litceymos.ru 1


Муниципальная общеобразовательная школа №3





РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ


Педагог-психолог Женеева Л.А.


г. Гуково

2011г.


КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПРЕОДОЛЕТЬ ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ В ШКОЛЕ.


(родительское собрание)

Наша основная задача – сохранение физического и психического здоровья детей. Поэтому необходима помощь ребенку педагогом, родителями.

О том, что обучение в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большинство родителей оценивает начало обучения в школе, как переломный в социально – психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль – ученик – со своими плюсами и минусами.

Начало обучения – самый напряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий ( с перерывом через 40 минут), обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе и просто сидеть так долго.

Особенно сложным для первоклассников 6-7 лет в школе является период от 4 до 7 недель. Ни день, ни неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по настоящему. Этот процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, к новым видам деятельности, к новым нагрузкам называется адаптацией. В это время некоторые дети очень шумны, кричат без удержу носятся по коридору, а когда удается «улизнуть» со своего этажа, то и по лестницам, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно; другие,

напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут; у некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения (называются функциональными отклонениями) вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения. Трудности испытывают дети и «домашние» и посещавшие детский сад. При нормальном протекании процессе адаптации в подавляющем большинстве случаев функциональные отклонения проходят как бы сами собой.


Большинство детей адаптируется к школе достаточно быстро, однако есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит (даже на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и долго болеют, причем болезни во многом носят психосоматический характер; Эти дети составляют «группу риска» с точки зрения возникновения школьного невроза. Дети с затянутым процессом адаптации нуждаются во внимании со стороны психолога.


Из книги Г. Эберлейн «Страхи здоровых детей»: «Некоторые дети к середине дня оказываются переутомленными, потому что школа для многих из них является стрессогенным фактором.

Уже дорога в школу в городах требует от них повышенного внимания. На протяжении дня у детей не бывает полного расслабления ( отсутствует луг, лес)».

Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота. Часто у таких детей нарушается сон. Страх перед предстоящей работой в классе столь велик, что ребенок в решающие дни совсем не может идти в школу. У него по утрам развивается рвота. Идти в школу или не идти решает мать.

Трудности обучения в школе могут иметь одинаковые внешние проявления, отражающиеся в поведении ребенка, его успеваемости, отношениях в коллективе и т. п., но их причины, физиологические и психологические механизмы, их этиология могут быть совершенно различными. Поэтому помощь ребенку в каждом отдельном случае должна быть направлена не на изменение поведения как такового, а на устранение нежелательных причин. Важно, чтобы помощь была систематической, целенаправленной, чтобы учитель и родители работали согласованно, чтобы в каждом конкретном случае знали, что эффективнее, правильнее, доступнее.

Практически никогда не удается выделить одну отдельно взятую причину, будь то состояние здоровья, неблагоприятные социально – бытовые условия, дефекты воспитания, недостаточная готовность к обучению, индивидуальные особенности развития.



Дети должны привыкнуть к школе, урокам, переменам, учителю, классному коллективу, дисциплине и к тому, что теперь они будут не только играть, как раньше, но и учиться.

Нервно – психическая сфера ребенка очень чувствительна к различным неблагоприятным воздействиям. Перенесенные заболевания, тем более повторные, психические переживания, непосильные эмоциональные, умственные, физические нагрузки могут явиться причиной резкого ослабления функционального состояния нервной системы, привести к ухудшению психического здоровья, развитию так называемого астенического состояния (астения – слабость).

Нередко дети жалуются на головные боли, головокружение. Утомление у них выражается резко сниженной умственной работоспособностью, замедленным темпом деятельности. Как правило они не успевают выполнять задания в классе. Иногда ребенок очень старательно готовит дома какой – нибудь урок, но в классе, у доски, теряется, пугается, как будто совсем не учил урока. Поэтому вовремя надо бить тревогу, для привлечения педагогической коррекции и медицинской помощи.

Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение ему помочь.

Следует «не давить « на ребенка, а спокойно, вместе с учителем разобраться, меньше думая «как заставить», а не больше «как помочь». Важно преодолеть страх перед посещением школы, создание совместной работы учителей и родителей.

Главной помощью детям являются организация щадящего режима, полноценного сна и отдыха на воздухе, снижение учебной нагрузки, рациональная организация домашних учебных заданий (10-15 минут работы, 10-15 минут отдыха, лучше под музыку попрыгать, потанцевать).

Не следует требовать от ребенка выполнения задания «в один присест». Совершенно недопустимо, когда родители в

наказание за плохую успеваемость лишают детей прогулки, отдыха, активно выражают недовольство, «учат» ремнем.


Самый важный результат такой помощи – это восстановление у ребенка положительного отношения к жизни, в том числе к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе ребенка – родителям и учителям.

Когда учеба приносит детям радость, школа не является проблемой. Бывают случаи, когда трудности ребенка в адаптации к школе были связаны с отношением родителей к школьной, школьным успехам ребенка (прежде всего матери).

Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо, опасения, что ребенок будет простужаться, болеть. С другой стороны, это ожидание от ребенка только высоких достижений и активное демонстрирование ему своего недовольства тем, что он с чем – то не справляется, чего – то не умеет.

Литература:


  1. Безруких М.М. Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? – 1996.

  2. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина и др. – М., 1991

  3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе?

М., 1994