litceymos.ru 1

Комплексный подход к оформлению территории ДОУ.


Территория образовательного учреждения - это его  своеобразная визитная карточка, составляющая образовательного  пространства  дошкольного детства. Коллектив МДОУ д/с «Росинка» стремится сделать игровые площадки и участки не только красивыми, но и  полезными в плане  всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе.  Принцип сезонности значит немало: он дает детям возможность заниматься различными видами деятельности;  оздоравливает  детей и вызывает положительные эмоции.

В процессе расширения зон творческого, двигательного, эмоционального развития детей и рамках внутрисадовского проекта «Путь в сказку природы нашего края», МДОУ проводит целый комплекс мероприятий по оформлению и озеленению своей территории: вырублены старые и высажены новые деревья и кустарники, разбиты цветники и газоны. Все сотрудники детского сада «Росинка», воспитанники и их родители принимают активное участие в этой работе.

Особое место отводится ландшафтному дизайну, который должен быть рациональным в использовании и значимым в образовательном процессе, а также комфортным, удобным и безопасным для детей и взрослых. Педагогами продуманы элементы декора, озеленения, цветочного оформления, соответствующие архитектурному ансамблю, оригинальны, разнообразны и привлекательны, а их эстетичность, декоративность и стильность сохраняются в любое время года. Результатом кропотливой работы педагогического коллектива является создание общего пространства на всей территории детского сада, подчинённое общей теме :«Сказочная природа нашего края» , состоящий из отдельных зон, имеющих свое назначение. Здесь все создано для детей и ради детей.

В целях организации  досуга воспитанников на территории МДОУ д/с «Росинка» расположены мини-стадион и игровые площадки, аллея отдыха, зона асфальтных игр, «Тропа здоровья», мини- огород, на котором выращивается зелень и некоторые овощи для нужд сада. На игровых площадках созданы тематические уголки, которые позволяют вести целенаправленную деятельность по социально-личностному и познавательно-речевому развитию детей. Тематические уголки («Фермерское подворье», «Сказки рядом с нами», «Лесные братишки», «Братья наши меньшие») позволяют знакомить детей с русскими-народными сказками, бытом и культурой сельских жителей, местом обитания и повадками лесных и домашних животных в разное время года.


На участке детей раннего возраста можно встретить сказочный пенёк с персонажами русско-народной сказки «Колобок», а чтобы всегда было весело играть, на деток смотрит яркое улыбающееся солнышко. На участке младшей группы «живут» семьи зайчиков и медведей, они очень сильные, ловкие, занимаются спортом ( волейболом), любят мёд и дружат с пчёлами. А главный символ семьи и благополучия – аист - зорко следит за порядком на вверенной ему территории. Дети подготовительной группы знакомятся с бытом семьи фермеров, узнают, что пчёлы живут в ульях, муку мелят на мельнице, а воду достают из колодца.

Ознакомление детей с природой происходит непосредственно в процессе «живого» общения с ней: дети играют, наблюдают, слушают различные литературно-художественные произведения прямо на участке, среди природного ландшафта, т.е. «погружаются» или «сливаются» с природой.

При построении предметно-развивающей  среды учитывались следующие принципы: 

Принцип активности самостоятельности, творчества

- позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

Принцип динамичности

- позволяет трансформировать пространство, с большим разнообразием предметного наполнения.

Принцип гибкого зонирования

- позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип учета половых и возрастных различий детей

- позволяет осуществлять гендерный подход и удовлетворять потребности всех возрастных категорий.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов

- визуальное оформление предметной среды. 


Принцип  индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

- позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта. 

Принцип открытости - закрытости

- позволяет осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Построение развивающей среды с учетом этих принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными способами деятельности.

На территории МДОУ растут как хвойные, так и лиственные деревья и кустарники, необычно оформленные газоны и клумбы не только радуют глаз в течение всего года, но так же выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Весной радуют глаз нежно-зеленые газоны,  кустарниковые растения, на фоне которых цветут мать-и-мачеха, одуванчики, подснежники, перелески, тюльпаны, нарциссы, ландыши, незабудки, петунии. Летом в разноцветную палитру однолетних и многолетних культур вольются настурции, ирисы, георгины, люпины„календула. До поздней осени на территории детского сада  цветут яркие астры, бархотки, бархатцы, хризантемы и октябрины.. Кроме хвойных пород ( сосенки и ели) имеются листопадные деревья — рябины, липы,  тополя, березы, плодово-ягодные – яблонька, вишня, каринка, смородина, а также  кустарники — сирень, боярышник .

Таким образом благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса МДОУ детский сад «Росинка» имеет неповторимый облик и воспринимается как особый центр культурной, эстетической и оздоровительной деятельности детей, педагогов и родителей.