litceymos.ru 1



Коррекция нарушений поведения учащихся

младших классов


Методическое объединение воспитателей начального звена.

Педагог психолог: Сергеева Н.В.

Дата:01.11.2012


В специальных коррекционных школах обучаются дети с нарушением познавательной деятельности, дети с разнообразной и разнородной клинической патологией и психологическими проблемами. Школа даёт детям необходимые знания и умения, способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее развитие, расширяет коммуникативную сферу.

Чтобы справиться с такими трудностями задачами, педагог специальной коррекционной школы должен обладать психологическими знаниями, которые дадут возможность оптимально построить учебно-воспитательный процесс. Работа с детьми, психическое развитие которых затрудненно из-за поражения головного мозга, требует особенно большого педагогического мастерства, особых, искусных методов воспитания и коррекции недостатков. Каждый ребёнок, обучающийся в специальной коррекционной школе – это проблемный ребёнок и нуждается в индивидуальном дифференцированном подходе, поэтому воспитательный процесс должен быть личностно-ориентированным.

Практические примеры


Составление плана

• Какое поведение ученика следует изме­нить?

- Шумит и болтает на самоподготовке.

• Я хочу, чтобы ученик вмести этого...

- Занимался и вел себя тихо.

• Как долго ученик должен вести себя так, чтобы заслужить награду?

- Большую часть урока, для по­лучения поощрения допускаются два замечания.

• Что может послужить наградой?

- Получение жетона.

• Когда ученик получит поощрение.

- По окончании самоподготовки будет выдан жетон.


Сочетание методов

  • позитивного воздействия (похвал, награда, жетонной системы вознаграждения);


  • негативного воздействия (выговоров, ответной реакции).
    Рекомендуемое соотношение позитивного воз­действия и замечаний – 5:1.



Рекомендуемые виды школьных наград

  • набор цветных карандашей или фломастеров,

  • надувные шары,
    -стикеры,

  • роль старосты класса,

  • роль помощника учителя,

  • выбор парты,

  • дополнительное время для игры,

  • дополнительное время для того дела, которое ребёнку нравится.


Задавайте направление работы

Давайте подсказки – это хороший способ по­мочь учащемуся справиться с заданием.

Устные подсказки: «Что ты будешь делать сначала; а затем?..» - и так далее.

Невербальные подсказки: знаки похвалы, по­хлопывание по плечу и другие.


Что такое ответная реакция

В результате недисциплинированного поведения забираются назад право на поощрительные возможности, жетоны...

  • Особенно эффективна в случае агрессивно­го или импульсивного поведения.

  • Избегайте «банкротства» ученика.


Ваша реакция

Нецелесообразная

Целесообразная

Сергей, почему ты не делаешь задание?

Сергей, пожалуйста, делай задание.

Сколько раз тебе повторять, чтобы ты перестал болтать? Другие ученики не могут сосредоточиться, когда ты говоришь так гром­ко. Ты знаешь правило соблюдения тишины? Пора бы тебе его значить.


Перестань болтать с Леной, иначе тебе при­дется вернуться на свое место.

Я же тебе сказала: убери бардак, прежде чем уйти. Я вижу, ты все равно ни чего не убрал. Когда ты запомнишь, что надо убираться до того, как собрался поиграть.

Я попросила тебя прибрать. Если не начнешь, делать это сейчас, меньше времени останется для отдыха.




Объясняйте четко и понятно

Фраза

Проблема

Как надо

Алёша, ты приберешь все бумаги?

Подразумевается выбор.

Алёша, прибери, пожалуйста, бумаги.

И почему ты никогда не слушаешь, когда тебе первый раз объясняют?

Вопрос, на который невозможно ответить. Избегайте замысловатых фраз.

Тебе нужно слушать, когда воспитатель первый раз что-то объясняет.

Хорошо, ребята. Пора заниматься математикой. Откройте страницу 5 учебника и найдите упражнение №10, которое мы будем решать. Прочитайте задание, тетради у вас на столах. Когда сделаете математику, можете начинать письмо, но сначала сдайте мне тетради.

Слишком много задании за один раз.


Дайте время, например, 5-10 се­кунд, между озвучи-ванием каж­дого предыду-щего и следующе­го задания.

Хочешь встать в угол?

Эмоционально выска­занная угроза может спровоцировать многих учащихся на ответную реакцию

Если ты не перестанешь толкаться, то будешь наказан.

Пожалуйста, замолчите! Тихо!

Слишком эмоциональ­но.

Сохраняйте спокойствие Используйте невербаль-ные знаки, чтобы призвать учеников к под­держанию тишины.


Похвала


Неэффективная

Эффективная

Твоя парта всегда должна быть такой чистой.

На парте ни пятнышка!

Наконец-то ты самостоятельно выполнил задание.

Меня радует, что ты выполнил задание самостоятельно.

Надеюсь, ты можешь всегда убирать вещи так, как убрал сейчас.

Так удобно, когда ты вовремя убираешь вещи.

Только что Антон тебя дразнил - и ты не обратил на это внимания. Могу я надеять­ся, что ты не начнешь его дразнить, когда я выйду из класса.


Молодец, ты очень постарался, чтобы не обращать внимания на Антон.

Почему ты не можешь всегда наводить та­кой порядок на своей парте?

Какой замечательный порядок ни твоей парте!


Целенаправленная похвала

  • Часто хвалите учащихся.

  • Для достижения наибольшего эффекта хвалите целенаправленно (указывайте на поведение, которое желаете стимулировать) и не преувеличивайте, не балуйте.



Тип I. “Черепаха” - стратегия ухода.


Тип II. “Акула” - силовая стратегия.


Тип III. “Медвежонок” - стратегия сглаживания острых углов.


Тип IV. “Лиса” – стратегия компромисса.

Тип V. “Сова” – стратегия открытой и честной конфронтации.