litceymos.ru 1

Адаптация ребенка к школе

     Для успешного обучения ребенка необходимо учи­тывать особенности адаптации, т. е. привыкания, процесс активного приспособления к школьной жизни.

     Наблюдения за первоклассниками показали, что адап­тация может проходить по-разному.

     1-я группа детей – быстро и благополучно привы­кающие дети. У них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, прилежание, вниматель­ность, желание посещать школу, добросовестно и без видимых усилий выполнять требования учителя. Учеб­ный материал усваивают легко. Занимают благопри­ятное положение в классе.

     2-я группа детей требует для привыкания к но­вой, школьной жизни больше времени. Такие дети долгое время предпочитают игровую деятельность, учебный материал понимают при хорошем изложении учителя. Дружат со многими одноклассниками, но часто капризничают, плачут, жалуются, спорят или дерутся с одноклассниками.

     3-я группа детей – плохо привыкающие дети. Их отличает негативная форма поведения, нежелание учиться и посещать школу, устойчивые отрицательные эмоции. Учебный материал усваивают фрагментарно,­ требуют помощи учителя. У них не складываются от­ношения с одноклассниками, которые не хотят с ними дружить, играть на переменах. Близких друзей нет.

Такие дети часто нарушают дисциплину, ведут себя в школе вызывающе, задираются, часто мешают прово­дить урок и т. д. Частые жалобы на здоровье.

 

  В чем трудности адаптации ребенка к школе?


  1. Смена социальной позиции ребенка. Из дошколь­ника ребенок превращается в ученика (я - школь­ник). У него появляются новые и сложные обязаннос­ти: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроке, дисциплинированным и т. п. Ребенку придется выполнять новые требования и нор­мы, которые ориентируют его в том, как себя вести, что и как делать.
  2. Смена ведущей деятельности. До начала обуче­ния в школе ребенок занят преимущественно игрой. Он играет в сюжетные и ролевые игры, фантазирует, придумывает игровые импровизации. С приходом в школу ребенок начинает овладевать учебной деятель­ностью: школьник должен «научиться учиться», т. е. запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу. Основное психологическое различие игровой и учеб­ной деятельности состоит в том, что игровая деятель­ность является свободной, а учебная - построена на основе произвольных усилий ребенка. Если до начала обучения в школе ребенок играл тогда, когда он хотел играть, действовал в соответствии со своим желанием и самостоятельно, то с приходом в школу ребенок обя­зан делать то, что ему не всегда хочется делать. Он должен произвольно контролировать свое поведение, стабильно держать активное внимание на уроке: он обязан и вынужден сменить свои занятия, весь «спо­соб жизни».


  3. Сдерживание двигательной активности иници­ативного ребенка. Активизация вялых и пассивных детей. Учитель стремится сформировать некий опти­мальный уровень активного ребенка, способствующий хорошему усвоению учебного материала, длительно­му поддерживанию активного внимания, сосредото­ченности, концентрации.Если ребенок характеризуется слабым развитием комплекса произвольности», он плохо привыкает к школе, имеет низкую успеваемость. Для такого ребен­ка идти в школу со временем становится своеобразной «пыткой», и он начинает всячески увиливать от этого, пропускает уроки, придумывает разные болезни.

  4. Возникновение специфических реакций. С нача­лом обучения в школе у 67-69°/о неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, сры­вы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Такой ребенок боится учителя, ис­пытывает страх перед выходом к доске для ответа, он боится опоздать на урок, низких отметок, унижения.

  5. Социальное окружение: учитель, класс, семья. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Опыт показывает, что ребенок, которого с самого начала «не полюбил» учи­тель начальных классов, впоследствии плохо учится, агрессивен или не уверен в себе, склонен к асоциаль­ным поступкам.

     Успешность адаптации ребенка к школе зависит также и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начи­нает хорошо учиться. Тихий и податливый ученик

часто превращается в ведомого или аутсайдера, учит­ся нехотя и посредственно.

     Семейная ситуация, в которой оказывается ребе­нок в начале своего обучения в школе, имеет большое значение. Напряженная, эмоционально дискомфорт­ная обстановка отрицательно влияет на самочувствие школьника, что сказывается и на его успеваемости.

     Можно психологически готовить ребенка посред­ством проигрывания с ним различных ситуаций из школьной жизни. Дети любят играть «в школу».


Даже для самых подготовленных детей первые ме­сяцы пребывания их в школе часто оборачиваются стрессом. Ученики становятся раздражительными, тре­вожными, плачут по пустякам. И это понятно: новые условия, новые требования. Тяжело приходится флег­матичным, вялым. Медлительные дети под напором активности взрослого затормаживаются еще сильнее. Учителю может показаться, что ребенок нарочно тя­нет с выполнением задания. И здесь именно вы, родители, можете помочь ре­бенку успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс.

Что для этого необходимо?

1. Подготовить ребенка к обучению со сверст­никами и взрослыми.

     В характере ребенка родителей должно интере­совать его отношение…

...к другим людям,

которое проявляется в следующих качествах ха­рактера: эгоизм-альтруизм, честность, правдивость-­лживость, рассудительность-легкомыслие, общитель­ность-замкнутость, тактичность-грубость, стремление превосходить-подчиняться.

...к сверстникам,

которое проявляется в следующих качествах ха­рактера: драчливость, конфликтность, подозритель­ность, открытость, завистливость, уступчивость.

...к самому себе,

которое проявляется в следующих качествах харак­тера: скромность, самоуважение, самокритичность, гор­дость, закомплексованность, чувство неполноценности.

...ко взрослым,

которое проявляется в следующих качествах ха­рактера: послушание, уважительность, капризность, заискивание.

...к собственным вещам,

которое проявляется в следующих качествах ха­рактера: бережливость, жадность, неряшливость, ак­куратность.

...к делу,

которое проявляется в следующих качествах ха­рактера: ответственность - безответственность, тру­долюбие - леность, настойчивость, целеустремлен­ность, инициативность, самостоятельность, добросове­стность, старательность.

Уровень развития общительности ребенка опреде­ляется во время общих детских игр. Чем активнее ре­бенок в общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной системы.


10 баллов - сверхактивный, то есть постоянно тор­мошит сверстников, вовлекая их в игры, общение.

9 баллов - очень активный: вовлекает и сам ак­тивно участвует в играх и общении.

8 баллов - активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.

7 баллов - скорее активный, чем пассивный: уча­ствует в играх, общении, но сам не побуждает к этому других.

6 баллов - трудно определить, активный или пас­сивный: позовут играть - пойдет, не позовут - не пой­дет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.

        5 баллов - скорее пассивный, чем активный: иног­да отказывается от общения, но чаще все же участву­ет в играх и общении.

4 балла - пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.

3 балла - очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.

2 балла - замкнутый, не реагирует на игры свер­стников.

В школе ребенок будет постоянно находиться в ок­ружении других детей, учителей. Поэтому необходи­мо привить ребенку навыки общения:


  • уметь вступать в общение с учителем и со сверст­никами;

  • уметь слышать и слушать своего товарища;

  • говорить самому только после того, как собесед­ник закончит свою мысль;

  • пользоваться словами вежливого общения, избегать грубостей;

  • уметь управлять своим поведением без агрессивности.

     Понаблюдайте, умеет ли ваш ребенок устанавли­вать контакты.

Если ребенок это может делать смело и охотно - это говорит о раскованности и открытости ребенка.

Если ребенок недоверчив и осторожен, хочет избе­жать контакта - это говорит о том, что ребенок испытывает проблемы в общении, возможно, чего-­то боится. Неумение общаться обычно ведет к изо­ляции в школьном коллективе, становится причи­ной школьных трудностей.

2. Научить ребенка подчиняться определенно­му режиму.


     Если ребенок посещает детский сад, то он уже умеет соблюдать определенный режим. При поступлении в школу режим дня ребенка коренным образом меняется. Режим дня важен для ребенка, так как он способ­ствует нормальному развитию, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Режим дня составляется с учетом состояния здоровья, возрастных физиологических и других индивидуальных особен­ностей ребенка. Он предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна и отды­ха, в том числе и отдыха на открытом воздухе, регу­лярное и калорийное питание, выполнение правил лич­ной гигиены.

Помните:


  • Каждое утро ребенок должен начинать с зарядки. Это должно войти у него в привычку.

  • Необходимо привить ребенку гигиенические навы­ки: приучать самостоятельно умываться, чистить зубы.

  • Принимать пищу следует не раньше, чем через 30 минут после игры или прогулки, а ужинать - за 1-2 часа до сна. Правильно организованное пи­тание (4-5-кратный прием пищи) имеет большое значение для нормального физического и нервно­-психического развития ребенка. Особенно полезны молоко и молочные продукты.

  • Для  восстановления сил и работоспособности организма ребенку очень важен нормальный сон. Детям 6-7 лет необходимо спать 10-11 часов.

  • В выходные дни режим не нарушается, но ребенку необходимо дать выспаться.

3. Привить навыки самостоятельности.

  • Поручайте ребенку конкретные дела и требуйте их самостоятельного выполнения.

  • Выполненное самостоятельно дело отмечайте положительно.

  • Давайте возможность ребенку проявить инициативу в выборе различных дел.

  • Стимулируйте самостоятельно выполнение домашних заданий.

  • Оказывайте минимальную помощь ребенку в выполнении домашних заданий.

4. Развивать эмоционально-волевую сферу.

        В школе нередко между детьми возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Очень важно, чтобы ребенок умел сдерживать свои эмоции, управлял своим поведением. Необходима внешняя и внутренняя саморегуляция поведения, которая приобретается по мере накопления жизненного опыта. Немалую роль играет семейное воспитание. Учите ребенка подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. Зная особенности своего ребенка, вы сможете скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В ваших силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций.


        Для определения самооценки будущего школьника, проведите с ребенком игру «Какой я?». Пусть на каждое из десяти предложенных слов-характеристик о себе ребенок даст положительный или отрицательный ответ. А вы считайте:

1 балл – да;

0 баллов – нет;

0,5 балла – не знаю или иногда.

Например: хороший, добрый, умный, аккуратный, трудолюбивый, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный), честный.

Оценка ответов:

10 баллов – слишком высокий уровень самооценки;

8-9 баллов – высокий;

4-7 балла – средний;

2-3 балла – низкий;

0-1     балл – очень низкий.

        Дорогие родители! Понаблюдайте за собой как бы со стороны. Ведь часто мы, взрослые, уже не помним, с каким трудом давались нам первые рассказики, как путались буквы, пропускались слова, как упорно не хотели складываться в голове числа, каким неуклюжими становились пальцы, когда нужно было написать ряды ровных палочек, кружков, и вспоминались все самые любимые игрушки, с которыми неудержимо тянуло поиграть…Конечно, сейчас все это вы умеете, и поэтому так сложно понять трудности малыша. Но не спешите ускорять его, сдержите эмоции, скажите ему и себе: Все получится, вот увидишь! Еще немно­го постараешься, и будет лучше выходить!» И пусть не сразу, но действительно все будет значительно бы­стрее получаться, чем с раздражением и укорами….

     Маленькие дети не бывают ленивыми. На их лень мы списываем свои педагогические ошибки. Если вам кажется, что ребенок ленив, то, скорее всего, ваши требования превышают его возможности. Ребенок - это вечный экспериментатор. Ему все интересно, он все хо­чет знать. Но хотеть знать и хотеть учиться - это не одно и то же. Не надо обольщаться: ребенок идет в школу не для того, чтобы учиться. Шестилетний ребе­нок еще не может ставить познавательных целей. Он идет в школу, потому что купят красивую школьную сумку или рюкзак, потому что днем спать не надо, по­тому что «надоело в детском саду», потому что «я буду школьником», потому что мама деньги будет давать на обед. Если ребенок говорит, что хочет учиться, скорее всего, он просто повторяет слова взрослых. Вот несколько советов для родителей, следуя кото­рым вы поможете ребенку легче и быстрее адаптиро­ваться в школе:

  • приучите ребенка содержать в порядке свои вещи;

  • не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе;

  • не старайтесь быть для ребенка учителем;

  • научите ребенка правильно реагировать на неудачи;

  • в обыденной жизни приучайте ребенка к самосто­ятельности;

  • научите ребенка самостоятельно принимать решения.