litceymos.ru 1

Структура и содержание программы социологического исследования


Социологическое исследование начинается с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели.

Сегодня под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию.

Все стадии работы социолога отражены в его главном документе – программе социологического исследования.

Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.

Выделяют следующие основные этапы составления программы исследования:


  • Формулировка проблемы.

  • Определение цели, задач, объекта и предмета исследования.

  • Логический анализ основных понятий.

  • Выдвижение гипотез.

  • Определение выборочной совокупности.

  • Составление инструментария.

  • Полевое обследование.

  • Обработка и интерпретация полученных данных.

  • Подготовка научного отчета.

Формулировка проблемы. Социальной проблемой называют существующую в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов.

Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно, поскольку это усложняет инструментарий и делает его излишне громоздким, что в свою очередь снижает, во-первых, качество собираемой информации, во-вторых, оперативность исследования (что ведет к старению социологических данных).


Обозначим разницу между социальной проблемой и исследовательской.

Социальные проблемы — это проблемы исследуемой группы, общественного института и т. д. Они сфокусированы на необходимости что-то делать, как-то воздействовать на объект исследования: помочь, улучшить, реформировать. Исследовательские проблемы сосредоточиваются на необходимости что-то понять, выявить, объяснить что-то до сих пор не очевидное или даже противоречащее обыденным взглядам (здесь просто узнать что-то новое об объекте недостаточно).

Определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Задачи исследования могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме исследования обстоятельства, факторы, причины.

Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа.

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Причины неуспеваемости – это предмет исследования. Он представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

Логический анализ основных понятий. Логический анализ предполагает точное объяснение содержания и структуры исходных понятий, а на этой основе – уяснение соотношения свойств изучаемого явления. Итогом подобной процедуры является теоретическая модель предмета исследования, о которой мы еще будем говорить подробнее.

Выдвижение гипотез. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.


Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования. От того, как сформулированы гипотезы, часто зависит то, какими будут методы исследования.

Определение выборочной совокупности. Различие между объектом и выборочной совокупностью заключается в том, что вторая меньше по объему и представляет уменьшенную копию первого. Если объект исследования охватывает десятки тысяч людей, то выборочная совокупность – сотни. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. На языке социологов эта операция носит название выборка. В программе исследования тщательно описывается проект выборки, который в последующем может уточняться.

Создание теоретической модели предмета исследования (ТМПИ).

Теоретическая модель предмета исследования – это совокупность абстрактных объектов, описывающих проблемное поле, которая попала в сферу вашего теоретического интереса и которая внутри себя представляет единое логическое целое.

Теоретическая модель связывает в единое целое а) одни понятия с другими, б) одни факты с другими фактами, наконец, в) факты и понятия между собой. Прежде всего она включает абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков.

Итак, центральным моментом разработки программы исследования выступает создание теоретической модели.


Литература


  1. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. – Мн.: Тетра Системс, 2000.

  2. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. – М.: ИС Рос.АН, 1996.

  3. Социология в России. / Под ред. В.А. Ядова - М.: Изд-во «На Воробьевых», 1996.
  4. Харчева В. Основы социологии. – М.: «Логос», 1997.

  5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Добро­свет, 1998.