litceymos.ru 1

СПЕЦИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

по географии для выпускников IX КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, 2005 г.

Разработка экспериментального экзамена по географии яв­ляется составной частью исследования по созданию открытой и объективной системы итоговой аттестации девятиклассников, направленной на проверку предметной компетентности вы­пускников основной школы и обеспечивающей высокую дифференцируемость оценивания.

Спецификация включает описание назначения экзамена, характеристику его структуры и содержания, подходы к составлению экзаменационных заданий, рекомендации по оцениванию. В приложении к спецификации дана демонстра­ционная версия экзамена, позволяющая показать возможные вариации в рамках предлагаемой спецификации, а также инструкция для учащихся.

1. Назначение экзаменационной работы — выявление уровней подготовки по географии с целью аттестации вы­пускников 9 классов.

Работа рассчитана на выпускников 9 классов общеобра­зовательных учреждений, изучивших курс географии основ­ной школы в соответствии с установленным минимумом содержания.

2. Документы, определяющие содержание экзамена­ционной работы.

Содержание экзаменационной работы определяется на ос­нове следующих нормативных документов:

Обязательного минимума содержания основного общего образования по географии (Приказ Минобразования России от 19.05.1998 г. № 1276);

Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089)1 .

3. Структура экзаменационной работы.

Общее число заданий в работе — 32.

Работа состоит из трех частей. Часть I (А) включает 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из трех или че­тырех предложенных). Задания направлены на проверку усвоения наиболее значимого содержания в объеме и на уровне, обеспечивающем способность ориентироваться в по­токе поступающей информации. Она предусматривает знание фактов и закономерностей, элементарных причинно-след­ственных связей, сформированность простейших географи­ческих умений и пространственных представлений.


Часть II (В) включает 7 заданий с кратким ответом (сло­во, число, сочетание букв). Задания части В проверяют более подробное знание фактов и сформированность более детальных пространственных представлений, отражающих географические различия природы, населения, хозяйства России и стран мира.

Часть III (С) включает 5 заданий, с помощью которых проверяется, в дополнение ко всем вышеназванным элементам подготовки выпускников основной школы, сформированность умений работать с источниками географической информации, устанавливать причинно-следственные и пространственные связи, применять знания о географических закономерностях для решения конкретных задач. Часть III включает задания, требующие развернутого полного ответа.

4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию географического материала и проверяемым элементам подготовки (видам деятельности)2.

4.1 Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию географического материала.

Содержание материала представлено в экзаменационной работе по всем разделам Обязательного минимума содержания школьного географического образования.

Распределение заданий по основным разделам курса гео­графии представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение заданий по основным содержательным блокам3


Разделы курса географии

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Глобус, географическая кар­та, план местности

3


1

2

Природа Земли

7

3

2

Население и хозяйство

4

1

1

Природопользование и экология

3



1

Страноведение

2

2

1

География России

5

5

3


4.2. Распределение заданий по проверяемым элементам подготовки (видам деятельности).

В экзаменационной работе проверяются элементы подготовки учащихся по географии по следующим видам деятель­ности:

Определение географических координат, направлений, расстояний по карте и плану местности.

Определение различий в поясном времени территорий.

Чтение карт различного содержания.

Анализ статистических материалов.

Воспроизведение знаний: знание фактов и (или) причин­но-следственных и пространственных связей.

Воспроизведение знаний: показ на карте географических объектов и ареалов распространения явлений или описание географического положения.

Воспроизведение знаний: отнесение объекта к определен­ному типу согласно классификации.

Применение знаний: сравнение свойств географических объектов.

Применение знаний: определение географических объек­тов и явлений по их существенным признакам.

Применение знаний: установление причинно-следствен­ных и пространственных связей.

Применение знаний: определение и объяснение особен­ностей территории на основе использования различных ис­точников географической информации.

Распределение заданий по проверяемым видам деятель­ности представлено в таблице 2.


Таблица 24


Элементы подготовки (виды деятельности)

Число заданий

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Определение географических координат, направлений, рас­стояний

1







Определение различий в пояс­ном времени территорий




1


Чтение карт различного содер­жания


1

1

4

Использование статистических материалов







1

Воспроизведение знаний: зна­ние фактов

13

3




Воспроизведение знаний: показ на карте географических объек­тов и ареалов распространения явлений или описание географического положения

1

1




Воспроизведение знаний: отне­сение объекта к определенному типу согласно классификации


2







Применение знаний: сравнение географических объектов или территорий

2

2



Применение знаний: определение географических объектов и явлений по их существенным признакам








2

Применение знаний: установление причинно-следственных связей







3

Применение знаний: определе­ние особенностей территории на основе использования различных источников географи­ческой информации и установ­ление причинно-следственных связей для решения конкретной географической задачи







1



5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Распределение задания по уровню сложности показано в таблице 3.

Таблица 3

Распределение заданий по уровню сложности


Уровень сложности заданий

Число заданий

Максималь­ный балл

% максимального балла за задания

данного уровня сложности

Базовый

20


20

50

Повышенный

8

12

30

Высокий

4

8

20

Итого

32

40

100


6. Время выполнения работы и условия ее проведения.

На выполнение экзаменационной работы отводится 90 минут.

Для выполнения работы учащиеся должны быть обеспече­ны комплектом школьных географических атласов по курсу географии России (8—9 классы) любого издательства, линей­ками.

Этими атласами разрешается пользоваться при выполне­нии всех заданий работы.

7. Система оценивания отдельных заданий и работы и целом.

В зависимости от типа и трудности задания в экзаменационной работе имеют разный вес. Выполнение каждого за­дания части 1 оценивается в 1 балл. В части 2 выполнение заданий В1, В2 и В5 оценивается в 1 балл. За выполнение за­даний В3, В4, В6 и В7 в зависимости от полноты ответа присваивается до 2 баллов. За выполнение заданий части 3 в зависимости от полноты и правильности ответа присваивается до 3 баллов. Общий максимальный балл за выполнение всего теста — 40.

8. Рекомендации по переводу суммарного балла за выполнение работы в шкалу отметок и в 30-балльную рейтинговую шкалу.

Суммарный балл за выполнение работы


Отметка

0-11

«2»

12-20

«3»

21-30

«4»

31- 40

«5»


Отметка «5» выставляется, если ученик выполнил хотя бы одно из заданий высокого уровня сложности. Задание счита­ется выполненным, если за его выполнение присвоено один или более баллов.

Для перевода суммарного балла за выполнение работы в 30-балльную рейтинговую шкалу необходимо суммарный балл, полученный учащимся за выполнение работы, умно­жить на 0,75 и округлить полученный результат в большую сторону до целого числа.

Приложение 2


ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ

Демонстрационный вариант

Часть 1

Эта часть работы содержит задании A1 - A20 с вы­бором ответа. К каждому из заданий A1 - A10 дается три варианта ответа, а к заданиям А11—А20 - четы­ре варианта ответа, только один из которых верный. Внимательно прочитайте каждое задание т все вариан­ты ответа. Обведите выбранный вами вариант ответа.

А1. Какая из перечисленных стран является крупнейшей в мире по размерам территории?

1) Россия 2) Китай 3) США


А2. Какие географические координаты имеет точка, обозначенная на карте буквой А?


  1. 15° с.ш. 15° в. д.


  2. 15° с.ш. 10° в.д.

  3. 15° с.ш. 10° з. д.


A3. Используя карты атласа, определите, какой из перечисленных городов расположен выше уровня моря.

1) Владивосток 2) Тула 3) Чита


А4. Какая экспедиция открыла Антарктиду?

1) Российская 2) Английская 3) Американская


A5. В какой день везде на Земле продолжительность дня и ночи равна?

1) 22 июня 2) 23 сентября 3) 22 декабря


А6. В составе атмосферного воздуха количественно преобладает

1) азот 2) кислород 3) углекислый газ


А7. Какая из перечисленных горных пород относится к магматическим по происхождению?

1) Известняк 2) Мрамор 3) Гранит


А8. В какой из перечисленных частей Мирового океана соленость поверхностных вод наибольшая?

1) Балтийское Море 2)Красное море 3) Охотское море


А9. К какому типу природных ресурсов относится нефть?

1)Неисчерпаемые 2)Исчерпаемые возобновимые 3)Исчерпаемые невозобновимые


А10. В результате деятельности какой из перечисленных отраслей хозяйства в атмосферу поступает наибольшее количество загрязняющих веществ?

  1. Тепловая энергетика

  2. Атомная энергетика

  3. Воздушный транспорт


A11. Горы Гималаи расположены в

1) Азии 2) Африке

3) Южной Америке 4) Австралии


А12. Какая из точек, обозначенных на карте Африки, рас­положена в природной зоне пустынь и полупустынь?

1) А 2) В 3) С 4) D





А13. Зебра является обитателем природной зоны саванн

  1. Африки

  2. Южной Америки

  3. Австралии

  4. Азии


А14. Какой буквой на карте мира обозначена территория с наибольшей средней плотностью населения?



1) А 2) В 3) С 4) D


Al5. Какая из перечисленных стран является наименее развитой в экономическом отношении?

1) Египет 2) Франция 3) Австралия 4) Канада


А16. На каком полуострове расположена крайняя северная континентальная точка России?

1) Кольском 2) Ямал 3) Таймыр 4) Чукотском


А17. Какой из перечисленных городов является крупней­шим по численности населения?

1) Ярославль 2) Тула 3) Екатеринбург 4) Рязань


А18. Большая часть чугуна, стали и проката в России про­изводится


  1. в Поволжье

  2. на Урале

  3. на Северном Кавказе

  4. на Дальнем Востоке


А19. В пределах какой из обозначенных на карте России территорий расположены наиболее крупные посевы подсолнечника?





1) А 2) В 3) С 4) D


А20. Мурманский морской порт является незамерзающим, потому что там

  1. находится база ледокольного флота России

  2. температура воздуха зимой редко опускается ниже О °С

  3. проходит ветвь теплого течения

  4. имеются термальные источники на дне залива


Часть 2

В этой части содержатся задания В1—В7, которые требуют ответа в виде сочетания букв, одного-двух слов или числа. Ответы на задания В1—В7 следует записать в находящуюся в тексте таблицу или строкуответа.


В1. Определите поясное время в Москве, если в Анадыре полночь. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ____________ ч.

В2. Расположите города России в порядке понижения в них средних температур января.

А) Новосибирск Б) Мурманск В) Якутск


Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.


1

2

3












В3. Установите соответствие между государством и его столицей.

ГОСУДАРСТВО СТОЛИЦА

1) США А) Оттава

  1. Австралия Б) Вашингтон

  2. Канада В) Нью-Йорк

Г) Канберра

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.


1

2

3











В4. Установите соответствие между страной и характерной для нее особенность.

СТРАНА ОСОБЕННОСТЬ

  1. Бразилия А) Большая часть населения проживает в долине главной реки этой страны

  2. Япония Б) Рыба и морепродукты - основа национальной кухни этой страны

  3. Египет В) Большинство верующего населения исповедуют буддизм

Г) Государственным языком является португальский

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.


1

2

3











В5. В каких двух из перечисленных регионов России наблюдается естественная убыль населения?

  1. Тверская область Б) Республика Дагестан

  2. Республика Карелия Г) Республика Ингушетия Д) Республика Якутия

Ответ: ______________ .


В6. Установите соответствие между религией и народом России, большинство верующих которого исповедуют её наряду с православием.

РЕЛИГИЯ НАРОД

  1. ислам А) карелы

  2. буддизм Б) адыгейцы

  3. местные традиционные В) буряты верований

Г) ненцы

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.


1

2

3











В7. Установите соответствие между производством и цент­ром его размещения.

ПРОИЗВОДСТВО ЦЕНТР


  1. тракторостроение А) Соликамск

  2. производство алюминия Б) Тверь

  3. производство минеральных В) Челябинск удобрений

Г) Братск

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.


1

2

3












Часть 3

В этой части содержатся задания С1-С5, которые требуют не только ответа на поставленный вопрос, но и всего хода ваших рассуждений. Ответы на задания этой части записывайте на отдельном бланке.


С1. Строение какой тектонической структуры показано на рисунке?





С2. Определите регион России по его краткому описанию:

«Эта республика имеет приморское положение. На ее тер­ритории распространена тайга, много болот и небольших, но быстрых рек, на которых построены ГЭС. На одной из рек республики находится самый высокий водопад нашей страны. Специализации промышленности республики сложилась в соответствии с ее природными ресурсами. Наибольшее развитие получили лесная, деревообрабатывающая промышленность, электроэнергетика. В столице республики производят машины, необходимые для заготовки древесины, а также мел кие суда, рыбные консервы и другую продукцию из рыбы».

С3. Какие особенности климата Якутии способствуют сохранению на ее территории вечной мерзлоты? Укажите не менее двух особенностей.



С4. Почему природа зоны степей на Восточно-Европейской равнине изменена человеком в большей степени, чем природа зоны тундры?


С5. Используя приведенные в таблице статистические данные и карты атласа, определите, какое из производств является отраслью специализаций Липецкой области, и объясните, какие факторы это обусловливают.

Таблица 1

Доля Липецкой области в численности населения
и производстве отдельных видов продукции в России в 2002 г.


Числен-ность населения

Произ­водство электро­энергии

Произ­водство тракторов

Производ­ство ми­неральных удобрений

Производ­ство дело­вой дре­весины


1,15%

0,44%

23%

0,15%

0,01%




1 В содержание работы включаются только те элементы, которые входят одновременно в оба вышеназванных документа.

2 См. приложение 1.

3 Отдельные задания работы могут проверять усвоение содержания не­скольких разделов, поэтому количество задания, указанных в таблице, боль­ше, чем количество заданий в варианте экзаменационной работы.

4 Отдельные задания работы могут одновременно проверять сформированность нескольких видов деятельности, поэтому количество заданий, указанных в таблице, больше, чем количество заданий в варианте экзаменационной работы.