litceymos.ru   1 ... 10 11 12 13 14

Типография М. М Стасюлевича, Спб., Вас. остр., 5 л., 28.


1 Еллинек, Право современного государства, перев. Гессена и Шалланда, Спб. 1903 г., стр. 110. Проф. Коркунов, Русск. госуд. право. т. I Спб. 1904 г., стр. 4-38, не признавая волевой теории государственной власти, в конце концов сводит всю деятельность этой последней к принуждению т.е. к ряду волевых актов, направленных на осуществление известных определенных целей. О том же см. Коркунов – Указ и закон, С.П. 1894 г., стр. 45-193.

2 Точное определение понятия армии установлено будет всем последующим изложением, здесь же приводится основная его сущность, понятная из простого наблюдения явлений и фактов повседневной жизни.

1 И рефлекс и инстинктивное и эмоциональное движения, не говоря уже о волевых актах, всегда так или иначе бывают связаны с известными процессами в мозговых полушариях а, следовательно, принадлежат к числу психических явлений.

2 "Что мы сознаем в нашем внутреннем опыте, как ощущения, мысли, чувствования, намерения, то выражается в телесном мире в известными телесными процессами мозга". Гефдинг, Очерки Психологии, основанной на опыте. Спб. 1896 г. стр. 66-67. Вундт, Очерк Психологии, Спб. 1897 г. стр. 10. Джемс – Психология Спб. 1898 г., стр. 3-7, 12-13, 67, 100-101, 305, 308-322.

3 Г. Спенсер, Основания социологии т. I. Спб. 1876, стр. 8-10, 16-36. Вундт, Этика, отд. I, стр. 250-265, Очерки психологии. стр. 10. Хлебников – Право и государство, Варш. 1874, стр. 100-129.

4 Роль волевой деятельности в психической жизни человека определяется самим понятием воли, как "всякой сознательной самодеятельности", к которой можно в конечном итоге даже "причислить все непроизвольные (самопроизвольные, рефлекторные и инстинктивные) действия, связанные с ощущением и чувством" – Гефдинг, стр. 332-380 и 102-103. Вундт – Душа человека и животн. т. I, стр. 28. Спб. 1865 г. •Очерки психологии, стр. 9. 124-136, Этика, Спб. 1887, отд. III, стр. 11-12. Джемс, стр. 329-386 (особ. 347-349). Гиддингс – Основания социологии, М. 1898. стр. 386-415.


5 «Bejahung des Willen zum Leben» Шопенгауэра, но только не в .виде реального проявления во вне метафизической первичной воли, а в качестве строго-эмпирического итога ряда физиологических и психологических процессов.

6 Конструкция различных значений понятая общества – Еллинек, Право современного государства, стр. 56 и след. Обзор теорий – Коркунов – Лекции по общей теории права, Спб. 1904, стр. 183-209, 229-235. Гиддпнгс – стр. 3-5, 8-17, 19-22, 27, 400, 416-418. Стронин – Политика, как наука, С.П. 1872, стр. 9-38 (где автор дает глубоко оригинальную картину анатомического строения общества), 40-58, 70-134, 139-142, 145-202. Грееф – Обществ. прогресс и регресс, Спб. 1896. стр. 206-334. Безобразов. Госуд. и общество, Спб. 1882, стр. 4-6. Градовский – Собр. соч. т. III, Спб. 1899, стр. 35-70, 350-373. Рибо, Совр. англ. психол., стр. V-XXVI.

7 Право совр. госуд., стр. 59.

8 Гвддингс, стр. 28-55.

1 "Согласно хорошо известным биологическим законам только в соединениях друг с другом – будут ли то соединения атомов, клеточек, животных или человеческих существ – могут индивидуальные единицы совершать какой-либо прогресс (Генри Друммонд, Прогресс и эволюция человека, М. 1896, стр. 275).

2 Еллинекъ, стр. 60. СокольскШ, Кр. уч. русск, госуд. пр., стр. 2—3.

3 Не только в форме сознательного воздействия, но в огромной, и бессознательно, см. – Гефдинг, стр. 74-89; Вундт, т. I, стр. Ш-IV; Лебон – Психология народов и масс, Спб. 1896, стр. 6.

1 Понятие общества может быть установлено еще в третьем, самом тесном смысле; под обществом можно еще подразумевать совокупность всех социальных союзов, кроме государства. Здесь государство, как общественная группа исключительно важного значения, противопоставляется всей остальной их массе, (Еллинек, стр. 61-63). В таком смысле принимает понятие общества, напр., Вормс – Общественный организм Спб. 1897, стр. 13-19.


2 Совершенно независимо от организации учреждений, являющихся реальными выразителями этой воли.

3 История знает ряд примеров, когда войска создавали государства, но это были или армии другой державы или бродячие орды, которые, лишь осев на покоренной территории и образовав государство, становились волей верховной власти этого государства его армией.

4 Коркунов, стр. 24.

5 Штейн – Учение о военном быте, как часть науки о государстве, Спб, 1875; предисловие Эртеля, стр. 5-6.

1 Так же, как и непосредственное создание физических (жизнь, здоровье и т. п.) и хозяйственных благ не во власти государства, как такового.

2 "Массово-психические явления, результатом которых являются великие исторические перемены в общем состоянии народов, косвенно хотя и подчиняются влиянию государства, но не создаются им сознательно". "Если бы государство могло искоренять новые идеи, строй античного или средневекового мира никогда не был бы нарушен. Христианство и реформация проложили себе путь вопреки усиленному сопротивлению государства. Карлсбадскими постановлениями не удалось затормозить распространите либеральных идей в Германии путем приь1^нен!я самых крайних средств государственного воздействия, и точно так же государство не в состоянии подавить современное социалистическое движение при помощи находящихся в его распоряжении средств принуждения. Выросшие из недр общества, новые социальные силы в свою очередь могут быть побеждены только самим обществом". Еллинек, стр. 162.

3 Вундт – Этика, стр. 134-145; Гиддингс, стр. 141-162.

4 Но чрезвычайно распространенному взгляду на армию смотрят, как на силу государства, предназначенную исключительно для _междугосударственной борьбы. Проф. Кузьминъ— Караваев (В. Угол. право. Спб. 1895) видит в применении армии внутри государства принципиальное противоречие с основными задачами деятельности вооруженной силы. Некоторые замечания относительно этой теории см. стр. 38 и след


1 Сигеле – Преступная толпа, Спб. 1896 г. 18-82.

2 Еллинек, стр. 164; сравни Гастон-Мок, Армия в демократическом государстве, Киеев 1906 г., стр. 7-9.

3 Согласно принятой в военной науке номенклатуры в; собственно в данном случае гораздо более соответственным было бы название – (военно-административное право).

4 А. Редигер – Комплектована и устройство вооруженной силы. Спб. 1900, стр. 1.

5 Ренненкампф, Очерки Юридической энциклопедии, Спб. 1880, стр. 58, приводя учете об обществе Моля, справедливо указывает словами этого последнего, что "каждая сфера общественная имеет право на свою особую организация, если способна к тому".

1 "Война не есть отрицание права; напротив, она сама подчиняется известным законам, которые освещены обычаем и международными соглашениями".

Мартенс – Современное международное право цивилизованных народов, т. I, Спб. 1887, стр. 13.

Горовцев, Война и Право, Спб. 1902, стр. 24-38.

1 праве в том высшем, этическом смысле, согласно которому только те правовые нормы могут иметь всеобщее значение, который вытекают из неизменных нравственных основ человеческой природы (Вундт, Этика, Спб. 1887, стр. 11).

2 Ренненкампф, стр. 195, относит прямо военное право, под каковым названием он разумеет собственно Военную Администрацию, к числу составных частей государственного права. На той же точке зрения стоит и Штейн (стр. 6-17).

3 Штейя, стр. 1, справедливо отмечает, что до самого последнего времени изучение военного быта вовсе не ставилось обыкновенно в связь с государственными (а тем более с прочими) науками.

1 Последнее выраженье отнюдь не предполагает собой уподобления государства человеческому организму, прием, так часто встречающейся не только в общей, но и в специальной юридической литературе. По­пытка объяснить сущность явления при помощи туманной аналогии, где ни объясняемое, ни объясняющее явление никак не могут претендовать на достаточно полное научное познание их, дальше общих мест силою вещей идти не в состоянии.


2 В основание всех относящихся к государствованию вопросов, затрагиваемых в настоящем изложении, положен труд докт. Георга Еллинека – Право современного государства. Общее учение о государстве, Сиб. 1903 г.

1 Хотя насколько можно судить при существующем ныне развитии наук, государство представляет собой неизбежное для культурного существования людей и ничем иным незаменимое явление. Более подробное обоснование этого положения см. стр. 22 и след.

2 Джемс, Психология, стр. 115-118. Вундт – Оч. псих, стр. 9.

3 Алексеев, Русское Государственное Право, Москва 1895, стр. 8-9.

4 Стр. 2.

1 Коркунов, стр. 59.

2 Еллинек, стр. 110; но это не мешает естественным свойствам, территории оказывать чрезвычайно крупное влияние на вес склад' заседающего ее общества (Спенсер, т. I, стр. 25-28)

3 Еллинек различает еще временный, пространственный, казуальный (причинная связь) и формальный (связь по внешней форме) единства.

4 На стр. 106-107 Еллинек чрезвычайно остроумно выясняет, что всякий индивид в сущности представляет собой телеологическое единство, и со стороны своей психической, и со стороны телесной жизни.

5 Проф. Менгер (Новое учение о государстве. Спб. 1905, перев. Кистяковского), стр. 216 и след., считает беспочвенным предрассудком отделение государства от составляющих его людей; он находит, что услужливая теория маскирует этим приемом выгоды господствующих классов в глазах массы, скрывая за понятием государства и его задачами их классовые интересы и стремления. Подробным ответом на отожествление государства с каким-либо его элементом могут служить стр. 90-102 книги Еллинека (Право совр. госуд., Спб. 1903 г.)


1 Коркунов, Русск. Госуд. Право, т. I, стр. 21-26; Сравн. госуд. пр. иностр. держав. стр. 2-8.

2 Стр. 3-6.

3 См. Ант, Менгер, Новое учение о государ., стр. 211-245.

4 Весь современный культурный мир признает известные основания права человеческой личности, на который никто не может посягать, не исключая и государства. Современное государство именно характеризуется прежде всего тем, что оставляет за каждым человеком свободную от всякого государственного вмешательства сферу его личной жизни и гарантирует неприкосновенность этой свободы. (См. Эсмен, стр. 21-22; Еллинек, ст. 242). "Даже власть деспота зависит от того, насколько его подданные или хотя бы некоторая часть их готовы повиноваться его требованиям, а готовность эта всегда имеет известные пределы".

"Даже деспот пользуется своей властью сообразно со своим характером, который вырабатывается окружающими обстоятельствами, в том числи и нравственными убеждениями его времени и обществам – Дайси, Основы государственного права Англии, Москва 1905 г., стр. 89 и 91. Коркунов, Ср. оч. г. пр. ин. держ., стр. 89-95.

1 Еллинек стр. 113; Алексеев, стр. 122-124; Эсмен, стр. 160-161.

2 Это-то определение государства, которое докт. Еллинек дает ему, как социальному явлению, и которое ярко характеризует основную сущность государства. (Еллинек стр. 118). Сравни Коркунов стр. 26-27 Русск. государ, пр. и стр. 235-241 Лекции по общ. теор. права.

1 Хоти в значительной своей доле и бессознательное.

2 Стр. 15 и след.

3 Вениамин Кидд – Социальное развитее, Спб. 1897 г., стр. 12.

"Истина в том, что существуют две борьбы за жизнь в каждом живом существе, борьба за жизнь собственную и борьба за жизнь других" (Генри Друммонд, Прогресс и эволюция человека, Москва 1896 г. стр. 250). Основу борьбы за собственную жизнь составляет функция питания, основу борьбы за жизнь других – функций воспроизведения (ibid, стр. 16). "Первая из них это – функция, во всем обращенная на себя самого, вторая – функция, обращенная на других", (ibid, стр. 22). "Если бы этого второго фактора не было, мир не мог бы существовать. Без борьбы за жизнь других очевидно не было бы этих других". "Если бы не было борьбы за жизнь других, не могла бы поддерживаться и борьба за жизнь личную", так как "борьба за жизнь личную почти целиком держится на результатах борьбы за жизнь других". Наконец, "без борьбы за жизнь других борьба за жизнь личную по отношению к ее энергии угасла бы, и не было бы всей ее великой деятельности" (ibid, стр. 34-35).


В итоге, "без борьбы за жизнь других не может быть борьбы за жизнь личную, а следовательно и эволюции" (ibid. стр. 35), т.е. перехода людей из состояния животных в состоите, хоть в малой достойное названия человеческого.


1 Сравни – Градовский, Политические теории XIX столетия. (Собр. соч. т. III, Спб., 99 г.) стр. 45-69.

2 Тем более, что с увеличением размеров "общественного агрегата", жизнь его членов все более и более усложняется (Спенсер, т. I стр. 10-14).

3 Ренненкампф, стр. 26-30, Эсмен, стр. 2; Кидд, стр. 19-44-; Игеринг – Борьба за право, М. 1874 г., стр. 12-17. 19-21, 22-23; Р. Моль, Энциклоп. госуд. наук, Спб. 1868 г. стр. 49-53; Л. Штейн – Учение об управлении, стр. 15 и след.

4 Это последнее обстоятельство и служит, между прочими, причиной особенно ожесточенных нападок именно на государственный союз. Слишком чувствительное воздействие на не желающих считаться с государственными указаниями людей вызывает столь же интенсивную реакцию.

1 Сравни стр. 22-23. То знаменитое «bellum omnium contra omnes» Гоббса, которое он считает единственно возможным внегосударственным состоянием людей, несомненно имело бы место при отсутствии принудительной их организации. Совершенно иной вопрос целесообразное устройство государства для возможности направить его на служение высшим человеческим задачам, но факт существования известной конструкции этого союза в настоящее время вовсе не равносилен беспочвенности бытия самого союза. Человечество стремилось и стремится и ныне наилучшим образом, по идеям эпохи, устроить свой социальный быт, но устранить в том или ином виде, под тем или другим названием, принудительную организацию этого быта не в его силах. Мечты, "что в том новом социальном строй, который создает теперь вокруг нас возрастающая сила альтруистического духа, в том царстве любви, которое должно осуществиться когда-либо, если ход эволюции будет продолжать свой путь, более низкие элементы" человеческого существа "найдут свое растворяющее начало, предуготовленное для них искони в предвидении более высокого порядка на земле", (Г. Друммонд, стр. 41), судя по всем данным прошедшего и настоящего мировой жизни еще в течение долгих и долгих веков останутся без заметной тени осуществления


2 Начало, заменяющее собой по анархистским теориям государственное принуждение (Менгер, стр. 7).

3 Еллинек, стр. 144.

1 Стр. 142

2 Кидд – Социальное развитие, стр. 7.

3 Кидд, стр. 109-111.

4 Стр. 8-9.

5 Самая форма, в которую может выливаться эта организация, является в каждом данном случай продуктом всей совокупности исторических сил, постепенно выработавших ее и в различных государствах может быть совершенно различной. См. Еллинек, стр. 145.

1 Коркунов, стр. 28-33.

1 Ренненкампф., стр. 54-55. Алексеев. стр. 116-117. Р. Моль, стр. 49-64 Гиддингс, стр. 183-185. Градовский – Политические теории XIX столетия (Собр. соч., т. III), стр. 83-89. Коркунов, Ср. очерк госуд. пр. иностр. держ. Спб. 1906, стр. 8-19.

2 Это расчленение проблемы цели принадлежит докт. Еллинеку, различающему вопросы об объективной универсальной цели государства, об объективной партикулярной и субъективной целях (Еллинек, стр. 147-148.

3 Даже воображаемому государству будущего, каким но существу является социалистическое общежитие, теоретики ставят вполне определенные цели руководительства экономическим оборотом своих подданных.

1 Еллинек, стр. 149-150. Коркунов, стр. 65.

2 Стр. 20. «Чисто формальное определение государства, совершенно не считающееся с его целью, никогда не может дать полной картины государства, а с тем вместе и прочного признака, который отличал бы его от других образований, признаваемых равноправными с ним или даже стоящими над ним. К средневековой церкви подходят все признаки формального определения государства. Если несмотря на это она не была государством, а оставалось церковью, то это может быть понято только из различая ее целей и целей государства». Еллинек, стр. 150


3 Согласно, указанному в начали исследования ограничению (стр. 13) настоящее изложение имеет в виду только изучение современных государств.

4 Конкретная историческая роль государства в жизни человечества, как уже неоднократно указывалось, далеко не исчерпывается только лишь сознательным его воздействием на людей.

5 Стр. 6 и след.

6 «Только сто лет тому назад нации и общины были удалены друг от друга также как в первое столетие христианской эры; теперь самые отдаленные точки земли соединены между собою, и цивилизованное общество обращается в огромное целое, объединенное и организованное, которому служить нервной системой сеть телеграфных проволок, имеющая в длину более пяти миллионов миль, а системой кровообращения – железнодорожный лиши и пароходы, по которым текут волны торговли и населения с невообразимой скоростью и правильностью». Кидд. Социальное развитее, стр. 6 Насколько современная государственная организация может считаться образцом соответствия ее истинному назначению государства, представляется совершенно иным вопросом. Стронин, Политика, как наука, стр. 40-43. Гиддингс, стр. 187-189, 305-369

1 Эсмен, стр. 124-126: Менгер, стр. 8-9; Коркунов, Лекции по общ т. пр., стр. 221-229; Frobel, Theorie der Politik. Wien 1861, S. 84-93, 276-287.

2 Еллинек, стр. 168. Здесь же он указывает, что новейшее развитее этого вопроса несомненно обнаруживает тенденцию "обобществления и затем централизации, этатизации отраслей деятельности, первоначально индивидуальных". (Сравни Кидд, стр. 124-125). Во всяком случай расширение сферы деятельности государства далеко еще не знаменует собой необходимого стеснения этим индивидуальной свободы. "Ведь стеснения личной свободы создаются не одним государством, а также и всяким другим общественным союзом, а потому расширение государственной деятельности большею частью знаменует собою не новое стеснение личной самостоятельности, а только замену одной формы зависимости индивида от общества другою". Коркунов. стр. 60, 65-67. Вундт, Этика, стр. 235


3 Коркунов, стр. 38-39; Алексеев, стр. 126; Вундт, Этика, отд. I, стр. 228; Градовский, Госуд. право важнейш. евр. держав, Спб. 1895 г., стр. 9. Коркунов, Лекции по общ. теор. пр., стр. 260-264; Ломан, Современное учение о государств. власти, М. 1896 г.; Залесский, Власть и право, Казань, 1897 г., стр. 9-61; Градовский, Полит, теории XIX столетия. (Собр. с. т. III), стр. 74-80.

4 См. стр. 22 и след.

1 Вундт, Этика, отд. I, стр. 235; отд. III, стр. 227

2 Выше уже указывалось (стр. 6-7), что государство воздействует на всех соприкасающихся с ним людей не только в форме сознательной, планомерной деятельности, но также и чисто бессознательно, самым фактом своего существования и теми или иными отдельными проявлениями своей деятельности, всегда влекущими на ряду с предвиденными результатами массу совершенно не преднамеренных последствий.

3 Быть может будущее создает для деятельности государства новые цели, во всяком случай, однако, вряд ли они ограничатся когда-нибудь одною хозяйственной стороной общественного быта, как это полагают социалистические доктрины.

4 Delaperrierre, L'armee francaise, t. I. Paris, 9-10.

1 См. Еллинек. стр. 527-532, где подробно перечислены принудительный гарантии публичного права (социальные, политически и правовые).

2 0 различных проектах организации одного всемирного государства – Мартенс, Современное международное право цивилизованных народов, т. I. Спб. 1887 г., стр. 218-225. Стронин, История обществен­ности, Спб. 1885 г., стр. 203-208, отмечает тенденцию общественных союзов сливаться в более и более крупные единства до общечеловеческого включительно.

3 Различие минувших исторических судеб. бесчисленное множество оригинальных, совершенно своеобразных культурных элементов разбивает цивилизованное человечество на группы, сознающие свое культурное единство, общую самобытную природу, отличную от прочих групп, обособляете друг от друга нации. Нивелировать всю эту рознь, слить в один тип просто человека все бесконечное разнообразие национально-самобытных особей настоящему времени пока не удалось и несомненным фактом представляется обратное стремление всех наций сохранить свои оригинальный черты, свои особенности; если найдя при этом успела сорганизоваться в государство, она на службу основному своему эгоистическому стремлении направляете всю государственную мощь в ущерб всем интересам общечеловеческого блага (Эсмен, т. I, стр. 160; Градовский, Национальный вопрос в ист. и литер., собр. с. т. VI).


1 На ряду с прогрессом всеобщего объединения современных государств без сомнения в действительной жизни на каждом шагу проявляется с большей или меньшей интенсивностью и постоянная рознь их интересов, как результат предпочтения собственной пользы – общей пользы. – Montenon, Die Politik in der Armee, Berl.. 1897, S. 12-17. Безобразов, Война и революция. М. 1873, стр. 28-30. Revon, Die Philosophie des Krieges. S. 17-47.

2 Это стремление и есть патриотизм. Психологической основою его является та сумма бесчисленных впечатлений. которые со дня рождения привязывают человека к месту, обстановке, окружающей среде и проч., сровняют его с этими последними и побуждают. Тем охранять их и самобытно совершенствовать.

Проф. Менгер чрезвычайно узко определяет понятие патриотизма и с предвзятым намерением подвергает его далеко не всесторонней, критике (Менгер, стр. 45-56). «Для племен и наций, как и для индивидов, самосохранение является первым законом природы» – Уорд, Психические факторы цивилизации. Спб. 1897, стр. 296. Delaperrierre, L'armee framcaise, t. I, Paris, p. 21 — 22.

3 Кузьмин-Караваев, В. угол, право. Спб. 1895 г., стр. 6-7. Ebener, Conferences sur role social de l'officer, Paris,, р. 28-29. Р. Моль, стр. 361-363. Стронин, Полит., стр. 252-255, 260-270.

4 По крайней мере, в отношении к современному государственному строю. Что будет с воцарением хотя бы всемирного народно-трудового государства, можно предусмотреть лишь с приблизительной достоверностью, не выходя ни на минуту из области фантазии. (Сравни Менгер, стр. 45-66).

«Полный мир, хроничность мира, эта золотая мечта человечества с тех пор как мечтать оно начало, может осуществиться не иначе, как при единстве человеческой организации, т.е. в конце всей истории, когда будет очеловечено все человечество» (Стронин, стр. 261) – эпоха пока-что чрезвычайно отдаленная. Сравни Горовцев, Война и Право, Спб. 1902 г., стр. 1-24. Boguslawski, Der Krieg in seiner wahren Bedeutung fur Staat und Volk, Berlin. 1892, .8. 68-73.


1 См. выше, стр. 29-32.

2 Война за освобождение Болгарии 1877-78 г. может служить высоким доказательством осуществления иногда в практике международных отношений общечеловеческих культурных идеалов. Ряд международных договоров и постановлений относительно правил войны (см. Мартенс, т. П, стр. 485-543; 553-567) относится сюда же.

3 Стр. 22и след.

1 Laguens, Etude sur la situation legal de l'officier, Paris, р. 8-16

2 Менгер. стр. 60. Обыкновенно теория не касается совершенно во­проса о роли армии во внутренней жизни государства. Даже Еллинек, давая систематическое изложение целей современного государства (стр. 164), сводить всю самоохраняющую его деятельность лишь к внешней обороне и нападению.

3 Эту характерную черту военных действий отметил Кузьмин-Караваев, стр. 5-11, но в принудительной деятельности армии внутри государства он видит также войну, не придавая никакого значения неизбежному карающему оттенку этой деятельности. Видь и в сознании уголовного преступника авторитет государственной власти теряет всякое значение и все же это основание не дает права считать войной в точном смысле понятая борьбу с подобного рода противниками государства

1 Карает именно отношением своим к ним, как к правонарушителям и только лишь этим отношением, так как иного элемента кары в его действиях ни в каком случай не должно быть.

2 Дайси, стр. 317—318. Фишель. Государственный строй Англии, Спб. 1869 г., стр. 100. Градовский. Госуд. пр. в. евр. д., стр. 52—53

3 Дайси, стр. 552

4 Ibid., стр. 553.

1 Ibid., стр. 318.


2 Дайси, стр. 554. На стр. 549—556 Дайси приводите дело о бунте 7 сент. 1893 г. в Актонских угольных копях и подробный доклад комиссии, расследовавшей обстоятельства стрельбы войск по бунтовщикам. Дело это в высшей степени характерно оттеняет вышеописанное отношение английского права к исследуемому вопросу.

3 См. стр. 15.

4 Отсюда прямым выводом является, что армия не должна заме­щать суды или полицию в сфере их специальной деятельности. (Кузьмин-Караваев, стр. 9).

5 Отправляясь от иной точки зрения, Гастон Мок (стр. 12—14) no данному вопросу приходить к такому же выводу.

1 Армия—сила государства, составная часть правящей государственной ной организации и, если она in corpore встает на государство, то этим» ведь государство выступает само против себя, а, следовательно, оно не живет уже, оно разлагается, его действительное, фактическое существование прекратилось п вооруженная сила его утратила уже тем самым характер армии.

1 Удержать армию в руках во время революции можно, лишь убедив ее в справедливости защищаемых ею начал. Какого-либо общего рецепта для всех возможных в жизни осложнений установить нельзя;

здесь все зависит от свойств идей, проповедуемых той и другою стороной и популярности их в главной массе населения. Во всяком слу­чай, армия, противостоя тем или иным идеями, должна сознательно вы­полнять свою функцию, иначе одного принуждения, одной слепой, не свя­занной с глубоким убеждением дисциплины на долго не хватить. •Прочность государственных отношений может быть на долго обеспечена лишь вследствие убеждения в их правомерности». (Еллинек стр. 173).

2 Об этом более подробно в отделе, исследующем армию, как силу.

3 Как напр., стрельба в воздух, безропотное снесете оскорблений толпы и т. п.


1 Коркунов, Р. госуд. пр., стр. 28. «Если и несомненно, что все союзы вплоть до государства обладают, но своей структуре, весьма значительным» аналогиями, тем не менее, государство представляется не одним из многих союзов, а союзом, господствующим над всеми. Так, по крайней мере, это было во все времена, когда явление государства достигало ясного и точного выражения: в античном государстве и с того времени, когда современное го­сударство возвысилось на степень торжествующей силы, оно является не одним из многих однородных заключающихся в нем и существующих рядом с ним общение, а единственным в своем роде. Все другие союзы не государственного характера в большей или меньшей мере испытывают на себе влияние государственной организации. Не ассоциация и община служат прототипом государства, а наоборот, государ­ство служить им образцом в их организации, которая, при том, всецело или в основных своих чертах может быть предписана государством». Еллинек, стр. 254.

2 Стр. 11—12.


3 В настоящее время «государственная власть есть не власть во­обще, а власть, осуществляемая в пределах установляемых правом границе, и потому правовая власть». Еллинек, стр. 251.

4 Еллинек, стр. 252.

1 Гарантией закономерности этих велений является в современных государствах самое устройство органов, обладающих верховной властью государства. Парламенты, конституции, ответственный министерства в проч. непосредственно служат этой цели.

2 Еллинек, стр. 282—283.

1 Верховная государственная власть в настоящее время сосредото­чивается обыкновенно в руках нескольких органов, лишь во всей своей совокупности представляющих эту власть в полном её объеме. Так, в Германии вся полнота верховной власти импорт принадлежит союзному совету, при чем председатель его, король прусский, в качестве императора германского имеет особые обширные полномочия, и рейхстагу; в Австро-Венгрии — императору, рейхсрату и сейму (с их делегациями); во Франции — палате депутатов, сенату и президенту; в Англии—королю и парламенту, и т. д. (Собрание конституций, т. I и II, Москва, 1905 г.).


2 Об этом более подробно см. во II части исследов.

3 Кроме Франции, где верховным вождем армии считается президент, тогда как, в силу республиканского строя государства, высшим органом его являются палата депутатов и сенат; хотя в современных государствах все органы, входящее в составе власти, совершенно самостоятельны и взаимно не подчинены друг другу, но все же "всякое государство без сомнения нуждается в одном высшем органе. Высший орган — это тот, который приводить в движение государственный механизм и поддерживает это движение и который является высшим решающим органом. В каждом государстве необходим такой орган, который дает толчок всей государственной деятельности, бездействие которого поэтому парализовало бы государство» (Еллинек, стр. 368). В монархиях таким органом является монарх, в демократиях, где,

4как во Франции, деятельность народа ограничена лишь избранием представителей—законодательный корпус.

 Собрание конституций, вып. 1, стр. 42, § 63.

5 Версальский договор от 23 ноября 1870 г., впоследствии подтверж­денный имперской конституцией. Martin, L' armee allemande, Paris 1903, p. 8—10.

6 В основу всего имперского законодательства о вооруженной силе положены два принципиальные положения: 1) что не существует обще­имперской армии, а лишь контингенты союзных государств (наоборот. морские силы составляют имперское учреждение) и 2) что союзные государства вообще сохраняют свои армии, но не имеют по отношению к этим последним всей полноты верховных прав, так как значитель­ная доля их принадлежит Императору и основные данные военного быта определяются общеимперским законодательством (общий порядок отбытия населением воинской повинности, организация войск, дисциплинар­ные и военно-уголовные законы, военные бюджеты и т. п.), так что, в конце концов контингенты лишь формально принадлежат отдельным государствам союза, по существу же находятся в распоряжении империи (ils sont semblables a un bien qui appartient a l'un, mais sur lequel l'autre a un droit de disposition — Laband, Le droit public de l'empire allemande, . Paris 1903, t. V, p. 12, trad. de Bouyssy). Об этом подробнее в отделе об армии, как силе.


1 Закон 25 февраля 1875 г.. § 3.

2 Хотя конституционного постановления, которое мешало бы ему лично стать во главе войск, во Франции не существует (Эсмен, т. II, стр. 105).

3 См. выше, стр. 49, выноска 8-я.

4 Штейн, Уч. о в. быте, стр. 243-247.

13 Собрание конституций, вып. I, стр. 32. Мобилизация производится по-


2велением баварского короля по предложению Императора (Добровольский, Основы организации центрального военного управления в России и в важнейш. З.-Евр. государствах. СПб., 1901 г. стр. 307).

 Поскольку договоры с иностранными государствами касаются предметов общеимперского законодательства, для заключения их необходимо согласие союзного совета и одобрение рейхстага (Собр. конст., вып. I, стр. 32). Martin, L' armee allem. Paris 1903, p. 2.

3 По закону 21 дек. 1867 г. (Собр. конст., вып. II, стр. 26-55). Дого­воры, налагающие обязанности на все государство, часть его или на частных лиц, должны быть одобрены рейхсратом, ibid, § 6.

4 Только распоряжение его венгерским и тирольско-форальбергским ландвером и ландштурмом обставлено некоторыми формальными ограничениями (Schmid, Das Heeresrecht der osterreich-ungarischen Monarchic, Wien 1903, St. 12-152-154).

5 Дайси, стр. 409. В законе о престолонаследии» 12 июня 1701 г. указано лишь, «что в случай, если корона и королевское достоинство достанутся лицу. не происходящему из королевства Англии, то народ Английский вовсе не обязан начинать войну для защиты владений или земель, которые не будут принадлежать Английской короне, если не будет на это согласия Парламента». (Собр. конст., вып. 11, стр. 61). Фишель, стр. 119—121.


6 Собр. коя ст., вып, стр. 12, § 8 в 9. Эсмен т. II, стр. 153—168.

1 Собр. конст., вып. I, стр. 44, § 73. Меуег, Lehrb. d. deutsch. Verw.-- rechtes, Leipz. 1894, S. 40.

2 Градовский, Государственное Право важнейших европейских» держав, СПб. 1895 г., стр. 163—165. Фишель, стр. 135, 157; Die Heere und Feotten, h. von Zepelin, II. В., S. 92-93.

3 Впервые установлен в 1689 г. и затем, в основной своей сущности, действует и ныне. (Дайси, стр. 324—328; Фишель, стр. 167).

1 Дайси, стр. 459.

2 Дайси, стр. 839. Фишель, стр. 163-165.

3 Собр. конст., вып. I, стр. 9, § 3; Le parlement et l armee, par le gen., Paris 1897, p. 13.

4 He исключая и приказов по армии (Эсмен, т. 11, стр. 190).

5 Редигер, Компл. и устр. воор. силы, стр. 486.

6 Свод в пост., I, 1.

7 См. II часть исследования.

8 - Как в изучение правового положения армии в государстве, а не в междугосударственном обороте.

1 Брюссельская декларация 1874 г. и Женевская конвенция 1864 г. закрепили обычаи войны, относящиеся к военнопленным, раненым и больным, в форму неизмененных международных соглашений.

2 Laband (p. 79) особенно оттеняет то обстоятельство, что право объявлена императором военного положения

1dement supreme militaire, qui appartient a l Empereur», а на стр. 71 он указывает, что «ne saurit on mettre en doute que d' apres la Constitution ce droit de l' Empereur est considere cornme corollaire ou partie integrante de son commandement supreme militaire». Согласно тексту конституции Северо-Германского союза право это принадлежало также не союзному президиуму, а генералиссимусу союзных войск (Bundesfeldherr). Laband, р. 71.


 Собр. конст., вып. I, стр. 43—44, (заключительное определение к отделу XI); Laband, p. 81—82.


2 § 68 имперской конституции (Собр. конст. вып. I, стр. 43). «До тех пор, пока имперский закон не урегулирует условия, форму и последствия такого объявления, имеют силу относящиеся сюда предписания прусского закона от 4-го июня 1851 г.» (тот же 68 §).

3 Labaud для характеристики описываемого здесь положения употребляет и термин etat de guerre и термин etat de siege, без всякого различия между ними.

4 Закон точно указывает, что для этого необходимо кроме опубликования соответствующих распоряжений в Reichsgesetzblatt, прочтете императорского указа во всех входящих в район действия военного положения общинах под звуки труб и барабанов и, кроме того, извещение населения через посредство мастных властей, публикаций в газетах и выставления в публичных местах афиш; последние три меры не должны необходимо применяться все одновременно, а достаточно присоединения лишь какой-либо одной из них к первой, обязательной форме публикации.

5 В этой области последствий военного положен! я прусский закон 1851 г. отменен законом, изданным в качестве введения к уголов­ному кодексу 31 мая 1870 г. (Laband, р. 75—76).

1 Laband, p. 76.

2 Заменившие собой соответствующие статьи прусской конституции (Laband, p. 78).

31 Последние две категории законов соответствующими общеимпер­скими законоположениями не заменены и приостановка их на время действия военного положения за пределами прусского королевства невозможна; в таких случаях действие военного положения распространяется на соответствующие местные законы объявляемого на военном положении союзного государства (Laband, p. 79).


4 Законом 30 мая 1892 г., впредь до издания общего для всей империи законодательного акта о военном положении, установлено, что в Эльзасе и Лотарингии, в случае войны или угрозы неизбежного нападения неприятеля (но не в случай внутренних осложнений) всякий военный начальник имеет право в пределах подведомственной ему территории подчинить себе всех представителей гражданской власти. Однако, во всяком случае, вслед за этими распоряжениями он должен немедленно испросить повеление императора о введении военного положения и, если бы почему-либо положению это введено не было, право его распоряжаться действиями гражданских властей немедленно прекращается (Laband, р. 82-83).

1 Schmid. 211-212, 217-218; Laband, 71, 74—75.

2 Schmid. 212, 513-514.

3 Дайси, стр. 627—658; Градовский, «Государственное право важнейших европейских держав», стр. 66—69; Фишель, стр. 167—169.

4 Дайси, стр. 312—313.

5 Дайси, 640-641.

6 «Единственное основание, по которому право Англии терпит то, что называется военным положением, это необходимость; его введение может быть оправдано только необходимостью; его дальнейшее существование опять таки нуждается в том же оправдании необходимостью; и если оно переживает необходимость, на которой покоится, одной только минутой, оно мгновенно становится простым проявлением беззаконного насилия». Дайси, стр. 632; «Политический строй современных государств», т. I, СПб. 1905 г., стр. 262—266 (статья проф. Виноградова).

1 Дайси, стр. 645.


2 Разбор различных теорий, относящихся к атому вопросу, см. Дайси, стр. 647—658.

3 Delaperrierre, L' armee Françoise, t. II, p. 404 - 407; Градовский, «Государственное право важнейших европейских держав», стр. 61—63; Дайси, стр. 319-321.


4 В случае перерыва заседания палат, осадное положение может быть объявлено президентом республики в согласии с советом министров. Если палата депутатов распущена и новые выборы еще не со­стоялись, а между тем государству грозит неприятельское нашествие, президент республики в угрожаемых областях может собственной властью объявить осадное положение, но по сборе палат распоряжение его повергается на их рассмотрение и утверждение.

1 Согласно сохранившим до ныне свою силу определениям закона 1849 года.

2 Положение о полевом управлении войск в военное время (Приказ по Военн. Вед. 1890 г. М 62, разделы I и II).

3 Приказ по Военн. Вед. 1892 г. № 241.

1 Приказ по Военн. Вед. 1892 г. № 241, ст. 12.

2 Приказ по Военн. Вед. 1892 г. №241, ст. 19 - 21.


1 См. выше, стр. 56 и след.

2 Laband, стр. 71 («meme en temps de paix, en effet, Ie commandement imperial continue d' exister, et l 'armee n' est pas seuleument destinee a proteger contre des ennemis externes, mais aussi a proteger la paix territonale ontre des dangers internes»).

3 Стр. 57.

4 Laband на стр. 73 приводит подробные доказательства такого отношения к наследуемому вопросу в германской юридической литературе.

5 Стр. 57 и след.

6 Laband, p. 79-80.

1 Об этом подробнее см. ниже, во II ч. исслед.

2 Так же, как и в случай внешней опасности (стр. 67). Договора, кроме того, предусматривает, что император не имеет права ввести на баварскую территорию какие-либо войсковые части иного контингента (не баварского), чтобы при посредстве этих последних объявить там военное положение.


3 Notverordnung издаются под ответственностью министерства и к области военного управления не принадлежат.

4 См. выше, стр. 69—60,

5 Стр. 60 и след; Дайси, стр. 627—629.

6 Стр. 63.

7 См. выше, стр. 63 и след.

8 Согласно Приказу по Военн. Вед. 1899 г. за Л? 241, в местностях, объявляемых на военном положении, генерал-губернаторы или облеченные их властью лица имеют право:

1) издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности;

2) устанавливать за нарушение таковых обязательных постановлений взыскания, не превышающие заключения в тюрьме или крепости на 3 мес. или денежного штрафа до 3000 рублей;

3) уполномочивать на наложение указанных в п. 2 взысканий подчиненных им губернаторов, градоначальников и обер-полицмейстеров;

4) разрешать в административном порядки, предварительно объявив о том во всеобщее сведение, дела по проступкам, влекущим наказания не свыше указанных в п. 2;

6) требовать от прокурорского надзора представления для просмотра, на срок не свыше 2 недель, каждого отдельного следственного произ­водства и дознания, не переданного еще в суды;

6—7 и 10) передавать военным судам дела по общим преступлениям (см. выше, стр. 65);

8) требовать рассмотрения судебных дел при закрытых дверях, когда это необходимо в видах сохранения общественного порядка;

19) требовать закрытия дверей или особых ограничений допуска посторонних лиц при рассмотрении государственных преступлений;

11) воспрещать всякие народные, общественные и частные собрания;

12) закрывать торговые заведения на известный срок или на время действия военного положения;


13) разрушать чрезвычайные и приостанавливать и закрывать очередные собрания сословных, городских и земских учреждений и устранять отдельные вопросы из их обсуждения;

14) приостанавливать периодические издания на все время военного положения;

15) закрывать учебный заведения на срок до одного месяца;

16) воспрещать отдельным лицам пребывать в местностях, объявленных на военном положении;

17) посылать отдельных лиц во внутренние губернии на время действия военного положения, а иностранцев высылать за границу;

18) налагать на срок военного положения секвестры на движимое и недвижимое имущество, когда это необходимо в видах поддержания общественного порядка;

19) устранять от должности на время военного положения чиновников всех ведомств (кроме первых трех классов) и лиц, служащих по выборам.

Кроме того, генерал-губернаторам предоставляется право передавать управление отдельными местностями в пределах подчиненного ему района особо для сего назначаемым им лицам, определяя тогда же их права специальной инструкцией (ст. 21)

 Стр. 38-39.


2 В тексте имперской конституции ст. 68, о введении военного положения, помещена в XI отделе, озаглавленном — «Военное дело Империи».

1 Дайси, стр. 314. Применения юрисдикции военных судов к лицам гражданского ведомства английский правопорядок совершенно не знает. Военным судам всегда подведомственны лишь воинские чины и, в случае превышения власти, личный составь этих судов даже сам подлежит ответственности перед гражданскими судами (Дайси, стр. 336-338).

2 Ст. 15, т. I, свод зак., ч. I, изд. 1906 г., говорить и о военном положении и об исключительном, не разделяя их совершенно, так что вся совокупность устанавливаемых ею правомочий может быть от­несена только лишь к верховной власти управления.


3 Обоснование такого права см. стр. 38 и след.

4 Еще в прошлом веке поводы и условия принятия насильственных мер при посягательствах на общественный порядок определя­лись одним усмотрением военных и гражданских властей (кн. Друцкой — «Причины не вменения в уголовном праве», СПб. 1902 г., стр. 136—138).

5 См. выше, стр. 38 и след.

1 Собр. конст., вып. I, стр. 43. Исключение для Баварии — Laband, 8. 117 (I).

2 Кн. Друцкой, стр. 148.

3 «Vorschrift liber den Waffengebrauch des Militurs und seine Mitwir-kung zur Unterdriickung inneren Unruhen, voin 23 Mr. 1899».

4 Endres—Der milituriche Waffengebrauch, Berlin 1903, S. 63-83; La-band, p. 116—118.

1 Endres, S. 70.

2 § 8, зап. 20 марта 1837 г. (Endres, S. 78).

3 Endres, S. 76.

4 Согласно инструкции военного министра от 4 июня 1863 г.

5 Endres, S. 70.

1 Endres, S. 73.

2 Endres, S. 73.

3 Laband, p. 116 - 117.

4 Собр. конст., вып. II, стр. 27.

5 Schmid, S 207.

6 Последующими указами было установлено, что право это принадлежит высшим местным административным властям и требование войск должно быть направляемо в свою очередь к высшему предста­вителю военной власти в данном месте. Суды и прокуроры в Австрии

7и прокуроры в Венгрии имеют также право вызывать войска. Schmid, S. 207—208.

 Schmid, S. 207.


8 Согласно определениям действующего поныне Hofkriegsrats-Prusidialrescript, vom 8 oct. 1844 (Schmid, S. 208) и Dienstreglement fur das Kaiserliche und Konigliche Heer, 1873 (кн. Друцкой, стр. 150).

1 Schmid, 209.

2 Dienstreglement 1873 (Schmid, 209; кн. Друцкой, 151).

3 Erlass des Reichskriegsministeriums, v. 9 febr. 1894, Nr. 301.

4 Schmid, S. 210-211.

5 Стр. 41 - 42.

6 L' armee et l' ordre public, Paris 1891, p. 7-12, 27-38; Delaperrierre, L' armee francaise, I. II, p. 402—404; кн. Друцкой, стр. 149—150

7 «Префекты, субпрефекты, мэры, их помощники, председатели п прокуроры судов первой инстанции и апелляционных, а также их помощники, судебные следователи, мировые судьи и полицейские пристава (commissaire de police), которые должны иметь на себе в этих случаях трехцветную ленту (отсутствие этого внешнего отличия лишает их значения органов власти)» - кн. Друцкой, стр. 149 - 150.

Кроме того, президенты законодательных палат имеют право требовать войска для охраны того собрания, в котором они председательствуют (Закон 22 поля 1879 г., ст. 5).

8 «Правила о призыве войск для содействия гражданским властям» (Выс. утв. 7 февраля 1906 г.) и суждения Государственного Совета «об изменении правил о призыве войск для содействия гражданским властям» (Зак. акты переходного времени, СПб. 1906 г., стр. 337 - 340).

1 К числу этих последних относятся: С.-Петербургский дом предварительного заключения, Московская исправительная тюрьма, исправи­тельный арестантские отделения, пересыльные и каторжные тюрьмы и тюремные замки (ст. 6.


Кроме всех перечисленных лиц, на основании Именного Высочайшего указа Правительствующему Сенату от 14 декабря 1905 г., предоставляются права губернаторов по вызову войск комитетам железных дорог, по отношению к которым приняты чрезвычайные меры охраны согласно правилам Указа (Зак. акты перех. вр., стр. 296 - 302).


1 СПб. 1904 г.

2 Штейн, «Учение о военном быте», стр. 262, относятся к этой мере отрицательно, признавая более соответственным в подобных случаях вводить осадное положение.

3 Св. 3. Р. И., т. XIV, Устав о пред. и пресеч. прест., СПб. 1890 г. Приложение I к ст. 1 (прим. 2).

4 См. стр. 79.

1 Стр. 76-76, 77-78.

2 «Правила», ст. 12, 1. (Законодательные акты переход, времени, стр. 344).

3 На войска возлагаются иногда и другие задачи, кроме перечисленных выше, напр., оккупация недавно покоренных земель, но все он являются обыкновенно исключением из обычного порядка жизни государства

У нас военному управлению подчиняются во всех отношениях целые обширные области государства; обстоятельство это имеет место или вследствие особых исторических и бытовых условий, как в землях казачьих войск, или обусловливается малой культурностью и отдаленностью от центра государства тех или иных областей.

1 Стр. 49.

2 Штейн, «Учение о военном быте», стр. 244.

3 В этом положении находит, между прочим, свое обоснование факт сохранения прав главенства над военной силой всеми конституционными монархами, тогда как прочие права их переживали много видоизменений и частью вовсе отошли от них.

1 Подробное рассмотрение этого вопроса см. выше, стр. 22 и след. и стр. 34—43. Сравни Frobel, Theorie der Politik, Wien 1861, S. 21—25.


2 Стр. 43—46.

1 Подробное развитие этого вопроса приведено ниже в отделе, исследующем армию, как государственную силу.

2 Вопрос о важности для армии, как силы, глубокого знакомства с жизнью народа и высокого культурного уровня её командующего состава здесь пока не разбирается, так как по существу своему относится главным образом ко второй части настоящего исследования.

1 Т.-е. активного и пассивного избирательного права.

2 «Военнослужащие юридически обладают избирательным правом, но осуществление его в виду особенности их положения, приостанавливается на время состояния их на действительной службе». Добровольский— «Особенности положения военнослужащих в области публичного и частного прав». СПб. 1906 г., стр. 6; Эсмен, т. II, стр. 213.

3 На практике этот вопрос в настоящее время для большинства изучаемых государств не имеет значения, так как военнослужащие благодаря кратким срокам действительной службы заканчивают ее



<< предыдущая страница   следующая страница >>