litceymos.ru 1

Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке


Любая деятельность детей, а художествен­ная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметно-пространственной среды. Поэтому так важно для домашних занятий рисованием и лепкой правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специ­ально оборудованный уголок творчества.

В первую очередь родителям необходимо при­обрести разнообразный художественный матери­ал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кис­ти, простые и цветные карандаши, восковые и па­стельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для малыша. Итак, для рисования прежде всего потребуется бумага - ли­сты из альбомов для рисования и листы большого формата: ватман или оставшиеся после ремонта рулоны обоев. На такой бумаге ребенку удобно рисовать и карандашами, и красками: она не про­мокает и не коробится, как тонкая бумага или тетрадные листы. Кроме того, большие листы позво­ляют ребенку не ограничивать движения руки.

Позаботьтесь о форме листа бумаги. Это мо­жет быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких-либо пред­метов: посуды (чашка, чайник), одежды (платье, брюки, рубашка), головных уборов (шапка, шля­па) и т.д. Запаситесь цветной бумагой или затонируйте часть альбомных листов. Для этого возьмите небольшое блюдце с водой и разведи­те в нем гуашь (интенсивность цвета будет зави­сеть от количества используемой краски). Затем окуните туда поролоновую губку, слегка ото­жмите ее и равномерно нанесите разведенную гуашь на лист бумаги, направляя руку справа на­лево. Через некоторое время краска высохнет, и вы получите цветные листы. Таким образом вы готовы предложить малышу разную по форме, цвету и размеру бумагу. Запас бумаги необхо­дим, чтобы можно было заменить неудачно на­чатую работу или вовремя предложить второй лист, если ребенок захочет порисовать еще.


Первые краски, с которыми знакомится ма­лыш, - гуашь. Это специальные наборы производ­ства заводов «Гамма» и «Луч» (фото 1). Гуашь выпускается в пластиковых баночках объемом 20 см3 по 6 или 12 цветов в коробке, на которой должна стоять маркировка «МОМ-ТОХ1С» (неток­сично), а также объемом по 25 мл с цветными крышками. Для малыша это удобно, так как он сам сможет выбирать нужный ему цвет краски. Для начала малышу достаточно четырех-шести цве­тов, а затем можно дать ему весь набор красок. Гуашь - это кроющая, непрозрачная краска, по­этому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска очень густая, можно развести ее водой до консистенции сметаны.


Покупая в магазине кисти, обратите внима­ние на номер на деревянной ручке. Чем кисточ­ка толще, тем больше номер. Для рисования гу­ашью подойдут толстые кисти - плоские или круглые (№ 18-20). Для малышей лучше вы­брать специальные кисти - круглые, с длинным ворсом и толстой конусообразной скругленной ручкой (фото 2). Не забудьте о банке с водой для промывания кисти, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с нее, а также о под­ставке, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если малыш решит отложить рисование.



Наиболее распространенным изобразитель­ным материалом являются цветные каранда­ши. В коробке их может быть б, 12 или 24 шту­ки. Малышу лучше всего рисовать мягкими цветными или графитными (простыми) каран­дашами (М, 2М, ЗМ). Ребенку удобно брать в ру­ки и удерживать толстые карандаши (диамет­ром 8-12 мм). Предложите малышу выбрать один из трех-четырех карандашей и рассмот­реть его. Обратите его внимание на то, что у ка­рандаша с одной стороны плоская поверхность, а с другой острый кончик, который оставляет след на бумаге. Карандаши всегда должны быть хорошо отточены. Малыш может взять предло­женный карандаш в кулачок, держать его «ще­потью» или зажать двумя пальцами - не торо­пите его взять карандаш правильно. Постепен­но он сам или с вашей помощью научится дер­жать его большим и средним пальцами, придер­живая сверху указательным. Приучайте ребен­ка складывать карандаши в коробку или ста­вить в специальный стакан после рисования.



Для рисования ребенку можно давать и па­стель - короткие палочки различных матовых цветов. В коробке их обычно бывает 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал. Только обращаться с ним надо акку­ратно - мелки ломкие, хрупкие, требуют повы­шенной аккуратности и осторожности в рабо­те. Краем мелка можно нарисовать тонкую ли­нию, а боковой поверхностью - закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом пря­мо на бумаге. Рисунок получается ярким и жи­вописным. Недостаток мелков в том, что они пачкают, легко облетают. Хранят пастельные работы в папке, переложив их тонкой бумагой.

Более практичны восковые мелки и каран­даши. Мелки представляют собой ко­роткие восковые палочки, карандаши - тоньше и длиннее. Ими легко и мягко рисовать, полу­чается широкая фактурная линия. В руке их держат так же, как и обычные карандаши.

Для рисования ребенок часто использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломасте­ры надо обязательно закрывать колпачками, иначе они быстро высохнут.

Глина - основной материал при обучении лепке. И прежде всего потому, что дает воз­можность увидеть целостность формы предме­та. Глина - природный пластичный материал. Добывают ее в разных регионах России. По цвету она может быть желтовато-коричневой, красноватой, серовато-белой, зеленовато-го­лубой, бурой. Заготовить глину можно летом. Хранят ее в ведре: на дно наливают немного воды, сверху закрывают клеенкой, целлофано­вой пленкой или плотной тканью.


Готовность глины к работе можно проверить следующим образом: раскатать жгут и согнуть в кольцо. Если при этом она не трескается и не прилипает к рукам, можно приступать к лепке.

Пластилин - наиболее распространенный пластический материал (фото 4). Он хорош тем, что не требует специальной обработки перед лепкой, имеет широкую цветовую гамму. Плас­тилин выпускают в баночках или в коробках по 6,12 кусочков. По сравнению с глиной он обла­дает меньшими пластическими возможностями - требует предварительного согревания, а в сильно разогретом состоянии теряет свою плас­тичность, прилипает к рукам. Однако сейчас в магазинах можно приобрести пластилин или пластическую массу без этих недостатков. В процессе лепки для передачи выразительности образа можно пользоваться стекой - специаль­ной палочкой с заостренным концом и широким основанием. Обычно она бывает в комплекте с пластилином. На занятиях по лепке можно ис­пользовать скалки для раскатывания глины или пластилина, а также трафареты - формочки для выдавливания различных фигур (фото 5).

Как правильно подготовить рабочее мес­то. Итак, вы приобрели весь необходимый для занятий изобразительной деятельностью мате­риал, а теперь позаботьтесь о рабочем месте для рисования и лепки. Комната должна иметь хорошее естественное освещение; если его не­достаточно, используйте дополнительное ис­кусственное освещение. Помните: свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять ра­бочую поверхность. Подберите мебель, соот­ветствующую росту малыша. Постелите на стол клеенку, наденьте на ребенка специальный ха­лат или фартук. Посадите малыша за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь над столом.


На первых занятиях рисованием предложи­те малышу только лист бумаги и одну баночку краски на выбор из двух-трех цветов (напри­мер, красную, желтую или зеленую). Не откры­вайте баночки. Когда ребенок выберет одну из них, покажите, как ее открыть. Если, заглянув внутрь, малыш захочет пальчиком взять краску, не останавливайте его, путь экспериментирует, проведя рукой по бумаге, он с удивлением об­наружит оставшийся след. А теперь можете по­казать, как надо рисовать кисточкой. Когда по­явятся первые линии, штрихи, пятна, спросите: «Что это такое? Что у тебя получилось?». По­фантазируйте вместе с ним, ищите сходство с уже знакомыми предметами, персонажами. Это будет увлекательным занятием и для вас, и для малыша. Для знакомства с материалами потре­буется 3-5 минут, а сам процесс рисования не должен длиться дольше 20-25 минут. В конце занятия обязательно похвалите малыша, пока­жите его рисунок всем членам семьи.

Как оформить детские рисунки. Вместе с ре­бенком выберите те рисунки, которые ему нра­вятся. Из белой плотной бумаги вырежьте рамку так, чтобы она была чуть меньше рисунка, нало­жите ее на рисунок. Такая рамка называется па­спарту. Можно также аккуратно обрезанный ри­сунок наклеить на плотный, больший по размеру лист бумаги, цвет которого вы подберете сами, чтобы он гармонично сочетался с рисунком. По­весьте «картину» так, чтобы ребенок мог в любое время подойти и рассмотреть ее. Кроме того, по­старайтесь выделить отдельную полку или ящик в столе для хранения папок с рисунками.

Для занятий лепкой хорошо иметь специаль­ные пластиковые подкладки размером 15x20 см или 20x30 см. Сначала предложите малышу не­большой кусок глины или пластилина, он с инте­ресом будет его рассматривать, трогать, мять, от­щипывать кусочки. Покажите, как можно раска­тать кусочек и получить «колбаску», а соединив ее концы - «баранку». Из другого кусочка мож­но скатать шарик, мячик, а если его сплющить, получится «пряник», «блинчик», «печенье».

Выделите специальное место и для работ по лепке, чтобы малыш мог сам расставлять вы­лепленные им фигурки или составлять вместе с вами простые композиции: «курочка пьет во­ду из блюдца»; «неваляшки водят хоровод»; «снеговики ждут детей» и т.д. Хорошо, если ребенок будет играть с ними, как с игрушками.

Когда у вас наберется достаточное количество рисунков и вылепленных узнаваемых форм, мож­но организовать выставку, на которую вы пригла­сите всех членов семьи. Малышу будет приятно, ведь это первая его выставка.