litceymos.ru 1

Интеграция ребенка с особенными образовательными потребностями в социальную среду сельской школы.


По мере гуманизации общества все более популярной становится идея интеграции в общество людей с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью. Интеграция означает процесс и результат предоставления таким людям прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих его отклонения в развитии и ограничения возможностей.

Применительно к детям c ОВЗ идея интеграции означает, прежде всего, возможность обучения их в обычных классах массовой школы. Более подробно можно представить процесс интеграции следующим образом:


  • Дети с ОВЗ посещают те же школы, что их братья, сестры и соседи;

  • Они находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста:

  • Они имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;

  • Они обеспечиваются необходимой поддержкой.

К сожалению, не редко интеграция носит стихийный характер, при которой, как правило, выполняются два первых из выше перечисленных условий и не выполняется третье и четвертое.

Проблема особенностей психического развития сначала изучалась в основном в связи с учебной деятельностью. Это вызвано необходимостью коррекции особенностей познавательной деятельности таких детей.

Проведенные психологические исследования других особенностей детей с ОВЗ выявили и некоторые эмоционально-волевые черты, затрудняющие процесс социальной адаптации. Не вызывает сомнения, в частности, что такие дети могут испытывать затруднения в общении с нормально развивающимися сверстниками, оптимально разрешать сложные ситуации, возникающие во взаимодействии с взрослыми в школе и в других сферах официального общения. Для оказания помощи детям с ОВЗ необходимо изучение и этой стороны их активности. Не меньший интерес и практическую важность представляют собой личностные особенности этих детей.


Рассмотрим некоторые аспекты интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду школы.

Учебная деятельность.

Отношение к учебе.

Педагоги отмечают, что многие дети с ОВЗ в начале школьного обучения ходят в школу с удовольствием. Позднее между этими детьми обнаруживают различия.

Школьное обучение любого ребенка сопровождается постоянным оцениванием его труда со стороны учителя. Педагогическая оценка оказывает немалое влияние на отношение школьника к обучению. Дети с ОВЗ получают за свою работу чаще всего отрицательные оценки.

У слабоуспевающих учащихся 3 и 4 классов резко падает процент повышенных самооценок и вместе с тем резко возрастает процент пониженных. Таким образом, в начале школьного обучения дети сопротивляются закрепляющемуся за ним статусу отстающих. К 4 классу у них возникает ощущение безнадежности и тщетности усилий. Следовательно, негативное отношение к учебе у неуспевающих школьников нередко связано с ситуацией неудачи, которая для них достаточна обычна. Естественно, что детям крайне неприятно делать то, систематически не получается. Поэтому по возможности желательно предотвращать ситуации неуспеха, применяя для этого специальные методы.

1.Целесообразно использовать на уроках различные формы групповой деятельности обучающихся.

2.Реакция на ошибки учащегося должны быть формой помощи ему. Важно не порицание, а разъяснение ошибки с одновременным формированием отношения к ней как к явлению, закономерному для любого обучения.

3. Следует чаще давать школьнику те задания, которые он выполняет хорошо. При этом они должны быть легкими, не требующими преодоления трудностей.

4. Надо оценивать конкретную работу, а не самого ученика и его способностей. Это важно не столько в поведенческом, сколько во внутреннем плане. Другими словами, лишь искреннее уважение личности ребенка дает положительный эффект.


5.Обучение должно строиться с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций. Преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучения может оказаться не достаточно эффективным. Следует иметь ввиду, что при нарушении развития ребенка сензитивные периоды могут сдвигаться во времени.

6. При выстраивании тактики коррекционно - развивающей работы не менее важно учитывать и такое ключевое явление как зона ближайшего развития. Это понятие можно определить как различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников. Таким образом, зона ближайшего развития оценивает « верхнюю границу» процессов развития, в рамках которой обучение, помощь группы сверстников создают наибольший эффект.


Особенности учебной деятельности и познавательной сферы.

Трудности школьного обучения вызывают необходимость проведения диагностического обследования.

Как правило, эти дети не усваивают программу первого класса. Они не умеют читать, причем чаще всего «спотыкаются» на слиянии звуков в слоги. Если благополучно минули этот этап, то дальнейшие затруднения связаны с темпом чтения. Как правило, увеличения темпа не происходит.

Затруднено и формирование навыка письма и письменной речи в целом. Каллиграфия часто плохая. Затруднено письмо под диктовку. Дети не умеют применять изученные правила орфографии, не видят своих ошибок. Часто встречается слитное написание предлогов со словами, дети забывают предложение начинать с заглавной буквы, ставить точку в конце предложения.

Как правило, общее отставание речевого развития. Речь отличает бедность словаря. Многие дети имеют такие речевые диагнозы, как общее недоразвитие речи третьего уровня, лексико-грамматическое нарушение, дисграфия, дислексия. Такие нарушения значительно осложняют освоение не только чтения и письма, но и других предметов.


Программа по математике тоже обычно бывает не усвоена. Дети затрудняются в устном счете в уме, многие продолжают считать с опорой на пальцы, на линейку. Долго не осваивают состав числа. Затруднен анализ задачи.

В основе этих трудностей лежат различные причины. Это и несформированность высших психических функций (восприятия, памяти, мышления), и недостаточность внимания, и неумение планировать и контролировать свою деятельность. Таки дети нуждаются в постоянной помощи педагога, достигаемые ими результаты часто оказываются нестойким.


Личностные особенности.


При наличии некоторых общих черт личности детей с ОВЗ у них проявляются индивидуальные характерологические личностные способности. Они могут приобретать форму акцентуаций - гипертрофированных или заостренных черт. Различаются несколько типов акцентуаций, знание которых может способствовать боле эффективному общению с ребенком. В полной мере акцентуации проявляются у человека начиная с подросткового возраста, однако отдельные их черты характерны и для детей младшего школьного возраста.


Особенности общения.


Несмотря на то, что явления задержки развития начинают фиксироваться при поступлении ребенка в школу, особенности таких детей накладывают отпечаток на более широкую сферу функционирования. Учитывая специфические черты мотивационной, эмоциональной и когнитивной системы детей с ОВЗ, можно с высокой долей вероятности ожидать от них недостаточно эффективного общения с окружающими. Успешное общение в данном случае важно не только само по себе, а только как основа для адаптации детей с особым темпом развития к школьной и более широкой социальной среде.

Исследование общения детей с ОВЗ позволяет в качестве основных результатов отметить следующее.

  1. Обнаружено гораздо больше различий при сравнении взаимоотношения детей друг с другом, чем при сравнении их общения с взрослыми. Можно предположить, что взрослые прилагают больше усилий для установления контакта с детьми с особыми образовательными потребностями, чем их сверстники. Следовательно, есть некоторые ресурсы повышения социальной адаптированности детей с ограниченными возможностями здоровья за счет повышения мотивации сверстников на эффективное общение с ними. Решение задачи интеграции детей с особым темпом развития в социальную среду школы предполагает взаимное приспособление двух сторон общения друг к другу. Центральным моментом этого приспособления со стороны детей с нормальным темпом развития является повышения их толерантности к детям с ОВЗ.


  2. Пространство общения для этих детей выступает в ином виде по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Детьми с ОВЗ, во-первых, фиксируются как трудные некоторые ситуации, несущественные для обычных детей (например, ситуации защиты чужих интересов). Во-вторых, некоторые личностно значимые для детей с нормальным темпом развития ситуации остаются незамеченными детьми с ОВЗ. Это, прежде всего ситуации защиты собственного мнения и отношения к окружающему, а также защиты личностного достоинства. Такие ситуации отмечаются детьми, только если посягательство на личностную целостность принимает характер открытого оскорбления. Отмеченные особенности видения проблемных ситуаций связаны, во-первых, с тем, что дети с ОВЗ плохо различают свое и чужое психологическое поле, не проводят грань между своими и чужими интересами, мнениями, оценками, с трудом формируют собственное отношение к окружающему.

  3. Поведение детей с ОВЗ в конфликте часто неэффективно по причине неумения адекватно выражать эмоции. Высказывание своего отношения к происходящему могло бы сгладить остроту конфликтной ситуации, предотвратить прямую агрессию.

  4. Некоторые проблемные ситуации во взаимоотношениях с взрослыми возникают из-за непонимания детьми с ОВЗ действий взрослых, в частности, принимаемых ими воспитательных воздействий (порицание, наказание).

  5. Дети с ОВЗ больше, чем сверстники с нормальным темпом развития, подвержены психологическому насилию. Оно выражается в давлении на ребенка, принуждении его производить действия, выгодные воздействующему лицу.

Полученные результаты позволяют сформировать некоторые практические рекомендации по оптимизации общения детей с ОВЗ.

1.Как уже отмечалось, адаптация этих детей к социальному окружению может осуществляться двумя путями: повышение по возможности личностного потенциала самих детей с ОВЗ и работа с окружающими их людьми (главным образом, сверстниками) в направлении повышения их толерантности к детям, отличающимся от них по темпу психического развития.


2. В работе с такими детьми важно обратить особое внимание на выработку умения говорить «нет» в ответ на психологическое давление и провокационные действия.

3. В отличие от нормально развивающихся детей, дети с ОВЗ нуждаются в более подробном обосновании применяемых по отношению к ним со стороны взрослых санкций и дисциплинарных воздействий.

.

Коррекционно-развивающая программа начинается с пояснительной записки, где даётся характеристика учащегося, составленная на основе наблюдений психолога и педагога. Исходя из этих наблюдений ставятся задачи коррекционной работы. Программа состоит из 4 разделов.

1 раздел программы - развитие недостаточно сформированных познавательных процессов. Он позволяет педагогу планировать содержание и форму коррекционной работы, ставя перед ребёнком постепенно усложняющиеся задачи.

Так, например, при обследовании Ани было выявлено, что у неё нужно развивать произвольное внимание, концентрацию внимания, зрительно двигательные координации, пространственное представление, а также развитие отсроченной памяти, мыслительных операций: сравнение и обобщение, обучение решению задач разного типа.

Работа осуществляется на специальных индивидуальных занятиях два раза в неделю. Продолжительность занятий 20 минут. На занятии выполняется не более 3-4 упражнений на развитие необходимых познавательных процессов. Раздел состоит из 15 занятий. В начале любого занятия проводится разминка, позволяющая настроить ребёнка на работу, а заканчивается занятие – рефлексией. Например, занятие №1. 1.Разминка.Игра на внимание «Кулак, ребро, ладошка».2.Упражнение на развитие пространственных представлений. «Посели человечка». 3.Упражнение на развитие зрительно-двигательной координации.Игра «Попади в точку»..Упражнение на развитие произвольного внимания.Игра «Ай да я».».Рефлексия. «Выбери цветной кружок».

2 раздел программы – развитие недостаточно сформированных учебных навыков. Эти проблемы выявляются в ходе заполнения педагогом таблиц по освоению программного материала по предметам. Фрагмент этой таблицы представлен вашему вниманию. В таблице написаны элементы содержания программы начальной школы, и отмечается динамика их усвоения. К примеру, у Ани по русскому языку выявлено, что она не выделяет главные и второстепенные члены предложения, не может анализировать и характеризовать звуки речи, списывать текст без ошибок, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Поэтому, на уроке она выполняет задания на решение этой проблемы: 1.Продолжи запись: гуляла (где?) 1.Орфографическое чтение слов, предложений ежедневно и т.д.


3 раздел программы – коррекция личностных особенностей. При обследовании используется социометрическая методика, позволяющая определить положение обучающегося в системе межличностных отношений класса, и методика выявления акцентуированных черт характера. Так, на социограмме видно, что Аня не лидер, но находится в дружеских отношениях с лидерской группой. Она выбрана 4-мя из 7 одноклассниками, 3 выбора – взаимные.

Акцентуированные черты характера у неё по конформному типу: она соглашается со всем, что ей предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы, девочка изменяет отношение к тем же вещам на противоположное. Ей присуще отсутствие критичности и самокритичности, несамостоятельность. Аня полностью зависит от малой группы, в которую входит в данный момент. Ей трудно освоить новые виды деятельности без образцов или лидеров, принять самостоятельное решение без опоры на мнения значимых людей, знакомится с новыми людьми, когда надо проявить себя, свои личностные качества.

Основной целью педагогической помощи этой девочке будет создание условий, где она может проявить самостоятельность, стойкость в отстаивании своих позиций. Это может быть и в проектной деятельности (например), и во внеклассной работе (например). В классе Ане надо дать возможность высказаться одной из первых (по началу - при помощи педагога), чтобы она смогла подчеркнуть свою точку зрения. Если же ребёнок будет говорить одним из последних, то он скорее всего, повторит точку зрения одного из лидеров своей группы, причём каждый более или менее серьёзный случай проявления самостоятельности нужно заметить и поощрить.

4 раздел программы – содействие совершенствованию внутрисемейных отношений, способствующих индивидуально-личностному развитию ребёнка.

Аня – один ребёнок, воспитывается в неполной семье мамой и бабушкой. Психологом проводилось обследование внутрисемейных отношений. Выявлены ошибки семейного воспитания: доминирующая гиперпротекция. Ребёнок в центре внимания, мама отдаёт ему много сил и времени, тем самым лишая его самостоятельности, ставя многочисленные запреты и ограничения. За малейшие промахи следует максимальное наказание. Чрезмерность требований и запретов усиливают конформную акцентуацию. Возможно, проявление черт тревожно-мнительной акцентуации. Кроме того, выявлена воспитательная неуверенность родителя. Дальнейшая работа направлена на коррекцию и устранение ошибок семейного воспитания. Но она будет иметь результат только при активнейшем участии мамы. Работа идёт по 3 направлениям: работа психолога; работа социального педагога; работа классного руководителя.


Психолог проводит консультации с мамой, направленные на осознание и коррекцию ошибок семейного воспитания, коррекцию взаимодействия с ребёнком. Он использует консультативные приёмы, методы саморегуляции состояний родителей, знакомит с техниками игровой терапии.

Социальный педагог оказывает профессиональную помощь родителям в решении проблем в воспитании, проводит занятия по повышению общей педагогической и психологической грамотности, корректирует нарушение адаптации и личностных дисгармоний ребёнка. Занятия ведутся как с родителями, так и с детьми.

Классный руководитель проводит занятия также с родителями и детьми, направленные на развитие личностных качеств ребёнка, учит их правильно строить взаимоотношения между собой, знакомит со способами преодоления стресса.

Комплексная работа по этим разделам поможет ребёнку успешно влиться в образовательную среду.