litceymos.ru 1

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

Грамматические ошибки

Нарушение норм слово- и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Речевые ошибки

Это нарушение законов употребления в речи языковых единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.

 

 

2. ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

 



Вид ошибки

Примеры

1.

Повторы

Недавно я прочитал одну книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается о героях.

2.

Неудачный порядок слов

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.

3.

Нарушение лексической сочетаемости

В стихотворениях Есенина особую роль имеют сравнения. Героем рассказа «Ионыч» является образ Старцева.

4.

Употребление слова в несвойственном ему значении

Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь. Корчагин – зачинщик соревнования.

5.

Употребление лишнего слова (плеоназм)

Бесчисленное множество. Он негодовал от возмущения.


 3. Определите характер речевой ошибки.

1. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии.

2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

3. Автор увеличивает впечатление.

4. Молодой юноша очень прекрасный.

5. Мысль развивается на продолжении всего текста.

6. Автор использует художественные особенности.

7. Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

8. Погода сопутствовала хорошему отдыху.

9. Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности.

10. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.

4.ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

 



Вид ошибки

Примеры

1.

Ошибочное словообразование

Утопничество; взятничество; скучание.

2.

Одновременное употребление полной и краткой формы прилагательного в составном сказуемом

Жизненный путь героя тяжел и трагичный.

3.

Смешение прямой и косвенной речи

Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной.

4.

Неверное построение предложений с деепричастным оборотом

Читая статью, всегда делаются пометки.

5.

Неправильный выбор падежного окончания


Нет время; без рельс; мечта к свободе; согласно плана.

 5.Определите характер грамматической ошибки.

1. Произведя ряд расчетов, задача была решена.

2. Владельцам вишневого сада грозит разорительство.

3. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представилось мне русским княжеством.

4. Я очень сожалею за случившееся.

5. Наша группа была сплоченная, дружна.

6. Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника.

7. Мы подготовили около двухста специалистов, но только третья часть из них сдала экзамены.

8. Некоторые люди, особенно с нашего поколения, не воспринимают современной музыки.

9. Перед праздником магазин проводит распродажу чулок и носок.

10. Я себя чувствую себя более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом.

11. Не все хотят оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению.

12. Она взяла его под руку и сказала, что вы лучший из людей, которых я знала в жизни.

13. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком.

 6. Исправьте ошибки: пример об успехах ученых; описывать о детстве; возглавить движение; верность к мужу; озабочен о здоровье детей; кануть в историю; взаимное уважение друг друга; коснуться о теме любви; он похож с сестрой; указать о недостатках; посвятить жизнь на благо родины; сформулировать тему; выразить свой ответ; занять звание чемпиона; должность заведующего кафедры, познакомиться с местными аборигенами, задержаться благодаря плохой погоде, оказать вред.

 7. Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).

1.К концу жизни мировоззрения поэта изменились.

2.Он понимает о необходимости помочь народу.

3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.


4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.

5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.

6. Для документов необходимо фотографироваться анфас.

7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме.

8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные.

9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась.

10.Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.

11.Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее.

12.Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна.

13.Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно.

14.Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.

15.Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.

16.Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело.

17.В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.

18.Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может.

19.Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал.

20.В заключение слово для доклада представили директору завода.

 

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ:

3. Определите характер речевой ошибки.

1. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии. (нарушение лексич. сочетаем.)

2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. (употребление слова в несвойств. значении)

3. Автор увеличивает впечатление. (нарушение лексической сочетаемости)

4. Молодой юноша очень прекрасный. (употребление лишнего слова)


5. Мысль развивается на продолжении всего текста. (употребление слова в несвойств. значении)

6. Автор использует художественные особенности. (нарушение лексической сочетаемости)

7. Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. (употребл. лишнего слова)

8. Погода сопутствовала хорошему отдыху. (употребление слова в несвойств. значении)

9. Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности. (повтор)

10. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки. (плеоназм)

5.Определите характер грамматической ошибки.

1. Произведя ряд расчетов, задача была решена. (построение предл. с ДО)

2. Владельцам вишневого сада грозит разорительство. (ошибочное словообразование)

3. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представилось мне русским княжеством. (построение предл. с ДО)

4. Я очень сожалею за случившееся. (неправильный выбор падежной формы)

5. Наша группа была сплоченная, дружна. (одновременное употребление полной и краткой ф. прил.)

6. Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника. (ошибочное словообразование)

7. Мы подготовили около двухста специалистов, но только третья часть из них сдала экзамены. (ошибочное словообразование)

8. Некоторые люди, особенно с нашего поколения, не воспринимают современной музыки. (неправильный выбор падежной формы)

9. Перед праздником магазин проводит распродажу чулок и носок. (ошибочное словообразование)

10. Я себя чувствую себя более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом. (ошибочное словообразование)

11. Не все хотят оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению. (неправильный выбор падежной формы)

12. Она взяла его под руку и сказала, что вы лучший из людей, которых я знала в жизни. (смешение прямой и косвенной речи)


13. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком. (ошибочное словообразование)

  6. Исправьте ошибки: пример успехов ученых; описывать детство; возглавить движение; верность мужу; озабочен здоровьем детей; кануть в лету; взаимное уважение; коснуться темы любви; он похож на сестру; указать на недостатки; посвятить жизнь во благо родины; сформулировать тему; выразить свою мысль; завоевать звание чемпиона; должность заведующего кафедрой, познакомиться с аборигенами, задержаться ввиду плохой погоды, нанести вред.

 7. Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).

1.К концу жизни мировоззрения поэта изменились. (грамматическая)

2.Он понимает о необходимости помочь народу. (грамматическая)

3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. (грамматическая)

4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах. (речевая)

5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты. (речевая)

6. Для документов необходимо фотографироваться анфас. (грамматическая)

7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме. (речевая)

8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные. (грамматическая)

9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась. (грамматическая)

10.Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр. (речевая)

11.Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее. (речевая)

12.Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна. (грамматическая)

13.Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно. (речевая)

14.Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.(грамматическая)


15.Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен. (речевая)

16.Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело. (речевая)

17.В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. (речевая)

18.Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может. (грамматическая)

19.Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал. (грамматическая)

20.В заключение слово для доклада представили директору завода. (речевая)

 




Система изобразительно-выразительных средств языка

3. Фонетические средства выразительности.

 

Благозвучие – состоит в красоте и естественности ее звучания

 

 

Аллитерация – повторение одинаковых, созвучных согласных звуков

 

Полночной порою в болотной тиши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши... (К.Д.Бальмонт)

Ассонанс – повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков

 

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут. (М.Ю.Лермонтов)


Ономатопея (от греч. onomatopoieia – производство, образование названий; от onoma – имя + poieо – делаю, творю) – троп, заключающийся


в звукоподражании


1. Прямое звукоподражание.

 

2. Слова, созданные путём звукоподражания.

 

3. Искусственно образованные слова, условно имитирующие звуки.

1. Колокольчик динь-динь-динь.

 

 2. Журчит ручей. Каркает ворона.

 

 

3. Ветропросвист экспрессов, крылолёт буеров

 

 

4. Изобразительные средства синтаксиса

 

Синтаксический параллелизм (от греч. Parallelos – идущий рядом) – сопоставление двух являний путем параллельного их изображения; для С.П. характерной чертой будет однородность построения фразы

В синем море волны хлещут,

В синем небе звезды блещут. (А.С.Пушкин)

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, но имеющий лирико-эмоциональное значение

Куда ты скачешь, гордый конь?

И где опустишь ты копыта? (А.С.Пушкин)

Риторическое восклицание

Ты меня любишь? Да? Да? О, какая ночь! Чудная ночь! (А.П.Чехов)

Риторическое обращение – обращение к предполагаемому собеседнику, к явлениям природы, к читателю...

Дух бродяжий! Ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст... (С.Есенин)

Бессоюзие (асиндетон) – отсутствие в предложении союзов, придающее речи стремительность, убыстрение

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон... (А.С.Пушкин)


Многосоюзие (полисиндетон) – повторение одних и тех же союзов

И земля, и огонь, и любая река, и гора,

Ангара, и Арагва, и Днепр, и Двина, и Непрядва... (П.Антокольский)

Парцелляция – дробление, деление фразы на небольшие фрагменты

Я поэт. Я не связан. Я полон беспредельной любви к миру.

 


Система изобразительно-выразительных средств языка

Система изобразительно-выразительных средств языка

1. Тропы – слова и выражения, употреблённые в переносном значении.

ТРОПЫ

Определение

Виды

Примеры

Метафора (от греч. metaphora – перенос) – сближение явлений по зависимости их значений; скрытое сравнение.

 

Горит восток зарёю новой….

Пчела из кельи восковой

Летит за данью полевой...

Метонимия (от греч. metonymia – переименование) – указание на отдельное явление, за которым предполагаются остальные; сближение явлений по смежности.

 

Все флаги в гости будут к нам.

Вся изба храпела.

Принеси Пушкина.

Синекдоха – разновидность метонимии, перенос значения по количеству (замена жизненного явления названием его части вместо целого).


 

Швед, русский – колет, рубит, режет…

Мы все глядим в наполеоны

Металепсис – разновидность метонимии, в которой заменяется логически предшествующее понятие последующим, или наоборот.

 

Чтобы понять, надо сначала услышать.

Антономазия (от греч. antonomasia – переименование) – замена имени нарицательного собственным (или наоборот)

 

Сколько донкихотов развелось!

Свободы, Гения и Славы палачи!..

Катахреза ( от греч. katachresis – злоупотребление) – необычное или ошибочное сочетание слов (понятий) вопреки несовместимости их буквальных значений

 

Зелёный шум.

Есть (пожирать) глазами.

Аллегория – Иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа

 

Хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

Басни И.А. Крылова.

Библейское изречение: «Перекуём мечи на орала» – аллегорический призыв к миру.

Эмфаза – сужение значения

 

Тут нужен герой, а он только человек (то есть трус).

Перифраза (от греч. peri – вокруг, около + phraso – говорю)использование описания вместо собственного имени или названия


 

Создатель «Евгения Онегина» (вместо Пушкин).

Петра творенье (Петербург).

Эпитет – художественное определение

1. Существит.

2. Прилагат.


3. Наречие и

деепричастие

1. Бродяга-ветер.

2. Серебряная берёза (метафорический эпитет).

3. Жадно глядит,

несётся сверкая

Ирония – скрытая насмешка

 

Забил снаряд я в пушку туго // И думал: угощу я друга! // Постой-ка, брат, мусью…

Откуда, умная, бредёшь ты, голова?.. (об осле).

Сарказм – злая и язвительная насмешка-издевка, высшая степень иронии, одно из сильнейших средств сатиры

 

 

Гипербола – художественное преувеличение, использованное, чтобы усилить впечатление.

 

В шар земной упираясь ногами, // Солнца шар я держу на руках…

Литота – художественное преуменьшение

 

Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок, осиная талия.

Эвфемизм ( от греч. еu – хорошо + phemi – говорить) – слово или выражение, смягчающее или заменяющее оборот, который по каким-то причинам не может быть употреблён.


 

Ваша невеста долго жить приказала (вместо умерла).

Находиться в объятьях Морфея (вместо спать).

Сравнение – предметное или смысловое сходство явлений

1. При помощи союзов

как, как будто, словно, точно, подобно, что (в значении как).

2. С использованием творительного падежа.

3. С использованием соотносительных форм.

4. Отрицательное сравнение.

5. Развёрнутое сравнение.

1. Глаза как звёзды.

Звёзды словно очи.

Города что магниты.

 

2. Слово крошкой в руках улеглось…

3. Белей, чем горы снеговые…

 

4. Не ветер бушует над бором…

 

5. Так летом глыба снеговая, // Цветами радуги блистая, // Висит, прохладу обещая, // Над беззаботным табуном…

Символ (от греч. symbolon – условный знак) – слово или выражение, скрывающие в себе особый, тайный смысл, раскрывающийся только в контексте произведения.

 

Тень несозданных созданий колыхается во сне, // Словно лопасти латаний на эмалевой стене…

Тайны созданных созданий с лаской ластятся ко мне, /\ И трепещет тень латаний на эмалевой стене… (эмалевая стена – ширма, за которой молодая женщина играет на рояле, созданные создания – музыка).

Олицетворение (прозопопея – от греч. prosopon – лицо + poieo – делаю) – изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

 

Робко месяц смотрит в очи, // Изумлён, что день не минул…

Осторожно ветер из калитки вышел


Овеществление – уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам.

 

Гвозди б делать из этих людей: // Крепче б не было в мире гвоздей…

  

2. Стилистические фигуры – построенные по-особому синтаксические конструкции

 

Оксюморон ( от греч. oxymoron – остроумно-глупое) сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение.

Живой труп.

Слёзы радости.

Анафора (единоначатие) – оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов звуковое единоначатие состоит в повторении отдельных созвучий

Жди меня, и я вернусь!

Только очень жди!

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара... (К.Симонов)

Эпифора – повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А.Блок)

Антитеза - противопоставление

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой... (А.С.Пушкин)


Градация – постепенное усиление или усугубление признака

Большой, огромный, громадный, гигантский

Инверсия – нарушение прямого порядка слов, перестановка частей фразы

И девы песнь едва слышна

Долины в тишине глубокой. (А.С.Пушкин)

Умолчание – прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее

А этот? этот мне принес Тибо –

Где было взять ему, ленивцу, плуту?

Украл, конечно; или, может быть,

Там на большой дороге, ночью, в роще... (А.С.Пушкин)

Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого

Пороша. Мы встаем, и тотчас (...) на коня,

И рысью (...) по полю при первом свете дня. (А.С. Пушкин)





Советы выпускникам:  
                              Как подготовиться к сдаче экзаменов
ЕГЭ - это стрессовая ситуация. Неумение владеть собой в этой ситуации может быть одной из причин неуспеха сдачи экзамена. Первая эмоция при подготовке к ЕГЭ - это страх!
Страх может возникнуть по нескольким причинам:
1. Неуверенность в себе
2. Неуверенность в своих знаниях
3. Конфликтная ситуация и т.д.
Для успешного преодоления стрессовой ситуации прежде всего нужно:
- Настроиться психологически на предстоящее испытание, т.е. представить до мелочей ту ситуацию, обстановку в которой окажется выпускник, мысленно проиграть ее. Представить, что вы наденете, как внешне будете выглядеть...

- Проанализировать какой вы? Дать себе краткую психологическую характеристику.

Если вы неуверенный человек, если вам трудно принять самостоятельно решение, если вы привыкли искать поддержку, не можете самостоятельно приступить к работе. Зная такую особенность своего характера, вы должны учиться делать самостоятельно выбор стратегии деятельности. Нужно просмотреть весь материал, а затем решить простые задачи, постепенно переходя к сложному. Таким людям лучше заняться аутогенной тренировкой, это поможет снять психологический барьер в стрессовой ситуации.
Если вы невнимательный человек, рассеянный, вам трудно сосредоточенно выполнять работу без ошибок. Люди с такой особенностью должны помнить, что они в стрессовой ситуации могут нерационально использовать отведенное время. До сдачи экзамена нужно научиться использовать для самоорегуляции деятельности различные материальные средства, такие как часы, умение составлять план своих действий, умение использовать линейку (класть на то задание, которое выполняешь и т.д.). Такие люди быстро устают, поэтому нужно научиться отключаться (давать себе отдохнуть).
Если вы организованный, ответственный, исполнительный, такие учащиеся отличаются высокой успеваемостью. Задание делают лучше всех. Для таких учащихся мало сделать хорошо, надо сделать блестяще. ЕГЭ для анной категории - это тот самый случай, когда верная оказывается пословица «Лучшее — враг хорошего». Им нужно сделать все, причем без ошибочно. Еще один камень преткновения для них - это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Таким людям нужно осознать причину между «достаточным» и «превосходным». Нужно понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.

Ели вы астеничный (слабый, болезненный человек, очень быстро утомляетесь). Вы должны помнить, что в стрессовых ситуациях усталость наступает еще быстрее, снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени (3 часа). Очень важно таким учащимся не переутомляться до экзамена. Должен быть строгий режим, работа сочетаться с отдыхом, правильным питанием. Во время экзамена таким детям нужно:

1. Несколько перерывов
2. Выполнять задания не спеша (не загонять себя)
3. Настроить себя на спокойный ритм работы.
Зная себя, какой я? Это уже половина успеха при сдаче ЕГЭ. Вторая половина будет состоять из умения применить свои знания на практике, т.е.:
1. Умение воспринимать информацию в тесте
2. Умение анализировать содержание теста

3. Умение выражать свою позицию
4. Умение последовательно излагать свои мысли.
Если это минимум выпускник может отнести к себе, то он может справиться с этой стрессовой ситуацией во время сдачи ЕГЭ, и он будет успешен!
Подготовка к экзамену
• Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
• Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
• Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
• Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
• Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
• Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

• Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

• Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
• Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
• Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
• Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
• В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о

рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
• Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене
3 часа.
Во время тестирования
• В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
• Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
• Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:

• в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком "Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов" ты должен под номером задания пометить знаком "X" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.

• в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком "Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора", куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.
• в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.

• Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток". Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений - не больше шести.
• В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
• При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.
Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

• Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

• Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
• Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
• Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
• Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
• Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

• Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
• Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
• Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
• Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.