litceymos.ru   1 ... 11 12 13 14

1ранее достижения возраста, определяемого в них для права участвовать в выборах-24 года в Австрии, 25 лет в Пруссии и России. В Англии и Франции право быть избирателем предоставляется лицам, достигшим 21 года; право осуществления пассивного избирательного права во Франции приобретается в 25 лет.

 Хотя бы, с помощью воинской дисциплины, соответственного воспитания, бесед и проч.



2 Эсмен. «Основные начала госуд. права», т. I, стр. 190. Еллинек, стр. 272 — 279. «Политический строй современных государств. Сборник статей», т. I, Спб, 1905 г., стр. 83.

3 Считать, что «допущенные к созидательной государственной деятельности, участвующие в законодательной деятельности военнослужащие неизбежно будут оберегать от всяких покушений ту конституцию, над усовершенствованием которой они сами трудились», что «каждому свое дорого и скорее можно ожидать покушения извне, со стороны чуждой конституции, обособленной от государственной жизни вооруженной силы, чем от участвующих в ней политических деятелей, хотя бы военнослужащих» (Политический права военных, изд. Шнеур, Спб. 1906 г.), по меньшей мере, странно. В подобной постановке вопроса политиканство без остатка отождествляется с конституционной службой государству. Ведь армия, не исключая и офицерского ее состава, слагается из граждан государства, не присягающих даже при поступлении на службу его конституции, так как естественно полное их подчинение ее началам. На службу призываются они для охраны своего правопорядка, своей

1конституции, одинаково дорогой всем гражданам, откуда же здесь возможность находить свое и чужое? «Wo ist denn uberhaupt die rede von einem Gegensatze zwischen Volk und Militar? Derselbe Mann, der voriges Jahr Volk war, ist nachstes Jahr Militar und in zwei Jahern ist er wieder Volk. Die Armee ist ein Theil des Volkes und nicht der schlechteste» (Moltke. Цитиров. по Loebell – wie ist Socialdemokratie im Heere entgegenzuwirken, Berlin 1906, S., 1


 Laband, р. 380. Добровольский—«Особенности положения военнослужащих», стр. 14. 18; «Политический строй совр. госуд.>, стр. 99.; «Политич. права военн», стр 9—10, Градовский «Госуд. пр. важн. евр. держ.», стр. 319-334. Meyer-Lehrbuch des deutschen Verwaltungsrechtes, t. II. Leipzig, 1894, S.108



2 Schmid, S. 128-130. Добровольский «Особ. полож. военнослужащих», стр. 14—19. Градовский «Госуд. пр. важн. евр. держ.», стр. 319.

3 )<Полит. права военных>, стр. 8.

4 Органический закон о выборе депутатов 39 ноября 1875 г, ст. 2 (Собр. конст., вып. I, стр. 18). Эсмен, ч. II, стр. 213, причем цитированная выше статья закона, приписывается в русском переводе дате 30 января 1875 г., вместо 30 ноября того же года.

1 Закон 30 ноября 1875 г., ст. 7 (Собр. конст., вып. 1, стр. 19).

2 Собр. конст., вып. I, стр. 24.

3 Добровольский «Особ. полож. военнослуж.», стр. 6—7, 14, 17—18; Эсмен, ч. II, стр. 213, 215—216; Delaperrierre «Lа Fгаnсе аdministrative et l`armee», t. 1. I, Раris, р. 31—35, 41; «Политический строй совр. госуд.>, т. I, стр. 510—511; Градовский «Госуд. пр. важн. евр. держав», стр. 319, 334; Delaperrierre «L`armee francaise», р. 408—409.

4 Закон 20 июля 1895 г. и инструкция, изданная в развитие его 28 декабря того же года (Delaperrierre «Lа Fгаnсе аdministrative et l`armee», t.1, р. 43—45).

1 Положение о выборах в Государственную Думу ст. 6, г. (Зак. акты перех. врем., ст. 146-147)

2 Учреждение Государственной Думы, ст. 18 (Зак. акты перех. врем., стр. 378).

3 Ст 9 (Зак. акты перех. врем., стр. 196).


4 Именной Высочайший Указ Правительствующему Сенату от 20 февраля 1906 г., ст. 11 (Зак. акты перех. врем., стр. 361).

1 Добровольский «Особ. полож. военнослуж.», стр. 15 - 18. Schmid, 128—130.

2 Добровольский, «Особ. полож. военнослуж.», стр. 21.

«Под обществом разумеется постоянный союз лиц для осуществления общими силами и материальными средствами какой-нибудь определенной и постоянной цели». «Сходка есть преходящее соединение лиц по временному поводу» (Градовский, «Госуд. право важн. евр. держ., стр. 45 и 46). Временные правила о союзах и собраниях (именной Высочайший указ Правит. Сенату от 4 марта 1906 г.) под обществом разумеют—соединение нескольких лиц, которые, не имея задачей получения для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определенную цель. Соединение двух или нескольких таких обществ, хотя бы через посредство уполномоченных их, называется союзом (ст. 1).

3 «an politischen Versammlungen und Vereinen» (G. Мeyеr. «Lehrbuch des deutschen Verwalttungsrechtes» t. II, Leipzig 1894, S. 108).

1 Добровольский, «Особ. пол. военнослуж.», стр. 22; Laband, р. 380 - 381; Меуег, S. 108, 131-133.

2 Schmid, S. 130-131; Добровольский «Особ. полож. военнослуж.», стр. 21—24.

3 Добровольский «Особ. полож. военнослуж.», стр. 21—24

4 Приказ по Военн. Вед. 1905 г. №804.

1 Добровольский «Особ. полож. военнослуж.», стр. 24

2 Добровольский «Особ. полож. военнослуж.», стр. 23—24; Приказ по Военн. Вед. 1905 г. №804.

1 «В области культурных задач государство призвано частью заменять, частью восполнять свободную индивидуальную деятельность. Исторически деятельность государства в этих областях повсюду следовала во времени за индивидуальной, так что развитие культурных функций государства представляется процессом непрерывной экспроприации в отношении индивидуальной деятельности. Первоначально восполнение индивида нередко принимали на себя союзы негосударственного характера, так что государство выступает уже затем в качестве органа, восполняющего как индивидуальную, так и корпоративную деятельность. До каких пределов должна идти восполняющая только деятельность и где должна начинаться заменяющая, - может быть определено только на основании всего исторического и социального положения отдельного государства и в соответствии с природой данной отрасли управления. Новейшее развитие, без сомнения, являет процесс прогрессирующего обобществления и затем централизации, этатизации отраслей деятельности, первоначально индивидуальных». Еллинек, стр. 168.


2 Декларация прав человека и гражданина, ст. 11 (Собр. конст., вып. I, стр. 6).

1 Вопроса о разработке чисто военной литературы военнослужащими мы здесь не касаемся, так как он относится ко второй части настоящего исследования

1 Добровольский «Особ. полож. военнослуж.», стр. 34, 36 37.

2 Schmid, S. 131 —132, Добровольский «Особ. полож. военнослуж.», стр. 35 — 36.

3 не исключая и чиновников. Лишь военным врачам и ветеринарам разрешается печатать научные труды по их специальностям без разрешения военного министра, но с непременным обозначением на работах звания их авторов.

4 Delaperrierre «L`armee francaise», t. II, р. 411; Добровольский «Особ. полож. военнослуж.», стр. 34—35.

5 Св. В. П., VII кн., ст. 938. Добровольский «Особ. полож. военнослуж.», стр. 37—44

1 Добровольский «Особ. полож. военнослуж.», стр. 30 — 31

2 Приказ по Военн Вед., 1888 г. №32

3 Добровольский «Особ. полож. военнослуж.», стр. 39—41.

1 Это право предоставляется в том же объеме гражданским чиновникам военного ведомства и вообще всем гражданским лицам, подчиняемым при указанных выше обстоятельствах действию военных законов. Военнопленные и заложники в течение всего времени пребывания их во власти неприятеля пользуются теми же правами (Laband, р. 392-393.

1 Laband, р. 392 — 393; Добровольский, «Особ. полож. военнослуж»., стр. 109-111.

2 Schmid, 5. 143—145. Добровольский «Особ. полож. военнослуж.», стр. 109—111.

1 Однако лишь при условии, что это слово составляет существенный элемент фразы, так что с пропуском его изменяется или теряется смысл всей фразы.


2 Закон требует присутствия одного офицера (чиновника) и двух свидетелей или двух офицеров (чиновников) без свидетелей.

1 Но ни в каком случае врачом другого лечебного заведения.

2 Нотариусу, указанному завещателем, или, при отсутствии указания, президенту нотариальной палаты (de la chamber des notaires) того округа (arronddissement), в котором завещатель жил до войны.

3 Delaperrierre «L`armee francaise», t. II, р. 486—493. Добровольский, «Особ. полож. военнослуж.» 109—111.

4 Св. 3. т. X, ч. I, ст. 1081; С. В. П. кн. XVI, ст. 281, 918 и 999

1 Уст. гарниз. сл., Спб. 1904 г., § 297 (стр. 93—94); Добровольский, «Особ. полож. военнослуж.», стр. 111-116.

2 Добровольский, «0соб. полож. военнослуж.». стр. 114—115.

1 Добровольский, «Особ. полож. военнослуж», стр. 117.

2 Французское законодательство предоставляет родственникам владельца имущества, который находится в безвестном отсутствии в течение 4 лет, (а если он, уезжая оставил уполномоченного вести свои дела—10 лет), право просить о признании этого владельца находящимся в отсутствии и о передаче на их попечение и охрану его имущества. В течение года после этого заявления производятся публикации и всякие справки об отсутствующем, и если никаких определенных сведений не получается, его имущество поступает в условное распоряжение его законных наследников.

3 Delaperrierre «L`armee francaise», стр. 476—481, приводит несколько подобных временных законов,


1 Decret du 22 janvier 1890 и instruction du 13 fevrier 1848.

2 Так наз. bureau de comptabilite et de renseignements

3 Delaperrierre «L`armee francaise»,р.471 - 484, 500 - 507. Добровольский, «Особ. полож. военнослуж.», стр. 117 - 118.

1 Св. В. П., кн. XVI. стр. 324 - 326 Добровольский, «Особ. полож. военнослуж.», стр 118 - 121.

1 Laband, р. 392, 394 -397; Добровольский, «Особ. полож. военнослуж.», стр. 103, 122—123.

2 Schmid, S. 143—147, 381-383.

1 Delaperrierre «L`armee francaise», t. II, р. 426—442, 455—465, 497 — 499; Добровольский, «Особ. полож. военнослуж», стр. 124.

2 Проф. Добровольский включает в это число и чиновников военного ведомства («Особ. полож. военнослуж.», стр. 126).

3 С. 3. Р. и., т. X, ч. I; Добровольский, «Особ. полож. военнослуж.», стр. 107, 124-126.

4 Большая часть вопросов о службе в войсках (поступление на службу и прохождение ее, взаимные отношения воинских чинов различных степеней права, обязанности и служебная ответственность их, прекращение военной службы и т. п.) относится главным образом к последующим частям исследования и будет рассмотрена ниже. Вопрос о пенсиях и призрении чинов военного ведомства также соприкасается ближайшим образом с учением об армии, как силе государственной, но, с другой стороны, сущность этого вопроса в такой огромной степени определяется именно характером основных государственных функций армии, что изучение его представляется необходимым привести в настоящем отделе.

1 Laband, р. 423—424. Schmid, S. 148; «Die Heere und Flotten», II В.— (Grossbritannien) - рисунки; Delaperrierre «L`armee francaise», t. II, р. 136-162.


1 Градовский. «Начала русского государственного права, ч. II (Полное собр. сочинений, т. VIII), Спб. 1903 г., стр. 51.

1 Безразлично, выразится ли она в форме выдачи пенсий, или определения детей в учебные заведения на казенный счет и выдаче известного пособия вдове, или в какой-либо иной форме.

2 Применительно к тому служебному положению, которое они занимали до выхода в отставку.

3 Взгляд действующих законодательств из-за бюджетных соображений обыкновенно совершенно не сходится с приведенным теоретическим решением вопроса.

4 Изложение действующих законов по данному вопросу приведено будет лишь в основных, принципиальных чертах, так как детальная разработка всех законодательных положений о пенсиях и призрении чинов военного ведомства совершенно выходит за пределы настоящего исследования.

5 При чем, началом засчитываемого на право получения пенсий срока считается день поступления на службу, концом день отдачи приказа об увольнении в отставку или запас. Время, проведенное на гражданской службе (имперской или в каком-либо из союзных государств, безразлично) засчитывается в срок наравне с пребыванием на военной

6службе (Laband, р. 411—412). За каждую кампанию, в которой воинский чин принимал участие, к действительно прослуженному числу лет прибавляется еще один год Время, проведенное в плену или в заключении в крепости, не принимается в расчет; срок заключения в крепости должен быть не менее года, чтобы время этого заключения не принималось в расчет для выслуги пенсий.

 Для офицерских чинов при исчислении пенсии принимаются в расчет следующие виды денежного довольствия :

  1. Жалованье по окладам армейской пехоты;

  2. Средний оклад квартирных денег по чину;


3)Для высших должностей (начиная с бригадного командира)— добавочные деньги, присвоенные каждой должности;

4)Для всех обер-офицеров—деньги на наем прислуги;

5)Для поручиков и подпоручиков — деньги, отпускаемый на стол, и сумма денег, равная установленному в законе отпуску на лечение их в военно-врачебных заведениях (Laband.р. 413—414; Соловьев, «Пенсии военным офицерским чинам и их семействам», Спб. 1893 г.).

1 Звания нижних чинов следующие: 1) фельдфебеля; 2) старшие унтер-офицеры; 3) младшие унтер-офицеры и 4) рядовые. За службу 18 лет по каждому званию дается пенсия 4 разряда, 24 лет—3, 30—2 и 36—1. Полные инвалиды через 8 лет получают пенсию 5 разряда, через 12 лет—4 и т. д., полуинвалиды—через 12 лет—пенсию 5 разряда и т. д.

2 Повреждениями здоровья, дающими подобного рода право на получение пенсий считаются:

1) Всякого рода травматические повреждения и

2) Заразительный болезни, полученный в военное или мирное время по причине исполнения служебных обязанностей (Sans qu`il y ait de sa faute – Laband, р. 405), если, при этом, все обстоятельства такого родаделают офицера непригодным к дальнейшей службе, а нижнего чина вообще неспособным к труду.

1 Капитанам. штаб-офицерам и генералам по 331 р. (720 марок),

 поручикам и подпоручикам по 552 р. (Макшеев, «Военное хозяйство в мирное время», Спб. 1904 г., стр. 276,).

2 Вдове предоставляется лишь право получить пенсию умершего за один месяц после его смерти.

3 Из него получают пенсию также семьи офицеров, умерших на службе после выслуги ими пенсии; вдовы и круглые сироты получают 1/3 оклада умершего, дети при матери—1/5; общая сумма всех окладов семьи не может превышать оклада самого пенсионера.


4 Laband, р. 397-435, 439-453; Martin еt Pont, р. 653—659, 660-668; Макшеев, стр. 274-277. 286—288, 290—291, 295—296, 300—302; Соловьев, стр. 109-120.

1 За время, проведенное в кампаниях, подобно тому, как в Германии, австрийское законодательство прибавляет 1 год. Попавшие в плен считаются остающимися на службе, причем первый год плена засчитывается им, как военное время, последующие—как обыкновенная мирная служба.

2 Schimd, S. 419.

3 Прослужившие 1—2 г. получают пенсию на 1 год, 3 - 4г. - на два, 5 - 6 лет —на три, 7—8 л.—на 4 и 9 до 10 лет—на 5 лет.

4 «Ob Sie nochburgerlich erwerbsfahig sind, kommtes in diesem Falle nicht an». (Schmid, S. 431).

5 Schimd, S. 431

1 Пять разрядов: фельдфебеля, старшие унтер-офицеры, младшие унтер-офицеры, ефрейтора и рядовые.

2 За 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27 и 30 лет.

3 Но «ohne eigenes verschulden» (Schmid, S. 427).

4 Для офицеров получение ран или повреждений здоровья дает право на прибавку в 400 крон, потеря руки, ноги или вообще тяжкая рана в 800. Потеря двух членов или слепота на оба глаза – в 1800 крон. Серьезные повреждения частей тела, хотя бы и не сопряженные с полной потерей какого-либо органа, приравниваются к этой последней.

Для нижних чинов в тех же случаях выдается прибавка пенсии в 96, 198 и 288 крон в год.

5 При этом, право на пенсии имеют лишь вдовы, вступившие в брак с умершим до выхода его в отставку.

1 При чем, круглый сироты получают в 1,5 раза более, чем дети - при матери.

2 Schmid, S. 415—468; Макшеев, стр. 277—278, 291 -292, 296—297; Соловьев, стр. 124—132.


3 Служба на пенсии может засчитываться, только начиная со времени достижения военнослужащим 18 лет.

За походы к числу лет службы делается прибавка по такому расчету, что каждая кампания, продолжавшаяся менее двенадцати месяцев, считается за год; излишек против 12 месяцев также считается за год; в течение одного и того же двенадцатимесячного периода не может считаться двух кампаний; время, проведенное в походах вне Европы, считается вдвое; время, проведенное в плену, считается, как служба в мирное время.

1 При этом необходимо, однако, чтобы брак был заключен до получения умершим ран и повреждений здоровья.

2 В том случай, если брак заключен был с соблюдением всех требуемых законом условий и не позже, как за два года до оставления действительной службы. Этот последний срок не требуется, если от брака имеются дети.

1 а также, если мать их не имеет права на пенсию.

2 Delaperrierre, «L`armee francaise», t. II, р. 168—190, 208—223; Макшеев —стр. 278, 292, 297, 302—303; Соловьев, стр. 136—144.

3 Срок выслуги на пенсию считается со времени зачисления на лицо на действительной службе. Время, проведенное в походах и сражениях, считается вдвое, проведенное в плену—год за год. Отпуски сверх 4 месяцев исключаются из расчета выслуги на пенсию.

4 При чем никакие сокращенные сроки, не исключая и кампаний, в расчет не принимаются.

5 При исчислении размера добавочной пенсии все обстоятельства, увеличивающие или сокращающая сроки выслуги пенсии, в расчет не принимаются. Шесть месяцев считается за полный год, а время, меньшее 6 месяцев— отбрасывается.


1 Приказ по Воен. Вед. 6 декабря 1905 г. № 771 и 9 марта 1906 г. № 156. Размер пенсии установлен в 96 руб. ежегодно.

2 Приказ по Воен. Вед. 7 июля 1906 г. № 468.

3 Для сыновей пенсия прекращается по достижении 17 лет или при поступлении на казенный счет в учебное заведение, для дочерей – по достижении 21 года, выходом замуж и поступлением в учебное заведение на казенный счет.

41 Сыновьям, которые по болезненному состоянию не могут существовать собственным трудом и обходиться без посторонней помощи, эмеритальная пенсия дается пожизненно.

12 Высочайшее повеление 10 января 1906 г. ( Прав. Вестн. № 63, 18 марта 1906 г.); приказ по Воен. Вед. 6 января 1905 г. № 26, 13 августа 1905 г. № 555, 17 января 1906 г. № 33, 30 марта 1906 г. № 211, 12 мая 1906 г. № 293. Макшеев, стр. 270-274, 289-290, 294-295, 302. Соловьев, стр. 159-179.

2 Сведения относительно пенсий военнослужащих в Англии со специальной точки зрения настоящего изложения не представляют особого интереса в виду второстепенного положения сухопутной армии в составе вооруженных сил королевства и вербовочной системы комплектования.

1 Понимаемой и здесь исключительно в качестве государственного учреждения.

2 Оставаясь при этом исследовании все время только на правовой точке зрения.

3 В понятие населения государства входит и элемент территории.

4 Еллинек, 264 – 265.

5 Значение, существующее не только в демократических, но и во всех прочих государственных формах, но в первых выступающее только с большей очевидностью.

1 Еллинек, стр. 265. Такому состоянию, поясняет он далее, соответствовало бы, например, положение средневекового территориального или ленного владельца, обладавшего на разных правовых основаниях несколькими территориями, которые не представляли, не смотря на наличность общего владельца, внутреннего единства, и в которых всегда оставалось сознание их правовой обособленности. В настоящее время германские протектораты (Schutzgebiete) служат ярким доказательством того, что


2даже внутреннего единства государственной власти еще недостаточно для обоснования государственного единства. Власть в этих областях тождественна с имперской властью; тем не менее эти имперские области не образуют с империей государственного единства, так как население этих владений, хотя подвластно империи, но не разделяет с ее населением его прав как субъекта.

Поэтому государство, которое состояло бы только из рабов с крупным плантатором во главе, было бы государством только по имени. Никакая правовая связь не объединяла бы такие толпы рабов, которые могли бы и не знать о существовании друг друга. Античное учение о государстве ограничивает его свободными людьми, и в этом следует признать одну из глубочайших истин, выработанными древними.

 В связи, конечно, с прочими факторами образования и существования государства.

3 Подробности различных моментов ее течения см. Еллинек, стр. 266-273.

4 Еллинек, стр. 274.

1 Еллинек, стр. 276.

2 Еллинек, стр. 278.

1 Стр. 146.

2 Градовский, Полное собр. соч., т. VI, Спб. 1901 г., стр. 14-15.

3 История показывает нам, что каждое племя, энергическое и способное к развитию, стремилось укрепиться в известной стране, ассимилировать племена слабейшие, сложиться в цельную народность, выработать самостоятельные политические учреждения, - словом, образовать свое государство. Племена, обиженные историческими условиями, считали для себя величайшим несчастьем, если им не удавалось составить независимое политическое общество и приходилось жить в чужом государстве (Градовский, т. VI, стр. 48).


1 Хотя, как было указано выше, сюда входит и значительный элемент обязанности, но обязанности не юридического, а исключительно практического и нравственного характера.

2 Этот вопрос был уже подробно рассмотрен в начале настоящего исследования.

1 Подробную разработку его см. Макс Иенса - Военное дело и народная жизнь. Перев. с нем. под ред. г.-л. Пузыревского, Варшава, 1898 г.

2 Фон-дер-Гольц - Вооруженный народ. Спб. 1886 г., стр. 9.

1 Стр. 147 и след.

2 Соответственно установленной выше двоякой правовой квалификации взаимных отношений государства и населяющих его людей.

1 Вопрос о праве отдельных национальностей на создание своих самостоятельных государств в настоящем специальном исследовании не может разбираться. Во всяком случае необходимо приходится считаться с реальной действительностью, которая далеко еще не представляет полного торжества и общего признания этого права. Каким именно образом подвластные племена могут быть привлекаемы государством к поддержке его военного могущества – вопрос политического разума данной правящей государственной организации.

2 В отделе об армии как силе все эти вопросы будут рассмотрены более подробно.

3 Предчувствуется то время, когда миллионные армии настоящего времени также сыграют свою роль. Явится новый Александр, который с маленькой горстью превосходно вооруженных и обученных людей прогонит эти бессильные массы, если они, в своем стремлении постоянно увеличиваться, перейдут границы, потеряют внутреннюю сплоченность и как китайские воины зеленого знамени обратятся в многочисленную, но миролюбивую толпу мещан. (ф.-д.. Гольц, Воор. народ, стр. 4).


Пророчество, быть может, ныне уже и сбывающееся, так как современная система осуществления всеобщей воинской повинности по всей видимости приближает европейские армии именно к тому пределу, против которого предостерегает их ф.-д. Гольц.


1 О всех этих ограничениях часто упоминалось уже в предшествующих отделах, частью будет упоминаться подробнее в дальнейших.

2 Краткое рассмотрение их явилось бы необходимо лишь простой выпиской из учебника Военной Администрации, подробное же по объему своему требует специального исследования и поэтому совершенно выходит из рамок настоящего труда.

1 Здесь выступает на первое место не частно – правовой интерес, а интерес всего государственного целого, через свое посредство осуществляющий уже сумму однородных частных интересов( Сравни Еллинек, стр. 249-251).

2 Об этом см. выше, стр. 147 и след.

3 Во всех современных государствах иностранцы, живущие постоянно в стране, участвуют в платежах всех налогов и пошлин, кроме обусловливаемых исключительно подданством данному государству. Даже проезжающие по стране подданные иных государств участвуют необходимо в платеже косвенных налогов (таможенных сборов,

4акцизов и т.п.). Иностранцы, не живущие в данной стране, но получающие доход со своего имущества, в ней находящегося, платят все подати с этого имущества и т.п.

 Из доходов с государственных земель, лесов и т.п.

1 Laband (p. 454) прямо определяет, что les charges militaires ne concernent que les biens soumis au pouvoir de l’Etat. C’est pour cela que toutes les personnes juridiques et tous les etrangers, en tout qu’ils possedent a l’interieur du territoire des biens affectes par ces charges, comme, par exemple, des habitations, des fonds de terre dans le perimetre de la zone de defence, des chevaux, des navires etc., sont soumis a ces charges. D’un autre cote, les sujets de l’Etat ne sont pas soumis a ces charges en ce qui regarde les biens par eux possedes en pays etranger.


2 Чисто личной может явиться необходимость исполнить в пользу войск известный труд в том случае, если характер данного труда связан со специальными познаниями или вообще искусством именно данного субъекта (напр., единственный проводник по известной местности). В подобных случаях исполнение труда должно осуществиться или на основании добровольной частно – правовой или, в крайнем случаем, при обстановке военного времени, без всяких правовых форм, в виде простого физического принуждения (оправдываемого состоянием крайней необходимости и исключительной обстановкой военного времени).

Laband на стр. 454 определяет натуральные повинности словами, приведенными в примечании 2 на стр. 158, т.-е. по-видимому понимает исключительно, как повинности, лежащие на имушестве. Но на стр. 458, перечисляя формы осуществления charge militaires, он характеризует их, как обязанность dare, facere и praestare (давать, делать и представлять), т.е. включает сюда и повинности осуществлять для войск известный труд (facere). Казалось бы, что своеобразная правовая конструкция этой последней повинности, попытка охарактеризовать которую сделана была выше, выделять ее именно в среднюю форму повинностей, промежуточную между денежными в собственном смысле и натуральными повинностями.

1 Янжул, «Основные начала финансовой науки». Спб. 1895, стр. 204.

1 Классификация государственных доходов, приведенная выше. сделана по упомянутому известному труду академика Янжула. Все государственные доходы им разделяются на доходы: 1) с государственных имуществ (земли и леса), 2) от регалий (частноправового характера, как почтовая, телеграфная, горная и монетная регалии и фискального характера, как соляная н табачная), 3} от налогов (прямых и косвенных) и 4) от пошлин (гербовых, крепостных и с наследства). Налоги определяются,, здесь, как такие односторонние экономически пожертвования граждан или подданных, которое государство взимает легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых, общественных потребностей и вызываемых ими издержек (стр. 202).


2 Стр. 156 и след.

1 Янжул, Основн. нач. финансов, науки, стр. 330.

2 во всех отношениях чрезвычайно неудачному; Schmid характеризует его (S. 489) в следующих весьма нелестных выражениях: «Das osterrichische Militartaxgesetz gielt anerkanntermassen als eines der schlechtesten Gesetze. Seine juristisch-technshe Konstruction ist ganz unglaublich mangelhaft, seine Wirkungen mit Rucksicht auf die mangelhafte Progression antisocial und sein Ergebnis ein financieller Miszerfolg, indem zeitweise nicht einmal der in Aussicht genommene Teilbetrag erzielt werden konnte».

3 В последнем случае лишь при том условии, что их негодность к службе не была причинена им именно благодаря их пребыванию на той службе.

1 Обязанность платить налог для восходящих прекращается, если будет доказано, что нисходящий содержит себя на свой собственный счет иди имеет к тому полную возможность, а также если нисходящий проживает в доме не на основании своего законного права получать содержание, а по какому-либо иному правовому основанию (Z. Ь. als Hilfsarbeiter)- Schmid s. 480-481.

2 Schmid, S. 478-490

1 Delaperrierre Larmee francaise, t. I, p. 260—265.

2 Отдельные лица из числа полноправных граждан, но тем пли иным причинам становящиеся во враждебные отношения к своему государству и не признаются норм .его правопорядка, также ведь устраняются от участия в войсках; только лишь, в виду их правового положения, это совершается не иначе, как по суду над каждым из них в отдельности.

1 Статистика доказывает, например, что у нас основная масса уклоняющихся от призыва падает на долю еврейской народности. В виду того, что эта народность является лишь только прикосновенной государству, второстепенным наслоением на массе коренных строителей и создателей государства, и так как, далее, несомненные факты доказывают, что эта народность еще не вошла в круг интересов государства, на территории которого она живет, она не может быть допускаема в состав войск, а вместо того должна быть обложена особым военным налогом. Теоретически подобное построение является вполне последовательным и практическое дело вряд ли пострадало бы от такой системы.


2 Особые полномочия главы армии для упрощенного утверждения военного бюджета в исключительных случаях будут указаны в отделе об армии, как силе.

1 Стр. 123—143.

1 Сравни стр. 149.

2 Кроме, конечно, Англии, так как там нет обязательной воинской повинности

3 Поэтому оклады денежного довольствия чинов различных армий и не могут быть сравниваемы между собой лишь по абсолютной величине

1цифр; вне связи с общим строем обычной хозяйственной жизни главной массы данного народа нельзя установить, насколько тот или иной денежный отпуск является малым или значительным.

1 специально посвященной изучению сущности и особенностей правового положения армии, как силы, как особой социальной организации, предназначенной в своей деятельности выполнять именно эту функцию силы

2 Р. 316—317.

3 См. главу о. пенсиях, стр, 123 и след.

1 Сравни Добровольский, Особ. пол. военнослуж., стр. 53-55.

2 Стр. 169.

23 опять-таки связанные именно с положением его, а не обусловливаемые исключительно личной прихотью.

3



1 Добровольский, «Особ. пол. военнослуж.», стр 56—57.

2 Проф. Алексеенко («Конспект лекций по финансовому праву», Харьков, 1893 г., стр. 23—25) определяет нормальную величину жалованья государственных чиновников, при наличности каковой служба может быть привлекательной, по следующим данным: эта величина должна необходимо заключать в себе 1) долю для текущего расходования и 2) долю для капитализации: «Доля для текущего расходования имеет доставить чиновнику с его семьей возможность вести соответствующий общественному положению его образ жизни. Для определения того, что требует этот образ жизни, могут служить бюджеты классов населения, разгруппированные по величине доходов; при неимении таких бюджетов приходится прибегать к поверхностному сравнению положения чиновников с положением других классов общества, получающих одно-характерный с ними доход (не фундированный). При этом определенно надо принимать во внимание особенности вознаграждения чиновников, принятые в данном законодательстве, обеспеченность и ровность содержания и сохраняемость его в течение известного периода в случай временной неспособности чиновника к работе. Соответствующий положению образ жизни представляет явление историческое — он изменяется с возвышением благосостояния. Поэтому приходится увеличивать размеры жалованья, когда все другие сословия изменяют образ жизни и увеличивают расходы, так как нельзя же один класс чиновников возвращать к простоте первобытных времен. Для соблюдения равномерности в вознаграждении услуг государству: и) приходится следить за условиями, определяющими покупательную силу денег, которая бывает различна для различных местностей в периодов времени; 2) если жалованье оплачивается бумажными деньгами и если вследствие чрезмерного выпуска их цена падает, нужно соответственно этому падению возвышать жалованья. При классификации окладов по должностям приходится


1принимать в расчет трудность и важность службы, степень ответствен­ности, редкость требующихся способностей и отношение к данной должности общественного мнения (почет или пренебрежете)». «Доля для капитализации имеет в виду: 1) восстановить в среднем размере издержки приготовления к должности и 21 составить фонд для обеспечения чинов­ника во время неспособности к службе»,что для военнослужащих имеет особое значение в виду ограниченного размера их пенсий (см. стр. 166).

1 Laband. р. 383—388; Добровольский, «Особ. полож. военнослуж.», стр. 59—61.

1 Sсhmid, S. 133—137; Добровольский, «Особ. полож. военнослуж.», стр. 61.

2 Les officiers des corps de troupe en garnison.

3 Единственная категория не состоящих в строевых частях офицеров, пользующаяся этой льготой.

1 Delaperrierre, Larme francaise, t. II, р. 407—408.

2 Государственных и земских подушных налогов у нас ныне не существует.

3 По закону изъяты от гербового сбора:

11) билеты и всякого рода свидетельства, выдаваемый при увольнении в отставку нижних воинских чинов; прошения и разрешительные бумаги о выдаче им пособи, пенсий, метрических свидетельств о рождении и крещении детей, а также и самые метрические свидетельства; эти изъятия не распространяются, однако на вольноопределяющихся;

2) билеты запасно-отпускные, выдаваемые при зачислении в запас офицерам, чиновникам и нижним чинам;

3) билеты об увольнении в отпуск лиц воинского звания и гражданских чиновников военного ведомства, а также состоящих на службе до вольному найму;

4) билеты и свидетельства на проезд и временное жительство, вы-

1даваемые при служебных командировках или при назначении на новую должность;

5) прошения на Высочайшее имя;

6) прошения о принятой под покровительство Александровского комитета о раненых;

7) прошения и разрушительный бумаги о выдачи из казны единовременного денежного пособия; в случае удовлетворения таких ходатайств и если при этом разрешенная к выдачи сумма будет превышать 50 р., установленный гербовый сбор удерживается из разрешенного к выдаче пособия (Добровольский, особ. полож. военнослуж.", стр. 63—64). Сюда же могут быть отнесены и льготы по уплате гербового сбора, данные потерпевшим в последнюю войну воинским чинам.

1 Эти предельный цены определены:

в поселениях 1 разряда до 960 руб.

» » 2 > » 720 >

» » 3 > > 480 .

» » 4 > » 384 .

» » 5 » > 300 >

Льготы для воинских чинов, живущих на казенных квартирах, одинаковы с льготами для всех вообще чинов государственной службы, так же, как и предоставленное ими право вносить этот налог в два приема.


2 По сбору с экипажей и лошадей все военнослужащие офицерского звания (а также и врачи, ветеринары и чиновники) разделены на 6 классов и для каждого из этих классов определена свободная от обложения норма (по высшей норме, для командующих войсками в округах, освобождается от обложения 5 лот. и 4 экипажа). «Что касается сборов с собак, то от таковых сборов освобождаются: 1) собаки, состояния при воинских охотничьих командах и 2) собаки, содержимое для целей охоты или для применения к воинской службе при прочих воинских командах и у офицерских чинов строевых частей, строевых штабов и управлений, при условии перечисления таких собак в приказе по части». (Добровольский, «Особ. полож. военнослуж », стр. 66).

1 Достаточно указать уже на полную несправедливость обложения известною повинностью лишь части населения, имеющего несчастье жить в районе расположения или действия войск, чтобы признать полное несоответствие этой повинности началам современной государственности.


1 Необходимость потопки посевов, порчи в хозяйственном смысли лесов, садов, виноградников и т. п., возведению на культурных участках земли каких-либо фортификационных сооружений и проч. — все это может быть отнесено, конечно, при наличности соответственной обстановки, к числу неотложных потребностей войск в военное время и обязанность населения страны предоставить свое имущество для удовлетворения этих потребностей является обыкновенной натуральной повинностью его в пользу армии.

2 Наличность же необходимости прибегнуть к взиманию в данном случае повинности устанавливается компетентными государственными органами (представителями военной власти).

1 При расчете платежей за те или иные натуральный повинности в них должен быть включен необходимой составною частью известный процент на погашение взносов самих фактически несущих повинность лиц, ибо как граждане государства они ведь наравне со всем прочим населением платят в казну взносы и для этого расхода; таким образом, плата, получаемая ими за отчужденный или нанятый вещи, фактически оказывается ниже действительной справедливой покупной или наемной цены этой вещи на сумму денежного платежа ее владельца государству для возмещения расходов его по оплати натуральных повинностей. Если принять в расчет все эти данные, то для несущих натуральные повинности лиц останутся не возмещенными лишь чисто личные добавочные жертвы, когда отчуждение именно данной вещи почему-либо неприятно обладателю ее (напр., отчуждение любимой лошади и т. п.) или наем не соответствует его желанию. Но тягости, переносимые в военное время войсками, дают им право для облегчения своих действий пренебречь этого рода препятствиями к отчуждению и найму и вполне оправдывают предоставление им этого права государствами.

1 Макшеев, Военное хозяйство в мирное время», стр. 50—51.


1 Относительно повинностей мирного времени ныне действуют законы: 25 июня 1868 г. (Quartierleistungesetz), 10 мая 1892 г. (Unterstutzungspflichtgesetz) и 24 мая 1898 г. (Naturalleistungsgesetz); относительно повинностей военного времени—закон 13 июня 1873 г. и относительно ограничения прав лиц, живущих по соседству с крепостями, — закон 21 декабря 1871 г. (Festungsraiongetz). С точки зрения точной и подробно разработанной правовой регламентации вопроса германская система натуральных повинностей заслуживает особого внимания, почему изложение ее будет приведено в довольно обширном объеме.

2 В этом отношении крупным исключением является Бавария, которая в мирное время сама оплачивает натуральные повинности своего населения и ограничения прав лиц, живущих по соседству с ее крепостями.

3 Закон точно перечисляет здания, освобожденные от постоя войск (дворцы и здания, принадлежащие особам царствующих домов, жилища

1представителей иностранных держав, общественный здания, церкви, богадельни, тюрьмы и проч., а также вновь отделанный и совершенно перестроенный сдается в течение двух лет со времени окончания их постройки).

1 Но офицерам в описываемых случаях не предоставляется права занимать на основании повинности помещения для себя и для своих строевых и содержимых для собственных частных надобностей лошадей.

1Те же правила установлены и относительно военных штабов, управлений и заведений (Laband, р. 465).

1 В этом отношении им предоставлена полная свобода (лишь с тем ограничением, чтобы ни одно частное лицо не было подвергнуто большему обложению, чем это определено в законе): они могут освобождать от повинности квартирантов, давать субсидии тем владельцам, которые действительно отбывали квартирную повинность, нанимать для войск соответственный помещения, образовывать с ближайшими селениями союзы по отбыванию повинности и т. п.


2 К высшему классу (так наз. класс Берлина или класс А) причислены наиболее крупные города (Берлин, Альтон, Бремен, Дрезден; Гамбург, Метц, Мюльгаузен. Мюнхен, Страсбург, Франкфурт на Майне и Штутгарт); остальные классы разделены по номерам I—V.

3 Так что, если войска прибыли утром и вечером уже выступили платы за их картирование вовсе не отпускается; при обратном случае картирование считается за сутки.

1 Laband, р. 465—476. Меуег, Lehrbuch des deutschen Verwaltugsrechtes, S. 160-166.

2 Законы 21 июня 1887 г. и 27 мая 1898 г.

3 Офицеры в этих случаях вообще имеют право требовать «соответствующего их положению довольствия».

4 Но в случае высоких цен на хлеб [более 160 марок за 1000 килогр. озимой ржи (Winterroggen)], плата за нижних чинов может быть повышаема до и марки, а с разрешения Союзного Совета и выше.

1 Laband, р. 477—482. О. Меуег, S. 166.

2 Независимо от того, заняты ли конюшни того или иного отдельного лица под лошадей воинских частей или нет.

3 См. выше, о продовольственной повинности

4 Высшие местные власти обязаны в известные промежутки времени публиковать в эти цены во всеобщее сведение.

5 Laband, р. 482—485. G. Меуег, S. 156—157.

1 Верховые лошади не могут быть поставляемы по натуральной повинности.

2 Освобождаются от несения подводной повинности: особы царствующих домов; иностранные представители; государственные и частные конные заводы; военные учреждения; офицеры и чиновники (государственные и коммунальные), относительно лошадей, необходимых им для исполнения их служебных обязанностей; содержатели почт, относительно подвод, содержимым для почтовых надобностей.


3 Лишь за подвоз продуктов и фуража на места биваков расчет производится интендантством (но в течение месячного срока со времени исполнения повинности).

1 ) Laband, р. 485—489. Меуег, S. 157—158.

2 Подробное описание этой повинности не входить в программу настоящего исследования, как рассматривающего исключительно правовые отношения сухопутных войск к государству.

3 При этом тарифы устанавливаются без всякого соглашения с железнодорожной администрацией. В настоящее время военный перевозки мирного времени регулируются имперским законом 18 января 1899 г.

1 Laband, р. 489—497. Меуег. S. 158.

1 Подробности этой экспертизы определены в указание 13 июля 1898 г. Повреждения полей во время более значительных маневров (корпусных, дивизионных и артиллерийской боевой стрельбы) обсуждаются комиссиями довольно сложного состава (комиссар от заинтересованного государства, офицер, военный чиновник и два компетентных эксперта), повреждения во время маневров малых отрядов — комиссиями сокращенного состава (офицер или военный чиновник и эксперты).

2 Laband, р. 497—501. Меуег, S. 158—159.

3 За исключением тех из них, которые, состоя на государственной или общественной службе, продолжают получать содержание и во время пребывания своего в войсках.

4 Однако с тем расчетом, чтобы общая сумма пособия каждой отдельной семье не превышала 60°/, указанного выше заработка.

5 Laband, р. 502—503.

1 «Kriegsleistungen im Sinne des heutigen deutschen Militärrechts heissen dijenigen Leistungen, welche der Bevölkerung im Interesse mobiler Truppen­teile auferlegt sind» (G. Meyer, S. 160).



2 Исключения будут указаны при описании соответствующих повинностей.

3 Течение % прекращается спустя 1 месяц после опубликования соответствующими гражданскими властями объявления о предъявлении квитанций для получения по ним денежных платежей. Деньги уплачиваются предъявителю квитанции.

4 В последний раз расписание этих учреждений было установлено 24 июня 1894 г. Размер вознаграждения и поверка объема действительно выполненной каждым отдельным лицом повинности лежит на этих учреждениях.

5 Anerkenntnisse выдаются в этих случаях прямо на имя данной общины или округа.

1 Иностранные подданные, владеющие подлежащим повинности иму-ществом в данной местности, также не освобождаются от несения соответствующих натуральных повинностей (согласно указанным выше, на стр. 157, принципиальным основаниям).

2 То же самое относится и к конюшням и всем вообще помещениям для лошадей.

3 Сравни стр. 182.

4 Помещения, отводимые: 1) под мобилизованные части постоянного гарнизона данной местности, до выступления их на театр военных действий, 2) под войска, размещаемые после мобилизации в качестве постоянного местного гарнизона, и 3) под запасные части в местах формирования их - оплачиваются так же, как и в мирное время.

1 Закон требует, чтобы перед занятием здания или земельного участка было бы сделано подробное описание их состояния и оценка; причиненные повреждения (конечно, не от действия неприятеля) должны быть выяснены при возвращении имущества в распоряжение его владельца.

2 Эта повинность такими же словами определена и в законе 1873 г. (§ 3, п. 6).


3 Laband указьвает, что такой способ оплаты этих экстраординарных услугъ войскам является «une garantie contre les abus qui pour­raient se produire à l'occasion de cette chargo» (Laband, p. 525).

4 сюда относятся: порционный скот, мука, овес, сено и солома.

5 Разделение территории на реквизиционные округа предоставлено правительствам отдельных государств союза; государства незначительных размеров могут выступать в полном своем объеме в качестве особого округа.

1 Закон 28 февраля 1888 г.

2 Но воинские чины, бывшие во время мобилизации на действительной службе или призванные потом по очередному набору, правом на указанные пособия не пользуются.

3 но не офицеров или чиновников.

4 а также, если это лицо будет приговорено к тюремному заключению на срок свыше 6 месяцев (или к высшему какому-либо наказанию) или дезертирует; в этих случаях выдача пособия прекращается на все время отсутствия из своей части данного воинскаго чина. Если воинский чин умрет на войн или пропадет без вести, выдача пособия его семье продолжается до приведения на мирное положение той воинской части, в которой этот чин состоял.

5 Жены запасных и добровольцев имеют право на пособие в 6 марок ежемесячно в течение времени между маемъ и октябрем и в 9 марок в течение каждого из остальных месяцев (ноябрь—апрель); все остальные лица (кроме деда, бабки и внуков, для которых minimum не установлен)—в 4 марки ежемесячно.

1Правила сношений и подчиненности железнодорожного административного состава и представителей войск весьма точно определяют, к кому должны направляться требования войск о выполнении натуральных повинностей и под чыим наблюдением выполняются самые эти повинности. Со стороны войск общим руководителем всех вопросов, связанных с железнодорожным делом, является Главный Инспектор службы этапов и железных дорог.


2 включая в понятие перевозки и нагрузку и разгрузку вагонов, предоставление под воинские грузы пакгаузов и складов, предоставление станционных зданий для воинских чинов, приспособление вагонов к размещению в них людей и лошадей и проч. Все принадлежности, необходимые для приспособленея вагонов к военным перевовкам, железные дороги обязаны заготовить и иметь в установленном комплекте уже в мирное время.

3 В настоящее время действует закон о тарифах, изданный 18 января 1899 г.

4 «L'obligation comprend aussi bien le matériel d'exploitation que les • objets nécessaires à la construction ou à l'équipement des chemins de fer, et, même, non seuleument les objets tenus en reserve par la Compagnie, mais aussi les objets qui sont incorporés à la voie ferrée et aux édifices. Dans la charge de guerre, on a surtout pour but de faciliter à l'armée l'établissement et la réparation rapide des voies ferrées, ainsi que de lui permettre de se servir des chemins de fer étrangers situés sur un- territoire envahi». Laband, p.540.

1 В размере обычного своего жалованья и особого добавка, установленного для каждой должности.

2 Исключение составляют предназначенные для личного пользования лошади особ германских царствующих фамилий, иностранных послов и всего вообще состава миссий, а также лошади имперских чиновников, обязанных по роду своей службы имет лошадей, и, наконец, почтовые лошади в установлевном заковами штатном числе.

3 Юридическую сущность повинности Laband характериаует, как принудительное отчуждение –(«Le «délaissement des chevaux n'a pas le ca­ractère juridique d'une vente; il constitue plutôt une expropriation», p. 648).

4 непосредственно обращаемого к высшим представителям местной власти (ландратам).


5 Ремонтная комиссия состоит из ландрата (председатель), одного или двух офицеров от войск, ветеринара и трех оценщикоъ (выборных).

6 До окончательной приемки обязанность кормить лошадей лежит на владельцах.

1Laband, p.504-552. G.Meyer, S. 159-167.

2 Стр.181

3 Местностью, в пределах которой права владельцев ограничиваются, по германскому законодательству считается все пространство вокруг крепости, отстоящее на 2250 метров от её окружности. По общему правилу это пространство делится на три зоны (первая—на 600 метров от окружности крепости, вторая на 375 метров от края первой, третья— остальное пространство в 1275 метров шириной). Наибольшие ограничения возлагаются на частных владельцев в пределах первой зоны (безусловно воспрещается возводить жилые здания, разводить древесные насаждения и т. п.); на пространстве третьей зоны владельцы могут строить здания, складывать материалы, разрабатывать недра земли и т. п. лишь с согласия коменданта крепости, причем, однако, в законе точно установлены условия, при наличности которых в этом согласии можетъ быть отказываемо. Ограничения прав, причиняющие материальный убыток частным лицам, вознаграждаются из имперской казны. По общему правилу, владельцы третьей зоны имеют право на вознаграждение лишь в том случае, если потребная им работа на своем участке не была им разрешена и они от этого понесли материальный ущерб. Возваграждение уплачивается обыкновенно в виде ренты, составляющей 6% с общей суммы, определенной для возмещения убытков в том или ином данном случае. В военное время убытки возмещаются владельцам при помощи тех же квитаний (Anerkenntnisse), как и все вообще натуральные повинности.

4 Laband, р, 552—665. G. Меуеr, S. 167—173

1 Schmid, S. 268-270.


2 Подобно тому, как в Германии, в Австро-Венгрии закон определяет ряд изъятий из общей обязанности отбывать квартирную повинность (освобождены от нее дома особ императорской фамилии, иностранных послов, государственных учреждений и присутственных мест, монастырские здания, учебные заведения, больницы, тюрьмы и т. д.).

3Австрийское законодательство различает общее и одиночное квартирное расположение войск (gemeinsame und Einzeleinquartierung). К первой форме относится размещение в одном здании не менее роты пехоты или 1/4 эскадрона кавалерии или 1 роты ландвера и т. п. Размещение в данном здании меньшего состава воинских чинов носитъ название Einzeleinquartierung.

4 общего и одиночного (напр., для сверхсрочных нижних чинов в местах квартирования частей, в которых они состоят).

5 в случаях, конечно, невозможности почему-либо расположить войска иным образом (в казенных казармах, нанятых помещениях и т. п.).

1 Плата рассчитана в зависимости от класса, к которому причислен данный пункт; в основание рассчета ставятся средние местные наемнын цнны за послндние 5 лет. Распределение местностей по классам и расценка помещений пересматриваются через каждые 10 лет.

2 Schmid, S. 234-297.

3 Законы 1856 и 1868 гг.

4 Закон 1903 г., вступивший в силу с 1 января 1904 г.

1 Освобождены от повинности те же категории лиц, как и в Германии.

2 Schmid, S. 331—334, 654—658. Относительно подводной повинности в военное время специальный закон пока не издан. По старому законодательству повинность эта отбывалась без всякого вознаграждения, но на практике и в 1859 и в 1866 гг. казна платила неболъшое вознаграждение владельцам подводъ.


3 Kaiserliche Verordnung vom 16 Nov. 1851 определяет общие обязанности всех частных железно-дорожных управлений выполнять перевозки военного ведомства в мирное время; Lokalbahngesetz vom 31 Dec. 1894 устанавливать обязанность частных железных дорог во время мобилизации и войны беспрекословно исполнять требования военных властей. Железные дороги обязаны иметь приспособления для перевозки войск и военных грузов и при мобилизации установить их в определенный срок.

4 Закон 11июня 1879 г.

5 Schmid, S. 493-495.

1 Порядок вьшолнения её определен законом 16 апреля 1873 г.

2 Лошади особ царствующего дома, иностранных послов, государственных (а в Венгрии и муниципальных) чиновников, почтовые лошади и проч. освобождаются от поставки по повинности (подобно германской системе).

3 Эти Assentkommissionen составляются в Австрии из двух представителей местной гражданской власти, 1 офицера от войск, 1 военного или гражданского ветеринара и двух представителей от общин; в Венгрии в состав комиссий также входит 1 штаб или оберъ-офицер от войск и, кроме того, обязательно военный ветеринар, и затем члены от местных государственных и общинных управлений. Комиссии учреждаются по одной на несколько общин.

4 Schmid, S. 277—284.

5 Schmid, S. 189—202.

1 «Loi relative aux réquisitions militaires».

2 «Décret, portant règlement d'administration publique pour l'exécution de la loi sur les réquisitions militaires».

3 Законы 6 марта 1890 г., 17 июля 1898 г., 17 апреля 1901 г. и 27 марта 1906 г.; декреты и инструкции 10 мая 1894 г., 23 ноября 1886 г., 3 июня 1890 г., 20 и 29 декабря 1901 г., 18 сентября 1903 г. 22 февраля и 30 августа 1904 г.


1 В мирное время действует постоянно так назыв. центральная комиссия (под председательством un contrôleur général de l'administra­tion de l'armée,, в составе представителей министерства финансов, торговли и промышленности, внутренних дел, двух членов de la chambre de commerce, двух чиновников военного контроля и интендантского чиновника); комиссия действует согласно указаниям военного министра. В каждом департаменте в свою очередь образуются отдельные комиссии смешанного состава, действующие по указаниям центральной комиссии (Инструкция 10 мая 1894 г.).

2 Мэры обязаны через каждые три года доставлять сведения о числе пригодных для войск помещений в конюшен в подведомственвых им населенвых пунктах. Исчисление помещений для людей представляется по рассчету: комната с кроватью для офицера, кровать для каждого унтер-офицера и кровать для двух рядовых (или, по крайней мере, матрац с одеялом).

3 Заявление о повреждениях должны быть сделаны через представителя местной власти военному начальству (в военное время до выступления войск с квартир, в мирное не позже 3 часов по уходу войск).

4 Возраст считается с 1 января года рождения.

5 Все общины государства разделены по срокам классификации верховых и упряжных животных на три категории: 1) общины, где классификация производится ежегодно, 2) общины, где кяассификация производится по четным годам и 3) общины, где классификация производится по нечетным годам (Инструкция 22 февраля 1904 г).

6 В составе назначаемого командиром корпуса офицера (председатель), выборного от общины и военного или гражданского ветеринара. Общее наблюдение за деятельностью комиссии территориального округа имеет командир соответствующего корпуса.

1 Изъяты от привлечения к отбытию повинности: глава государства, дипломатические представители и консулы иностранных держав, подданные тех государств, которые заключили с республикой особый договор по данному вопросу (из европейскх государств — Англия, Германия, Испания, Россия и Швеция). (Инструкция 18 сентября 1903т.).


2 Приемная комиссия (la commission de requisition) может назначать более высокие цены лишь за животных, которые по единогласному заключению комиссии очевидно стоят дороже.

3 Зак. 3 июля 1877 г., ст. 53.

4 Инструкция 30 августа 1904 г. разделяет их на 3 класса: 1) на могущие поднять груз более 1200 килогр., 2) груз от 800 до 1200 килогр. и 3) груз менее 800 килогр.

5 Инструкция 30 августа 1904 г.

6Декрет 2 августа 1877 г., ст. 21 и 22.

7 См. выше, стр. 208.

1 В составе интендантскаго чиновника, офицеров инженерного и жандармского ведомств в депутата от населении по назначению префекта (Декрет 2 августа 1877 г.).

2 Постановления зак. 17 апреля 1901 г., введенные в текст закона 3 июля 1877 г.

3 в форме различного рода повреждений имущества или в форме невозможности пользоваться своим имуществом благодаря стрельбе.

4 Зак. 3 июля 1877 г.. ст. 54 bis.

5 «Réquisitions militaires», Paris, éd. Lavauzelle, p. 3—45, 66—76,83—93, 97—115, 133-138, 153-187, 224—229; Boissonnet, Les Ctontributions de la guerre et les réquisitions militaires, Paris, p. 14, 29—35.

6 Хотя это обстоятельство дает возможность военному министерству производит маневры и учебные мобилизации почти в условиях действительной обстановки военного времени (Сравни Макшеев, «Военное хоз. в мирное время», стр. 47—48).

1С. 3. т. IV, Спб. 1899 т. и Статьи к четвертому тому свода законов (прод. 1906 г.).

2 С. 3. т. IV, ст. 445.


3 Эти же Комитеты учреждаются и в губерниях, где введено земское положение, для руководительства всеми вопросами о казарменном расположении войск.

4 Изложение вопроса о натуральных повинностях будет приведено здесь лишь в основных своих чертах в виду того, что, во-первых, вопрос этот достаточно общеизвестен в литературе, а, во-вторых, в давном труде он является лишь одною из частностей.

5 При чем в законе указывается, что «призванные для содействия гражданским властям вне пунктов постоянного квартирования войска размещаются сосредоточенно и по возможности в наиболее обширных помещениях, отнюдь не поодиночке» (С. 3. прод. 1906 г. ст. 467, прил. 2).

6 От постоя в натуре в случаях 8-5 освобождаются: здания дворцовые, удельного и казенного ведомств, церковные и монастырские.

7за исключением отдаваемых в наем, здания благотворительных учреждений и т.п., дома в городах, имеющие не более одного покоя, нежилье помещения аптек, фабрик, заводов и торговых помещений, почтовые и железнодорожные станционные помещения.

 С. З.ет. IV, ст. 476.

1 При рассчете окладов нижних чинов вычитается сумма, определенная на топливо для варки пищи и хлебопечения.

2 Заготовлевие топлива для варки пищи и хлебопечения возлагается на городское или селъское общественное управление, а в случае его отказа на Губернский Распорядительный Комитет.

3 Причем подробно определено количество дров, положенных в тех или иных случаях на каждого воинского чина (различных степеней).

4 Общественные управления обязаны указать квартирующим войскам источники, где они могут безвозмездно брать необходимую для них воду в достаточном количестве надлежащего качества (С. 3. т. IV, ст. 646).


5 С. 3. т. IV, ст. 603.

1 По рассчету 10 ф. соломы или 18 ф. сена на каждых 3 человек (С. 3. т. IV, ст. 643).

2 С. 3. т. IV, ст. 652; но как примирить в даннонм «случае противоположные интересы войнских чинов и местных жителей, закон не указывает.

3 С. 3. т. IV. ст. 645.

4 Штатные воинские части имеют право ваимать подводы: 1) под команды хлебопеков и квартиреров, 2) для подвоза к госпиталям больных тех частей, которые не имеют лазаретных повозок с лошадьми и 3) для своза сбруи с упалых лошадей кавалерийских-полков. Кроме того, офицерам войсковык частей, участвующих в подвижных сборах, разрешается взимать за контрамарки подводы для перевозки.

5имущества на каждый батальон по два и на кавалерийский полк по четыре подводы.

 При передвижений команд по обыкновенным дорогам назначается по одной одноконной обывательской подводе: 1) на случай заболевания в пути на каждых двадцать пять человек здоровых; 2) под свозь казенных и собственных вещей новобранцев (на каждых 12 человек); 3) под свозь аптечных припасов и лекарств и 4 под свозь сундук с деньгами и документами для команд, начальниками которых состоят нижние чины. Если всю команду определено перевезти на лошадях, то на каждых 3 человек рассчитывается по одноконной подводе.

6 Обывательские подводы выдаются воинским чинам, обязанным по службе ездить по непочтовым дорогам или по почтовым, но сворачивать с них в сторону, увольняемым по расстроенному здоровыо, если они не могут следовать пешком, раненым и изувеченным на войне, призываемым из запаса при мобилизации, если места жительства их отстоят далее 25 в. от сборных пунктов (в этих случаях повинность оплачивается земством) и т. п.

1 Взимание подвод сверх определенного нормой количества допускается лпшь с разрешения командующего войсками в округе.


2 Исключаются: 1) лошади дворцовых конюшен Императорской Фамилии; 2) лошади иностранных миссий и подданных тех государств, с которыми заключены особые конвенции по этому вопросу; 3) в определенном законами числе лошади генералов, офицеров и чиновников военного ведомства; 4) лошади чинов полиции (в определенном числе);

1 Исключения установлены те же, как и по поставке лошадей.

2 С. 3. т. IV, ст. 445—833, с изменениями по продолжению 1906 г.

3 Макшеев, «Военное хоз. в мирное время», стр. 50.

4 Прик. по Военн. Вед. 1901 г. №358.

1 Как было уже указано в первых главах настоящего труда, без подобного начала не могут обойтись и анархистские и социалистические общежития. Лишь крайние теории анархизма, принципиально отвергающие всякую созидательную работу человечества и признающие лишь разрушение, могут спокойно пройти мимо этого начала, но ведь оно проходят так же и мимо факта бытия и всех законов жизни мира.

1 Не в смысле его неизменяемости, но в «мысле правомерного его развития и совершенствования.

2 Об этом см. выше, в главах: «Принудительный характер государственного властвования» и «Крайняя опоря государственного бытия и развития - армия».

3 Попытку выяснить подробнее эту мысль см. в главе—«Крайняя опора государственного бытия и развития—армия».

1 См. «Введение».

2 Еллинек, стр. 225.

1 Об этом подробно см. выше, в главах: «Крайняя опора государственного бытия и развития—армии» («Армия необходима для поддержания правопорядка внутри государства»); «Роль армии в современном государстве остается неизменной при всякой обстановке, переживаемой государством» в «Призыв военной силы для защиты государственного правопорядка ».


2 Оъ этом более подробно см. в соответствующей главе исследования: «Роль армии в современных государствах остается неизменной при всякой обстановке, переживаемой государством».

1 См. отдел о «Влиянии основных функций армии на правовое положение её лвчного состава в государстве».

2 См. выше главу — «Основные принципы современной воинской повинности и оценка их с точки зрения вышеизложенной правовой теории населения».

3 В таком размере и виде, которые определены правом государства.

1 См. «Введение».

2 См. «Введение».



<< предыдущая страница