с хорошо дренированными и удобренными, но без свежевнесённого органического удобрения почвами.


Астры низкие «Фиолетовый бордюр»





Компактное растение, высотой до 30 см, развивает множество махровых соцветий, достигающих в диаметре 5-7см. Астры отличаются обильным и продолжительным цветением.


Цинерария «Серебряный бор»





Оригинальное растение, формирующее компактные кустики высотой 35-40 см. Декоративность цинерарии придают серебристые кружевные листья, которые великолепно сочетаются с цветущими растениями: бархатцами, петунией, сальвией. Цинерария выращивается рассадным способом. При посадке семена не заделывают, а высевают под стекло или накрывают плёнкой.

Петуния «Баскин Робинс»






Растение образует компактный куст высотой 40-50 см. Цветки крупные, многочисленные. Цветёт всё лето до заморозков. Выращивают рассадным способом. Светолюбива и достаточно засухоустойчива. Используется как фоновое растение.


Бархатцы «Болеро»





Окраска двуцветная, красная с бронзово-оранжевой каймой, слегка выгорает на солнце, приобретая коричневый оттенок. Соцветия не очень крупные диаметром до 7 см. Высота растения 30-40 см.


Бархатцы «Золотой шар»





Популярное долгоцветущее растение высотой 90 см, с гигантскими, шарообразными соцветиями достигающими в диаметре 15 см. Бархатцы выращивают как рассадным способом, так и прямым посевом семян в грунт. Бархатцы неприхотливы, им подходит любая почва на солнечном участке или полутени.


Бархатцы «Купид Бронзовый"





Агератум «Голубой шар»





Компактный однолетник высотой 30 см, декоративен соцветиями - пуховками голубого цвета. Используется для декорирования переднего плана клумбы, эффектно заполняет свободное пространство при групповых посадках. Растения теплолюбивы, даже незначительные заморозки им опасны. Светолюбивы и засухоустойчивы. Выращивают рассадой.


Приложение №7


Расчет посадочного материала,

необходимого для оформления школьной клумбы

№ п/п


Название цветочной культуры

Количество, штук

1

Георгины однолетние

«Веселые ребята»

150

2

Амаранты красные


150

3

Амаранты зеленые


150

4

Астры высокие «Марсельеза»


120

5

Астры низкие «Фиолетовый бордюр»


100

6

Цинерария «Серебряный бор»


120

7

Петуния «Баскин Робинс»


300

8

Бархатцы «Болеро»


280

9

Бархатцы «Золотой шар»


80

10

Бархатцы «Купид Бронзовый"


120

11

Агератум «Голубой шар»


500

12

Бальзамин садовый «Элизабет»

50



итого


2080



Приложение №8





Ксерокопия фотографии. Клумба осенью. 5 сентября 2011 года. Фото Репниковой Л.Н.