litceymos.ru 1






Консультация для родителей


Подготовила: воспитатель

Бузанова А.Г.


Раскрашивание играет много ролей в развитии дошколь­ника - развитие пространственного мышления, глазомера, развитие мелкой моторики, воспитание работоспособности, терпеливости, аккуратности, чувства цветовой гармонии, стимулирует любознательность (иногда ребенок не знает, ка­кого цвета раскрашиваемый объект в реальности, чем можно воспользоваться - объяснить, рассказать и показать).

Дети любят раскрашивать или перекрашивать по-своему обычные книжки, для этого не предназначенные. Еще они любят раскрашивать домики, цветы, машинки и кораблики, нарисованные мамой или папой.

Специально напечатанные книжки-раскраски иногда отвергаются детьми или раскрашиваются неохотно, «из веж­ливости». Это вызывает у взрослых недоумение, а иногда и более сильные эмоции. Как же так - раскрашивает все, только не раскраску?

Возможно, раскраска выбрана неточно. Ребенок сам выбирал и теперь сам не раскрашивает? Тогда все понятно: ребенок выбирает раскраски по обложке, ориентируется на изображение героя мультфильма или цветовую гамму.


КАКИЕ РАСКРАСКИ ПРЕДПОЧЕСТЬ?


Родителям при выборе книжки-раскраски для ре6енкд желательно обращать внимание одновременно на три основ­ных особенности:

соответствие возрасту;

соответствие индивидуальному развитию ручных на­выков конкретного ребенка;

соответствие изображений знаниям или интересам ребенка.


Примерные ориентиры сложности книг-раскрасок


ДВУХЛЕТНИЕ дети редко что-то действительно раскра­шивают, от них требуется лишь попасть карандашом или фло­мастером примерно в центр нарисованной фигурки, поэтому развлекать двухлеток раскрасками пока не стоит.

Для детей ОТ ДВУХ С ПОЛОВИНОЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ под­бирайте раскраски с четкими «толстыми» линиями (3-4мм), крупными рисунками, по возможности с закругленными углами, без фона. Главное - небольшое количество крупных ясных деталей.


Например. Домик из трех-четырех деталей: сам домик, крыша, окно, дверь или труба. Рыбка: обозначены голова, глаз, хвост, плавник. Цветок: серединка, пять лепестков, стебель с листком.

Такие рисунки выглядят упрощенными и грубоватыми, но и раскраски этого типа нужны ненадолго, и их сотнями могут создавать родители, рисуя обычным маркером.


Детям ТРЕХ - ТРЕХ С ПОЛОВИНОЙ ЛЕТ можно предложить более детальные рисунки - у рыбки обязательно чешуя, у бабочки не просто два крыла, но еще и несколько элементов узоров на крыльях; у домика могут быть обозначены крыльцо, черепица на крыше, занавески в окне; допускаются символические элементы фона - растения, солнце. Рисунки также должны быть с четким ясным контуром, но он может быть потоньше - 2мм.

В Приложении дан образец раскраски для трехлетнего ребенка.


Для детей ТРЕХ С ПОЛОВИНОЙ - ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ допустимо большое количество деталей раскраски, но контур рисунков должен быть четкими по толщине приближаться к 1,5-2 мм, но ни в коем случае не тоньше 1 мм.

Детская рука не приспособлена к такой тонкой ручной работе, а четырехлетний ребенок в состоянии понять, что его штрихи при раскрашивании «выскочили» за рамки рисунка. К сожалению, очень часто дети делают вывод, что у них «не получается» и либо страдают, либо отказываются продолжать, избегая очередной неудачи.

Взрослые должны знать, что у них и не должно получаться! А если, получается - поздравьте себя и наградите ребенка! В лю­бом случае даже очень красивый рисунок, если он выполнен штрихом, в виде эскиза или с обозначением светотени, - для раскрашивания рукой четырехлетнего ребенка не подходит!

В Приложении дан образец раскраски для четырехлет­него ребенка.


ПЯТИЛЕТНИЕ дети обычно легко справляются с раскрас­ками любой степени сложности. В Приложении дан образец раскраски для пятилетнего ребенка.

Если ваш пятилетний ребенок раскрашивает «плохо», предложите ему в качестве игры раскраску для трех лет. Если и в этом случае его штрихи попадут за пределы рисунка - прокон­сультируйтесь у специалиста, чтобы понять: это лень, неумение или физиологические проблемы мелкой моторики?



Литература:

Широкова И.Б. Ваша любимая «проблема». Как помочь себе и ребёнку. – СПб.: Речь, 2006.





КАК НЕ ПРОПУСТИТЬ ГЛАВНОЕ В РАЗВИТИИ РЕ­БЕНКА?


КАК НЕ РАЗРУШИТЬ ОТНОШЕНИЯ С НИМ?


КАК СТРОИТЬ ЭТИ ОТНОШЕНИЯ, НЕ ПОДАВЛЯЯ, НЕ ПОДЧИНЯЯ СЕБЕ РЕБЕНКА И НЕ ПРИНОСЯ СЕБЯ ЕМУ В ЖЕРТВУ?


Консультация для родителей и воспитателей


Подготовила: воспитатель

Бузанова А.Г.


Вопросы эти приходят в голову чаще всего тогда, когда уже что-то упущено, что-то не сложилось или разладилось. Существует ли реальная возможность держать «все под контролем»?
В технике есть понятие «неразрушающий контроль», то есть контроль качества изделия без проникновения внутрь его материальной структуры. Чтобы проверить качество чугунной отливки, ее можно расколоть, распилить, раздавить - то есть, проверив, разрушить. А можно, не разрушая, по ней постучать; можно потрогать рукой; можно «сделать ей рентген», УЗИ. Дети - не чугунные отливки, но порой методы контроля за их действиями можно описать теми же глаголами - колоть, пилить, давить...

Есть вещи, которые могут послужить сигналом тревоги для родителей, но позволяют обойтись без лобового вопроса «Что с тобой происходит?». Это результаты изобразительной деятельности или, проще говоря, рисунки.


ЛЮБОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, СОЗДАННОЕ. ЧЕЛОВЕЧЕ­СКОЙ РУКОЙ, ТАК ИЛИ ИНАЧЕ, ОТРАЖАЕТ МЫСЛИ И ЧУВСТВА, СОСТОЯНИЕ ИЛИ НАСТРОЕНИЕ, ФИКСИРО­ВАННУЮ ИДЕЮ ИЛИ БОЛЬ, СТРАХ ИЛИ ОЖИДАНИЕ.

Любой рисунок - психологический автопортрет автора, даже если нарисован цветок, дом или машина. Ни профессиональный навык, ни возраст не сотрут психологической индивидуальности автора. Один и тот же дом разные дети нарисуют по-разному, каждый - по-своему, каждый добавит что-то от себя. В одном и том же пейзаже каждый ребенок и взрослый видит своё.


Присмотритесь, что предпочитает рисовать ваш ребенок. Это не обязательно специально созданный рисунок. Это могут быть раскраски у малыша-дошкольника, которые он перери­совывает по-своему. Это могут быть отдельные изображения на полях тетрадей и учебников школьника. Это могут быть узоры и разводы, которые рисует подросток, разговаривая по телефону.


НАСТОРОЖИТЕСЬ, ЕСЛИ:


  • один и тот же сюжет повторяется в рисунках вашего ребенка дольше, чем полгода;

  • в рисунках постоянно (чаще, чем через один рисунок) повторяются одни и те же сильно заштрихованные детали;

  • рисунок часто порван от сильного нажима на карандаш или фломастер (при условии, что бумага нормальной плотности);

  • ребенок любого возраста «встраивает» в живое существо неживые предметы;

  • изображение человека перегружено продольными или поперечными линиями, изображающими детали одеж­ды, украшения, и т. д.;

  • ребенок дошкольного возраста перегружает изображе­ние мелкими деталями;

  • ребенок старше четырех лет рисует необычное коли­чество рук, ног, глаз, ушей;

  • ребенок старше пяти лет постоянно «пропускает» в ри­сунках одни и те же детали (глаза, уши, нос, шею, рот, пальцы у человека, окна или двери у дома, сердцевину у цветка);

  • ребенок старше пяти лет рисует «пустые» глаза или обозначает их точками;

  • ребенок старше семи лет рисует необычное количество пальцев;

  • ребенок старше восьми лет рисует человека с явными нарушениями пропорций (при условии, что это не художественный прием, а обычный рисунок);

  • ребенок изображает глаза полностью заштрихованными кругами;

  • среди изображаемых живых существ большинство - с зубами, клыками, шипами, рогами, когтями;

  • подросток часто изображает нецелое человеческое тело, сцены убийства (кроме войны).


НЕ БЕСНОКОИТЕСЬ, ЕСЛИ:


  • ребенок 5-6 лет иногда рисует гениталии: ажиотаж по этому поводу в этом возрасте безопасен, так как представляет собой простое проявление любопытства ПО ЛЮБОМУ ПОВОДУ ВООБЩЕ и по этому в час­тности; гораздо опаснее, если ажиотажный интерес к этой теме возникнет впервые в подростковом возрасте (подросток должен иметь определенный «жизненный опыт», лучше, если он будет вполне невинным);

  • мальчик 6-7 лет часто рисует скелеты, драконов, пауков, скорпионом, змей, разное оружие, в том чис­ле - холодное: это своеобразная возрастная прививка «страшного», дающая возможность взрослому человеку в экстремальных ситуациях «вспомнить», что в детстве «все это уже было»;

  • девочка 6-8 лет увлекается свадебными сюжетами, принцессами, розочками и бантиками: предварительное испытание мечтой («Это всегда со мной и никуда от меня не денется»), романтическая проба социальной роли хозяйки дома;

  • ребенок 6-8 лет пытается рисовать свои представления о смерти: необходимые каждому человеку попытки раз­решить неразрешимый для живого вопрос: «Что будет, когда меня не будет?» и выработка психологической устойчивости в ситуациях смерти близких;

  • школьник часто рисуем бои, турниры, драки, скандалы, войны, ситуации противостояния, противодействия, конкуренции: прекрасная замена всему этому в ре­альной жизни - то, что не решается сделать на самом деле, проигрывает, проживает в рисунке, «сбрасывает» напряжение, негативные эмоции в изображение;

  • ребенок среднего и старшего школьного возраста ри­сует сказочные сюжеты: в детстве не доиграл какие-то социальные роли, попытка компенсировать то, что недополучил в детстве.



Литература:

Широкова И.Б. Ваша любимая «проблема». Как помочь себе и ребёнку. – СПб.: Речь, 2006.