litceymos.ru 1

Вопросы к итоговому зачету

по Истории фармации

для студентов 1 курса фармацевтического факультета

очной формы обучения


  1. Дать определения терминам «фармация», «история фармации».

  2. Влияние фармации на возникновение крупнейших отраслей науки.

  3. Деление истории фармации на частную и общую.

  4. Периодизация истории фармации. История всеобщей фармации.

  5. Периодизация истории отечественной фармации. Периодизация истории фармации по событиям политической истории и на основании схемы крупных хронологических эпох

  6. Периодизация истории фармации на основе деятельности выдающихся медиков, на основании развития направлений в медицине, по Лебедеву, по важности врачебных событий.

  7. Источники изучения истории медицины и фармации.

  8. Возникновение медицины в первобытном обществе.

  9. Эмпирическая медицина и ее характеристика. Эпоха матриархата.

  10. Тотемы и амулеты. Развитие медицины в эпоху патриархата.

  11. Теургическая медицина. Способы изгнания духов из организма человека.

  12. Ошибочные концепции возникновения медицины.

  13. Общая характеристика медицины в рабовладельческом обществе.

  14. История развития и медицины Шумера.

  15. История развития и медицины Вавилонии.

  16. История развития Ассирии.

  17. История медицины Ассирии. Приемы и процедуры лечения. Мистическая и эмпирическая медицина Ассирии.

  18. Лекарствоведение Ассирии.

  19. Врачебные направления в Ассирии во 2-м тысячелетии.

  20. Источники сведений о медицине древнего Востока и их характеристика.

  21. Особенности развития медицины.

  22. Храмовая медицина, ее характеристика. Способы гадания.

  23. История развития древнего Египта. Раннее царство.

  24. История развития древнего Египта. Древнее царство. Первый распад Египта.


  25. История развития древнего Египта. Среднее царство. Второй распад Египта. Новое царство.

  26. История развития древнего Египта. Поздний и Греко-римский период.

  27. Развитие медицины в древнем Египте. Бальзамирование. Мумификация.

  28. Источники сведений о медицине древнего Египта. Папирусы.

  29. Лекарствоведение, анатомия и физиология древнего Египта.

  30. Развитие химии и гигиены в древнем Египте.

  31. История развития древней Индии. Периоды развития.

  32. Источники сведений о медицине древней Индии.

  33. Характеристика медицинских сборников «Чарака – самхита». Учение Чарака. «Сушрута – самхита». Классификация возникновения болезней.

  34. Медицинское образование в древней Индии. Развитие гигиены в Индии. Закон Ману.

  35. Причины возникновения болезней и лекарствоведение в древней Индии.

  36. Классификация лекарств по Сушруту. Лекарственные формы в древней Индии.

  37. Характеристика лекарственных средств растительного происхождения.

  38. Характеристика лекарственных средств животного происхождения.

  39. Характеристика лекарственных средств минерального происхождения. Использование яды древними индусами.

  40. История развития Древнего Китая. Этапы развития Древнего Китая.

  41. Источники сведений о медицине Древнего Китая и их характеристика.

  42. Тоу Хун Цзин, Сюй Дзы Цая, Сунь Сы Мяо и их заслуги в медицине и фармации Китая.

  43. Характеристика жизненных начал «Инь» и «Янь». Терапевтические приёмы – мокса, массаж, акупунктура.

  44. Исследования пульса бальных.

  45. Лекарствоведение Древнего Китая. Классификация лекарственных средств.

  46. История развития древней Греции. Становление и формирование родового строя.
  47. История развития древней Греции. Возникновение раннеклассовых обществ. Формирование классовых обществ.


  48. История развития древней Греции. Возникновение развитие полисного строя. Классический период рабовладельческого строя. Период эллинизма и римского господства.

  49. Крепнейшие представители материализма и атеизма (Демокрит и Эпикур).

  50. Идеалистические школы Пифагора и Платона.

  51. Эмпирическая медицина древней Греции.

  52. Использование культа богов в медицине древней Греции. Асклепий, Гигиея, Панацея.

  53. Эмблемы медицины. Асклепейоны, как лечебные учреждения.

  54. Гиппократ. Его заслуги перед медициной.

  55. Аристотель. Теофраст. Их заслуги перед медициной.

  56. Серапион и Гераклид. Их вклад в развитие медицины. Териак, его значение.

  57. История развития древнего Рима. Царский период.

  58. История развития древнего Рима. Период Римской республики.

  59. История развития древнего Рима. Период Римской империи.

  60. Характеристика медицины древнего Рима.

  61. Асклепиад. Его вклад в медицину древнего Рима.

  62. Темисон. Его вклад в медицину древнего Рима.

  63. Цельс А.К. Его вклад в медицину древнего Рима.

  64. Диоскорид. Л. Скрибоний. Их вклад в медицину древнего Рима.

  65. Плиний. Его вклад в медицину древнего Рима.

  66. К. Гален. Его заслуги перед древнеримской медициной.

  67. Периодизация истории фармации средневековья.

  68. Алхимия. Характеристика периода алхимии.

  69. Гебер. Его заслуги перед фармацией.

  70. Медицина в арабо-язычных халифатах. Первый период Халифата.

  71. Второй и третий периоды Халифата.

  72. Выдающиеся выпускники александрийской школы: Ал-Мансура, Джурджус ибн Бахтишу. Ал-Мамун, Хунайна ибн Исхак. Их вклад в медицину.

  73. Рассвет средневековой арабо-язычной культуры.
  74. Развитие медицины и фармации в арабских странах. Открытие аптек. Арсенал лекарственных средств у арабов.


  75. Ар-Рази и его вклад в медицину.

  76. Авиценна и его вклад в медицину.

  77. Характеристика западной истории.

  78. Методы борьбы с эпидемиями в западных странах.

  79. Р. Луллий. Его заслуги перед медициной.

  80. А. Д`Вилланова, Альберт Великий. Их вклад в медицину.

  81. Р. Бэкон и его вклад в медицину.

  82. Создание лечебниц при церквях и университетов. Система обучения в странах Запада.

  83. Школа в Салерно. Характеристика, вклад в развитие медицины. Ученые степени выпускников школы.

  84. Развитие фармации. Появление аптек.

  85. Возникновение медицины. Причины.

  86. Эпоха Возрождения. Парацельс. Его учение и вклад в развитие медицины.

  87. И.Р. Глаубер, Р. Бойль. Их вклад в развитие медицины.

  88. Ф. Велер и его вклад в фармацию. Теория Флогистона.

  89. И.И. Бехер, Г.Э. Шталь и их вклад в медицину и фармацию.

  90. К.В. Шееле и его вклад в развитие медицины и фармации.

  91. М.В. Ломоносов и его вклад в развитие медицины и фармации.

  92. А.Л. Лавуазье и его вкладвразвитие медицины и фармации.

  93. Гомеопатия. С.Ганеман. Требования, положения и принципы гомеопатии. Арсенал гомеопатических лекарств.

  94. История аналитической химии.

  95. К.Ф. Мор, А.Ж. Лабаррак, А. Боме, М.Г Клапрот. Их вклад в развитие фармации.

  96. Л.Н. Воклен, К.К. Клаус, А.Ж. Балар, Б. Куртуа. Их вклад в развитие фармации.

  97. История органического анализа. Ю.Либих и Й.Я. Берцелиус. Их вклад в развитие фармации.

  98. А.В. Гофман, Э.Г. Фишер, В.К. Лоссен. Их вклад в развитие медицины и фармации. Принцип фенацетина.

  99. История создания наркозных средств. Г. Дэви, Д.Я. Симпсон. Их вклад в развитие фармации.

  100. История микробиологии. Л. Пастер и его вклад в медицину и фармацию.
  101. Р. Кох, Д. Листер. Их вклад в развитие медицины и фармации.


  102. Э. Беринг, Э. Джэннер. Их вклад в развитие медицины и фармации.

  103. История гигиены. М. Петтенкофер и его разработки.

  104. История судебной химии.

  105. История химиотерапии. П. Эрлих, Г. Домагк. Их вклад в развитие фармации.

  106. История открытия антибиотиков. А. Флеминг, З.В. Ермольева. Их заслуги в развитие медицины и фармации.


Критерии оценок

«Отлично»:

Оценка «отлично» выставляется студенту, обнаружившему всесторонние и глубокие знания учебного материала по дисциплине «История фармации»,
предусмотренного программой, усвоившему основную и дополнительную литературу по программе, умеющему творчески и осознанно выполнять задания, усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины и безупречно выполнившему процессе изучения дисциплины все задания, предусмотренные формами текущего контроля


«Хорошо»:

Оценку «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебного материала по дисциплине «История фармации», предусмотренного программой, усвоивший основную и дополнительную литературу по программе, успешно выполнивший все задания, предусмотренные формами текущего контроля. Ответ обоснован, аргументирован. Допущены незначительные ошибки или неточности.


«Удовлетворительно»:

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебного материала по дисциплине «История фармации», предусмотренного программой, усвоивший основную и дополнительную литературу по программе, выполнивший задания, предусмотренные формами текущего контроля, и допустивший ошибки в ответе


«Неудовлетворительно»:

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знании основного материала по дисциплине «История фармации», предусмотренного программой, допустившему принципиальные ошибки в ответе или при выполнении заданий, предусмотренных формами текущего контроля