litceymos.ru 1


КОНЦЕПЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ

«РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


Общее видение фестиваля

Концепция Всероссийского фестиваля «Русский язык как общенациональное достояние народов Российской Федерации» опирается на Концепцию празднования Дня русского языка в Российской Федерации, принципы, цель и задачи которой сформулированы на основе учета методологических положений Концепции федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы, систематизации результатов анализа опыта празднования Дня национального языка, Дней славянской письменности и культуры в субъектах Российской Федерации, а также опыта празднования памятных дат, связанных с деятельностью выдающихся писателей и поэтов России Сформулированные принципы определяют идеологическую направленность мероприятий по празднованию Дня русского языка, их культурно-историческую направленность, лингвистическое содержание и организационные формы (см. схему 1).




Схема 1. Принципы Концепции празднования Дня русского языка.

Эффективное функционирование русского языка в современном мире как национального языка русского народа, языка межнационального общения народов России, государственного языка Российской Федерации, одного из шести официальных языков ООН обусловлено тем, что его совершенствование всегда шло «наравне с успехами оружия и славы народной, с просвещением, с нуждами общества, с гражданской образованностью», а его богатство всегда было «прямо связано с благоденствием страны, славнейшей и обширнейшей в мире». Эти слова русского поэта К. Батюшкова, произнесенные им в 1812 году при вступлении в Общество русской словесности, как нельзя полно и емко раскрывают смысл и суть проведения Фестиваля — объединить и поддержать всех увлеченных изучением русского языка и русской культуры, повысить статус современного русского языка как среди его носителей, так и среди народов Российской Федерации - «страны славнейшей и обширнейшей в мире» - для которых русский язык не является родным, привлечь внимание к проблеме сохранения и развития языка как основного фонда не только русской, но и общероссийской культуры, аккумулирующего в себе исторический опыт всех народов России и неразрывную духовную их связь, укрепляемую многими поколениями.



Статус русского языка получил еще одно официальное подтверждение в 2010 году, когда Департаментом общественной информации ООН было принято решение о проведении Дня русского языка, а Президент России подписал Указ о ежегодном праздновании Дня русского языка 6 июня «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».


День русского языка – это дата общенационального торжества россиян, обладающих общим языком как государственным и культурным достоянием. Празднование этого Дня должно стать свидетельством того, что люди, населяющие Россию и представляющие разные конфессии и национальности, стремятся понять друг друга, осознают роль русского языка в установлении в российском обществе равноправных культурных, научных и экономических отношений, в формировании общероссийской идентичности - ведь, по выражению профессора Л.И. Скворцова, «каждая нация во все времена формирует свой язык, но и язык, в свою очередь, формирует нацию, ее национальное сознание и самовыражение».


Всероссийский фестиваль «Русский язык как общенациональное достояние народов Российской Федерации», проводимый в преддверии празднования Дня русского языка, представляет собой всероссийский конкурс достижений в области сохранения и развития русского языка как средства российской словесной культуры и сочетает в себе комплекс мероприятий, выстроенных в соответствии с вышеизложенными принципами (см. схему 1) и направленных на решение основных целей и задач Фестиваля.

Фестивальная форма проведения такого рода мероприятий во многом способствует именно комплексному решению задач, объединяя ученых, филологов, лингвистов, учителей-словесников, политиков, журналистов, писателей, студентов, школьников — всех, кому дороги судьбы русского языка, — в стремлении сохранить и приумножить наше общенациональное достояние. Именно фестивальная форма способна продемонстрировать лучшие образцы применения и использования русского языка и привлечь внимание всех заинтересованных лиц к проблеме создания условий для его развития как средства межнационального общения народов Российской Федерации на различных уровнях образовательной системы, в различных отраслях знания, в различных государственных институтах.



Основная функция Фестиваля – демонстрация уникальных возможностей русского языка именно как общенационального достояния россиян, средства обогащения и развития культур народов Российской Федерации – позволяет выразить в различных формах и направлениях деятельности видение русского языка как национально-культурного феномена, как средства межнационального общения, как средства социального, политического и экономического взаимодействия, формирования единого коммуникативного пространства.


Цель и задачи фестиваля

Цель Всероссийского Фестиваля «Русский язык как общенациональное достояние народов Российской Федерации» – создание условий для проявления в современной языковой ситуации уникальных возможностей русского языка как общенационального достояния россиян, средства обогащения и развития культур народов Российской Федерации.

Задачи:


  1. Создание условий для осуществления, а также мотивация и организация проектной деятельности школьников и студентов в сфере функционирования русского языка как средства обогащения и развития культур народов Российской Федерации;

  2. Создание условий для осуществления, а также мотивация и организация профессиональной творческой деятельности преподавателей русского языка, в том числе как неродного;

  3. Создание условий для осуществления социально-проектной деятельности представителей различных социальных групп в наиболее актуальных сферах функционирования русского языка;

  4. Мотивация объединения социальных групп, заинтересованных в поддержке, сохранении и распространении русского языка на основе идеи важнейшей роли русского языка в создании и развитии культурного наследия народов России;
  5. Укрепление связей органов исполнительной и законодательной власти   регионов, бизнес-структур и общественных организаций, образовательных, социальных и просветительских учреждений, заинтересованных в поддержке, сохранении и распространении русского языка;


  6. Приобщение населения Российской Федерации и мирового сообщества к достижениям в области сохранения и развития русского языка как средства российской словесной культуры. 


Целевые аудитории

Основные целевые аудитории Фестиваля - учащиеся образовательных учреждений (школьники, учащиеся ссузов, студенты) и преподаватели.


Приоритетное выделение двух целевых аудиторий обусловлено тем, что ценностное отношение к русскому языку активно включено в ведущую деятельность представителей данных социальных групп. В структуре учебной деятельности школьников, учащихся ссузов и вузов представлен процесс освоения русского языка, формирования отношения к русскому языку как к общенациональному достоянию россиян, формирования посредством русского языка общенациональной ментальности.

Важнейшим фактором эффективности данного процесса является деятельность преподавателей, для которых русский язык является не только учебным предметом, но и основным средством профессиональной деятельности, средством развития учащихся и формирования у них одного из центральных компонентов ментальности, отражающего общественное сознание и влияющего на его формирование - языковой картины мира.

Поскольку именно в деятельности учения формируются основные ценностные ориентиры личности и именно деятельность обучающего обеспечивает формирование данных ориентиров, учащиеся школ, ссузов, вузов и преподаватели русского языка составляют важнейшую целевую аудиторию Фестиваля.

Сохранение и развитие русского языка является ведущим фактором эффективности каждого из названных видов деятельности. Кроме того, именно посредством деятельности приоритетно выделенных двух целевых аудиторий обеспечивается преемственность социального опыта, в том числе и опыта владения языком как общенациональным достоянием народов Российской Федерации, как средством укрепления общероссийской идентичности.

Определение ключевых мероприятий Фестиваля и предпочтительных форм их проведения


(с учетом проведения Интернет-тура и очного тура Фестиваля)

Всероссийский фестиваль «Русский язык как общенациональное достояние народов Российской Федерации» проводится в два этапа – Интернет-тур (продолжительностью 3 месяца) и очный тур (продолжительностью 4 дня) (см. схему 2). Каждый из этапов представляет собой систему мероприятий, выстроенных в соответствии с вышеизложенными принципами и направленных на решение основных целей и задач Фестиваля. Фестиваль объединяет связанные с функционированием русского языка научно-образовательные события, события культурной жизни (конкурсы, презентации книг, выставки, мастер-классы, культурно-массовые мероприятия, дискуссионные площадки и под.) на основе идеи важнейшей роли русского языка в создании и развитии культурного наследия народов России.



Схема 2. Этапы Фестиваля.


Интернет-тур Фестиваля ( продолжительностью 3 месяца) включает в себя выполнение конкурсных заданий, их обсуждение и экспертную оценку членами Экспертного жюри.


Подготовительный этап организации и проведения Интернет-тура подразумевает разработку фирменного стиля Фестиваля, соответствующего Концепции, подготовку научно-методической базы, разработку конкурсных заданий по всем утвержденным номинациям, предполагающим как индивидуальное, так и групповое участие, подготовку Интернет-площадки, соответствующую требованиям и фирменному стилю Фестиваля, разработку плана обеспечения информационной поддержки Фестиваля в печатных и электронных СМИ, социальных сетях Интернета.

Основной этап Интернет- тура предполагает регистрацию участников и выполнение ими предложенных конкурсных заданий, размещенных на Интернет-площадке Фестиваля, организацию обсуждения выполненных работ, рейтингового голосования и экспертную оценку по всем утвержденным номинациям для всех категорий участников.



В результате проведения Интернет-тура предполагается вовлечение не менее 1500 участников названных категорий (учащиеся и преподаватели образовательных учреждений, в том числе с изучением русского языка как неродного) из 8 федеральных округов Российской Федерации. К участию в очном туре по результатам рейтингового голосования и экспертной оценки работ будет отобрано 500 участников.


Заключительный этап Интернет-тура Фестиваля предполагает обсуждение и анализ итогов Интернет-тура Фестиваля по всем утвержденным номинациям с точки зрения соответствия организации деятельности участников требованиям конкурсных заданий, активности регионов, активности участников (в том числе изучающих русский язык как неродной), качества выполнения заданий участниками в рамках круглого стола с участием членов Экспертного жюри, представителей научного сообщества, преподавателей русского языка (с участием регионов в формате видеоконференции).


На всех этапах – подготовительном, основном этапе реализации и заключительном этапе – проведение Интернет-тура, так же как и проведение очного тура Фестиваля, будет сопровождаться активной информационной кампанией, включающей рассылку информационных писем в органы управления образованием и образовательные учреждения всех восьми федеральных округов Российской Федерации, размещение информации о Фестивале на Интернет-площадке Фестиваля, на Интернет-порталах, в наиболее посещаемых социальных сетях (Вконтакте.ру, Одноклассники, Facebook, twitter и др.) с учетом целевой аудитории Фестиваля (см. схему 3).




Схема 3. План информационной поддержки Фестиваля.

Очный тур Фестиваля (продолжительностью 4 дня) включает систему мероприятий, отвечающих по своему организационному и содержательному наполнению теме Фестиваля – «Русский язык как общенациональное достояние народов Российской Федерации». В рамках очного тура (см. схему 4) пройдут конкурсы для участников заданных целевых аудиторий, дискуссионные площадки, культурно-массовые мероприятия, выставки, мастер-классы для участников конкурсов и, ключевое событие, завершающее Фестиваль в День русского языка (6 июня) – торжественное закрытие с награждением победителей.




Схема 4. Организационная схема мероприятий очного тура Фестиваля.


Дискуссионные площадки. В рамках Всероссийского фестиваля «Русский язык как общенациональное достояние народов Российской Федерации» будуn организованы дискуссионные площадки по вопросам поддержки, сохранения и распространения русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации, средства международного общения, преподавания русского языка (в том числе как неродного) и культуры речи в общеобразовательных учреждениях, сузах, вузах. Дискуссионные площадки пройдут с участием представителей образовательных учреждений (учащиеся, студенты, преподаватели, директора школ), представителей органов управления образованием; видных деятелей культуры; представителей русских центров за рубежом; представителей научного сообщества в сфере педагогики и филологии.


В связи с особой значимостью участия регионов предполагается организация видео моста между двумя площадками, одна из которых будет проходить в Москве, а другая - в одном из регионов Российской Федерации (с изучением русского языка как неродного).

Возможные темы дискуссионных площадок:


  • Моё "Я" в зеркале русского языка

  • Русский язык – посол доброй воли, изгнанник или колонизатор?

  • Перспективы развития русского языка в многонациональном регионе РФ

  • Национальные ценности, открытые или запертые ключом русского языка

  • Русский язык в стихиях грядущих перемен

Организация дискуссионных площадок с участием деятелей культуры, педагогов, студентов, школьников, связь площадок с поликультурными регионами России в рамках видео моста позволяет расширить пространство очного тура Фестиваля.

Культурно-массовые мероприятия. Роль культурно-массовых мероприятий Фестиваля обусловлена тем, что русский язык – это язык великой культуры, на котором созданы величайшие художественные произведения, а его развитие – это фактор развития культур всех народов Российской Федерации. Поэтому проведение Фестиваля предусматривает и демонстрацию лучших произведений на русском языке, исполнение музыкальных произведений, созданных по мотивам литературных, выставки произведений изобразительного искусства и под. Проведение культурно-массовых мероприятий на открытых площадках Москвы (Площадь Революции или аналогичная, парковая площадка Парк победы, Измайлово и т.п.) позволит в дни проведения Фестиваля создать праздничную атмосферу не только для участников Фестиваля, но и для жителей Москвы.



Определение конкурсных номинаций Всероссийского Фестиваля «Русский язык как общенациональное достояние

народов Российской Федерации»

В основу определения номинаций Фестиваля легло видение русского языка как национально-культурного феномена, как средства межнационального общения, как средства социального, политического и экономического взаимодействия. Выделенные номинации отражают основные области использования ресурсов русского языка как средства сохранения и развития целостности российской словесной культуры в современной речевой практике (см. схему 5). Именно в образовании, журналистике, науке, политике – областях повышенной речевой ответственности - русский язык играет особую роль. С одной стороны, данные виды деятельности могут быть осуществлены преимущественно посредством языка, с другой – именно в данных областях не только стимулируется развитие русского языка, но и осуществляется размывание его норм.


Отбор форм конкурсных мероприятий Фестиваля обусловлен их возможностью:


  1. реализовать культурологический подход, который основан на синтезе социального и духовного, национально-специфического и межнационального, традиционного и конкретно исторического содержания,

  2. смоделировать те социокультурные ситуации, в которых отражается роль русского языка в формировании культурного, политического и экономического общероссийского пространства и в развитии конкурентоспособности языковой личности россиянина.



Схема 5. Сферы определения конкурсных номинаций Фестиваля


  1. Номинация «Знаток русского языка». Конкурс на знание русского языка. Участники: учащиеся старших классов (9-11), ССУЗов, студенты вузов (индивидуальное участие);
  2. Номинация «Лучший интегрированный урок русского языка». Конкурс методических разработок. Участники: учителя школ, индивидуальное участие.


  3. Номинация «Научное исследование». Для всех категорий, прежде всего для школьников, учащихся ССУЗов, студентов.

  4. Номинация «Литературный олимп». Конкурс эссе на тему «Кого из российских писателей (поэтов), писавших на русском языке, вы бы выдвинули на получение Нобелевской премии по литературе» (школьники, студенты, индивидуальное участие).

  5. Номинация «Литературное творчество». Конкурс стихов и рассказов, написанных участниками Фестиваля на русском языке (индивидуальное участие).

  6. Номинация «Журналистика». Конкурс «Литературная жизнь блогера». Участники: учащиеся школ, ссузов, студенты, учителя (индивидуальное участие).

  7. Номинация «Журналистика». Конкурс школьных и студенческих СМИ на русском языке (газеты, журналы, Интернет-СМИ, командное или коллективное участие).

  8. Номинация «Мой учитель русского языка». Создание портретной галереи (электронной энциклопедии) современного учителя русского языка. Зарисовку о своем учителе создает участник фестиваля. Участники – учащиеся школ и ссузов (индивидуальное участие).

  9. Номинация «Оратор 21 века». Конкурс эссе (Интернет-тур) и конкурс ораторов (очный тур) на заданную тему, созвучную теме Фестиваля и актуальную для России в 21 веке. Участники – учащиеся старших классов, ссузов, студенты, индивидуальное и командное участие (возможная форма - дебаты в очном туре).

  10. Номинация «Социальная реклама». Конкурс социальной рекламы «Русский язык – язык межнационального общения в России» (плакаты, видеоролики на русском языке и направленные на популяризацию русского языка как средства межнационального общения, индивидуальное и командное участие).

  11. Номинация «Буква и Образ». Конкурс каллиграфии и типографики (кириллические шрифты в оформлении) в рамках Фестиваля Русского языка. Участники – студенты вузов, индивидуальное участие.

Отбор номинаций обусловлен возможностью их представления в конкурсных мероприятиях комплексного характера, позволяющих интегрировать выявление уровня знаний русского языка, популяризацию русского языка как средства межнационального общения, мотивацию базовой целевой аудитории Фестиваля: учащихся школ, вузов, ссузов и преподавателей русского языка образовательных учреждений субъектов РФ, в том числе с преподаванием русского языка как неродного.


Конкурсы в номинациях «Журналистика» и «Реклама» могут стать частью реализации программы Информационной поддержки Фестиваля в целом и способствовать популяризации русского языка.

В проведении конкурсных мероприятий предполагается методическая и техническая поддержка, организация мастер-классов для участников.


Торжественное закрытие Фестиваля. Органичным завершением Фестиваля является празднование Дня русского языка 6 июня, на котором предусматривается подведение итогов мероприятий Фестиваля, торжественное награждение победителей, концертная программа, связанные в единый сценарий в соответствии с темой Фестиваля и Концепцией его проведения.


Подготовительный этап очного тура Фестиваля подразумевает


  • утверждение номинаций и разработку конкурсных заданий по всем утвержденным номинациям (в совокупности с конкурсными заданиями Интернет-тура);

  • разработку процедуры и критериев экспертной оценки конкурсантов;

  • разработку программы информационной поддержки Фестиваля (в совокупности с программой Интернет-тура);

  • разработку программы очного тура и детализированных сценариев всех мероприятий Фестиваля (конкурсных, образовательных, культурно-массовых, коммуникативных и торжественного) и выбор площадок для их реализации.


Основной этап реализации Концепции подразумевает организацию и проведение всей совокупности мероприятий Фестиваля в соответствии с разработанными сценариями, их мониторинг, подведение итогов очного тура и награждение победителей во время торжественного закрытия.


Заключительный этап очного тура Фестиваля предполагает анализ эффективности проведенных мероприятий, рассылку пресс-релизов в СМИ и размещение информации в Интернете, в том числе в социальных сетях, и создание дизайн-макета сборника материалов Фестиваля с фотоиллюстрациями.

Решение поставленных задач предусматривает взаимодействие Фестиваля с другими мероприятиями федеральной целевой программы «Русский язык»:


  • участие преподавателей русского языка в конкурсе методических разработок тематических и интегрированных уроков является одной из форм повышения квалификации в области преподавания русского языка как неродного (мероприятия ФЦЦП по решению задачи создания условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации);

  • конкурс методических разработок тематических и интегрированных уроков русского языка является ресурсным источником материалов для учебных пособий по русскому языку (мероприятия ФЦЦП по решению задачи создания условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации);

  • Фестиваль является комплексным мероприятием культурно-просветительского характера, направленным на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка (мероприятия ФЦЦП по решению задачи поддержки русского языка как основы развития интеграционных процессов).

Основные организаторы Фестиваля: Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова.


Официальная поддержка: Министерство образования и науки Российской Федерации.

Место проведения: Москва/Московская область.

Управление подготовкой и проведением мероприятия: для управления подготовкой и проведения Фестиваля создается Оргкомитет Фестиваля из числа представителей Министерства образования и науки РФ, организаторов Фестиваля, представителей научного сообщества, в том числе в сфере педагогики и филологии, представителей МАПРЯЛ, специалистов в сфере управления проектами, PR- и event-менеджмента.

Оргкомитет собирается по инициативе Председателя по мере необходимости. Каждый член оргкомитета координирует работу по подготовке соответствующего направления. Оргкомитет утверждает Концепцию и План основных мероприятий, утверждает состав Экспертного жюри, осуществляет общий контроль за ходом организации мероприятия в целом.


Рабочая группа создается из ответственных сотрудников-организаторов Фестиваля, координирует и обеспечивает оперативное взаимодействие между организаторами и участниками Фестиваля.


Финансирование. Финансирование Фестиваля осуществляется за счет:


  • средств федерального бюджета;

  • спонсорской поддержки отдельных мероприятий программы Фестиваля.

По окончании мероприятия членами Оргкомитета представляется Отчёт. 

ОПИСАНИЕ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ МЕРОПРИЯТИЯ

Наличие фирменного стиля мероприятия - это показатель серьезности и долгосрочности намерений организаторов мероприятия. В современной ситуации наличие фирменного стиля мероприятий всероссийского уровня уже просто подразумевается, это неотъемлемая часть культуры, деловой этики.

Фирменный стиль – это совокупность стилеобразующих элементов, объединенных одной идеей, выраженной графическим способом.

Стилеобразующими элементами являются знак, логотип, фирменные цвета и их сочетания, фирменные шрифты, композиционные решения, фирменные фактуры, принципы использования графических изображений (фотографий, иллюстраций).

Если смотреть шире, то фирменный стиль – это одна из составляющих визуального образа мероприятия (или системы мероприятий), который складывается из многих компонентов, таких как: идеология мероприятия, принципы его организации и содержательного наполнения, отношение к участникам и т.п. Перед началом разработки графического фирменного стиля мероприятия должно быть четкое представление обо всех этих составляющих, а также о целях, задачах и принципах, которые лежат в основе мероприятий. Ведь "образ” надо не выдумать на “пустом месте”, а создать так, чтобы он помогал визуально решать стоящие перед мероприятием цели и задачи.

Такой фирменный стиль не будет противоречить внутренней сути, духу мероприятия, будет вызывать больше доверия у целевой аудитории, и помогать организаторам в создании общего целостного образа. В случае, если этот символ предназначен для системы мероприятий, то визуальный образ, заданный фирменным стилем, будет служить также объединяющей компонентой.


В основу разработки фирменного стиля Дня русского языка и Всероссийского фестиваля «Русский язык как общенациональное достояние народов Российской Федерации» была положена Концепция празднования Дня русского языка, Концепция Фестиваля На основе принципов, сформулированных в Концепции, целей и задач празднования Дня русского языка, а также темы Фестиваля были сформулированы требования к логотипу, который должен стать визуальным символом празднования:

1) логотип должен вызывать ассоциации:


  • русский язык

  • общенациональное достояние

  • то, что нас объединяет

  • способствует хорошему диалогу

  • помогает понять друг друга

  • то, что для нас ценно

  • конструктивный

  • красивый

  • вызывает положительные эмоции

  • день рождения Пушкина (6 июня)

2) логотип должен быть современным, оригинальным

3) логотип должен приниматься молодежью как «свой»

4) Кроме этого, логотип Фестиваля должен ассоциироваться с объединяющей фестивальной формой проведения мероприятия – русский язык, праздник, общенациональное достояние народов РФ, многообразие культур, объединенных в единое целое на основе языковой составляющей.

По результатам проведения конкурса на разработку логотипов Дня русского языка и Фестиваля 28 предложенных конкурсантами логотипов прошли психосемантическое исследование и были выявлены те из них, которые наиболее точно соответствовали сформулированным выше требованиям и не вызывали отторжение у представителей целевых аудиторий (учащиеся, студенты, преподаватели – всего 127 респондентов).

Дальнейшее исследование логотипов на фокус-группах, в работе которых принимали участие представители целевых групп (учащиеся образовательных учреждений, преподаватели русского языка, в том числе как неродного) позволило выявить логотип, который по мнению большинства наиболее точно соответствовал целям, задачам и назначению Всероссийского Фестиваля «Русский язык как общенациональное достояние народов Российской Федерации».




Фирменный стиль, разработанный для Фестиваля, позволит сформировать и поддерживать легко узнаваемый, четко идентифицируемый целостный визуальный образ всей системы мероприятий, входящих в программу Фестиваля, независимо от места их проведения. Для этого необходимо строго придерживаться стандартов оформления всех элементов фирменного стиля, задаваемых логотипом, и сформулированных в брендбуке (Приложение).