litceymos.ru 1

Использование ИКТ - технологий на уроках биологии и географии.


Педагогическое мастерство – это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправлять их на разностороннее развитие и совершенствование личности; формировать ее мировоззрение, способности потребности в социально значимой деятельности.

Современный ученик предъявляет к учителю новые требования для формирования и реализации своих личностно – ориентированных компетенций.

Инновационная направленность педагогической деятельности, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, требует постоянного поиска новых организационных форм,  технологий обучения.

Информационные технологии становятся хорошим помощником учителю  биологии и  географии, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. Помогает интегрировать мыслительную и практическую деятельность детей при использовании компьютера с применением соответствующего программного обеспечения. Использование ИКТ увеличивает долю информации, активизирует наглядно-образное мышление, развивает внимание, воображение, творчество, оказывает значительное эмоциональное воздействие на учащихся.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатом обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность и деятельность учения. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Необходимо развивать навыки самостоятельной работы ребенка, в том числе проводить тренировочные и проверочные работы в системе Интернет. За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках географии и биологии:


*Работа в Word: тексты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;

*Работа в  PowerPoint: мультимедийные презентации учителя и учеников;

*Использование Internet и медиаресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации и т.д.)

Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией

Результатом использования ИКТ на уроке считаю, прежде всего, повышение интереса обучающихся к изучению предмета. Все большее количество учеников стараются готовить домашние задания, используя компьютер.

На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время  эффективно работают электронные учебники и программы:


  1. «Биология.1С Репетитор»

  2. «Школьный курс биологии»

  3. «Анатомия»

  4. энциклопедия Кирилла и Мифодия

  5. лабораторный практикум «Биология. 6-11 класс»

  6. электронный атлас по ботанике и зоологии

  7. Ресурсы ФЦОР и ЭОР

      Все они  содержат обширный материал по всем разделам курса биологии и географии.   В них представлены  фотографии, озвученные видеофрагменты, анимации с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, интерактивные трехмерные модели, позволяющие наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения, обширный справочный материал.  Также, совместно с учащимися, разработаны   мультимедийные презентаций для  5 –11 классов, которые используются на уроках. Например: «Царство Вирусы» – 10 класс, «Мировые религии»-11 класс, «Путешествие по Японии»-7класс.

Кабинет биологии и географии в нашей школе оборудован компьютером, мультимедийным проектором и интерактивной доской, имеет выход в Интернет. Большой экран позволяет демонстрировать все подготовленные мной компьютерные аудио- и видеоматериалы, а также использовать Интернет-ресурсы. Благодаря интерактивной доске применяются разнообразные форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и Multimedia материалов. Данные возможности создают у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижают утомляемость учащихся.

В заключение хочу сказать, что в современной методике не может быть  «рецепта на все времена». Задача учителя заключается не в том, чтобы сформировать профессионального специалиста, а в том, чтобы помочь ребенку стать заинтересованным и вместе с тем взыскательным человеком. И в этой работе у учителя есть много «помощников», среди которых значимое место следует отвести информационно-коммуникационным технологиям.