litceymos.ru 1

Исследование мышления.
(Диагностический комплекс «Иматон» Л.А.Ясюкова)

Мышление детей.
Операциональными единицами различных типов мышления являются :


  • Образное мышление оперирует целостными образами предметов и явлений или любыми их свойствами.

  • Понятийное мышление оперирует сущностными свойствами, понятиями (или образами, характеризующими эти понятия и свойства).

  • Символическое мышление оперирует заместителями конкретных предметов, явлений, понятий, причем каждая «качественная единица» обозначена, заменена собственным символом. Символизация может осуществляться вполне произвольно и служит для удобства оперирования.

  • Абстрактное мышление оперирует формальными характеристиками объектов и явлений- количественными, интервальными, структурными, функциональными и любимы другими закономерными отношениями и зависимостями. Преобразованиям подвергаются именно эти формальные характеристики безотносительно к качественной определенности информации. Абстрактные структуры формируются как закономерное обобщение и символизация понятийных структур. Абстрактное мышление оказывается неполноценным, если оно вырастает из псевдопонятийного, комбинаторного мышления, в котором отсутствуют структуры, отражающие характеристики развития.

  Процедура обследования.

Интуитивный речевой анализ- синтез.
Инструкция. «А теперь я тебе буду говорить слова , а ты ищи , какое слово лишнее. Всего пять слов, четыре можно объединить , они друг к дружке подходят, а одно – неподходящее, лишнее, его и называй».
Материал  . 1. Река, озеро, море, мост, пруд.
2. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
3.Синица, голубь, птица, воробей, утка.
4. Стеклянный, деревянный, легкий, железный, пластмассовый.
Оценка. 1 балл - правильный ответ, 0 – неверный.

Речевые антонимы.

Инструкция «А теперь я тебе буду говорить слова, а ты подумай , какое слово будет наоборот. Например, маленький, а наоборот- большой: чистый, а наоборот – грязный. Понятно?

Материал. 1. Мягкий-…. (узкий)  или   Пластилин мягкий , а камень - ...?
2. Острый - …. (тупой)  или  Нож бывает острый, а бывает ....?
3. Широкий - …. (узкий)  или Дорога широкая , а тропинка ...?
4. Глубокий - ….( мелкий) или  Река глубокая, а лужа....?
Оценка. 1 балл- правильный ответ, 0,5- если использует подсказку, 0 – неверный, добавляет «не»

Речевые классификации.
Инструкция «А теперь другое задание. «Кастрюля, тарелка...» –какие еще слова подойдут , что еще можно добавить?» Что это такое? Как все это можно назвать одним словом?
Материал. 1. Кастрюля, тарелка….? 2. Шкаф, диван,….? 3. Окунь, карась,…? 4.Москва, Париж…?
Оценка. 1 балл - правильный ответ, 0 – неверный. Дополнительно 1 балл за подбор обобщающего слова.

Речевые аналогии.
Инструкция  «А теперь представь: « стол- скатерть». Эти два слова как-то между собой связаны. Теперь надо найти подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась  такая же парочка, как «стол- скатерть». Я назову тебе слова, а ты выбери, какое из них подойдет к слову «пол», чтобы получилось так же как «Стол- скатерть». «Пол» - выбирай: «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».
Материал.  1. «стол- скатерть». «Пол»- ? «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».
2. «Огород- морковь» «Сад» –? «Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка».
3. Часы – Время .Градусник - ?Стекло, больной, кровать, температура, врач.
4. Машина- мотор. Лодка .- ?   Река, маяк, парус, волна, берег.
Оценка. 1 балл- правильный ответ, 0 – неверный.

Произвольное владение речью.
А) Исправление семантически неверных фраз.
Инструкция «Послушай продолжение и подумай, правильно оно или нет. Если неправильно, скажи так, чтобы было верно.»
Материал. 1. Начал таять снег, и закончилась весна.

2. Этим подарком мы доставили маме большую любовь.

Б) Восстановление предложений.
Инструкция «А в этом предложении в середине что-то пропущено (слово или несколько слов). Вставь , пожалуйста, пропущенное и скажи, какое предложение получится.»
Материал. 1. Катя….своего маленького брата.
2. Мальчик…и дверь открылась.
В) завершение предложений.
Инструкция «А теперь я начну предложение, а ты закончи.» Придумай что-нибудь, чем можно было бы закончить это предложение.
Материал. 1. Если завтра будет сильный мороз, то…
2. В комнате погас свет, потому что…
3. Мальчик упал с велосипеда и разбился, потому что..
4. Валя еще плохо умеет читать, хотя…
Оценка. 1 балл- правильный ответ, 0 – неверный.

Интуитивный визуальный анализ –синтез.
Инструкция «А теперь посмотри на эти картинки. Кто в верхнем рядочке лишний? Покажи. А в следующем рядочке какая картинка лишняя?
Ответы: 1,2,3,2. Оценка. 1 балл- правильный ответ, 0 – неверный.

Визуальные классификации.
Инструкция «А здесь в верхнем рядочке две картинки лишние. Три можно объединить, а две к ним не подходят? Покажи. А здесь – какие две картинки лишние? Три картинки тоже объединяются, а две другие – лишние. Какие? Покажи.
Ответы: 1,5;  2,5;  2,5 ; 2,4. Оценка. 1 балл- правильный ответ, 0 – неверный.

Визуальные аналогии.
Инструкция « Посмотри, здесь уже объединили «виноград» и «вишню». Тогда у бегемоту вот сюда какую их этих картинок надо добавить, чтобы получилась такая же парочка? Если «виноград и вишня» , то « бегемот и ....?» Покажите.
Ответы: 4,3,2,2,2,2,4. Оценка. 1 балл- правильный ответ, 0 – неверный.

 

Абстрактное мышление.
 Инструкция 1.  « Один желудь, два желудя, цифра один..., а сюда ( показать на пустую клетку) какую из этих картинок надо добавить? Покажи эту картинку?. ( 1)

2. Посмотри, нарисован холодильник. Знаешь, для чего холодильник используют, да? На какой из этих картинок нарисовано такое, что используется не для того, для чего холодильник, а наоборот? Наоборот тому, для чего используется холодильник? Покажи эту картинку.» (2)

3. У этих двух картинок есть что-то общее. Какую из нижних картинок к ним надо добавить, чтобы она одновременно подошла и к этой ( показать на желуди) и к этой ( показать на сов) , и чтобы это общее повторялось? Какая из нижних картинок лучше всего подойдет сразу к двум верхним? Покажи. ( 2)
4. Слушай внимательно? Какое слово длиннее – «змея» или «червячок»?
Оценка. 1 балл- правильный ответ, 0 – неверный.

 

 

Интерпретация результатов.

Тип мышления

Задания

Мак.
Балл.


1ур
пато
логия


2 ур
суб-
норма


3 ур.
норма


4 ур.
Хоро
ший


5 ур.
Высо
кий


Понятийное интуитивное мышление

Интуитивный речевой анализ-синтез
Интуитивный визуальный анализ-синтез

8

0-1

2-3

4-5

6-7

 

8

Понятийное логическое мышление

Речевые аналогии
Визуальные аналогии

11

0-1

2-3

4-7

8-10

11

Понятийное речевое мышление


Интуитивный речевой анализ-синтез
Визуальные классификации
Речевые аналогии

12

0-1

2-4

5-9

10-11

12

Понятийное образное мышление

Интуитивный визуальный анализ-синтез
Визуальные классификации
Визуальные аналогии

15

0-1

2-4

5-8

9-12

13-15

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление

4

-

0-1

2

3?

4

Речевое развитие

Речевые антонимы
Речевые классификации
Произвольное владение речью

20

0-4

5-9

10-14

15-18

19-20

Понятийное интуитивное мышление

1-11 зоны- Понятийное интуитивное мышление не превышает слабый уровень развития. Ребенок не способен самостоятельно разобраться в каких-либо научных построениях школьной программы. Он может выучить материал, но не способен понять его суть и использовать школьные знания в своем личном опыте. Если учебная деятельность ребенка пока успешна, то только за счет усидчивости и памяти. Если при этом и понятийное логическое мышление развито слабо, то проблемы могут возникнуть очень быстро.

111-зона- Средний уровень развития понятийного  интуитивного мышления. Свидетельствует о том, что необходимые зачатки для развития полноценного мышления имеются, но прогноз является неопределенным. Само по себе мышление не развивается, категория «созревание» к нему не применима. Для развития полноценного понятийного мышления в данном случае ребенку необходима помощь. Взрослые должны постоянно контролировать , чтобы ребенок не просто вызубрил и повторил заданный материал, но и правильно его понимал.
1У-У зоны – Хороший и высокий уровни понятийного  интуитивного  мышления. Ребенок способен понимать и вписывать в свой личный опыт школьные знания, прогноз для развития полноценного понятийного мышления благоприятный.

Понятийное логическое мышление.
Благодаря данному типу мышления ребенок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать их на практике, то есть может действовать в соответствии с заложенным в нем алгоритмом.
1-11 зоны- Понятийное логическое мышление не превышает слабый уровень. Ребенок фактически не умеет работать по правилу. Он может вызубрить, но не умеет их применять и делает ошибки. Он может использовать правило только на том материале, на котором оно объяснялось, и не способен выполнять аналогичные задания. Либо ребенок не понимает , какова зона применения правила , и использует его  там, где оно не работает. Возможны ошибки в правописании.
111-1У зоны – Средний и высокий уровень развития понятийного логического мышления. Ребенок способен чувствовать ( понимать, осознавать) смысл, суть закономерностей, с которыми он имеет дело, и правильно применяет их на практике. В обучении важно учитывать репрезентативную систему ребенка.

При развитии речевого мышления ребенок лучше воспринимает и понимает материал на слух, то есть, когда слышит объяснения, когда рассуждает самостоятельно или обсуждает что-то с другими людьми. Попытки использовать схемы, рисунки и иллюстрации могут только отвлечь или запутать его. Ребенок - аудиал мыслит фразами, а не глазами. Наиболее эффективные для него способы объяснения – это грамотно построенные предложения, последовательные и подробные рассказы.

Если развито образное мышление, а речевое развито слабо, то подробные рассказы оказываются бессмысленными. Ребенку важно это увидеть. Он лучше понимает, когда есть схемы, иллюстрации, таблицы, когда ему просто показывают, как надо действовать, и мало говорят. Такие дети не все помают на уроке, если учитель в большей степени использует словесные объяснения ( больше рассказывает) , но легко соображает дома, когда родители показывают то, что учитель пытается объяснить словами. Однако понимание со слух абсолютно необходимо при обучении в школе. И его можно и нужно развивать. Для этого ребенок должен проговаривать вслух все свои действия, объясняя, почему он делает именно так, а не иначе.
Задания на абстрактное мышление решаются посредством выделения различных формальных признаков (количественных, интервальных, функциональных) и оперирования ими.
При слабом уровне развития ребенок не в состоянии отвлечься от качественного содержания материала. Задания для него остаются непосильными.

Стимульный материал
1. интуитивно- понятийное мышление. С. 6


Визуальные аналогии.