litceymos.ru 1



(часть I)

Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); буква обозначает звук речи (то, что мы произносим).

В основе обучения чтению лежит не буква, а звук !Представьте себе, что ребенок выучил буквы "правильно", т. е. так, как принято называть их в алфавите (БЭ, ВЭ, ЭН и т. д.). Тогда при назывании букв он будет называть два звука Б и Э, В и Э, Э и Н. Это затруднит слияние звуков при чтении слогов, в результате чего сформируется побуквенное чтение. Вместо МА-МА у ребенка получится "эМА-эМА".

Правильнее для ребенка называть согласные буквы упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П", не "ХА", а "X".

Веселая мозаика

Предложите ребенку выложить из мозаики букву заданного цвета (исходя из возможностей мозаики), заданного размера (большую или маленькую), скопировать букву с образца, который вы составите сами, сделать букву большего или меньшего размера, чем ваша. Предложите ребенку превращать буквы из одной в другую: А в Л и наоборот, Т в Г и наоборот, Е в Ё и наоборот, У в X и наоборот, П в Н или И и наоборот, Щ в Ш или Ц и наоборот. Выложите из мозаики образец буквы, пусть ребенок выложит букву по образцу или по памяти. А затем сравнит с образцом.

Волшебные палочки

Самый простой способ - выкладывание букв из палочек по образцу или без образца (по представлению). Далее усложните игру: составьте из палочек фигуру, напоминающую дверь.

учим буквы

Попросите ребенка убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква П, затем восстановите фигуру, попросите опять убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква Н, убрать 1 палочку- буква Б; 2- буква Е; 2 палочки- буква Р; 4 палочки- буква Г.


Волшебные превращения могут происходить и с еще одной фигурой, она напоминает окно.

учим буквы

Из этой волшебной фигуры можно сделать следующие буквы, убирая лишние палочки: Ф, Ю ,Ш

Предложите ребенку выполнить цепочку преобразований букв, из буквы Б сделать букву Ь; из буквы Ь - В; из В - Р; из Р -Ф, из Ф - Я.

Умные кубики

Для игры подойдут любые кубики одинакового размера - как без рисунка, так и с рисунками (в том числе от игр типа "Составь картинку"). Самый простой способ - выкладывание букв из кубиков по образцу или без образца (по представлению). Так можно выкладывать не все буквы, а только те, которые не содержат круглых или полукруглых элементов. Например: Е, Ё, Н, Г, Т, Ш, Ц, Щ, Ч, М, У, И, К.

учим буквы

Когда ребенок потренируется в выкладывании букв из кубиков, можно предлагать ему преобразовывать сложенные из кубиков буквы. Интересно будет сделать из буквы Т букву Г, убрав лишний кубик, передвинуть один кубик в букве Н так, чтобы получилась буква П, "превращать" Е в Ё, а Щ в Ш или Ц.

Веревочные буковки

На листе картона нарисуйте простым карандашом выбранную букву. Дайте ребенку клей, пусть "напишет клеем" букву. Пока клей не высох, наложите на контур веревочку. Предложите ребенку ощупать необычную букву, "запомнить ее руками". Сделайте несколько таких букв, пусть ребенок узнает их с завязанными глазами на ощупь.. Ограничьте ощупывание буквы, водите рукой ребенка только по одному фрагменту буквы, предлагая отгадать ее. Изготовленные для этой игры буквы вы можете использовать позднее для составления из них слогов и слов (вместо ниточки можно использовать крупную соль, насыпав её на контур буквы, сделанного из клея).

Песочный экран

На поднос насыпьте песок слоем около одного сантиметра. Покажите ребенку, как можно написать буквы на песке пальцем или палочкой. Попросите его написать рядом букву, такую же, как написали вы, написать букву больше или меньше вашей, дописать незаконченную букву или стереть лишнюю деталь "неправильной" буквы.

Вместо песка используйте крупы - гречку, рис, пшено, манку. Работа с разного рода сыпучими материалами развивает чувствительность пальцев рук, стимулирует речевое развитие.