litceymos.ru 1

МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»

Бариева М.Г., учитель биологии

Tема : Вегетативное размножение цветковых растений. 6 класс.

Лабораторная работа «Черенкование комнатных растений».

Задачи:

Расширить и конкретизировать знания учащихся о размножении живых организ - мов.

Показать разнообразие способов вегетативного размножения цветковых растений.

Формировать элементарные умения черенковать комнатные растения.

Оборудование: склянки с водой, скальпель, комнатные растения.

1.Оргмомент.

2.Проверка знаний о размножении живых организмов (фронтальный опрос).

-Почему растения, для которых характерен в основном неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару?

-Почему размножение называют вегетативным?

-Какие органы цветковых растений относят к вегетативным?

-Где вам приходилось встречаться с вегетативным размножением?

3.Сообщение темы и цели урока.

4.Выполнение лабораторной работы.

4.1.Черенкование стеблей.

-Внимательно осмотрите побеги растений: пеларгонии, колеуса, традесканции. Обратите внимание, что придаточные корни появятся раньше всего около узлов. Поэтому нижний срез нужно делать под узлом.

Осторожно срежьте стеблевые черенки с 3-4 листьями. Удалите с них 2 нижних листа и поместите в банку с водой так, чтобы нижний узел был в воде.

4.2.Черенкование листьев.

-Срежьте у глоксинии, сенполии, бегонии листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в неглубокую воду.

-Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной в 5-7 сантиметров. Поставьте черенки в неглубокую воду. Не спутайте верх и низ черенков.

-Листья можно посадить во влажный песок. Нужно ,чтобы черенок его был плотно прижат к почве , а листовая пластинка приподнималась над землей.

4.3.Размножение отводками.

Стебель колумнеи, фиттонии,плюща отвести в сторону и прикрепить его (приколоть), чтобы часть стебля прикасалась к почве.

4.4.Размножение выводковыми почками.

-Выводковые почки образуются у растений на листьях (бриофиллюм) или в соцветии вместо плодов и семян.

4.5.Размножение подземными побегами.

-Отделить от луковицы амариллиса луковички-детки и рассадить. Помните: луковички нужно убирать ежегодно, чтобы не истощалась материнская луковица.

4.6.Размножение делением корня.

5.Домашнее задание.

Наблюдение за развитием корней у черенков .

Все сосуды с черенками поставьте в теплое и хорошо освещенное место.

Через каждые 3-4 суток воду в сосудах заменяйте отстоявшейся водопроводной водой.

После того как придаточные корешки достигнут 2 см , высадите черенки в цветочные горшки с почвой.

Накройте черенки стеклянной банкой и выдерживайте на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьется корневая система, и они не тронутся в рост.

За развитием черенков растений ведите регулярные наблюдения. Данные записывайте в таблицу:

Растение

Дата черен- кования

Появление первого корня

Развитие корней до 1,5-2 см

Посадка в почву

Начало роста побегов

1.
















2.
















3.


















6.Дополнительно.

Уход за комнатными растениями.

Просмотреть листья и стебли комнатных растений .

Определить, есть ли пораженные растения.

Возможные причины болезни:

Если на листьях серо-желтые пятна или на нижней стороне сероватый , а иногда

белый налет, это значит, что растение поражено мучнистой росой. Больные органы удалите ,растение изолируйте, почву тщательно перемешайте.

Если на отмерших листьях обнаружите пепельно-серый налет , значит, растение поражено серой плесенью. Надо уменьшить полив, увеличить освещение и проветрива- ние помещения.

Если на растении обнаружили массовое пожелтение листьев - это значит , что его много поливали, в цветочных горшках образовался застой воды и произошло загнивание корней. Надо пересадить растение ,удалив загнившие корни и засыпав древесным углем.

Если обнаружили вредителей (паутинный клещик ,щитовка, тля листовая),то расте- ние необходимо отделить от здоровых и промыть листья раствором марганца, мыльным раствором.

7.Вывод по уроку.

-В чем ценность вегетативного размножения? Когда это важно?

Учитель биологии Бариева М. Г. О С Ш №2.