litceymos.ru 1 2 ... 14 15

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..……..4

Политический консалтинг

как деятельность и учебная дисциплина….……………….……………….........4

Политический анализ и прогноз.

Консалтинг политического управления……………………………...….…....…14

Консалтинг в кризисных политических ситуациях………..……………..….…26

Политический маркетинг и политическая реклама как объект

консалтинга…………………………………………..………………………..…….36

Выборы в демократическом обществе ………….………………….……..…...42

Избирательная система……………..……………….…………………...…..…..49

Консалтинг имиджа публичного политика……..…………...………………….60

Консалтинг технологий восстановления

политического имиджа…………………………………….…………….….……..80

Консалтинг использования средств массовой информации

в избирательной кампании…………………………………………..….………..94

Консалтинг групповых и межличностных коммуникаций

в избирательной кампании……………………………………………….…..…117

Консалтинг избирательной кампании…………………………...…………….132

Библиографический список…….……….…………………………………..…..162

Введение

Связи с общественностью – это целая система специфической коммуникативной деятельности в различных сферах общественной жизни. В политической сфере связи с общественностью – это не только создание и поддержание имиджа политического деятеля, но и консультирование его, а также политических и общественных организаций, органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц различного уровня власти, предвыборных штабов политических партий и кандидатов в депутаты в области технологий реализации стоящих перед ними задач и проблем.

Политический консультант выполняет прежде всего два вида задач: диагностика политического процесса и консультирование политических технологий. Важнейшим направлением в деятельности политического консультанта является консалтинг избирательной кампании.

Учебная дисциплина «Политический консалтинг» входит в число специальных дисциплин специализации «Связи с общественностью», её освоение нацелено на изучение отечественного и зарубежного опыта в этом специфическом сегменте связей с общественностью, формирование у выпускника знаний теории политического консультирования и привитие навыков использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.



Политический консалтинг как деятельность и учебная дисциплина


1. Сущность политического консалтинга.

2. Политический консалтинг как учебная дисциплина.

3. Политические технологии как объект консультирования.

I

Политическая жизнь в современной России сложна и многопланова. В политической деятельности участвуют всевозможные субъекты политики, направив свои усилия на достижение определённых интересов. Политические субъекты, вовлечённые в политический процесс, оказываются порой перед выбором: какое принять решение, как поступить в той или иной ситуации, как найти выход из кризиса или победить в избирательной гонке. Для политического субъекта, стоящего перед выбором, неоценимую услугу может оказать политический консультант – специалист по связям с общественностью, дающий верный и правильный совет в этой ситуации.

Политический консультант – это специалист в области политического консалтинга.

Политический консалтинг – это деятельность специализированных компаний и специалистов по оказанию субъектом политики непосредственной помощи в виде советов и рекомендаций.

Политическое консультирование как вид деятельности существует довольно давно – советники у политических деятелей появились практически одновременно с возникновением политической жизни. Египетские фараоны и китайские императоры, Александр Македонский и Юлий Цезарь, Карл Великий и Екатерина II пользовались услугами советников, но едва ли такой уровень развития консультационных услуг можно объединить системой консалтинга. Как и нельзя сказать, кто был первым политическим консультантом.

Появление зачатков политического консалтинга в древности не следует оценивать с точки зрения деятельности или профессии. Всё-таки это были консультационные услуги, представляемые правителям со стороны мудрецов, а само политическое консультирование понималось как способ приумножения мудрости осуществляющих государственное управление.


Вот как рекомендует правителям Поднебесной китайский философ Моцзы, живший за 500 лет до нашей эры, выбирать себе советников: “Хороший лук трудно натянуть, но посланная из него стрела летит высоко и вонзается глубоко. Хорошую лошадь трудно объездить, но она может везти тяжёлый груз. Прекрасный талант трудно найти, однако мудрый может дать совет правителю и оценить достоинства”.

Ярчайшей работой по политическому консалтингу является книга Н. Макиавелли “Государь” (1513 год). Одна из глав этой книги посвящена советникам государя, в ней подчёркивается значимость их правильного выбора: “Немалую важность имеет для государя выбор советников, а каковы они будут: хороши или плохи, - зависит от благоразумия государей. Об уме правителя судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключают соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников”.

Немало свидетельств существования советников можно привести из истории нашего отечества.

«Повесть временных лет» рассказывает о том, как Святополк в городе Торжке советуется со своими помощниками: “… и сказали ему мужи разумные: “Не пытайся идти против них, ибо мало имеешь воинов”. Святополк же, послушав их, послал к Владимиру, чтобы тот помог ему”. Упоминание о штатных консультантах при крупных политических деятелях на Руси свидетельствует наименование документа, датированного 1517 годом: “Ответ советников Василия III Ивановича послу Германского Императора Максимилиана I Сигизмунду Герберштейну”.

Кем как не советниками были многочисленные фавориты при российском царском дворе?

Заметными фигурами XIX века при русских царях были М.М. Сперанский, Н.М. Карамзин, А.С. Шишков, Н.Н. Новосильцев, С.С. Уваров, которые в силу самодержавной традиции олицетворяли собой институт политического консультирования монархической власти.


Политическое консультирование на Руси и в России можно охарактеризовать следующими чертами:


  • приверженность идеям христианства, базирование на канонах православия;

  • всесторонняя и глубокая образованность политических консультантов и советников;

  • в качестве основного, практически единственного объекта политического консультирования являлись правители (князья, Великие князья, цари и императоры российские);

  • это было “внутреннее консультирование” – советники либо жили при дворе, либо занимали важные государственные посты и должности;

  • в политическом консультировании преобладала направленность на самобытность развития Российского государства и определённая “настороженность” к либеральным ценностям.

Политический консалтинг как вид деятельности окончательно сложился в XX веке. Этому способствовали следующие предпосылки:

  • демократизация общества и его элитизация, когда правящая элита нуждается в советниках и консультантах;

  • демократизация общества способствовала приходу к власти (посредством выборов) личностей, до этого профессионально политикой не занимавшихся (в этом случае помощь профессионала – политического консультанта просто необходима);

  • активное развитие средств массовой коммуникации привело к своеобразной “медиатизации” публичной политики, что в свою очередь потребовало появления рядом с политическим деятелем, в политической партии специалистов по работе с прессой, специалистов PR;

  • политическое консультирование приобрело опыт работы, сложились и были зафиксированы методы и приёмы политического консалтинга как особого вида деятельности в сфере связей с общественностью;

  • широкое внедрение в политической деятельности политических технологий вызвало необходимость в специалистах по разработке и реализации таких технологий;
  • специфика политической деятельности, а особенно процесс принятия политического решения, требует из нескольких возможных вариантов выбрать оптимальный. При принятии решений политический деятель должен выслушать мнение своих советников.


Политический консалтинг как вид деятельности появился в Соединённых Штатах Америки. Избранием на пост президента США в 1928 году Эндрю Джексона руководил Мартин ван Бюрен. В ходе этой управляемой избирательной кампании были проделаны следующие мероприятия:

  • создана общенациональная политическая организация в поддержку Э.Джексона;

  • организована группа политических активистов;

  • установлен порядок передачи информации и агитационных материалов о кандидате;

  • руководитель национальной избирательной кампании в своей деятельности опирался на руководителей в штатах и городах из числа сторонников кандидата;

  • активно использовались новостные программы в СМИ для агитации за кандидата.

В современном представлении М. ван Бюрен представлял в одном лице две современные профессии – консультанта по общим политическим вопросам и руководителя избирательного штаба.

В 1930-е годы супружеская пара из Калифорнии Клем Уайтекер и Леон Бакстер создали консалтинговую фирму, которая по сути представляет модель современной консалтинговой организации. К.Уайтекер работал до этого политическим репортёром. С 1934 по 1958 год супруги из проведённых 75 кампаний победили в 70.

Основателями политического консультирования считаются Мэт Риз, создатель Американской ассоциации политических консультантов и соучредитель Международной ассоциации политических консультантов Наполитан Джозеф, его компаньон Мишель Богран и другие.

Если говорить о национальных моделях политического консалтинга, то, видимо, можно выделить следующие:

  • американская;

  • английская;

  • французская;

  • германская.

На формирование национальных моделей политического консалтинга влияют следующие факторы:

    • уровень развития экономики;
    • степень демократизации общества;


    • историко-культурные особенности развития общества и государства;

    • степень участия и активность граждан в политической жизни;

    • зрелость гражданского общества и другие.

Отечественный политический консалтинг зародился в конце 90-х годов XX века, с проведением первых альтернативных выборов. В настоящее время находится в процессе становления и развития. В политическом консультировании основным действующим лицом является консалтинговая фирма.

Консалтинговая фирма это специализированная компания по консультированию субъектов политики, разработке и применению политических технологий в политических процессах.

Наиболее крупными и известными консалтинговыми объединениями являются:

1. Международная ассоциация консультантов политических кампаний. Учреждена в 1968 году в Париже. Организаторы – Джозеф Наполитан и Мишель Богран. Насчитывает около 125 членов из более чем 20 стран.

2. Американская ассоциация консультантов политических кампаний: насчитывает более 600 членов.

3. Европейская ассоциация политических консультантов.

4. Латиноамериканская ассоциация политических консультантов.

Политическое консультирование схематично можно представить в виде связки: субъект  услуга  объект.

Субъект это политический консультант или консалтинговая фирма;

Услуга это процесс политического консультирования;

Объект это клиент, нуждающийся в услугах консультанта.

Объектами политического консультирования являются:

  • личности – это кандидаты в депутаты различных органов публичной власти, депутаты, партийные функционеры и другие политические деятели;
  • организации – это политические партии и региональные отделения политических партий, общественные организации и движения, избирательные объединения и т.д.;


  • органы государственной и муниципальной публичной власти;

  • политические технологии и политические процессы (электоральный процесс образования партий);

  • предприятия и учреждения в политической сфере (предприятия, политические клубы и т.п.).

Процесс или технологию политического консультирования можно представить в виде следующих основных последовательно осуществляемых действий:

1. Уточнение проблемы, возникшей у объекта консалтинга.

2. Обсуждение с объектом (или заказчиком, клиентом) сути возникшей проблемы.

3. Изучение проблемы, диагностика ситуации.

4. Разработка советов и рекомендаций (предложение определённых технологий решения проблемы).

5. Доведение советов и рекомендаций до объекта консалтинга.

6. Оказание оперативной помощи объекту в процессе разрешения проблемной ситуации.

  1. Оценка результатов и последствий действий, предпринятых объектом консалтинга, внесение корректив в предложенную технологию.

8. Анализ эффективности советов и рекомендаций.

Конечный результат деятельности политического консультанта может быть одним из следующих:

  • Полное решение проблемы. При повторном возникновении проблемы клиент сможет решить её самостоятельно.

  • Частичное решение проблемы. Нерешённые проблемы клиент постепенно решит сам.

  • Проблема не решена. Делается заключение о невозможности её решения на данном этапе, вырабатывается технология управления ситуацией, подготовки к решению проблемы.

  • Проблема создана искусственно. Как правило, это происходит по причине незнания клиентом той области, в которой возникла проблема.

Политическое консультирование можно подразделить на следующие виды:

1. Разовое консультирование.

2. Долгосрочное консультирование.

3. Индивидуальное консультирование.


4. Групповое консультирование.

5. Внутреннее консультирование.

6. Внешнее консультирование и др.

Политический консультант выполняет множество функций, среди которых можно выделить следующие:


    • обеспечение познавательных потребностей клиента;

    • эмоциональная поддержка клиента, особенно в сложных ситуациях;

    • диагностика и экспертная оценка ситуации;

    • помощь клиенту в понимании и анализе ситуации;

    • снижение уровня конфронтации внутри окружения клиента и уменьшение давления на него извне;

    • анализ и диагностика идей, исходящих от клиента;

    • осуществление PR и помощь в формировании имиджа клиента;

    • разработка стратегии и тактики клиента на выборах;

    • выполнение функций доверенного лица в избирательной кампании клиента и др.

Знание основ политического консультирования является обязательным условием подготовки специалиста по связям с общественностью.

Таким образом, политический консалтинг как вид консультативной деятельности направлен на оказание помощи политическим субъектам в решении проблем, возникающих в политической жизни.

II

Политический консалтинг, как учебная дисциплина, изучается студентами специальности «Связи с общественностью» и включена в обязательный минимум основной образовательной программы в разделе «Специальные дисциплины».

Учебная дисциплина « Политический консалтинг» имеет целью формирование у выпускника знаний теории политического консультирования и привитие навыков использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельности. Основной задачей дисциплины является обеспечение необходимого уровня обученности выпускника в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

В рамках их выполнения выпускник должен освоить следующее содержание:

  • эволюция взглядов на консультирование;


  • предпосылки и состояние различных видов консалтинга;

  • национальные модели политического консалтинга;

  • имидж публичного политика, психологические характеристики лидера, роль психологии делового общения в деятельности политического лидера;

  • психологическая структура и пути оптимизации имиджа политика;

  • принятие управленческих решений и стиль лидерства;

  • технология связей с общественностью в условиях политического конфликта;

  • особенности деятельности политического консультанта во время избирательной кампании, планирование избирательной кампании, стратегия и тактика избирательной кампании, «информационные войны» в условиях избирательных кампаний;

  • приёмы и методы упреждающего психологического воздействия, используемые в политическом общении;

  • политический консалтинг в России и его место общей системе общественных связей.

В результате освоения учебной дисциплины выпускник должен:

  • иметь представление об эволюции взглядов на консультирование, о политическом консалтинге в России и его месте в общей системе общественных связей;

  • знать:

  • национальные модели политического консалтинга;

  • технологию связей с общественностью в условиях политического конфликта;

  • сущность имиджа и пути формирования имиджа публичного политика;

  • технологии политического управления и принятия политических решений, политического маркетинга и политической рекламы;

  • особенности политического консультирования избирательной кампании;

  • владеть навыками:

  • принятия управленческих решений;


  • формирования имиджа публичного политика;

  • организации и планирования избирательной кампании;

  • консалтинга избирательной кампании;

  • уметь использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности.

III

В процессе деятельности человек стремится оптимизировать производство товаров, продуктов, услуг, да и всю свою жизнь.

Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение технологии. Технология (от греч. «техно» – искусство, мастерство, умение; и .логия, логос – слово, учение) – совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Другими словами, технология – это практическое применение знаний и использование методов в производственной деятельности.

Роль технологии в социальном изменении, в общественных процессах это проблема давняя, и принято считать, что технология выполняла ключевую определенную роль в формировании развитых индустриальных обществ.

В индустриальной социологии существуют классификации различных типов технологии:

а) классификация Блоунером четырех типов технологии: ремесла, машинного производства, сборочного конвейера и технологического процесса или автоматизации;

б) классификация Вудвордом трех типов системы производства основана на степени технической сложности – мелкомасштабное и штучное, крупномасштабное и массовое производство, наконец, непрерывное производство.

Технология производства тесно связана с обществом в целом, а значит и с политической сферой. В политике действуют субъекты, и в зависимости от того, какие способы и приёмы взаимодействия будут ими использованы, будет непосредственно зависеть сущность и содержание политических процессов. Сами политические процессы есть ничто иное, как результат определенных политических технологий. Политические технологии – это совокупность целенаправленных, последовательных, заведомо эффективных приемов, способов, методов деятельности политических субъектов по достижению политических целей.


Появление политических технологий обусловлено рядом факторов.

Основные факторы, обуславливающие появление, формирование и применение политических технологий:


  • потребность политических субъектов в рациональном и эффективном способе достижения целей своей политической деятельности;

  • необходимость оптимизации политической деятельности;

  • потребность в экономичных способах решения задач, возникающих перед субъектами политики;

  • создание предпосылок для оптимизации и рационального разрешения политических конфликтов.

Политические технологии в структурном отношении представляют собой совокупность следующих компонентов:

1. Знания.

Знания, как структурный компонент политических технологий, воплощают в себе:

а) знание политической деятельности;

б) знание политических технологий;

в) знание целей, для достижения которых используются конкретные политические технологии.

2. Приемы, способы, методы изменения политических технологий.

Этот компонент политических технологий представляет собой совокупность конкретных умений и навыков совершения действий и достижения целей.

3. Ресурсы.

Это важный компонент, от которого непосредственно зависит результат, итог политических технологий. В качестве ресурсов политических технологий выступают: финансовые средства, техника, административные и информационные ресурсы и т.д.

Политические технологии можно рассматривать в двух плоскостях: теоретической и практической.

Политические технологии в теории - это политический консалтинг.

Политический консалтингэто предоставление профессиональных консультаций в политической сфере.

Политический консалтинг осуществляется специализированными фирмами или высококлассными специалистами и представляет собой набор конкретных рекомендаций по применению специфических методов и приемов достижения целей.


Политический практикум – это использование конкретных политических технологий в политической деятельности.

Политические технологии представляют собой определенную последовательность этапов, приемов и способов, мероприятий и т.п.

Эту последовательность реализации политических технологий можно представить в следующем виде:


  • уяснение цели (чего надо добиться, достичь);

  • изучение обстановки, условий достижения цели;

  • определение оптимальных путей достижения цели;

  • подбор исполнителей (кадровое обеспечение);

  • определение и формирование материального обеспечения (финансы, техника);

  • определение способов, форм и методов достижения цели;

  • прогнозирование продолжительности осуществления мероприятий достижения цели (время реализации политической технологии);

  • составление плана-графика реализации политической технологии;

  • сбор информации о ходе реализации политической технологии, формирование каналов обратной связи, внесение изменений в ход достижения цели (коррекция);

  • анализ итогов реализации политической технологии;

  • выводы.

Политические технологии можно типологизировать по следующим основаниям:

По конструктивности:

а) конструктивные или светлые политические технологии - это технологии, соответствующие имеющимся в обществе политическим традициям, политической культуре и конструктивные с точки зрения политических интересов общества;

б) деструктивные или черные политические технологии - это технологии, нарушающие политическую этику, противоречащие политической культуре и политическим традициям общества и даже запрещенные законом.

Это так называемый «черный пиар», дезинформации, сплетни, компромат, провокации, заговоры, террор и т.п.

По областям применения:


  • технологии принятия политических решений;

  • технологии разрешения политических конфликтов;

  • технологии лоббизма;

  • технологии использования СМИ;

  • технологии политической рекламы;

  • технологии организации и проведения выборов;

  • технологии формирования имиджа (личности, лидера, партии, государства и т.п.) и др.

В процессе консультирования консультант определяется, какую технологию использовать в том или ином случае.

Таким образом, политический консалтинг является специфическим видом деятельности в политической сфере, а также учебной дисциплиной. Основным приёмом политического консалтинга является определение оптимальной технологии и предложение её политическому субъекту.

Политический анализ и прогноз.

Консалтинг политического управления

1. Политический анализ и прогнозирование.

2. Консалтинг политического управления и принятия политических решений.



следующая страница >>