litceymos.ru 1

«Формирование толерантной среды через воспитательную систему гимназии»

Заместитель директора по воспитательной работе С.Ю. Ядрышникова

Умей чувствовать рядом с собой человека,
умей понимать его душу,
видеть в его глазах сложный духовный мир
– радость, горе, беду, несчастье.
Думай и чувствуй,
как твои поступки могут отразиться
на душевном состоянии другого человека.
В.А.Сухомлинский


Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых как в гимназии, так и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Современный обучающийся должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Педагогический коллектив гимназии представляет свою практическую работу по формированию толерантной среды в школе. Живая повседневная жизнь гимназии полна событиями. События, вокруг которых вращается весь гимназический мир, лежат в основе воспитательных программ. В гимназии действует система воспитательных программ, которая отражает уровни и направления воспитательной деятельности школы.


  • Программа воспитания толерантности

  • Программа «Патриот»

  • Программа «Будущее России»

  • Программа «Лидер»

  • Программа «Мой выбор»

  • Программа «Творчество»

Сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных меха­низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво­бод других, непохожих на тебя, людей.

Что же такое толерантность? Словарь иностранных слов трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. Однако в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходитель­но-равнодушного отношения к другому. Мы предлагаем рассматривать толерантность в контексте таких понятий как: признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно дру­гого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня. Принятие – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на мир его одновременно с двух точек зрения: своей собст­венной и другого.

В настоящее время в нашей гимназии обучаются дети - представители 9 национальностей. Это позволяет назвать нашу гимназию многонациональной (азербайджанцы, грузины, армяне, казахи, татары, чеченцы, ингуши, корейцы, русские). Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Так в гимназии традиционно проходят музыкальные фестивали.


Какие конкретные шаги необходимо предпринять педагогам, чтобы воспитать толерантную личность? Весьма распространено мне­ние о том, что для развития у обучающихся межкультурной толерантно­сти необходимо их ознакомление с разнообразными культурами, их углубленное изучение. На первое место должна выходить работа педагогов не столько над проблемой расшире­ния и углубления знаний обучающихся о других культурах, сколько над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще.

Решающим фактором воспитания в школьнике толерантности, как нам кажется, являются встречи подростка с иными культурами в специально, педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него. Процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистиче­ской воспитательной системы гимназии с ее открытостью внешней социокультурной среде, с ее направленностью на освоение этой среды, с предлагаемыми ею вариантами общения и деятельности в среде: с ее ценностными ориентирами, которые задают отношения, возникающие в процессе межкультурного диалога. В нашей гимназии проходят встречи с иностранными представителями. На этих встречах ребята общаются в непринужденной обстановке с представителями различных культур, знакомятся с их обычаями, музыкальными инструментами, одеждой и т.д.

Также, наш педагогический коллектив использует в практике си­туации непосредственных встреч детей с представителями иных культур, организуемых во внешкольной среде, во время туристических поездок.

Организовать встречи школьников с иными культурами можно и заочно на классных часах, с помощью мультимедийных презентаций, с соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приори­теты других культур, иную логику мышления и поведения людей. Но сама по себе встреча с иной культурой вовсе не обязательно приводит к положительным изменениям в сознании подростка. Очень важно, чтобы ребенок шел от знакомства с иной культурой и попыток понять иную культуру к осознанию проблематичности собственного понимания иных культур. Педагогам необходимо пробудить его сомне­ние в адекватности своего понимания. Данный шаг очень важен. Он заставляет ребенка впервые взглянуть на собственное восприятие других культур, выявить социальные стереотипы, которыми он до сих пор пользовался. Он заставляет обучающихся осознать и источник этого непонимания – иную логику мышления.


Осознание школьниками проблематичности своего понимания других культур является предпосылкой следующего шага педагогов - организации групповой коммуникации по поводу иной культуры. Здесь важно, чтобы ребята были сосредоточены на поиске сходств разнообразных культур, а не их отличий; чтобы выявлялись их поло­жительные аспекты, а не отрицательные; чтобы понимание и оправда­ние превалировало над оценкой и осуждением.

Наконец, педагоги организуют осмысление школьниками своих действий в процессе межкультурного диалога, своих ощущений, своей позиции, помогают выразить их в словесной форме, в ответах на во­просы анкет, в сочинениях-размышлениях. Для положительных результатов воспитания большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий. Это этические беседы, диспуты, обсуждение книг, телепередач, анкетирование, тестирование, анализ ситуаций, решение этических задач, практические занятия. На классных часах используются также факты из жизни школьного коллектива, самих детей и их близких. Чтобы пробудить интерес детей к проблемам общения, воспитать навыки культурного поведения, проводятся тренинги общения (“Что мне в тебе нравится?”, “Чей это портрет?”, “Ассоциации”, “Мнения” «Принимайте других такими…», «Разрешение конфликтов мирным путем», «Беру ответственность на себя» и т. д).

Наряду с коллективными формами работы используются индивидуальные и групповые, особенно в тех случаях, когда рассматриваемый вопрос имеет отношение к небольшой группе учащихся, затрагивает факты, требующие доверительного индивидуального разговора.

Педагогическим коллективом разработан практикум, ориентированный на формирование толерантности учащихся, расширение их межкультурной компетентности, приобретение этнокультурного опыта, навыков позитивного межэтнического взаимодействия. Он предполагает овладение учащимися наиболее устойчивыми элементами повседневно-бытового материального мира: еда, одежда, костюм, а также внешними проявлениями культуры своего и других народов. Важное место в практикуме отводится внеклассным мероприятиям, посвященным проблемам взаимодействия членов образовательного сообщества.



Мероприятия

Выставки книг «Диалог культур», «Книга – мост между цивилизациями»

Фотовыставка «Мой мир»

«Давайте жить дружно»


Выставка рисунков «Национальный костюм»

Составление списка
«Принципы толерантного поведения»

Создание мультимедийной презентации « Толерантность»

Тренинги толерантного поведения

Круглый стол «Мы интересны друг другу потому, что мы разные»

Страничка в школьной газете «Мысль» с публикациями учащихся, посвященными проблемам интолерантного поведения

«Рисуем дружбу». Конкурс рисунков для обучающихся начальных классов

Тематические родительские собрания «Учитель, ученик, родитель»

«Расскажи нам о других». Выступления на классных часах с рассказами о поездках по России и за рубеж

«Мой дом – моя семья»

«Мир – наш общий дом»

«Культура и быт народов России»

«Мы разные, но мы вместе»

«Зарубежные писатели -детям России»

«Дружат люди всей Земли»



Огромная работа по формированию толерантности ведется во внеурочное время:
  1. Экскурсионная работа, по углублению знаний по истории Кургана и России (“Религии мира в Кургане”, “Иностранцы в Кургане”).


  2. Участие в конкурсах рисунков по вопросам толерантности.

  3. Участие в играх – путешествиях «Познакомимся друг с другом», посвященных истории и культуре разных стран в библиотеке им. Куликова

  4. Ежегодные праздники танца.

Также, большая работа ведется и на базе музеев города:

  1. Встречи с ветеранами ВОВ

  2. Встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками школы, живущими в микрорайоне

  3. Исторические конференции по основным проблемам Великой Отечественной войны

  4. Изучение документов по истории Великой Отечественной войны. Встречи и поздравления ветеранов.

  5. Проведение экскурсий для обучающихся

  6. Интерактивные занятия

“Уроки мужества”, экскурсии в музеи воспитывают у школьников уважение к людям разных национальностей, победившим в Великой Отечественной войне.

Понимая толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям, воспитание мо­жет и не менять этого отношения, даже если оно не­гативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыс­лить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не при­знавал, полюбил то, чего прежде не любил: он име­ет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию со-существования; воспитание же толерантности призвано помочь ре­бенку достойно прийти к этой ситуации.

Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, прежде всего, в опыте личности. Поэтому и воспита­ние толерантности – это, с педагогической точки зре­ния, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное созда­ние условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы нам: “Ваша работа достигла поставленных целей”, но та обстановка доброжелательности, взаимопомощи, которая есть у нас в школе, говорит нам, что работа даёт результаты.


Цель данной программы – вооружить классного руководителя практической и методологической основой работы по формированию у подростков толерантности.

Данная программа предполагает реализацию таких форм и методов воспитания, как

 

1 направление

 

I блок: «Понимание себя» («Познай самого себя

II блок: «Принятие себя»

Форма воспитательной работы

Тематика

Основная идея


Форма воспитательной работы

Тематика

Основная идея

Классные часы

«Мое хобби»

Определение самобытности каждого подростка через раскрытие его увлечений.

Классные часы

«И на солнце есть пятна»

Развитие способности адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей; преодоление трудностей, мешающих принимать себя как личность; осознание, что не существует абсолютно идеальных во всем людей, но все заслуживают внимания и уважения; деление толерантной и антолерантной личности.

 

 

«Я сам»

Формирование позитивного отношения к собственному «Я».

 

«Учись властвовать собой»


Развитие навыков самовоспитания, готовности к самосовершенствованию; формирование толерантности к себе.

 

«Всегда ли я хороший»

Формирование адекватной самооценки, самокритичности, создания условий для самоанализа подростками своего отношения к окружающим.

 

 

 

Игровые тренинги

«В Зазеркалье: занятие 1 «Это я!»»

Самоидентификация личности подростком, формирование осознанного образа собственного «Я».

Игровые тренинги

«В Зазеркалье: занятие 3 «Гармония с собой».

 

Развитие навыка самоанализа, саморегуляции, укрепление процесса принятия собственной личности.

 

«В Зазеркалье: занятие 2 «Мой мир»»

Формирование понимания и осознанного отношения к своему внутреннему миру.

 

«Перекресток души»

Формирование позитивной самооценки, толерантности к проходящим изменениям в собственном внутреннем мире, осознание учащимися мысли о том, что человек часто находится в ситуации нравственного выбора и этот выбор зависит от того, какие силы в человеке возьмут верх



































Коммуникативные тренинги

«Школа общения Занятие 1 «Мое эхо»»

Самосознание своего мира и развитие умения терпимо воспринимать информацию о себе от других людей формулирование адекватной самооценки.

Коммуникативные тренинги

«Школа общения Занятие 2 «Диалог с самим собой»»

 

«Школа общения Занятие 3 «Комплимент»»

Формирование умений самоанализа, способствующего самопринятию личности.

 

 

Формирование толерантного отношения к себе и другим, а также к позитивной оценке подростка сверстниками.

 

 

 

 

 

 

КТД

«Творческие мастерские»

Определение и развитие подростками своего творческого потенциала, своих способностей и возможностей, особенных личностных черт; а также способностей толерантного взаимодействия в процессе совместного творчества.

КТД

«Это здорово!»

Осознание и самопринятие себя как творца общего дела.

Праздник

«День творчества»

Самопознание, самовыражение подростков через совместную творческую и познавательную деятельность, а также формирование уважения, толерантно по отношению к себе и к окружающим в процессе праздничного действия.


Праздник

«Звездопад»

Осознание и самопринятие собственной творческой индивидуальности

Игровая программа

«Самый, самый, самый»

Сознательная и личностная самоидентификация подростка в коллективе сверстников.

Игровая программа

«Классная компания»

Осознание и самопринятие себя как члена творческого и самобытного коллектива.

2 направление

 

I блок: «Принятие себя как члена семьи»

II блок: «Семейный лад»

Классные часы

«История моего имени»

Формирование уважения и толерантного отношения к себе как к носителю данного родителями имени, осознание как реальности своего имени.

Классные часы

«Домашний очаг»

Формирование представлений о значении для человека «домашнего очага», готовности придти на помощь  своим близким, представлении о «составляющих домашнего очага» (чуткости, внимания, доброжелательности, личной ответственности за своих близких)

 

 

«Слово о моем роде»

Формирование образа себя как представителя рода толерантного отношения к себе и своему роду, восприятие своих родовых традиций, обычаев и особенностей как отличных от других; формирования объективных знаний и семье своих одноклассников


 


 

«Уважение + терпение = семейное самочувствие»

Формирование представлений о семейном самочувствии и его составляющих, ориентации на семейное согласие, развитие навыков саморегуляции в складывающихся напряженных ситуациях семейного общения, формирование навыков компромиссного поведения.

 

«Эхо старины»

Формирование позитивного отношения к истории собственной семьи и истории семей своих сверстников, организация взаимодействия «старших» и «младших поколений» по вопросам традиций семейного воспитания, отдельных событий жизни предков, интересных событий, происходящих с семьей и т. д.

 

 

«Семейный оберег»

Ознакомление учащихся с этимологией слова «оберег»; ознакомление с семейными оберегами, осознание переносного значения «семейный оберег» – «взаимоуважение в семье», «семейная теплота», расширение знаний о толерантных отношениях в семье.

 

«Семейная реликвия»

Ознакомление учащихся с реликвиями своего рода, формирование образа себя как потомка, отработка навыков и умений толерантного взаимодействия со старшими поколениями.

 

 

«Почитать родителей – первейший закон природы»

Формирование осознанного уважительного отношения к родителям, развитие навыков конструктивного общения с родителями.

 

«Игровая копилка семьи»

Осознание и принятие опыта своего семейного воспитания и опыта других семей, осознание того, что каждый человек созидает, перенимает и передает опыт. И несмотря на различия семейного опыта, можно выделить и «общий объединяющий фактор» (все стремятся к семейному счастью, благополучию собственной семьи).


 

 

 

Коммуникативные тренинги

«Школа общения Занятие 4 «Диалог в семье»»

Развитие умений и навыков ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения, осознания понятий: право, обязанности, сотрудничество, согласованность, атмосфера семейная и др.

Коммуникативные тренинги

«Этика семейного общения»

Формирование первоначальных представлений об этике семейного общения, осознание понятий: такт, активное слушание другого, открытость, принятие таким как есть; фиксирование у родителей возможностей понимания своих детей.

 

 

 

 

«Кодекс семьи»

Обсуждение совместно с родителями семейных заповедей, осознание каждым личностной значимости толерантного взаимодействия в семье.

КТД

«Семья»

Формирование готовности и способности к семейному сотрудничеству в процессе создания общего творческого проекта (проект «Толерантность в семье»), формирование толерантного отношения к семьям своих сверстников.

КТД

«Вместе стар и млад так и в семье лад»

Создание коллективной творческой деятельности для проявления и развития толерантного взаимодействия взрослых и подростков, для установления партнерства и сотрудничества между ними.

Праздник


«Праздник бабушек и внуков»

Ориентация на толерантное сотрудничество двух поколений; восприятие другого как иного, имеющего право на свои собственные интересы, потребности, особенности; организация праздничного действия, в котором

преодолеваются барьеры общения со старшими и стираются стереотипы в отношениях партнеров, формируется участливое отношение друг к другу.

Праздник

«Татьянин день»

Организация праздничного досуга в соответствии с традициями празднования Татьянина дня в России (праздник для всех Татьян – девочек, мам, бабушек, других членов семьи) и формирования в его процессе навыков толерантного взаимо

действия с представителями разных возрастных групп.

 

 

«Праздник братьев и сестер»

Создание ситуации творческого взаимодействия с братьями и сестрами, ориентация на взаимопонимание со своими членами семьи и представителями иных возрастных групп, формирование чувства гордости за успехи своих близких.

Игровая программа

«Семейный десант»

Ориентация на согласованность мнений, позиций, на цивилизованные способы взаимодействия членов семьи в процессе выполнения игровых заданий

Викторина

Викторина по «Домострою»

Ознакомление с эпическим потенциалом произведения педагогической мысли древней Руси, осознание истоков основы этики семейного общения.

 


«Параллели»

Формирование умения осуществлять поиск «фактора объединения» между взрослыми и подростками в процессе выполнения игровых заданий, формирования чувства взаимоподдержки поколений.

 

 

 

3 направление



I блок: «Малая Родина. Культура твоего народа



II блок: «Солнце светит всем»

Классные часы

«Я родом из…»

Формирование у подростков чувства гордости за то географическое место, в котором он родился, развитие индивидуальности, самооценки каждого человека, наделенного своим неповторимым субъективным опытом, формирование достойного отношения к субъективному опыту другого.

Классные часы

«Легко ли быть не таким»

Формирование представлений о различиях (психических, физиологических, возрастных, социальных, культурных, национальных), которые отличают людей друг от друга; представлений о тех сложностях во взаимоотношениях с другими которые испытывают некоторые люди (инвалиды, беженцы и т. д.), осознание причин, по которым подобные ситуации складываются.

 

«История моей улицы»

Формирование уважения к своему месту жительства, расширения познавательной сферы, развитие навыков толерантного восприятия информации, преподносимой другими.


 

«Терпимое отношение к людям»

Ориентация на принятие позиции людей, отличающихся от самого подростка по каким-либо качествам; расширение знаний о терпимости, как ведущей характеристике взаимоотношений людей.

 

«Все мы отсюда»

Ориентация на поиск «фактора объединения» (все люди несмотря на различия, соседи на планете Земля), формирования таких качеств, как внимательность к взаимоподдержке.

 

«Гармония жизни»

Формирование представлений о понятии «Гармония»; о том, что в каждом человеке «живет» что-то прекрасное, нужно только это разглядеть. Ориентация на формирование гармоничных отношений с миром, главными ценностями, которыми являются терпимость, достоинство, уважение чужой жизни, доверие друг другу.

 

«Традиции и обычаи моего народа»

Формирование позитивных установок восприятия социального опыта народов, чьими представителями являются учащиеся класса, принятия национальной позиции другого как данности.

 

 

 

 

 

 

Игровой тренинг

«Живое сердце»

Готовность к чуткому, внимательному, участливому отношению с людьми, формирование ответственности за свои поступки и за других людей.

Коммуникативный тренинг


«Мощь наряда в его языке»

Развитие культуры речи и осознанного уважительного отношения к чистой народной речи, формирование принятия себя и другого как представителя определенного народа, личность, интериоризующую  традиции и особенности народа (в том числе и языковые)

Коммуникативный тренинг

«Атмосфера доверия или Доброжелатель-ность людей»

Развитие доверительного отношения в коллективе, способности устанавливать доброжелательную комфортную атмосферу в процессе взаимодействия с людьми, отличающимися от самого подростка.

 

«Шаг навстречу»

Формирование таких ведущих качеств толерантного общения, как аутичность, открытость, а также ориентация на согласованность мнений, позиций, несмотря на естественные социальные, культурные национальные различия.

 

«Основы бесконфликтного общения»

Осознание определения конфликта, его воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе; осознание и обработка основных способов поведения в конфликтных ситуациях; формирование установки на бесконфликтную (компромиссную) стратегию поведения в любой народной культуре мира.

КТД

«Вот эта улица, вот этот дом»

Развитие навыков толерантного взаимодействия в процессе коллективного поиска и воплощения творческих идей, а также расширение знаний о «собственном ареале проживания» (происходит творческое представление одного из интереснейших домов своей улицы).

КТД

«Мир вашему дому»


Формирование в процессе совместной творческой деятельности ненасильственного отношения и поведения к представителям разных народных культур.

Праздник

«Ярмарка народной игры»

Формирование образа себя как носителя культуры своего народа через демонстрацию имеющегося игрового опыта и его пополнение.

Праздник

«Всегда все вместе»

Актуализация умений и навыков согласованных действий, ориентация на конструктивное взаимодействие с людьми разных народных

 

 

 

 

 

культур, осознание равноправного значения народов и народностей на Земле.

Игровая программа

«Ключ к пониманию»

Ориентация на поиск общих и цивилизованных путей решения сложных игровых  ситуаций, требующих демонстрацию базовых навыков толерантного взаимодействия.

Игровая программа

«Пойми меня»

Развитие внимания к окружающим в совместной деятельности, осознание своих способностей понимать другого и значимости данного процесса для построения цивилизованного взаимодействия.

Викторина

«Родной край»

Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного наследника культуры, родного края, своей Малой Родины.


 

 

 



4 направление 

4 направление

 

I блок: «Культурно национальное пространство России»

II блок: «Феномен Российской конкордации»

Классные часы

«Велика святорусская земля, а везде солнышко»

Осознание учащимися могущественности и величественности России, принятие себя и своих сверстников как представителей и активных граждан российского государства, формирование уважительного отношения к своему отечеству.

Классные часы

«Где не тронешь Россию всюду рана»

Актуализация знаний учащихся о негативных событиях, происходящих в современной России (войны, распри, террористические акты); обсуждение причин приводящих к этим событиям и путей решения подобных проблем.

 

«Великие сыны России»

Формирование представления об обеспечении могущественности и величественности России сынами отечества – представителями разных национальных групп, осознание понятия межнациональная толерантность.

 

«Менталитет – зеркало нации»

Выделения понятия менталитета (относительно целостная совокупность мысли, верования, создающих картину мира) и его положительных и отрицательных влияний на процесс национального взаимодействия, национальную согласованность.


 

 

 

 

«Проблемы национального взаимодействия»

Осознание возможных перспектив развития общества, этноцентрическая перспектива (этноцентризм –свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать окружающий мир через традиции и ценности собственного этноса) или конкордационная перспектива (конкордация – процесс формирования установок, интересов, умений и навыков личности, позволяющих ей осуществлять свою жизнедеятельность согласованно с деятельностью других членов общества). Влияние данных характеристик на процесс национального взаимодействия. Условия успешного национального взаимодействия.

Игровой тренинг

«В Зазеркалье Занятие 5 «Разноцветный мир»»

Отработка навыков практической межнациональной толерантности.

Игровой тренинг

«Рука в руке»

Развитие внутригруппового доверия и сплоченности коллектива, обогащения опыта, проживание психологических состояний надежности, понимания и поддержки других людей в сложных ситуациях игрового действия, ориентация на принятие и помощь каждому человеку, независимо от цвета кожи, социального положения и т. д.

Коммуникативный тренинг

«Моя твоя не понимает, или премудрости общения»

Анализ типичных причин возникновения «тупиковых» ситуаций непонимания в общении представителей разных национальных групп, а также демонстрация способов избежания и преодоления подобных проблем.

Коммуникативный тренинг


«Эмпатия – основа благоприятного общения»

Осознание понятия эмпатии, критериев этого качества и его значения в межличностных отношениях, развитие готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, пониманию другого человека.

КТД

«Фольклорный калейдоскоп»

Восприятие другой нации как «иной» культуры, но имеющей общие черты (то и другое проявляется в процессе накопления и передачи фольклорного наследия).

КТД

«Путь к согласию»

Развитие навыков межличностного взаимодействия, осознание необходимости знаний правил, традиций, норм для установления позитивных взаимоотношений с представителями иной культуры, совершенствование навыков социальных контактов, ориентация на согласованность мнений, позиций с людьми разных культур.

Литературная музыкальная композиция

«С любовью в сердце о России»

Осознание того факта, что любой народ, населяющий Россию, представляет ее в произведениях искусства, следовательно к традициям и культуре других народов также следует относится с уважением и почтением, воспринимать все их отличия и особенности как данное.

Праздник

Фестиваль «Общение без границ»

Осознание границ толерантного поведения и отношения, развитие критического мышления, стимулирование активности к установлению социальных и личностных связей в личностных связей в общении, расширение границ толерантного общения с представителями иных культур.

 


 

 

Викторина

«Культура отношений»

Актуализировать знания подростков о культуре человеческих отношений, о принципах и ведущих качествах межнациональной толерантности.

 

 

 

 

 

 

 


4 направление

 

I блок: «Культура мира»

II блок: «Помни, что ты человек!»

Классные часы

«Болото стереотипов»

Осознание влияния социальных стереотипов на процесс взаимоотношений, развитие социального адекватного восприятия представителей иных культур, показать ощущения человека, являющегося объектом стереотипов, формирование представлений  о многообразии мировых культур и о их единстве.

Классные часы

«Человек побеждает сидя»

Осознание значимости обдуманных поступков и решений, демонстрация ситуаций в истории, когда импульсивность и непродуманность становились причиной войн, исторических конфликтов, отказ от доминирования, причинение вреда и насилия, осознание понятия «социальная активность»

 

 

 

 


 

 

 

«Роза мира»

Осознание идеи культуры мира, обсуждение теорий и концепций исследователей, вложивших усилия в достижение идей вечного мира (концепция диалога культур Достоевского-Бахтина, «Жалоба мира» Э. Роттердамского, «Всеобщий совет об исправлении человеческих дел» Я.А. Колянского.

 

«Человек – созидающий или человек – разрушающий»

Введение понятия «Культура мира», о деятельности великих миротворцев (например, Маххатами Ганди, Мартин Лютер Кинг, Николай Рерих, мать Тереза и др., демонстрация масштабов разрушающей силы непонимания и нетерпимости между культурами, народами и отдельными людьми, осознание себя как творца и члена человеческого общества.

 

 

 

 

«Жизнь дана на добрые дела»

Ориентация подростков на миротворческие, созидающие отношения с окружающими, определение каждым тех основ поведения, которыми он руководствуется в жизни.

 

 

 

 

«Право жизни»

Осознание подростками самого главного права человека – права на жизнь и недопускания нарушения данного права; ознакомление с Всеобщей Декларацией прав человека, осознание причин нарушения прав человека и человеческого достоинства.

Игровой тренинг


«Грани сходства»

Ориентация подростков на поиск «Фактора объединения» людей, демонстрация тех качеств, которые объединяют подростков данного коллектива между собой.

Игровой тренинг

«В Зазеркалье Занятие : «Возведем мосты, разрушим стены»»

Формирование ответственности каждого подростка за соблюдение прав другого человека, определить способы выхода из глобальных конфликтов.

«Коммуни-кативный тренинг

Интернет-телеком-муникация «Диалог культур»

Развитие навыков позитивного взаимодействия, расширение общенческих связей подростка с другими подростками с помощью телекоммуникации.

 

 

 

КТД

Ток-шоу «Смысл жизни»

Дискуссия подростков, родителей учителей и проблемах философии жизни (цель жизни, предназначение, судьба, человеческое общество и т. д.), развитие критического мышления и самостоятельности, социальной ответственности и активности, формирование толерантного отношения к жизненным трудностям, установление границ толерантности и данного типа.

КТД

Ролевая игра «Мировое соглашение»

Создание на «научном конгрессе» «Мирового соглашения», кодекса мира (документа, по которому люди планеты Земля должны жить в мире и согласии), развитие социальной активности и социальной ответственности.

Праздник

«Все флаги будут в гости к нам»


Организация праздника культур мира, в процессе которого происходит осознание многогранности связей мирового сообщества и формируется толерантное отношение к различиям мировых культур.

Викторина

«Имею право»

Актуализация знаний учащихся о правах и проблемах взаимоотношениях, нарушающих эти права, обобщение полученного опыта о толерантности, обмен чувствами и впечатлениями.